Просмотр содержимого документа
«Развитие речи в дошкольном возрасте. Мастер - класс для педагогов.»
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Одной из причин нарушения речи чаще всего является скудность речи: маленький словарный запас.
Работа по обогащению словаря занимает одно из ведущих мест в системе работы по развитию речи детей дошкольного возраста.
Осуществлять задачу обогащения словаря - значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими.
Основную часть лексики составляют знаменательные слова (существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия).
Это наиболее полноправные слова: они служат названиями, выражают понятия и являются основой в предложении (выступают в роли подлежащих, сказуемых, определений, дополнений, обстоятельств).
Развитие словаря ребёнка именами существительными проходит через знакомство ребенка с новыми предметами, явлениями, их названиями.
Важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком.
Развитие словаря имен прилагательных также является одной из важных проблем формирования лексического строя речи. Имена прилагательные в русском языке являются второй по многочисленности (после существительных) частью речи.
Обогащение словарного запаса дошкольников именами прилагательными необходимо для развития лексического состава, грамматического строя, связности речи и речевых способностей детей в целом. Данная часть речи используется для обозначения признаков различных объектов, т.е. выполняет функцию описания воспринимаемых предметов, явлений, событий. Эти задачи появляются в средней группе и особенно важное значение приобретают в старших.
Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную.
Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию:
- во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя)
- во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной)
- в третьих, функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой).
Одним из самых необходимых условий обогащения словарного запаса дошкольников является применение дидактических игр, так как кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, она способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Игра развивает язык, а язык организует игру.
Работа над словом, направлена не только на расширение активного словаря, но и на формирование умений задумываться над смыслом слова и сознательно использовать лексические средства в самостоятельном высказывании, является фундаментом, на котором строится дальнейшее усвоение языка и развитие культуры речи. Совместная игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества, взрослого и ребенка. В ходе совместных игр ребенок получает огромный навык общения - это умение слышать друг друга.
Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.