Развитие смыслового чтения с использованием методических приемов работы с текстом на уроках математики.
Аннотация: В статье рассмотрены метапредметные результаты овладения навыками смыслового чтения, универсальные учебные действия, которые способствуют развитию творческого мышления. А также приемы, способствующие формированию навыка смыслового чтения в контексте деятельностного подхода в процессе обучения математике.
Ключевые слова: смысловое чтение, математические задачи, универсальные учебные действия, приемы работы с текстом, математика, основное общее образование.
С каждым годом количество учащихся, читающих книги уменьшается, и увеличивается количество, предпочитающие им иные источники информации, такие как интернет, средства массовой информации (СМИ) и т.д. В результате этого учащиеся имеют низкую скорость чтения, очень часто не понимают смысл прочитанного, не могут извлекать необходимую информацию из текста и затрудняются кратко пересказывать содержание текста. В связи с этим современная система образования ориентирует педагога на формирование смыслового чтения у обучающихся. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования (ООО) включает в себя метапредметные результаты овладения навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
Смысловое чтение позволяет активизировать в процессе чтения психические процессы, формировать навыки самоконтроля и развивать интеллектуальную самостоятельность, волевые качества и эстетические чувства. На ступени основного общего образования у учащихся происходит осмысление в выборе вида чтения и его цели. Применение смыслового чтения влияет на продуктивное обучение, позволяет добиваться хорошего результата при изучении учебных предметов и увеличивает разнообразие читаемых текстов.
В блоке «Выпускник получит возможность научиться» ФГОС ООО приводятся планируемые результаты, характеризующие учебные действия, которые расширяют понимание учебного материала и выносятся на итоговую оценку в ходе обучения, при его завершении, в том числе и в виде государственной итоговой аттестации.
В качестве достижения образовательных результатов выступают универсальные учебные действия (УУД), которые способствуют развитию творческого мышления:
коммуникативные УУД включают в себя умение сотрудничать со сверстниками и учителями, грамотно и адекватно передавать предметное содержание;
личностные УУД содержат в себе мотивацию чтения, выражение отношения к себе и учебному заведению;
регулятивные УУД – принятие обучающимися учебных задач, произвольная регуляция деятельности;
познавательные УУД – владение навыками смыслового чтения; умение выделять главную информацию из текстов, производить ее анализ с выделение главных признаков.
Особенно важно использовать смысловое чтение на уроках математики, так как она имеет свой своеобразный математический язык, абстрактную теорию, краткость изложения, текст очень тесно связан иллюстрациями и чертежами.
Выделяют следующие методические приемы работы с текстом на уроках математики:
Прием «Мозговой штурм».
Метод мозгового штурма представляет собой решения задачи или проблемы на базе стимулирования творческой активности. В ходе этого учащиеся высказывают свои варианты решения, а потом из высказанных идей отбираются наиболее перспективные и практичные. Прием «Мозговой штурм» состоит из следующих этапов:
Создание банка идей.
Анализ идей.
Обработка результатов.
Прием «Корзина идей».
Данный прием предназначен для организации индивидуальной и групповой работы учащихся на этапе урока - актуализации знаний. Прием «Корзина идей» позволяет понять уровень знаний учащихся по обсуждаемой теме урока. При этом на доске можно нарисовать корзину, в которую будем собирать все то, что ученики уже знают об изучаемой теме.
Прием «Верные - неверные утверждения».
Суть приема заключается в том, что учащиеся определяют верное или неверное утверждение, которое представлено им в соответствии с темой урока, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Данный прием позволяет учащимся активизировать мыслительную деятельность и способствует актуализации их знаний.
Прием «Инсёрт».
Инсерт – это один из способов работы с текстом, который способствует развитию критического мышления и является средством отслеживания и понимания материала. При использовании приема «инсёрт» учащихся необходимо познакомить с маркировочными знаками и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях текста. Помечать следует, отдельные задания или предложения в тексте.
Прием «толстые» и «тонкие» вопросы.
Данный прием позволяет формировать умение анализировать и понимать прочитанную информацию. Вопросы, требующие простого ответа – «тонкие», а развернутого ответа – «толстые». Вопросы такого типа возникают на протяжении всего урока математики. После изучения новой темы учащиеся, объединенные в группы, должны сформулировать несколько «тонких» и «толстых» вопросов, которые были в пройденном материале. При помощи этих вопросов учитель проводит диагностику знаний учеников, так как этим они показывают свое погружение в текст и умение анализировать.
Прием «Ключевые слова».
Суть приема заключается в нахождении главного слова, используя которое можно составить рассказ или выделить определение. Прием помогает формировать умение последовательно и логично отвечать на заданный вопрос.
Прием «Кластер».
Кластер – графическая форма учебного материала, при котором выделяются главные смысловые единицы, записываемые в виде схемы и обозначенными связями между ними. Данный прием используют для систематизации и структурирования информации, он формирует умения выделять главную и второстепенную информацию.
Прием «Верите ли Вы?»
Это универсальный прием, который способствует систематизации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Он побуждает интерес у учащегося к самостоятельному изучению текста. После прочтения текста учащимся предлагается выразить свое мнение к утверждениям по правилу: верно «+», не верно «-».
Прием «Составление краткой записи задачи».
При решении задачи составляется краткая запись для того, чтобы выделить известное, искомое и акцентировать на это внимание учащегося. С нее помощью ученик осмысливает задачу и находит кратчайший путь ее решения. Краткая запись имеет разный вид (рисунок, чертеж, словесная краткая запись, таблица). Данный прием помогает формировать умение определять основную и второстепенную информацию.
Прием «Тетрадь с печатной основой».
Прием заключается в том, чтобы учащиеся сделали конспект изученного материала, выделили основные идеи и запомнили их. Такой метод можно использовать на уроках математики, так как он формирует умение выделять главную информацию из прочитанного текста.
Прием «Синквейн».
Синквейн – это прием технологии развития смыслового чтения на уроках математики. Прием «синквейн» является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк.
Построение синквейна позволяет быстро получить результат, при этом от учащихся требуется вдумчивая рефлексия, основанная на богатом понятийном запасе, а также развитом образном мышлении.
Прием «Составления вопросов к задаче».
Данный прием основан на анализе информации, представленной в объемном тексте математической задачи, после ее прочтения учащимся необходимо сформулировать вопросы к этой задаче, для ответа на которые нужно использовать все имеющиеся данные.
Прием решения задач «от конца к началу».
Учащимся для решения текстовых задач необходимо освоить решение задач обратным ходом, т.е. с конца. Этот прием позволяет закрепить взаимосвязь операций, его часто используют при решении составных задач.
Выше перечисленные приемы работы с текстом учебника обеспечивают не только усвоение учебного материала, но и активизирует умственную деятельность учащихся, прививает интерес к изучаемому предмету.
Независимо от того, какой метод используется для решения задачи, предполагается прохождение следующих четырех этапов:
Анализ условия. С помощью высказываний описывается известная информация, объекты и их отношения.
Поиск методов решения. На этом этапе фиксируются условия, которые отражены в условных знаках его структуры, выделяются известные и неизвестные соотношения элементов задачи и выбор метода их решения.
Реализация решения. Процесс решения задачи на математическом языке.
Исследование. Результат переводится с языка условных математических обозначений на язык условия задачи, его обоснование и проверка [2, с.57].
Таким образом, умение учащихся использовать приемы смыслового чтения при решении математических задач, чтении математических текстов и выполнении заданий в рамках урочной и внеурочной деятельности по математике в основной школе способствует лучшему усвоению информации, повышает уровень самостоятельности учащихся в чтении, обучает самоконтролю и самоорганизации в различных видах деятельности.
Список литературы
Быкова Т.П. Овладение навыком смыслового чтения как метапредметный результат обучения математике // Начальная школа. – 2012. –№8. – С.37–40.
Зиатдинова Т.А. Формирование навыков осознанного чтения в условиях реализации ФГОС второго поколения / Т.А. Зиатдинова // Инновационная наука. – 2018. №4. – С. 121–123.
Пранцова, Г.В. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом : учеб. пособие / Г.В. Пранцова, Е.С. Романичева. – 2 изд., испр. и доп. – М. : ФОРУМ, 2015. – 368 с. – ISBN 978-5-00091-072-6.
Сапа А.В. Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования / А.В. Сапа // Эксперимент и инновации в школе. – 2014. – №5. – С. 23 – 42.
Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5 – 9 классах: Как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н. Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2013.-128с. – ISBN 978-5-85939-903-1.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-023273-9.
Фисенко Т. И. Развитие навыков смыслового чтения при работе с различными текстами на уроках в 5–11 классах – http://www.kreativ-didaktika.ru/
Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий/ А.Г. Асмолов, О. А. Карабанова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
Черникова О.В. Стратегии смыслового чтения и работа с текстом // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015. – №4 с 358-360.
Фалина Н.Н. Смысловое чтение в цифровом пространстве: новые формы и способы формирования навыков смыслового чтения // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. – 2021. – №1. – С.196–201.