«Формирование и развитие творческого потенциала личности обучающегося в условиях реализации ФГОС"
В последние годы ХХI века очень остро стоит вопрос о развитии творческих способностей детей в учебно-воспитательном процессе. Это связано с тем, что обществу сегодня, как никогда, требуются высокопрофессиональные, творчески мыслящие специалисты, способные незамедлительно реагировать на происходящие изменения в стране и мире. Каждый человек - это личность, а образование- это среда, которая формирует личность. Поэтому сегодня главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного человека и патриота, гармоничной развитой личности, готовой к самореализации и жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, формирование личности, которая способна: - постоянно приобретать знания; - использовать знания для решения широкого диапазона жизненных задач; - автономно решать свои проблемы; - смотреть на мир позитивно; - нести ответственность за свои поступки; - оптимально действовать в нестандартной ситуации.
Проведенный анализ Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО) и примерной основной общеобразовательной программы общего образования по предметам гуманитарного цикла (ООП ОО), показал, что среди требований, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы общего образования, представлены и требования непосредственно связанные с формированием творческой культуры личности.
Развитие творческих способностей ведёт к формированию познавательных интересов, к развитию любознательности и самостоятельности как способу познавательной активности школьников. Творческие, исследовательские, поисковые и краеведческие работы и задания возбуждают «умственный аппетит». Сухомлинский В.А. говорил: «В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество – вот имя этой волшебной птицы!». . Чем раньше ребенок разбудит в себе эту птицу, чем раньше научится видеть красоту окружающего мира, понимать язык природы, музыки, поэзии, радоваться и удивляться, тем ярче, эмоциональнее, чище он будет.
“Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей от школы, не закрыли перед ребёнком классной дверью.»В.А. Сухомлинский
Подробнее остановлюсь на проектной деятельности школьников, которую используют на своих уроках учителя-предметники гуманитарного цикла. для формирования и развития творческой личности.
Целью нашей педагогической деятельности является :
Выявить возможности развития творческих способностей учащихся и реализация их через использование проектной, исследовательской, поисковой, краеведческой деятельности.
Задачи:
Создать и апробировать способы развития творческих способностей
Продолжить изучение инновационной деятельности, а также методической литературы по теме «Проектная деятельность и творческое развитие личности ребенка»
Изучить специфику развития творческих возможностей и способностей в условиях сельской школы
Внедрить в практику технологии ТРИЗ , в частности проектной деятельности, способствующей активизации и развитию творческих способностей школьников.
Ожидаемые результаты
Повысится уровень творческих возможностей и способностей обучающихся
Создается методическая база, которую можно использовать на практике в процессе проектной деятельности
Эффективные условия для развития и активизации творческой личности
Повысится уровень познавательных мотивов учения, так как учащиеся будут видеть конечный результат своей деятельности, который вызывает дальнейшее желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и развитие личности.
А что же такое проект и проектная деятельность. Обратимся к толковому словарю.Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание».
Метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способов организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие методики. «Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю», - этими словами Конфуция можно кратко и ёмко охарактеризовать метод учебного проекта.
Основной задачей обучения посредством проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Учебный проект для учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;
-это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;
-это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Проектная деятельность – это та среда, где каждый может себя проявить.
В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы — нет деятельности. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность. В проектной деятельности школьников можно выделить следующие этапы:
− мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный настрой; обучающиеся: обсуждают, предлагают собственные идеи);
– планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
– информационно-операционный (обучающиеся: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
– рефлексивно-оценочный (обучающиеся: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
В начальной школе могут быть эффективно реализованы следующие типы проектов:
- творческие проекты (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск газеты, съемки фильма и т. д.), которые позволяют ребенку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности;
- ролевые, игровые проекты, сообразные возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать таким образом мир, учиться строить взаимоотношения в нем;
- ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие аналитическую работу с полученной информацией;
- практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;- исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.
Важно отметить, что развитие творческих способностей и потенциала личности ребенка на уроках гуманитарного цикла происходит с применением различных методик и технологий, инновационных и современных технологий, прежде всего ТРИЗ. Учителя-предметники используют метод проектов, то есть проектная деятельность, исследовательская деятельность, дидактические игры на уроках, написание и изготовление творческих работ, моделирование ситуаций, недописанный тезис, метод фишбоун, синквейны, кластеры, пирамида знаний, понятийный аппарат, шкатулка, визитные карточки, криптограммы, шифрограммы, архивариусы, археологи, бизнес-планы, скрытые и спрятанные слова, например -Акофенит-фонетика, Келакис- Лексика и т.д. страны, государства и т.д., рассыпанная буква, ассоциативный ряд, "Четвертое лишнее", корзина идей, угадай название героя, произведение, знаменитую фразу и т.д.
А также всевозможные интеллектуальные игры, квесты: "Битва сильнейших", Библиочемпионат, Интеллектуальное казино, Эрудитшоу, "Самый умный", "Я знаю все!", "Умники и умницы", Своя игра, Колесо истории, "Что? Где? Когда?, "Слабое звено", "Логика", "Звездный час", "Литературные шашки", "Морской бой" и другие.
Формирование творческих способностей ребенка на предметах гуманитарного цикла в ходе проектной деятельности осуществляется под непосредственным руководством учителя в 5-7 классах или родителей. А дети, в рамках учебной и внеучебной деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования. А в 9-11 классах, когда дети уже научились и имеют опыт в работе над проектами, они уже сами все делают, лишь консультируются по некоторым вопросам с учителем. В школе дети всегда открыты для творчества: они мечтают о странствиях, приключениях, хотят стать поэтами, художниками. А потому это время нужно не упустить. Творчество не терпит застоя. Оно существует только в динамике - или развивается, или угасает.
Обучение школьников проектной деятельности может осуществляться в рамках различных общеобразовательных дисциплин, в том числе и гуманитарных, а также во внеурочной деятельности, например на кружке "История родного края", "Очумелые ручки", "Этическая грамматика" и т.д. Дети по своей природе уже исследователи, им свойственна любознательность, жажда новых впечатлений. Они с удовольствием принимают участие в различных видах учебной работы, которые предполагают выполнение поисковых и экспериментальных заданий.
На уроках можно выполнять мини-проекты. На мой взгляд, легче такую работу проводить на уроках истории, обществознания, технологии, литературы, ОБЖ, немецкого языка.
В начале работы и в конце были проведены исследования учащихся 5-9 классов. Из проведенного анализа был сделан вывод, что проектная деятельность развивает творческий потенциал учащихся, позитивно влияет на качество образовательного процесса. Применение метода проектов влияет на полноценное развитие личности, развивает мотивацию личности к познанию и творчеству, расширяет познавательные возможности и творческую активность учащихся; формирует теоретические знания и практические навыки, раскрывает творческие способности личности в избранной области деятельности, способствует достижению повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, что помогает для самореализации, самоопределения.
«Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то», - эти пронизанные болью слова Антуана де Сент- Экзюпери как будто обращены к каждому учителю. Все, что нужно для того, чтобы учащиеся смогли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны взрослых, педагогов. Активно используют проектную деятельность учителя предметного цикла на уроках литературы, истории, обществознания, иностранного языка. Обучающимися были выполнены следующие проекты: "Ради жизни на Земле", "Войны в истории человечества" , "Глобальные проблемы", "А.С. Пушкин -великий классик", "Образование в Германии", "Духовный мир человека", " Наше село в 90-е годы", "Проблема отцов и детей" и т.д.
Таким образом, развитие творческого потенциала личности, которое обеспечило бы человеку возможность найти себя в жизни, быть полезным и востребованным стало одним из наиболее перспективных направлений в образовании и прежде всего в школах. Что сейчас и есть очень актуально и над чем работают педагоги ШМО гуманитарного цикла на уроках.
Современное информационное общество движется по пути развития творческого мышления человека. Творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию. Поэтому воспитание творческой личности, человека с творческим мышлением имеет особую актуальность и является одной их главных задач работы ШМО учителей гуманитарного цикла нашей школы.