СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация - помощник для учителя. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это "особые" дети в возрасте до совершеннолетия, обладающие временными или постоянными ограничениями в физическом и (или) психическом развитии, а так же дети-инвалиды. 

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 Особенности развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья Смирнова Евгения Владимировна– учитель начальных классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №16

Особенности развития речи у детей

с ограниченными возможностями здоровья

Смирнова Евгения Владимировна– учитель начальных классов

«Особый» ребенок — это целый мир со своими радостями и огорчениями, со своим особенным восприятием окружающей действительности, которая не всегда добра к ним .

«Особый» ребенок — это целый мир со своими радостями и огорчениями, со своим особенным восприятием окружающей действительности, которая не всегда добра к ним .

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это "особые" дети в возрасте до совершеннолетия, обладающие временными или постоянными ограничениями в физическом и (или) психическом развитии, а так же дети-инвалиды. Физические, чувственные или психические отклонения могут быть кратковременными или постоянными, фрагментарными или общими.

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья не перестает быть актуальной в связи с тем, что таких детей по статистике становится все больше. Но с развитием современного мира появляются новые технологии и возможности для их адаптации в обществе.

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья не перестает быть актуальной в связи с тем, что таких детей по статистике становится все больше. Но с развитием современного мира появляются новые технологии и возможности для их адаптации в обществе.

 Социальная группа в обществе Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования, начиная с дошкольного образования, школы, и далее при получении профессионального образования с последующим трудоустройством и адаптацией в обществе.

Социальная группа в обществе

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования, начиная с дошкольного образования, школы, и далее при получении профессионального образования с последующим трудоустройством и адаптацией в обществе.

 Любое нарушение имеет причину  физиологический сбой  аномальное развитие

Любое нарушение имеет причину

физиологический сбой

аномальное развитие

 Сегодня считается, что к шести годам- а не к пяти, как раньше - устная речь, одна из высших психических функций, должна быть сформирована. Значит, к началу школьного обучения здоровый ребенок умеет:  связно и логично выражать свои мысли; пользуется развернутой фразой; имеет достаточный запас слов; правильно и точно понимает и называет предметы и понятия; говорит грамматически и фонетически верно.

Сегодня считается, что к шести годам- а не к пяти, как раньше - устная речь, одна из высших психических функций, должна быть сформирована.

Значит, к началу школьного обучения здоровый ребенок умеет:

  • связно и логично выражать свои мысли;
  • пользуется развернутой фразой;
  • имеет достаточный запас слов;
  • правильно и точно понимает и называет предметы и понятия;
  • говорит грамматически и фонетически верно.
Но сегодня все практикующие специалисты (педагоги, врачи, исследователи-аналитики) единодушны во мнении: подрастает поколение плохо говорящих (неговорящих) детей.  Огромное количество первоклассников еще не овладели в полной мере устной речью. А школа дает им новую установку – обучение чтению и письму, овладение новой сложнейшей функцией - письменной речью. Возникает проблема несовпадения возможностей ребенка и школьных требований. В результате неуспеваемость, школьная депривация, и нередко невротизация детей.

Но сегодня все практикующие специалисты (педагоги, врачи, исследователи-аналитики) единодушны во мнении:

подрастает поколение плохо говорящих (неговорящих) детей.

Огромное количество первоклассников еще не овладели в полной мере устной речью. А школа дает им новую установку – обучение чтению и письму, овладение новой сложнейшей функцией - письменной речью.

Возникает проблема несовпадения возможностей ребенка и школьных требований.

В результате неуспеваемость, школьная депривация, и нередко невротизация детей.

 Опыт учителей МОУ СОШ №16 г. о. Электрогорск Нарушения устной и письменной речи затрудняют общее развитие и обучение детей.   Поэтому детям с нарушениями речи необходимо оказывать не только логопедическую и дефектологическую помощь, но и психологическую.

Опыт учителей МОУ СОШ №16 г. о. Электрогорск

Нарушения устной и письменной речи

затрудняют общее развитие и обучение детей.

Поэтому детям с нарушениями речи необходимо оказывать не только логопедическую и дефектологическую помощь, но и психологическую.

 Особенности детей с речевыми нарушениями Уже в начале обучения, особенно, в послебукварный период выявляются специфические сложности освоения детьми навыков чтения и письма. Эти сложности имеют устойчивый, повторяющийся характер и не поддаются стандартным методам исправления. Это те самые ошибки, которые принято называть «логопедическими». Обусловлены они :  незрелостью функциональных зон коры,  слабостью межполушарных связей, недостаточной координацией слухового, зрительного, двигательного анализаторов.

Особенности детей с речевыми нарушениями

Уже в начале обучения, особенно, в послебукварный период выявляются специфические сложности освоения детьми навыков чтения и письма. Эти сложности имеют устойчивый, повторяющийся характер и не поддаются стандартным методам исправления.

Это те самые ошибки, которые принято называть «логопедическими».

Обусловлены они :

  • незрелостью функциональных зон коры,
  • слабостью межполушарных связей,
  • недостаточной координацией слухового, зрительного, двигательного анализаторов.
Таким детям необходим индивидуальный подход, специальные методики и длительная системная коррекция. За эффективной помощью родители должны обратиться к специалисту. Педагог в школе может выделить учеников со специфическими трудностями и рекомендовать родителям правильные действия.

Таким детям необходим индивидуальный подход, специальные методики и длительная системная коррекция. За эффективной помощью родители должны обратиться к специалисту. Педагог в школе может выделить учеников со специфическими трудностями и рекомендовать родителям правильные действия.

Стойкие нарушения письменной речи могут возникать у детей:   с нормальным интеллектом,  грамотной устной речью,  полноценными  зрением  и  слухом.  У  которых,  однако,  имеется несформированность  некоторых  частных  психических  процессов,  которые  могут  почти  ничем  себя  не  проявлять  в повседневной  жизни,  но  создают  серьезные  препятствия  при  овладении  письмом  или  чтением. 

Стойкие нарушения письменной речи могут возникать у детей:

  • с нормальным интеллектом,
  • грамотной устной речью,
  • полноценными  зрением  и  слухом.

У  которых,  однако,  имеется несформированность  некоторых  частных  психических  процессов,  которые  могут  почти  ничем  себя  не  проявлять  в повседневной  жизни,  но  создают  серьезные  препятствия  при  овладении  письмом  или  чтением. 

 В соответствии с педагогической классификацией наши особенные «речевые» дети младшего, - и не только - школьного возраста часто имеют несформированность (нарушения) навыков чтения и письма. На языке медицинской классификации это состояние обозначается термином дислексия (чтение) и дисграфия (письмо).

В соответствии с педагогической классификацией наши особенные «речевые» дети младшего, - и не только - школьного возраста часто имеют несформированность (нарушения) навыков чтения и письма.

На языке медицинской классификации это состояние обозначается термином

дислексия (чтение) и дисграфия (письмо).

Дислексики первично интеллектуально сохранные дети. Причина трудностей в другом: либо в фонетико-фонематическом недоразвитии, либо в неразвитой способности к языковому анализу, в том числе звуко-слоговому, либо в недоразвитии оптико-пространственных представлений, либо в общем недоразвитии всех языковых компонентов, когда ребенок плохо владеет морфологическими, синтаксическими обобщениями. И это далеко не всё. В любом случае именно механизмом дисграфии определяется выбор методики ее коррекции

Дислексики первично интеллектуально сохранные дети.

Причина трудностей в другом:

  • либо в фонетико-фонематическом недоразвитии,
  • либо в неразвитой способности к языковому анализу, в том числе звуко-слоговому,
  • либо в недоразвитии оптико-пространственных представлений,
  • либо в общем недоразвитии всех языковых компонентов, когда ребенок плохо владеет морфологическими, синтаксическими обобщениями.

И это далеко не всё. В любом случае именно механизмом дисграфии определяется выбор методики ее коррекции

Хочется зафиксировать внимание на особом подходе к детям с трудностями чтения. При любой форме дислексии, даже при элементах нарушений, нельзя требовать от ребенка нормативной для общеобразовательной школы скорости чтения. Проверки на скорость чтения вообще не для этих детей и только усугубляют трудности, травмируют ребенка и, подчас, отбрасывают его назад, мешают преодолению проблем. Зато при дисграфиях и дислексиях дети очень отзывчивы на различные речевые игры, на занимательность заданий, это облегчает им освоение навыков чтения и письма.

Хочется зафиксировать внимание на особом подходе к детям с трудностями чтения. При любой форме дислексии, даже при элементах нарушений, нельзя требовать от ребенка нормативной для общеобразовательной школы скорости чтения. Проверки на скорость чтения вообще не для этих детей и только усугубляют трудности, травмируют ребенка и, подчас, отбрасывают его назад, мешают преодолению проблем. Зато при дисграфиях и дислексиях дети очень отзывчивы на различные речевые игры, на занимательность заданий, это облегчает им освоение навыков чтения и письма.

 При фонологической (слуховой) дисграфии ребенок не слышит, не различает близкие по значимым признакам фонемы : смешивает шипящие-свистящие, лабиализованные гласные, соноры, не различает твердые-мягкие, на письме заменяет звонкие-глухие согласные  аффрикативные звуки. При этом все замены носят постоянный стойкий характер.

При фонологической (слуховой) дисграфии ребенок не слышит, не различает близкие по значимым признакам фонемы :

  • смешивает шипящие-свистящие, лабиализованные гласные, соноры,
  • не различает твердые-мягкие,
  • на письме заменяет звонкие-глухие согласные

аффрикативные звуки.

При этом все замены носят постоянный стойкий характер.

При оптико-пространственной форме дисграфии страдает буквенное зрение. Ребенок путает буквы, схожие по написанию или по движению руки во время письма. Сюда относят случаи зеркального письма, связанные с проблемами межполушарной латерализации.

При оптико-пространственной форме дисграфии страдает буквенное зрение.

Ребенок путает буквы, схожие по написанию или по движению руки во время письма.

Сюда относят случаи зеркального письма, связанные с проблемами межполушарной латерализации.

 Достаточно часто дисграфические ошибки вызваны несформированной функцией звукового анализа. Ребенок не может вычленить все звуковые элементы в слове, упрощает слоговую структуру, пропускает буквы и слоги. Ему трудно определять последовательность звуков в слове, он переставляет буквы местами. В словах более сложной слоговой структуры часто происходит перестановка слогов. В стечениях согласных ребенок вставляет дополнительную гласную.

Достаточно часто дисграфические ошибки вызваны несформированной функцией звукового анализа. Ребенок не может вычленить все звуковые элементы в слове, упрощает слоговую структуру, пропускает буквы и слоги.

Ему трудно определять последовательность звуков в слове, он переставляет буквы местами.

В словах более сложной слоговой структуры часто происходит перестановка слогов. В стечениях согласных ребенок вставляет дополнительную гласную.

И в заключении напомнаем, что в 2017 году в России впервые был отмечен Всемирный День знаний о дислексии. На вопрос «Лечится ли дислексия?» зав.кафедройлогопатологии СПбГПМУ Александр Николаевич Корнев отвечает так «Никакими лекарствами дислексию не устранить. Помогают специальные психолого-педагогические методы коррекции, которые приходится использовать довольно долго, несколько лет. В некоторых случаях приходится добавлять лекарственное сопровождение».

И в заключении напомнаем, что в 2017 году в России впервые был отмечен Всемирный День знаний о дислексии.

На вопрос «Лечится ли дислексия?»

зав.кафедройлогопатологии СПбГПМУ

Александр Николаевич Корнев отвечает так

«Никакими лекарствами дислексию не устранить. Помогают специальные психолого-педагогические методы коррекции, которые приходится использовать довольно долго, несколько лет. В некоторых случаях приходится добавлять лекарственное сопровождение».

 Считается, что нарушения письма это несколько более легкое состояние, создающее меньше трудностей. Но исправление дисграфии также трудоемкий длительный процесс, который требует значительных усилий от ребенка, педагогов и родителей.

Считается, что нарушения письма это несколько более легкое состояние, создающее меньше трудностей. Но исправление дисграфии также трудоемкий длительный процесс, который требует значительных усилий от ребенка, педагогов и родителей.

 Можно сказать, что успешность коррекционной работы зависит от временных параметров: чем раньше ребенок попадает к специалистам, тем больше вероятность преодоления его нарушений. Оптимально, если родители обратят внимание на развитие речи до школы – в 2-3 года, что-то ещё можно исправить в начальных классах, но если ребёнок приходит за помощью в средней школе, например, в пятом классе, ему уже трудно помочь. Велика  вероятность,  что  такой ребенок,  к сожалению,  останется  навсю  жизнь  функционально  неграмотным. 

Можно сказать, что успешность коррекционной работы зависит от временных параметров: чем раньше ребенок попадает к специалистам, тем больше вероятность преодоления его нарушений. Оптимально, если родители обратят внимание на развитие речи до школы – в 2-3 года, что-то ещё можно исправить в начальных классах, но если ребёнок приходит за помощью в средней школе, например, в пятом классе, ему уже трудно помочь.

Велика  вероятность,  что  такой ребенок,  к сожалению,  останется  навсю  жизнь  функционально  неграмотным. 

«Список литературы»  1. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем писать и читать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. АРКТИ, 2007 — 360 с 2. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. — СПб.: Речь, 2006. — 380 с 3. Выготский Л.С. Предистория развития письменной речи. Сбор.соч. Т. 3 М. Педагогика, 1983 - 366с 4. Бабаева Т. И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду Л 1990 81с. 5. Венгер Л.А, Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе. М. Знание, 1994 - 191с. 6. Международный научно-популярный журнал «НАУКА И ЖИЗНЬ КАЗАХСТАНА №5 (49) 2017. Астана, 2017

«Список литературы»

1. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем писать и читать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. АРКТИ, 2007 — 360 с

2. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. — СПб.: Речь, 2006. — 380 с

3. Выготский Л.С. Предистория развития письменной речи. Сбор.соч. Т. 3 М. Педагогика, 1983 - 366с

4. Бабаева Т. И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду Л 1990 81с.

5. Венгер Л.А, Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе. М. Знание, 1994 - 191с.

6. Международный научно-популярный журнал «НАУКА И ЖИЗНЬ КАЗАХСТАНА №5 (49) 2017. Астана, 2017