Нет, и не может быть детей, которые не хотели учиться… Неумение трудиться порождает нежелание, нежелание – лень… Главное средство предупреждения этих пороков – учить воспитанников самостоятельно трудиться… В.А Сухомлинский
Организация самостоятельной работы на уроке - очень ответственная и сложная работа для каждого учителя. Учитель должен научить учащегося самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение, и главное, научить применять полученные знания в практической деятельности. Самостоятельная работа – это средство борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.
Актуальность: актуальность данной темы бесспорна, т.к. цель современного урока - научить детей учиться. А это можно сделать, прибегая к различным видам самостоятельной работы. Практика показывает: отсутствие навыков самостоятельной работы, низкий уровень мотивации к химическому образованию ведет к снижению познавательной активности учащихся, поэтому необходимо на каждом уроке вести планомерную работу по формированию познавательной активности учащихся.
Складывающиеся в стране, новые социально-экономические отношения, затронули важнейшие институты нашей жизни, в том числе и образование. Образование на современном этапе рассматривается как путь развития личности. Следовательно, в процессе обучения современный выпускник должен быть активно мыслящей, творческой личностью, способной самостоятельно решать встающие перед ним задачи и проблемы. В связи с этим, основные приоритеты, определяющие качество современного образования предполагают не только усвоение учащимися основной суммы знаний, но и развитие его личности, мыслительных способностей.
Химия, как предмет в этом смысле, обладает огромным потенциалом, так как представляет собой науку, заключающую в себе весь комплекс знаний о жизни, и поэтому в полной мере обладает материалом, изучая, анализируя и исследуя который учащиеся учатся мыслить.
По моему мнению, анализ, синтез, сравнение ,обобщение и классификация, это те операции, которые развивают мыслительные способности учеников. В расчете на них я формирую и предлагаю специальные задания, конструирую уроки.
Основные методы и приемы самостоятельной деятельности учащихся применяемые мной в учебной деятельности:
Используемый метод | Используемый прием | На какую мыслительную операцию направлен | Типы заданий |
I.Работа с учебником | 1.Нахождение в тексте ответа на вопрос; | 1.Анализ; 2.Синтез; 3.Выделение главного; 4.Сравнение; | Задания, направленные на осмысление текста развитие понятий: 1.Дать ответы на вопросы к тексту; 2.Составить вопросы к тексту; 3.Составить конспект, тезисный план, графический план (с опорными рисунками), краткий план текста и т.д. 4.Найти в тексте новые термины, раскрыть их содержание; 5.У данного понятия установить наиболее общие (раскрываемые с его помощью какое-либо явление) признаки; 6. Выделить частные признаки, определяющие его особенности; 7.Составить схему, таблицу, изобразить с помощью рисунка; 8.Изложить материал по таблице, схеме рисунку, сделать выводы, составить вопросы и т.д. |
2.Самопостановка вопросов к тексту; | 1.Анализ; 2.Синтез; 3.Обобщение 4.Установление связей. |
3.Составление плана к тексту. | 1.Анализ; 2.Синтез; 3.Обобщение |
4.Работа с понятиями (терминами). | 1.Анализ; 2.Синтез; 3.Обобщение 4.Установление связей. 5.Классификация; |
5. Работа с рисунками, схемами, таблицам. | 1.Анализ; 2.Синтез; 3.Обобщение 4. Сравнение 5.Классификация; |
6.Использование программированных заданий. | 1.Анализ; 2.Синтез; 3.Обобщение 4.Сравнение 5.Классификация; | 9.Найти соответствие 10.Установить правильную последовательность; 11.Заполнить недостающие звенья; 12.Выявить логические ошибки. 13.Ответить на вопрос, используя знания других предметов; |
II.Работа с химическими реактивами и оборудованием | 1.Практиеские и лабораторные работы. 2. Наблюдение и эксперимент. | 1.Анализ; 2.Синтез; 3.Обобщение 4.Установление причинно-следственных связей. 5.Классификация; | 1.Выполнение по инструктивным карточкам. 2.Выполнение в качестве домашнего задания. 3.Как составляющая часть проектно-исследовательской работы. |
III.Работа с дополнительной литературой и ТСИ | 1.Выполнение доклада, реферата, презентации; 2.Составление вопросов, тезисов, конспектов; 3.Подготовка по вопросам к семинарам; 4.Выполнение творческих работ. | Все мыслительные операции. | |
Примеры заданий
1)Последовательность действий при составлении конспекта
Внимательно прочитать текст.
Определить тип текста.
Мысленно разделить текст на логически законченные части.
Определить, о чем говорится в каждой части, выделить главное.
Выделить трудные места в каждой части и разобраться в них.
Записать кратко содержание каждой части, включая описание опытов и уравнений реакций. Уравнения следует составить самостоятельно и сравнить с приведенными в учебнике.
Правила, законы, выводы записать полностью и подчеркнуть.
В конспекте могут быть схемы, диаграммы, таблицы, выписанные из текста или составленные самостоятельно на основании прочитанного.
2) Так, например, в процессе коллективной беседы можно составить таблицу по теме
"Гидролиз солей":
№ п/п | Соль | Какой кислотой образована соль | Каким основанием образована соль | Какие ионы участвуют в гидролизе | Ионное управление гидролизом | Реакция раствора Окраска лакмуса |
1 | NаС1 | HCl сильная | NаОН сильная | — | - | Нейтральная Фиолетовая |
2 | Nа2С03 | Н2СОъ слабая | NаОН сильная | СО32- | СО3 2- +HOH= НСОъ-+OH- | Щелочная Синяя |
3 | А1С13 | НС1 сильная | А1(ОН) з слабая | Аl3+ | А13+ + НОН = А1(ОН)2+ + H+ | Кислая Красная |
Подобная работа позволяет сконцентрировать внимание учащихся на основных понятиях курса, основательно проработать указанное в задании содержание и поставить к нему вопросы.
Если учащийся самостоятельно применяет сформированный на уроке прием в решении новой задачи и правильно устанавливает причинно-следственную связь, то прием можно считать сформированным.
Основным показателем успешного формирования умений является систематическое выполнение все более и более сложной деятельности.
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения
NH4CI → NH3 → NO → HNO3 → NH4NO3
В данном задании необходимо подобрать те вещества, которые будут реагировать с образованием указанного продукта, вспомнить условия реакций и правильно написать химические уравнения.
Исследовательские самостоятельные работы – один из методов проблемного обучения. Такие работы представляют собой небольшие ученические исследования, в результате которых учащиеся приобретают новые знания или узнают новый способ действия. Как известно, исследование начинается с вопроса. Вопрос вызывает затруднение. Появляется цель деятельности, намечается план, в котором могут предусматриваться некоторые варианты путей решения. Выбирается после анализа оптимальный вариант действия, он осуществляется и затем делается вывод. Такова общая схема выполнения исследовательских самостоятельных работ. Она, конечно, может видоизменяться в зависимости от содержания изучаемого вопроса, от источника знаний и т.д.
Примером исследовательской самостоятельной работы может служить выполнение учащимися, например, такого задания: требуется получить в лаборатории хлорид меди (II) в кристаллической форме. Предложите и осуществите два наиболее удобных в практическом отношении способа получения
Важно иметь в виду, что работа учащихся по дифференцированным заданиям служит цели не контролирующей, а обучающей. Поэтому отметки должны соответствовать качеству выполненной работы независимо от её сложности по отношению к среднему уровню.
Примером задания для индивидуально-дифференцированной самостоятельной работы может служить следующее. 9 класс.
Тема «Электролиты»
Вариант 1 (упрощенный)
1. Напишите уравнения диссоциации следующих веществ: CaCI2, HBr, NaOH. НАЗОВИТЕ ОБРАЗУЮЩИЕСЯ ИОНЫ.
2. Как обнаружить в растворах ионы ОН- и Н+?
Вариант 2 (средней сложности)
1. Составьте формулы солей, образованных серной кислотой и металлами: натрием, алюминием. Напишите уравнения их диссоциации и назовите ионы.
2. Какие вещества содержаться в водопроводной воде, в которой обнаружены ионы Na+, Ca2+, Fe3+, CL-, SO42-, HCO3- ?
Итак, самостоятельная работа учащихся как определенный способ обучения может быть охарактеризована по таким существенным признакам, как дидактическая направленность, особенность (тип) познавательной деятельности учащихся, форма организации работы, вид источника знаний.
Выводы
1. Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами. Это выполненные задания, упражнения, решенные задачи, заполненные таблицы, построенные графики, подготовленные ответы на вопросы.
2. Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.
3. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.
4. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.
5. С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких классов, в которых самостоятельная совершенно не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ творческого характера.
В результате учащиеся приобретают умения самостоятельно
-составлять логические схемы, таблицы, графические конспекты, помогающие им, осмыслено воспринимать, систематизировать и обобщать изучаемый материал;
- выполнять такие творческие задания как: кроссворды, ребусы, рассказы-небылицы, тексты с ошибками, и др.;
-выполнять проектно-исследовательские работы.
В заключении хочу отметить, что формирование умений самостоятельной работы учащихся на уроках химии способствует активизации мыслительной деятельности, выбору наиболее рационального и необходимого из предложенного, что дает положительный результат при изучении предмета и сдачи экзамена.