СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие смыслового чтения с использованием методических приемов работы с текстом на уроках математики.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по развитию смыслового чтения у учащихся 5 - ых классов. 

Просмотр содержимого документа
«Развитие смыслового чтения с использованием методических приемов работы с текстом на уроках математики.»

Развитие смыслового чтения с использованием методических приемов работы с текстом на уроках математики.

Аннотация: В статье рассмотрены метапредметные результаты овладения навыками смыслового чтения, универсальные учебные действия, которые способствуют развитию творческого мышления. А также приемы, способствующие формированию навыка смыслового чтения в контексте деятельностного подхода в процессе обучения математике.

Ключевые слова: смысловое чтение, математические задачи, универсальные учебные действия, приемы работы с текстом, математика, основное общее образование.


С каждым годом количество учащихся, читающих книги уменьшается, и увеличивается количество, предпочитающие им иные источники информации, такие как интернет, средства массовой информации (СМИ) и т.д. В результате этого учащиеся имеют низкую скорость чтения, очень часто не понимают смысл прочитанного, не могут извлекать необходимую информацию из текста и затрудняются кратко пересказывать содержание текста. В связи с этим современная система образования ориентирует педагога на формирование смыслового чтения у обучающихся. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования (ООО) включает в себя метапредметные результаты овладения навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

Смысловое чтение позволяет активизировать в процессе чтения психические процессы, формировать навыки самоконтроля и развивать интеллектуальную самостоятельность, волевые качества и эстетические чувства. На ступени основного общего образования у учащихся происходит осмысление в выборе вида чтения и его цели. Применение смыслового чтения влияет на продуктивное обучение, позволяет добиваться хорошего результата при изучении учебных предметов и увеличивает разнообразие читаемых текстов.

В блоке «Выпускник получит возможность научиться» ФГОС ООО приводятся планируемые результаты, характеризующие учебные действия, которые расширяют понимание учебного материала и выносятся на итоговую оценку в ходе обучения, при его завершении, в том числе и в виде государственной итоговой аттестации.

В качестве достижения образовательных результатов выступают универсальные учебные действия (УУД), которые способствуют развитию творческого мышления:

  • коммуникативные УУД включают в себя умение сотрудничать со сверстниками и учителями, грамотно и адекватно передавать предметное содержание;

  • личностные УУД содержат в себе мотивацию чтения, выражение отношения к себе и учебному заведению;

  • регулятивные УУД – принятие обучающимися учебных задач, произвольная регуляция деятельности;

  • познавательные УУД – владение навыками смыслового чтения; умение выделять главную информацию из текстов, производить ее анализ с выделение главных признаков.

Особенно важно использовать смысловое чтение на уроках математики, так как она имеет свой своеобразный математический язык, абстрактную теорию, краткость изложения, текст очень тесно связан иллюстрациями и чертежами.

Выделяют следующие методические приемы работы с текстом на уроках математики:

  1. Прием «Мозговой штурм».

Метод мозгового штурма представляет собой решения задачи или проблемы на базе стимулирования творческой активности. В ходе этого учащиеся высказывают свои варианты решения, а потом из высказанных идей отбираются наиболее перспективные и практичные. Прием «Мозговой штурм» состоит из следующих этапов:

  • Создание банка идей.

  • Анализ идей.

  • Обработка результатов.

  1. Прием «Корзина идей».

Данный прием предназначен для организации индивидуальной и групповой работы учащихся на этапе урока - актуализации знаний. Прием «Корзина идей» позволяет понять уровень знаний учащихся по обсуждаемой теме урока. При этом на доске можно нарисовать корзину, в которую будем собирать все то, что ученики уже знают об изучаемой теме.

  1. Прием «Верные - неверные утверждения».

Суть приема заключается в том, что учащиеся определяют верное или неверное утверждение, которое представлено им в соответствии с темой урока, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Данный прием позволяет учащимся активизировать мыслительную деятельность и способствует актуализации их знаний.

  1. Прием «Инсёрт».

Инсерт – это один из способов работы с текстом, который способствует развитию критического мышления и является средством отслеживания и понимания материала. При использовании приема «инсёрт» учащихся необходимо познакомить с маркировочными знаками и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях текста. Помечать следует, отдельные задания или предложения в тексте.

  1. Прием «толстые» и «тонкие» вопросы.

Данный прием позволяет формировать умение анализировать и понимать прочитанную информацию. Вопросы, требующие простого ответа – «тонкие», а развернутого ответа – «толстые». Вопросы такого типа возникают на протяжении всего урока математики. После изучения новой темы учащиеся, объединенные в группы, должны сформулировать несколько «тонких» и «толстых» вопросов, которые были в пройденном материале. При помощи этих вопросов учитель проводит диагностику знаний учеников, так как этим они показывают свое погружение в текст и умение анализировать.

  1. Прием «Ключевые слова».

Суть приема заключается в нахождении главного слова, используя которое можно составить рассказ или выделить определение. Прием помогает формировать умение последовательно и логично отвечать на заданный вопрос.

  1. Прием «Кластер».

Кластер – графическая форма учебного материала, при котором выделяются главные смысловые единицы, записываемые в виде схемы и обозначенными связями между ними. Данный прием используют для систематизации и структурирования информации, он формирует умения выделять главную и второстепенную информацию.

  1. Прием «Верите ли Вы?»

Это универсальный прием, который способствует систематизации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Он побуждает интерес у учащегося к самостоятельному изучению текста. После прочтения текста учащимся предлагается выразить свое мнение к утверждениям по правилу: верно «+», не верно «-».

  1. Прием «Составление краткой записи задачи».

При решении задачи составляется краткая запись для того, чтобы выделить известное, искомое и акцентировать на это внимание учащегося. С нее помощью ученик осмысливает задачу и находит кратчайший путь ее решения. Краткая запись имеет разный вид (рисунок, чертеж, словесная краткая запись, таблица). Данный прием помогает формировать умение определять основную и второстепенную информацию.

  1. Прием «Тетрадь с печатной основой».

Прием заключается в том, чтобы учащиеся сделали конспект изученного материала, выделили основные идеи и запомнили их. Такой метод можно использовать на уроках математики, так как он формирует умение выделять главную информацию из прочитанного текста.

  1. Прием «Синквейн».

Синквейн – это прием технологии развития смыслового чтения на уроках математики. Прием «синквейн» является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк.

Построение синквейна позволяет быстро получить результат, при этом от учащихся требуется вдумчивая рефлексия, основанная на богатом понятийном запасе, а также развитом образном мышлении.

  1. Прием «Составления вопросов к задаче».

Данный прием основан на анализе информации, представленной в объемном тексте математической задачи, после ее прочтения учащимся необходимо сформулировать вопросы к этой задаче, для ответа на которые нужно использовать все имеющиеся данные.

  1. Прием решения задач «от конца к началу».

Учащимся для решения текстовых задач необходимо освоить решение задач обратным ходом, т.е. с конца. Этот прием позволяет закрепить взаимосвязь операций, его часто используют при решении составных задач.

Выше перечисленные приемы работы с текстом учебника обеспечивают не только усвоение учебного материала, но и активизирует умственную деятельность учащихся, прививает интерес к изучаемому предмету.

Независимо от того, какой метод используется для решения задачи, предполагается прохождение следующих четырех этапов:

  1. Анализ условия. С помощью высказываний описывается известная информация, объекты и их отношения.

  2. Поиск методов решения. На этом этапе фиксируются условия, которые отражены в условных знаках его структуры, выделяются известные и неизвестные соотношения элементов задачи и выбор метода их решения.

  3. Реализация решения. Процесс решения задачи на математическом языке.

  4. Исследование. Результат переводится с языка условных математических обозначений на язык условия задачи, его обоснование и проверка [2, с.57].

Таким образом, умение учащихся использовать приемы смыслового чтения при решении математических задач, чтении математических текстов и выполнении заданий в рамках урочной и внеурочной деятельности по математике в основной школе способствует лучшему усвоению информации, повышает уровень самостоятельности учащихся в чтении, обучает самоконтролю и самоорганизации в различных видах деятельности.

Список литературы

  1. Быкова Т.П. Овладение навыком смыслового чтения как метапредметный результат обучения математике // Начальная школа. – 2012. –№8. – С.37–40.

  2. Зиатдинова Т.А. Формирование навыков осознанного чтения в условиях реализации ФГОС второго поколения / Т.А. Зиатдинова // Инновационная наука. – 2018. №4. – С. 121–123.

  3. Пранцова, Г.В. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и ра­бота с текстом : учеб. пособие / Г.В. Пранцова, Е.С. Романичева. – 2 изд., испр. и доп. – М. : ФОРУМ, 2015. – 368 с. – ISBN 978-5-00091-072-6.

  4. Сапа А.В. Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования / А.В. Сапа // Эксперимент и инновации в школе. – 2014. – №5. – С. 23 – 42.

  5. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5 – 9 классах: Как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н. Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2013.-128с. – ISBN 978-5-85939-903-1.

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-023273-9.

  7. Фисенко Т. И. Развитие навыков смыслового чтения при работе с различными текстами на уроках в 5–11 клас­сах – http://www.kreativ-didaktika.ru/

  8. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий/ А.Г. Асмолов, О. А. Карабанова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.

  9. Черникова О.В. Стратегии смыслового чтения и работа с текстом // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015. – №4 с 358-360.

  10. Фалина Н.Н. Смысловое чтение в цифровом пространстве: новые формы и способы формирования навыков смыслового чтения // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. – 2021. – №1. – С.196–201.