Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Волчковская сош в с. Шехмань
Развитие творческих способностей обучающихся младших классов на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС
Учитель начальных классов
Засыпкина Н.К.
Главной целью школы в современных условиях согласно новым образовательным стандартам является подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности. Это должен быть человек с развитыми познавательными потребностями, творческими способностями, умеющий ориентироваться в современном информационном пространстве, сознающий свою роль в окружающем мире. Ответственность за формирование такого человека лежит на учителе начальных классов, ведь начальная школа представляет собой фундамент, на котором основывается дальнейшее обучение и воспитание.
Передо мной, как педагогом, стоят следующие задачи:
-целостное, гармоничное развитие личности младшего школьника;
-формирование способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями каждого школьника;
-овладение основными компонентами учебной деятельности.
Выпускники школы должны быть готовы обслуживать современное производство.
Поэтому начальная школа ориентирована на развитие творческих способностей. Проблема развития творческой личности очень актуальна. В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой , с широким кругозором, умеющие самостоятельно принять решение, люди творческие. Когда говорим о творческой личности, то чаще имеем в виду таланты. В этом есть доля истины. Но школьное обучение и воспитание- это не воспитание гениев, а формирование личности, умеющей мыслить самостоятельно, нестандартно. Урок остается основной формой обучения и воспитания младших школьников. Именно в рамках учебной деятельности решаются задачи развития воображения и мышления, фантазии. Развитие творческих способностей идет практически на каждом уроке. Ваш, к примеру, урок математики. Для формирования гибкости мышления решаем задачи и примеры различных типов, причем обязательно разбираем их и обсуждаем особенности решения. Развитию у учащихся нешаблонного анализа способствуют такие задания как решение задач с недостающими или отсутствующими данными.
Память, внимание, воображения формируются при решении задач - шуток, головоломки заданий на нахождение закономерности. Урок литературного чтения является условием устного творчества. На развитие творческих способностей направлены те заданий на нахождение закономерности.
Урок литературного чтения является условием устного творчества. На развитие творческих способностей направлены те задания, где ребенку предлагается представить себя на месте героя, посмотреть на одну и ту же ситуацию глазами разных персонажей, дополнить или изменить текст, разыграть по ролям, составить сценарий, нарисовать.
Рисование является типичным творчеством раннего возраста. Дети рисуют много: иллюстрации к понравившемуся отрывку, к творческим заданиям в тетрадях по окружающему миру.
Особое место в учебном процессе отвожу работе над сочинениями, т.к. считаю, что это бесценный материал не только для развития устной и письменной речи и грамотности учащихся, но и для формирования творческого мышления.
Сочинения по разным предметам позволяют просматривать динамику роста в развитии творческих способностей учащихся, узнавать не только внутренний мир ребенка, но и его интересы, степень его наблюдательности, являются показателем общего развития ребенка. В каждом живом и непосредственном рассказе, высказывании, сочинении отражается детская пытливость, любознательность, простота и искренность. Именно так формируется новый человек, личность.
Я организую учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей ребенка и создаю условия для развития творческих способностей, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться, акцентирую внимание не на ошибках и промахах, а на удачах и победах, пусть даже самых маленьких. Важным условием моей работы являются улыбка и доброе слово. Ребенок должен идти в школу с радостью, тогда и учиться ему будет интересно.
В основе стандартов второго поколения лежит системно-деятельностный подход в обучении. Важным методом является игровой. Использование ИКТ, соединение учебной и игровой деятельности позволяет детям самостоятельно добывать знания, пользоваться энциклопедиями, познавательной литературой, выступать с сообщениями по изучаемой теме, извлекать материал из сети Интернет. Провожу уроки в форме игр, конкурсов, соревнований. При обобщении материала ставлю детей перед необходимостью анализировать, сравнивать, делать выводы. В условиях ФГОС дети дают оценку своей деятельности практически на каждом уроке - разве это не творчество.
Дети активно участвуют во всех классных и школьных мероприятиях воспитательного характера. Один ученик отличается от другого прежде всего способностями. Есть способности к музыке, спорту, выразительному чтению стихов. В последние годы я заметила, что родители стали активнее участвовать в воспитательных мероприятиях, помогать детям в изготовлении поделок для конкурсов, т.е. творят вместе с ними. Это приятно. Для развития тяги к творчеству использую следующие формы и методы – кружки, конкурсы, олимпиады, концертные мероприятия, выставки поделок и рисунков.
Большая работа была проведена к 70-летию Великой Победы – изготовление открыток для ветеранов и участников войны (каждый придумывал свою, индивидуальную), участие в утреннике «Никто не забыт, ничто не забыто». Каждый ученик собирал материал о детях войны, наших земляках.
Каких результатов по данной теме мы добились в прошлом учебном году. У меня был 4 класс, 7 человек. В районной предметной олимпиаде один призер (по двум предметам). В районном конкурсе чтецов прозы «Живая классика» ученица заняла 1 место; во Всероссийской олимпиаде «Светофорик» (2 победителя), во Всероссийской викторине «Любознайка» (есть победитель и призер). Приняли участие а районном фестивале детского творчества «Моя любимая Россия». В музыкальной школе занимаются 3 человека.
Знакомство с творчеством своих одноклассников делает детей добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру. Главный стимул творчества – огромная радость, которое оно дает и ученику, и учителю.