СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей обучающихся

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педсовете с темой "Формирование   и развитие творческих способностей личности в условиях ФГОС"

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей обучающихся»

«Формирование и развитие творческого потенциала личности обучающегося в условиях реализации ФГОС"

В последние годы ХХI века очень остро стоит вопрос о развитии творческих способностей детей в учебно-воспитательном процессе. Это связано с тем, что обществу сегодня, как никогда, требуются высокопрофессиональные, творчески мыслящие специалисты, способные незамедлительно реагировать на происходящие изменения в стране и мире.   Каждый человек - это личность, а образование- это среда, которая формирует личность. Поэтому сегодня главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного человека и патриота, гармоничной развитой личности, готовой к самореализации и жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, формирование личности, которая способна: - постоянно приобретать знания; - использовать знания для решения широкого диапазона жизненных задач; - автономно решать свои проблемы; - смотреть на мир позитивно; - нести ответственность за свои поступки; - оптимально действовать в нестандартной ситуации.

Проведенный анализ Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО) и примерной основной общеобразовательной программы общего образования по предметам гуманитарного цикла (ООП ОО), показал, что среди требований, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы общего образования, представлены и требования непосредственно связанные с формированием творческой культуры личности.

  • Развитие творческих способностей ведёт к формированию познавательных интересов, к развитию любознательности и самостоятельности как способу познавательной активности школьников. Творческие, исследовательские, поисковые и краеведческие работы и задания возбуждают «умственный аппетит». Сухомлинский В.А. говорил: «В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество – вот имя этой волшебной птицы!». . Чем раньше ребенок разбудит в себе эту птицу, чем раньше научится видеть красоту окружающего мира, понимать язык природы, музыки, поэзии, радоваться и удивляться, тем ярче, эмоциональнее, чище он будет.

“Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей от школы, не закрыли перед ребёнком классной дверью.»В.А. Сухомлинский

  • Подробнее остановлюсь на проектной деятельности школьников, которую используют на своих уроках учителя-предметники гуманитарного цикла. для формирования и развития творческой личности.

Целью  нашей педагогической деятельности является :

  • Выявить возможности развития творческих способностей учащихся и реализация их через использование проектной, исследовательской, поисковой, краеведческой деятельности.

Задачи:

  • Создать и апробировать способы развития творческих способностей

  • Продолжить изучение инновационной деятельности, а также методической литературы по теме «Проектная деятельность и творческое развитие личности ребенка»

  • Изучить специфику развития творческих возможностей и способностей в условиях сельской школы

  • Внедрить в практику технологии ТРИЗ , в частности проектной деятельности, способствующей активизации и развитию творческих способностей школьников.

Ожидаемые результаты

  • Повысится уровень творческих возможностей и способностей обучающихся

  • Создается методическая база, которую можно использовать на практике в процессе проектной деятельности

  • Эффективные условия для развития и активизации творческой личности

  • Повысится уровень познавательных мотивов учения, так как учащиеся будут видеть конечный результат своей деятельности, который вызывает дальнейшее желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и развитие личности.

А что же такое проект и проектная деятельность. Обратимся к толковому словарю.Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание».

Метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способов организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие методики. «Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю», - этими словами Конфуция можно кратко и ёмко охарактеризовать метод учебного проекта.

Основной задачей обучения посредством проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Учебный проект для учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;

-это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;

-это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Проектная деятельность – это та среда, где каждый может себя проявить.

В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы — нет деятельности. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность. В проектной деятельности школьников можно выделить следующие этапы:

− мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный настрой; обучающиеся: обсуждают, предлагают собственные идеи);

– планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

– информационно-операционный (обучающиеся: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

– рефлексивно-оценочный (обучающиеся: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

В начальной школе могут быть эффективно реализованы следующие типы проектов:

- творческие проекты (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск газеты, съемки фильма и т. д.), которые позволяют ребенку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности;

- ролевые, игровые проекты, сообразные возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать таким образом мир, учиться строить взаимоотношения в нем;

- ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие аналитическую работу с полученной информацией;

- практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;- исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.

Важно отметить, что развитие творческих способностей и потенциала личности ребенка на уроках гуманитарного цикла происходит с применением различных методик и технологий, инновационных и современных технологий, прежде всего ТРИЗ. Учителя-предметники используют метод проектов, то есть проектная деятельность, исследовательская деятельность, дидактические игры на уроках, написание и изготовление творческих работ, моделирование ситуаций, недописанный тезис, метод фишбоун, синквейны, кластеры, пирамида знаний, понятийный аппарат, шкатулка, визитные карточки, криптограммы, шифрограммы, архивариусы, археологи, бизнес-планы, скрытые и спрятанные слова, например -Акофенит-фонетика, Келакис- Лексика и т.д. страны, государства и т.д., рассыпанная буква, ассоциативный ряд, "Четвертое лишнее", корзина идей, угадай название героя, произведение, знаменитую фразу и т.д.

А также всевозможные интеллектуальные игры, квесты: "Битва сильнейших", Библиочемпионат, Интеллектуальное казино, Эрудитшоу, "Самый умный", "Я знаю все!", "Умники и умницы", Своя игра, Колесо истории, "Что? Где? Когда?, "Слабое звено", "Логика", "Звездный час", "Литературные шашки", "Морской бой" и другие.

Формирование творческих способностей ребенка на предметах гуманитарного цикла в ходе проектной деятельности осуществляется под непосредственным руководством учителя в 5-7 классах или родителей. А дети, в рамках учебной и внеучебной деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования. А в 9-11 классах, когда дети уже научились и имеют опыт в работе над проектами, они уже сами все делают, лишь консультируются по некоторым вопросам с учителем. В школе дети всегда открыты для творчества: они мечтают о странствиях, приключениях, хотят стать поэтами, художниками. А потому это время нужно не упустить. Творчество не терпит застоя. Оно существует только в динамике - или развивается, или угасает.

Обучение школьников проектной деятельности может осуществляться в рамках различных общеобразовательных дисциплин, в том числе и гуманитарных, а также во внеурочной деятельности, например на кружке "История родного края", "Очумелые ручки", "Этическая грамматика" и т.д. Дети по своей природе уже исследователи, им свойственна любознательность, жажда новых впечатлений. Они с удовольствием принимают участие в различных видах учебной работы, которые предполагают выполнение поисковых и экспериментальных заданий.

На уроках можно выполнять мини-проекты. На мой взгляд, легче такую работу проводить на уроках истории, обществознания, технологии, литературы, ОБЖ, немецкого языка.

В начале работы и в конце были проведены исследования учащихся 5-9 классов. Из проведенного анализа был сделан вывод, что проектная деятельность развивает творческий потенциал учащихся, позитивно влияет на качество образовательного процесса. Применение метода проектов влияет на полноценное развитие личности, развивает мотивацию личности к познанию и творчеству, расширяет познавательные возможности и творческую активность учащихся; формирует теоретические знания и практические навыки, раскрывает творческие способности личности в избранной области деятельности, способствует достижению повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, что помогает для самореализации, самоопределения.

«Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то», - эти пронизанные болью слова Антуана де Сент- Экзюпери как будто обращены к каждому учителю. Все, что нужно для того, чтобы учащиеся смогли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны взрослых, педагогов. Активно используют проектную деятельность учителя предметного цикла на уроках литературы, истории, обществознания, иностранного языка. Обучающимися были выполнены следующие проекты: "Ради жизни на Земле", "Войны в истории человечества" , "Глобальные проблемы", "А.С. Пушкин -великий классик", "Образование в Германии", "Духовный мир человека", " Наше село в 90-е годы", "Проблема отцов и детей" и т.д.

  Таким образом, развитие творческого потенциала личности, которое обеспечило бы человеку возможность найти себя в жизни, быть полезным и востребованным стало одним из наиболее перспективных направлений в образовании и прежде всего в школах. Что сейчас и есть очень актуально и над чем работают педагоги ШМО гуманитарного цикла на уроках.

Современное информационное общество движется по пути развития творческого мышления человека. Творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию. Поэтому воспитание творческой личности, человека с творческим мышлением имеет особую актуальность и является одной их главных задач работы ШМО учителей гуманитарного цикла нашей школы.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!