СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи. Описание комнаты.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи. Описание комнаты.»

Урок русского языка в 5 классе

«Описание комнаты»


УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

Тип урока: урок развития речи.

Цели:

- углубить знания о типе речи описании.

- закрепить умение определять тип речи описание;

- выполнять требования к написанию сочинения с учетом особенностей типа речи описание;

- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

-знакомство обучающихся с особенностями построения текста описательного характера;

-введение обучающих в «»Технику» наблюдений и составления рабочих материалов к сочинению

Задачи:

-подготовить обучающих к самостоятельному написанию сочинения-описания комнаты.

-формировать культуру монологического высказывания. Развивать речь учащихся.

- воспитывать любовь и уважение к богатству русского языка.

Ожидаемый результат: учащиеся должны научиться писать сочинение-описание своей комнаты в художественном стиле.

Формы работы: коллективная и самостоятельная.

Оборудование: учебник, компьютер,

Наглядность: презентация, наглядное пособие «Интерьер», рисунки детей.


Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: оценивать важность различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прек­расном» и отрицания «безобразного».

Регулятивные: соотносить результат своей дея­тельности с целью и оценивать его.

Познавательные: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.

Коммуникативные: учиться критично относиться к собственному мнению


ХОД УРОКА

I. Организационный момент 

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Организация рабочей обстановки. Приветствие.

Психологический настрой (рефлексия настроения и эмоционального состояния). Дети определяют свое настроение с помощью карточек с героями из мультфильма «Винни-Пух».

Ослик Иа – печальное, Сова – спокойное, уравновешенное, Тигра – веселое.

Демонстрируют своё настроение.


Помогите собрать слова п и с н а о и е описание

о н м а к а т комната

а в е и т р з и развитие

е р ь ч речь ,

которые помогут узнать тему урока.


Тема. Развитие речи. Описание комнаты.


II. Целеполагание

Цель этапа: уметь определять тему и цель урока, выражать свои мысли, аргументировать собственное мнение. 

Какая цель урока? ( Предположения детей) А задачи?


Высказывать предположения на основе наблюдений; формулировать тему урока и его последующее содержание, целеполагание 


III. Актуализация знаний

1. Беседа с учащимися

  • Какие стили речи вы знаете и в каких сферах общения эти стили используются?

Разговорный - общение людей в быту

Официально-деловой – общение граждан с учреждениями

Публицистический – агитационно-массовая деятельность

Научный – научная деятельность

Художественный - словесно-художественное творчество


  • Какие типы речи знаете?

описание (какой?)

повествование (о чем?)

рассуждение (почему?)


  • А что вы помните про тип речи, с которым нам предстоит сегодня работать? ОПИСАНИЕ

Описание – это такой тип речи, в котором перечисляются основные признаки того, что нужно описать.

К описанию можно задать вопрос какой?

В описании обычно различают две части:

Первая часть, в которой содержится общая характеристика предмета или передается общее впечатление от него;

Вторая часть, в которой говорится об отдельных признаках, деталях.

Описание научное - точное, логическое, без средств образности.

Художественное – яркое, эмоциональное, экспрессивно окрашенное.


Сегодня мы пишем сочинение – описание в художественном стиле.


2. Что означает термин «интерьер»? (Опережающее задание)

Слово интерьер заимствовано из французского языка и обозначает внутренний.

Этот термин используют в архитектуре, и подразумевает внутреннее пространство здания.

Уже с древних времен различают 2 основных типа интерьера: общественный и жилой. По мере того, как развивалось человеческое общество, видоизменялся и интерьер. Так, в древней Греции и Риме появляются театральный и спортивный интерьер.

В наше время интерьер необычайно разнообразен: это и театр, и концертный зал, и вестибюли, и магазин, и квартира.


  • Беседа с учащимися

Что означает термин «интерьер»?

Какие основные типы интерьера различают?


Мотивация.

  • Для чего нужно знать об интерьере?

  • Где встречаем описание внутреннего пространства здания?

  • Людям каких профессий необходимо умение описывать помещение (писатель, дизайнер, художник, криминалист)?


III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

1. Работа с текстом на стр. 120-121.

  •  Познакомьтесь с отрывком из воспоминаний о писателе Л.Андрееве. Определите, к какому типу речи относится текст.


Он любил всё огромное. В огромном кабинете, на огром­ном письменном столе стояла у него огромная чернильни­ца. Камин в кабинете был величиной с ворота, а сам каби­нет — точно площадь.

 Его дом в деревне высился над всеми домами: каждое бревно стопудовое, фундамент — гранит­ные глыбы.

Помню, незадолго до войны он показал мне чертёж грандиозного здания.

- Что это за дом? — спросил я.

- Это не дом, это стол, — отвечал Леонид Андреев.

Оказалось, что он заказал архитектору проект много­этажного стола, обыкновенный письменный стол был ему тесен и мал.

Такое тяготение к огромному сказывалось у него на каж­дом шагу и свидетельствовало о широте и щедрости натуры.

(По К. Чуковскому)

  • Определите род выделенных существительных. В каких случаях вы ориентировались на окончания существительных, а в каких – на суффиксы, характерные для существительных определенного рода?

  • Объясните правописание существительного чертеж.

  • Найдите в тексте описание кабинета. С какой целью оно дано?


2. Работа с эпиграфом к уроку

 Обратим внимание на эпиграф к нашему уроку:

Обычно дом становится похож на тех, кто в нём живет…

М.М. Рощин

  • Как вы считаете, комната может характеризовать того, кто в ней живет?

  • Докажите, что кабинет Л.Андреева отражает особенности его характера.

  • Выделите опорные слова, которые помогают сделать вывод о том, что перед нами текст-описание кабинета.

Называют «говорящие» детали, свидетельствующие о том, что Л. Андреев писатель (кабинет, письменный стол, чернильница).

3. Физкультминутка.

У меня красивый дом, (согнутые в локтях руки перед собой, соединяют пальцы)

Я живу с рожденья в нем (шагают на месте)

Потолки в нем – вот такие, (тянемся вверх)

А все комнаты – большие (руки в стороны, поворачиваем голову вправо-влево)

Милый дом, родной мой дом – (хлопают в ладоши)

Хорошо, уютно в нем! (Приседают, сложив руки крышей)


IV. Первичное закрепление.

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания;

выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; проведение коррекции


  • - Что нам нужно, чтобы написать сочинение-описание комнаты?


1. Словарно-орфоэпическая работа.

А. Подберем синонимы к слову СТОЯТЬ (помещается, находится, располагается, бросается в глаза, нельзя не заметить, место в углу занимает)


Б. Предупреждение орфографических ощибок. Прочитайте и запомните написание слов:
Комната, занавеска, портьера, диван, кровать, пианино, телефон, палас, торшер, картина, потолок, шифоньер, ламинат, линолеум, письменный; зеркало, справа, слева, направо, налево, неподалёку, здесь, здесь же, тут же, посреди, посредине.

В. Предупреждение пунктуационных ошибок

Знаки препинания при однородных членах (построить схемы)

Знаки препинания в сложных предложениях (построить схемы)

Из чего состоит грамматическая основа предложения? (подлежащее и сказуемое)

Запомните, если в предложении мы опускаем сказуемое. То вместо него становится «тире». ( Пример: Справа от стола – книжный шкаф).


2. Работа с памяткой

Памятка “Как написать сочинение-описание помещения”.

Работая над сочинением-описанием помещения, помните о последовательности изложения материала!

Любое сочинение-описание пишется по плану.

1. Общее впечатление.

2. Описание деталей.

3. Ваше отношение к предмету описания.

Примерный план описания

I. Помещение. (Комната, которую я вижу, …

Размеры комнаты (какие?)…

Стены (какие?)….

Окно (какое?)…

Полы (какие?)….

II. Мебель.

Стол (какая?)….

Стулья (какие?)….

Диван (какой?)…

Шкаф (какой?)….

III. Вывод (в зависимости от замысла пишущего: "Я очень люблю свою комнату", "Вот в таком доме хотелось бы мне жить", "Вот так выглядит моя комната в новой квартире" и т.п.).


3. Работа по предотвращению ошибок при создании текста-описания комнаты.

Прочитайте 2 текста и скажите, в каком из них ученик лучше описывает свою комнату, обоснуйте свою точку зрения:

  1. Мы живём в доме на втором этаже.

В моей комнате есть диван, два кресла, шкаф, трельяж, компьютер, стол, стул, пианино, телевизор и видеомагнитофон. В ней нет спортивной стенки, а у моего друга Вити - есть. Я очень хочу иметь спортивную стенку. Ещё в моей комнате есть три окна.


2. У меня есть комната. Она просторная и светлая, и в ней много интересного.

Когда входишь в комнату, напротив двери видишь окно. На окне висят зелёные занавески. Обои - тоже зелёные. Справа от окна стоит мой секретер и стул, а слева - большой серый диван, на котором я сплю. Над диваном висит разноцветный ковёр со сложным рисунком. В моей комнате есть большой коричневый шкаф, где висят мои вещи и лежат игрушки. На столике в углу - телевизор и магнитофон. На потолке - красивая люстра.

Мне очень нравится моя уютная комната.


  • Во 2 тексте автор лучше описывает комнату.

  • В 1 тексте есть много ошибок:

1. Нарушена структура описания: вводная часть практически не связана с основной, заключения вовсе нет, в основной части описание комнаты непоследовательно.

2. Не раскрыта основная мысль: не понятно, как автор относится к своей комнате.

3. Плохо раскрыта тема: некоторые предложения вообще не нужны («В ней нет спортивной стенки, а у моего друга Вити - есть. Я очень хочу иметь спортивную стенку.»).

4. Описание не позволяет представить комнату, т.к. предметы, находящиеся в комнате, совсем не охарактеризованы. Нет ни одного прилагательного, описывающего их.

-Как вы думаете, о чем вы еще не сказали?

( Конечно, второй текст лучше описывает комнату, но все же в нем чего-то не хватает.

Давайте вернемся к эпиграфу. “Обычно дом становится похож на тех, кто в нём живет…”)

Работа в парах. Добавьте в текст, который кажется вам более правильным «говорящие» детали.


Дифференциация. Слабым детям. Предлагаю поиграть.

 Запишите в тетрадь перечень «говорящих» деталей, характерных для комнат людей, занимающихся различными видами деятельности

(1 ряд спортсмен, 2 – путешественник, 3 – художник). Кто больше?


  • Давайте проверим, возьмите карандаш и отметьте плюсами детали, названные вашим одноклассником 

  • Дают характеристику описанию. Подбирают «говорящие» детали по заданной теме.


Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера 

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений 


4. Создайте с помощью карточек свое сочинение-описание комнаты по предложенным картинкам, включите в него “говорящие детали”, чтобы можно было увидеть и понять героя (задание № 5 на стр. 121).


5. Обсуждение структуры текста.

  • Вспомните, из каких частей состоит описание?

  • О чем можно сказать в водной части? ( Что у меня есть комната . Сколько я в ней живу,

  • Что должно быть в основной части? Описание комнаты. Можно начать с описания общего вида «Она большая, маленькая, просторная, светлая…»

  • Как закончить сочинение?

  • Выразить свое отношение к своей комнате, написать о том, что мне нравится в ней жить и почему..»


Контроль, коррекция, оценка


V. Итог урока (рефлексия)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Домашнее задание: написать сочинение-описание

«Моя комната» или «Комната моей мечты»,

Индивидуальное задание (по желанию) нарисовать иллюстрацию к сочинению.


  • Давайте вернемся к целям урока, достигли ли мы тех целей, которые поставили перед собой.

Работа с рефлексивной анкетой.

Записывают домашнее задание

Анализируют цели урока.

Анализируют работу на уроке с помощью рефлексивной анкеты.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности 

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям 

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений 


Рефлексивная анкета

Ученика 5 класса _________________________

1. На уроке я работал… активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я… доволен / не доволен

3. Сегодня на уроке мне было … Или

4. Сегодня я понял, что …

все понятно

мне нужно еще поработать над материалом урока.

5. Материал урока мне Бесполезен / пригодится в дальнейшей жизни

6. Мое настроение

Прикрепи картинку


Оценивание учащихся





























Приложение 1

Слово интерьер заимствовано из французского языка и обозначает внутренний.

Этот термин используют в архитектуре, и подразумевает внутреннее пространство здания.

Уже с древних времен различают 2 основных типа интерьера: общественный и жилой. По мере того, как развивалось человеческое общество, видоизменялся и интерьер. Так, в древней Греции и Риме появляются театральный и спортивный интерьер.

В наше время интерьер необычайно разнообразен: это и театр, и концертный зал, и вестибюли, и магазин, и квартира.







































Приложение 2

1 Работа с памяткой

Памятка “Как написать сочинение-описание помещения”.

Работая над сочинением-описанием помещения, помните о последовательности изложения материала!


Любое сочинение-описание пишется по плану.

1. Общее впечатление.

2. Описание деталей.

3. Ваше отношение к предмету описания.


Примерный план описания

I. Помещение. (Комната, которую я вижу, …

Размеры комнаты (какие?)…

Стены (какие?)….

Окно (какое?)…

Полы (какие?)….

II. Мебель.

Стол (какая?)….

Стулья (какие?)….

Диван (какой?)…

Шкаф (какой?)….

III. Вывод (в зависимости от замысла пишущего: "Я очень люблю свою комнату", "Вот в таком доме хотелось бы мне жить", "Вот так выглядит моя комната в новой квартире" и т.п.).


3. Работа по предотвращению ошибок при создании текста-описания комнаты.

Прочитайте 2 текста и скажите, в каком из них ученик лучше описывает свою комнату, обоснуйте свою точку зрения:


  1. Мы живём в доме на втором этаже.

В моей комнате есть диван, два кресла, шкаф, трельяж, компьютер, стол, стул, пианино, телевизор и видеомагнитофон. В ней нет спортивной стенки, а у моего друга Вити - есть. Я очень хочу иметь спортивную стенку. Ещё в моей комнате есть три окна.


2. У меня есть комната. Она просторная и светлая, и в ней много интересного.

Когда входишь в комнату, напротив двери видишь окно. На окне висят зелёные занавески. Обои - тоже зелёные. Справа от окна стоит мой секретер и стул, а слева - большой серый диван, на котором я сплю. Над диваном висит разноцветный ковёр со сложным рисунком. В моей комнате есть большой коричневый шкаф, где висят мои вещи и лежат игрушки. На столике в углу - телевизор и магнитофон. На потолке - красивая люстра.

Мне очень нравится моя уютная комната.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!