Развитие творческих способностей учащихся
на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС СОО и ФГОС ООО
Актуальность
- Повышение мотивации учения
- Речевое развитие
- Создание условий для коммуникативной деятельности
- Создание благоприятных условий для формирования творческой личности
Теоретическое обоснование
Педагоги и психологи о творческой деятельности учащихся:
Лев Семёнович Выготский
Исаак Яковлевич Лернер
«Именно творческая деятельность делает ребенка существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».
Л.С.Выготский
Элементы творческих способностей
по И. Я. Лернеру
видение новой проблемы в знакомой ситуации
- построение принципиально нового способа решения, отличающегося от известных.
перенос знаний и умений в нестандартную ситуацию
комбинирование известных способов действий и создание на этой основе нового способа
видение альтернативных и вариативных способов решения задачи
видение новых (скрытых) функций известных объектов;
видение всех взаимосвязей
структуры объекта
Виды работ по активизации творческих способностей на уроках русского языка
Сочинения различных жанров
Творческие изложения
Творческие диктанты
Игры на уроках
Сочинения различных жанров
* Сочинение-миниатюра
* Сочинение по картине
* Сочинение по данному началу
* Сочинение-описание
* Сочинение-рассказ
* Сочинение-рассуждение
Сочинения различных жанров
Сочинение по личным впечатлениям
Музыкальные впечатления
«Что я чувствовал, слушая эту музыку»
Читательские впечатления
Мое отношение к героям романа «Дубровский» А.С. Пушкина
Жизненные впечатления
« Самый радостный день в моей жизни»
Сочинения различных жанров
(письмо маме, другу, литературному герою, ветерану и др.)
( от имени животного или предмета)
Творческие изложения
- С заменой лица рассказчика
- С изменением финала текста
- Включающее собственные размышления над текстом
Творческие диктанты с заменой или продолжением текста
Тема: «Правописание букв Ё – О после шипящих»
Задание: Заменить словосочетания одним словом – синонимом, в котором есть данная орфограмма
Водитель машины (ш о фер)
Тихая речь (ш ё пот)
Плод дуба (ж ё лудь)
Игры на уроках
кроссворды
Разгадай кроссворд
из выделенных букв составь слово
По горизонтали :
1.Поединок (с применением оружия) между двумя лицами по вызову одного из них.
2. Часть здания - ряд помещений, расположенных на одном уровне.
3. Комплекс сооружений и технических средств, предназначенный для взлета, посадки, стоянки и обслуживания самолетов, вертолетов и планеров.
4. Устаревшее название самолета.
5. Произведения, написанные стихами.
По вертикали:
1.Проверка знаний поступающих в вуз; при завершении определенного этапа обучения.
2. Покрытие, защищающее от износа и повреждений.
3. Ансамбль из 2 музыкантов-исполнителей..
4. Правила литературного произношения.
5. Глава города.
Игры на уроках
Ребусы
Первое – нота, второе – тоже, А целое на боб похожа. ( Фа – соль) Первое – предлог, второе- летний дом, А целое порой решается с трудом.
( За – дача). Начало – голос птицы, конец – на дне пруда. А целое в музее найдёте без труда.
( Картина).
Шарады
Игры на уроках
Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм
(«Составь текст и озвучь его», «Конкурс дикторов и др.)
Лексико-фразеологические игры
(«Составь фразеологизм», «Составь пословицу», «Угадай-ка» и др.)
Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм
(«Третий лишний», «Помоги Пете Ошибкину»)
Творческие задания с элементами изобразительного творчества
Нетрадиционные творческие уроки
Урок-путешествие
Урок-конкурс
Урок-игра
Урок-викторина
Урок-диспут
Урок-конференция
Урок-КВН
Нетрадиционные домашние задания
- Задания на основе материалов газет и телевидения
- Разработка наглядного пособия
- Разработка кроссворда или карточки с грамматическим заданием по теме
- Составление ребусов, шарад, пословиц
- Сочинения на лингвистическую тему
Выводы
- В работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках русского языка
- Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер
- Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в "сухой" форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода как ученика, так и учителя
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ