Развитие самостоятельной деятельночсти на уроках химии
- Нет, и не может быть детей, которые не хотели учиться… Неумение трудиться порождает нежелание, нежелание – лень… Главное средство предупреждения этих пороков – учить воспитанников самостоятельно трудиться… В.А Сухомлинский
- Актуальность: цель современного урока - научить детей учиться. А это можно сделать, прибегая к различным видам самостоятельной работы
- По моему мнению, анализ, синтез, сравнение ,обобщение и классификация, это те операции, которые развивают мыслительные способности учеников.
- Основные методы и приемы самостоятельной деятельности учащихся применяемые мной в учебной деятельности:
Используемый метод
Используемый прием
I.Работа с учебником
1.Нахождение в тексте ответа на вопрос;
На какую мыслительную операцию направлен
Типы заданий
1.Анализ;
2.Синтез;
3.Выделение главного;
4.Сравнение;
2.Самопостановка вопросов к тексту;
3.Составление плана к тексту.
Задания, направленные на осмысление текста развитие понятий:
1.Дать ответы на вопросы к тексту;
2.Составить вопросы к тексту;
3.Составить конспект, тезисный план, графический план (с опорными рисунками), краткий план текста и т.д.
4.Найти в тексте новые термины, раскрыть их содержание;
5.У данного понятия установить наиболее общие (раскрываемые с его помощью какое-либо явление) признаки;
6. Выделить частные признаки, определяющие его особенности;
7.Составить схему, таблицу, изобразить с помощью рисунка;
8.Изложить материал по таблице, схеме рисунку, сделать выводы, составить вопросы и т.д.
1.Анализ;
2.Синтез;
3.Обобщение
4.Установление связей.
1.Анализ;
2.Синтез;
3.Обобщение
4.Работа с понятиями (терминами).
5. Работа с рисунками, схемами, таблицам.
1.Анализ;
2.Синтез;
3.Обобщение
4.Установление связей.
5.Классификация;
1.Анализ;
2.Синтез;
3.Обобщение
4. Сравнение
5.Классификация;
6.Использование программированных заданий.
1.Анализ;
2.Синтез;
3.Обобщение
4.Сравнение
5.Классификация;
9.Найти соответствие
10.Установить правильную последовательность;
11.Заполнить недостающие звенья;
12.Выявить логические ошибки.
13.Ответить на вопрос, используя знания других предметов;
II.Работа с химическими реактивами и оборудованием
1.Практиеские и лабораторные работы.
2. Наблюдение и эксперимент.
III.Работа с дополнительной литературой и ТСИ
1.Выполнение доклада, реферата, презентации;
2.Составление вопросов, тезисов, конспектов;
3.Подготовка по вопросам к семинарам;
4.Выполнение творческих работ.
1.Анализ;
2.Синтез;
3.Обобщение
4.Установление причинно-следственных связей.
5.Классификация;
1.Выполнение по инструктивным карточкам.
2.Выполнение в качестве домашнего задания.
3.Как составляющая часть проектно-исследовательской работы.
Все мыслительные операции.
- Выводы
- 1. Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами.
- 2. Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний .
- 3. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.
- 4. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.
- 5. С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы.