« Развитие речи в 1 классе»
Составила:
Лабунская Ирина Владимировна
Ролдждло
Актуальность темы:
Речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.
Успехи обучающихся в овладении связной речью обеспечивают их успехи в учебе, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.
Цель: развитие письменной и устной речи обучающихся .
Задачи:
1. Совершенствовать диалогическую форму речи.
2. Развивать монологическую форму речи.
3. Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
4. Учить рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями.
Ожидаемый результат:
1. Развитие лексической стороны речи.
2. Формирование грамматического строя речи.
3. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.
4. Развитие монологической и диалогической речи.
5. Умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием.
предметная область «филология» в рамках реализации программы начального общего образования предполагает:
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности
приемы, используемые при формировании речевого развития :
• Наглядные - метод непосредственного наблюдения и его разновидности: наблюдение в природе, экскурсии; опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность): рассматривание предметов и картин, рассказывание по сюжетным картинкам или серии картинок.
• Практические - ч тение и рассказывание художественных произведений; заучивание наизусть; пересказ; обобщающая беседа; рассказывание без опоры на наглядный материал.
• Словесные – д идактические игры; игры-драматизации; инсценировки; дидактические упражнения.
Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по рисунку.
Для составления описательных рассказов используются предметные и сюжетные дидактические картины. Залогом успеха данного вида работы является осмысление детьми общего содержания картины.
Рассказывание по серии картинок является очень эффективным видом работы по формированию связной речи.
Серии картин и сюжетных картинок:
- Зима
- Зимние забавы
- Дикие животные
- Домашние животные
- Как помочь птицам зимой
- Расскажите детям о хлебе
- Как щенок нашел друзей
- Птицы
- Космос
- Герои сказок
Использование информационно–коммуникативных технологий
- Применение компьютерной техники позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение.
Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста
Произведения художественной литературы способствуют развитию речи, дают образцы литературного языка. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания .
Дидактические игры как средство развития речи
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у обучающихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Дидактические игры:
- Скажи правильно
- Подбери рифму
- Какая, какое, какие?
- Найди ошибку
- Кто в домике живет?
- Составь фразу
- Собери пословицу
- Объяснялки
- Добавь слова
- Скажи наоборот
- Кто что делает
- Короткие слова
- Закончи предложение
Развитие речи через театрализованную деятельность
- Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка.
- Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.
- В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь.
Развитие речи детей посредством мелкой моторики рук
Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».
Учёные пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следует следующий вывод: развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики два взаимосвязанных неразрывных процесса.
Существует несколько эффективных способов развития мелкой моторики: игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, бусы, конструкторы, лепка и т.д.);
Творчество и развитие речи
Уроки технологии и ИЗО - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. В процессе продуктивной деятельности дети учатся анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по величине.
Работа с родителями
Даются рекомендации для заучивания с детьми дома стихов, загадок, пословиц, считалок, скороговорок; консультации и советы какие книги следует читать детям разного возраста; организовываются тематические родительские собрания
Спасибо за внимание!