Развитие творческих способностей детей посредством театрально – музыкальной деятельности.
/Методическая рекомендация для педагогов дополнительного образования и родителей/
СОСТАВИТЕЛЬ: педагог
дополнительного образования
СЕМЕНОВА Нина Юрьевна
«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагога воспитать в нем творческое начало, творческое мышление.»
К. Орф
Современная педагогика из дидактической, стремящейся передать лишь некую сумму знаний, постепенно становится педагогикой развивающейся, "динамичной". Это означает, что не только психологи, но и педагоги-практики, начинают видеть результаты своей деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
Если раньше установка в работе была на учебно-дисциплинарную модель (то есть, необходимо было вооружить детей знаниями, умениями, навыками; привить им послушание под лозунгом: " Делай как я! "), то сейчас предлагается перейти к модели личностно- ориентированной. Это значит, что педагог, должен формировать у ребенка базис личностной культуры, развивать его индивидуальность.
Цель педагога – содействовать становлению ребенка, как личности. Театральное искусство, как и любое другое, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка. Приобщая детей к искусству, педагог создает условия для полноценного развития личности, при этом очень важно пробудить творческую активность ребенка, стимулировать его воображение, желание включиться в творческую деятельность.
Театрально-музыкальная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации, помогает преодолеть робость, неуверенность в себе.
Участвуя в различных инсценировках, спектаклях, концертах, дети «раскрываются», становятся более раскрепощенными. На сцене ребенок становится ГЕРОЕМ! Из робкого мальчика превращается в озорного Буратино, а из капризной девочки в добрую, чуткую Белоснежку. А как светятся у ребенка глаза от счастья и чувства собственного достоинства, когда ему рукоплещет зал. И такое возможно только в ТЕАТРЕ…
ТЕАТР! – это всегда сказка, чудо, волшебство.
Но никакой спектакль не найдет отклика в сердцах зрителей, если не будет понятна и выразительна речь.
Проблема владения словом актуальна на сегодняшний день для всех возрастов и в театральных постановках ребенок начинает ощущать его силу и власть, учится «действовать словом».
И учить создавать слово из звуков, наполняя его точностью мысли, надо в раннем детстве.
Если мы, взрослые, говорим односложно, так же говорят и наши дети. И как выделяется тот ребенок, с которым дома говорили хорошим, образным языком! Введение малыша в мир родного слова, в мир грамотной речи - задача педагогов и родителей. А наши занятия к тому же помогают постигнуть азы художественного слова, выразительно чтения.
Чтобы четко говорить,
Чтоб красиво говорить,
Надо гласные все звуки
Широко произносить.
И согласных ты не бойся,
Ты о них побеспокойся.
Это одно из правил, которое мы с детьми учимся соблюдать на сцене. Занятия по технике речи дают возможность разработать речевой аппарат, приобрести навыки правильного словообразования, позволяют услышать и полюбить красоту звучащего слова. Постоянно на занятиях выполняются упражнения для тренировки голоса и речи.
Как музыканту необходимо в течение всей жизни играть гаммы, так артисту для поддержания формы нужно делать свой комплекс упражнений речевого аппарата.
Занимаясь с детьми я поняла одно: все могут и хотят, даже если этого и не осознают, выступать на сцене. Такова природа человека. Недаром же сказано, что весь мир - Театр, а люди в нем - актеры.
Занятия в нашей студии строятся на использовании театральной педагогики по возможности адаптированной для детей, в ней увеличены игровые моменты. Техника речи, сценическое движение, этюды без слов и со словами, знакомство с театральной азбукой - вот неполный перечень задействованных приёмов. В течение учебного года ставится минимум 2 спектакля. В процессе подготовки каждый пробует себя в разных ролях, играй то, что ему хочется.
Для театральных постановок берутся сказки различных авторов и народов. Сказка всегда, во все времена имела огромную власть над детским сердцем. Необходимо, чтобы ребёнок знакомился со сказками, на которых выросло не одно поколение. В них, устоявшихся и проверенных веками, заключена мудрость народа, который их создавал, в них основы национальной культуры.
Как же хочется детям быть похожими на любимых героев, говорить их словами, совершать их подвиги, хоть немного пожить их жизнью.
Часто в наших спектаклях звучит музыка и песни, поэтому немало времени на занятиях уделяется и развитию музыкальных данных детей. В первое время ребята учатся петь чисто небольшие попевки и несложные песенки, в дальнейшем они без особого труда исполняют песни различной трудности в наших музыкальных спектаклях.
Развивая в детях чувство уверенности в своих силах, способности свободно двигаться, я давала возможность им как можно чаще выступать на разных концертах, праздниках, проводимых в нашем центре, что очень активизирует детей, развивает у них эмоциональные, радостные чувства.
Дети знают, что любой праздник-это радость и веселье. На любом празднике я следую основной заповеди – «Не навреди!». Ведь прежде всего праздник для детей, а потом уже для взрослых.
Подбирая репертуар для концерта или праздника, выбирая сказку для постановки, старалась, чтобы каждый ребёнок мог максимально проявить свои музыкальные и творческие способности.
Первый этап занятий студии - так называемый «звериный период». Так я называю время, когда мы делаем этюды и играем сказки про зверей. У многих дома есть собака или кошка. И первые задания - наблюдать за их повадками, учиться двигаться, как они. Зверей изучать легче, чем человека, и изобразить также несравнимо проще.
В течение занятий все ребята проигрывают разные образы, разные характеры. Следуя принципу К. С. Станиславского, мы хорошее ищем в плохом. Я стараюсь, чтобы дети играли роли, как в театре называют, «на сопротивление». И если ребёнок по своему поведению - мышка, я обязательно постараюсь, чтобы он сыграл волка. Это просто необходимо. Он должен попробовать себя в разных ситуациях. Но, для успешной работы театральной студии руководитель должен быть не только в тесном контакте с детьми, но и с их родителями. Помощь родителей в подготовке спектаклей, ответственное отношение к занятиям, дисциплине - играет немаловажную роль. С благодарностью вспоминаю многих родителей за их трогательное и серьезное отношение к занятиям и выступлениям детей.
Подводя итоги можно сказать, что знание музыкально-театрализованной деятельности для детей несомненно велико. Она направлена на развитие у ее участников ощущений (сенсорики), чувств и эмоций, мышления, воображения, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых коммуникативных, организаторских, двигательных и т. д.
Поэтому очевидно, что на основе совместной театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
В.И. Немирович –Данченко «О творчестве актера»
Ю.В. Колчеев, Н.Н. Колчеева «Театрализованные игры в школе», -М,2000г
Н.Кузина. Заводные игры.-М,2001г
Э.Т.Чурилова. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников.-М,2001г
6