СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие слухового восприятия и внимания у школьников с интеллектуальными нарушениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическая работа по развитию слухового внимания и восприятия подготавливает детей к различению и выделе­нию на слух речевых единиц: слов, слогов, звуков. 

Просмотр содержимого документа
«Развитие слухового восприятия и внимания у школьников с интеллектуальными нарушениями»

Развитие слухового восприятия и внимания у школьников с интеллектуальными нарушениями

Логопедическая работа по развитию слухового внимания и восприятия подготавливает детей к различению и выделе­нию на слух речевых единиц: слов, слогов, звуков. На пред­варительном этапе (в первом классе вспомогательной шко­лы) эта работа проводится в виде игровых упражнений.

Примерные игры и игровые упражнения

Кто хлопал?

Дети садятся в разных местах комнаты, выбирается водя­щий. Ему закрывают глаза. Один из детей по знаку логопеда хлопает в ладоши. Водящий должен определить, кто хлопал.

Что звучит?

Логопед за ширмой воспроизводит звучание инструмен­тов (дудочки, барабана, колокольчика, балалайки и др.). Дети должны отгадать, каким инструментом производится звук.

Тихо — громко

Дети становятся друг за другом и идут по кругу. Логопед стучит в бубен то тихо, то громко. Если звук бубна тихий, дети идут на носочках, если более громкий, идут обычным шагом, если еще более громкий— бегут. Кто ошибся, тот становится в конец колонны.

Развитие слухового внимания и восприятия ведется с использованием наглядного и речевого материала.

У умственно отсталых детей часто отсутствует интерес, внимание к речи окружающих, что является одной из при­чин недоразвития речевого общения. В связи с этим важно уже на самом начальном этапе логопедической работы раз­вивать у детей интерес и внимание к речи, установку на восприятие речи окружающих.

Примерные игры и игровые упражнения

Найди картинку

Логопед раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кош­ка, собака, петух, волк и др.) и воспроизводит соответ­ствующие звукоподражания. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать кар­тинку с его изображением. Игра может проводиться в двух вариантах: а) с опорой на зрительное восприятие артикуля­ции, б) без опоры на зрительное восприятие (губы логопеда закрываются).

Хлопки

Логопед сообщает детям, что он будет называть различ­ные слова. Как только он назовет животное, дети должны хлопать. При произнесении других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

Кто летит

Логопед сообщает детям, что он будет говорить слово летит в сочетании с другими словами (птица летит, самолет ле­тит). Но иногда он будет ошибаться (например: собака летит). Дети должны хлопать только тогда, когда два слова употребляются правильно. В начале игры логопед медлен­но произносит фразы, делает паузы между ними. В даль­нейшем темп речи ускоряется, паузы становятся короче.

Запомни слова

Логопед называет 3—5 слов, дети должны повторить их в том же порядке. Игра может быть проведена в двух вариан­тах. В первом варианте при назывании слов даются картин­ки. Во втором варианте слова предъявляются без зрительно­го подкрепления.

Развитие восприятия речи проводится также с использо­ванием заданий на имитацию слогов. На этом этапе сначала предлагаются слоги без стечений согласных с артикуляторно простыми звуками.

Слоги без стечения согласных (из таблиц Н.Б. Покровс­кого): няк пуль мят пиц мюф лут дыс вые гум ёфь ёк тыпь геф деп вох эфь лефь вик кась лёфь дян пяф хил хуф вый фыл сых яс лень маф буф непь гипь вяф фей дас юц заххас нип тум бяй ныф мям куй гом боть нунь вафь зуфь гань сым бюн холь дяф нень люпь кик моть мифь зяк ноть лен тух зам хет сёф кать бан вёнь гек танъ мех пась быс тет мофь лям гоф сях фок хул дам пюм бек синь луф бань нах бем сах десь

Слоги со стечением согласных: фсен плись вость втот скум касть длаф фсес дыст ностъ длин плык знун тисть здап зном скес дват скам твим

В дальнейшем переходят к развитию элементарных форм фонематического анализа. На предварительном этапе раз­вивают умение детей узнавать звук на фоне слова, опреде­лять первый и последний звук. Работа проводится над выде­лением звуков, правильно произносимых детьми после уточ­нения их артикуляции и слухового образа.