СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие творческого потенциала обучающихся в условиях реализации ФГОС».

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

доклад на совещание при директоре

Просмотр содержимого документа
««Развитие творческого потенциала обучающихся в условиях реализации ФГОС».»

ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат»







Доклад


«Развитие творческого потенциала обучающихся в условиях реализации ФГОС».





Подготовила : Ковиляк Светлана Вячеславовна






декабрь 2024г


Мы с Вами живем во время кардинальных перемен и изменений. Сейчас нашей стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, креативно работать. Именно школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы.

Сегодня многие педагоги, в том числе и учителя нашей школы, уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом.

Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать объектом усвоения знаний, умений и навыков. Поэтому нужно учить детей творчеству.

Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, делать что-то новое, лучшее, не существовавшее раньше. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то креативное , что до тебя ещё никем не было сделано или сделать по-новому, лучше.

Абсолютно все дети обладают самыми разными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При созданных благоприятных условиях и возможностях каждый ребёнок может проявить себя.

Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность.


Развитие творческого потенциала – это непрерывный процесс, который проходит через все этапы развития личности ребёнка, побуждающий инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Период обучения в школе является самым благоприятным для развития у учащихся творческого потенциала. Для этого требуется создание в процессе обучения благоприятных условий для формирования творческих способностей детей в разных направлениях, включая художественное, музыкальное, техническое и не только.


К условиям формирования творческих способностей относятся:

  1. Физическое и интеллектуальное развитие ребенка.

  2. Создание обстановки, способствующей развитию ученика.

  3. Самостоятельное решение ребенком поставленных задач, применение для этого всех своих знаний и возможностей.

  4. Свобода выбора деятельности, чередование нагрузки и характера выполняемых работ.

  5. Оказание помощи в затруднительных моментах, выраженной в подведении учащегося к правильному решению, а не в принятии решения за него.

  6. Поощрение творческих начинаний и увлечений ребенка.

Для развития у учащихся творческих способностей только созданием благоприятных условий в школе и на занятиях не обойтись. Для осуществления развития творческого потенциала у школьников необходимо рассмотреть следующие действия: - применять методы и формы работы с детьми, способствующие развитию их творческого потенциала; - организовать работу с родителями, выработать алгоритм взаимодействия педагогов, учащихся и родителей в рамках осуществления творческой деятельности.

Развитие творческого потенциала на уроках

Организовать творческую деятельность детей в процессе проведения классных уроков и занятий можно посредством привлечения учеников к подготовке сообщений, написанию рефератов, составлению кроссвордов и викторин, сочинению сказок и сценариев по изучаемой теме. Эти виды деятельности практикуются у всех учителей – предметников, дети с удовольствием выполняют подобные задания.

Также учителем могут быть использованы методы проведения дидактических игр и приемов, творческие задания, направленные на формирование у учащихся творческого мышления и развитие познавательного интереса.

В целях развития творческого потенциала учащихся на уроках в школе широко используются компьютерные технологии, позволяющие привлечь внимание учащихся и сделать занятие более интерактивным.

В образовательном процессе важно также развитие творческого потенциала во внеурочной деятельности


Организация и проведение внеурочных мероприятий в школе положительно воспринимается детьми, позволяет им раскрепоститься и применить свои творческие способности на практике.

К внеурочной творческой деятельности относятся тематические недели, организация экскурсий, праздничные мероприятия, творческие состязания.

И даже защиту творческих проектов учащихся можно организовать в виде конкурса, тематического состязания. Или совместного чаепития или дискотеки для старшеклассников, где дети могут открыться совершенно с незнакомой нам стороны.

В процессе проведения внеклассных творческих мероприятий учащийся становится непосредственным участником педагогического процесса, развивает и формирует навыки и способности построения личностных взаимоотношений и организации совместной деятельности с учителем и коллективом.

Одно из главнейших условий развития творчества — высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать «вкус успеха», «успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом».

Второе условие развития способности ребёнка создание соответствующую психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновения у ребёнка творческих способностей. Но создание благоприятных условий не достаточно для воспитания ребёнка с высоко развитыми творческими способностями.

Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексной деятельности характер, обеспечивая собственную позицию.

Большую роль здесь играет   совместное сотрудничество с родителями,  детьми и педагогами, выполнение совместных заданий, проектов. Здесь нужен индивидуальный подход к каждому ребенку. А главное, что любой творческий труд обучающихся: креативный, поисковый, исследовательский, должен быть доведен до результата, продемонстрирован своим одноклассникам и должен иметь практическую направленность и значимость.

Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения в школе. И одними из важнейших предметов здесь являются предметы гуманитарного цикла, которые имеют широкий простор для развития творческого потенциала личности ребенка.

На уроках истории, обществознания, литературы, обществознания дети выполняют такие виды работ, как экскурс в историю, моделирование различных ситуаций, ролевые игры, дидактические игры, сюжетные, конструирование событий и явлений. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.


В своей педагогической деятельности, я, как учитель технологии, большое внимание уделяю нетрадиционным формам уроков, а также творческим заданиям, которые придумываю для учеников: нарисовать или при помощи аппликации сделать силуэтное изображение предметов, замка, усадьбы, героев, событий или явлений; составить рецепт, использую продукты в холодильнике; недоделанный проект/работа, так как помешал сказочный или анимационный герой-злодей; перемешанная крупа дружит или нет, садовый инвентарь нападает на грязнуль и т.д..

Так были проведены нетрадиционные уроки и внеклассные мероприятия, где легко каждый ребенок мог проявить себя и развить в себе творческое начало: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил», «Урок-суд над вредными привычками», «В слове мы сто тысяч Я», «Помоги птицам зимой. Почему им нужна помощь». На подобных занятиях дети проявляют себя в совершенно новых ролях и творческой деятельности. Примеряя различные роли, обучающиеся развивают активную жизненную позицию, креативность, инициативность, любознательность. Проявляют неподдельный интерес к изучению предметов технологии, учатся применять на практике полученные знания.

В процессе такого рода занятий у детей развивается мышление, технологические представление, логика, фантазия, способность мыслить креативно, умение самим работать руками, создавать новое. Создание творческих проектов требует большой работы мысли и воображения.

Еще большим подспорьем является кружковая работа. В школе ведутся разнообразные творческие кружки и секции, занятия в которых формируют эстетический вкус, художественное воображение, любознательность, познавательную активность, творческие способности. Дети представляют свои работы на различных общешкольных праздниках и мероприятиях, выставках и конкурсах, демонстрируя свою кружковую деятельность в различных видах и формах. Именно здесь появлялись маленькие детские «шедевры». Все красиво, необычно, изящно, оригинально, креативно. Использованы различные виды техники, даже самые неожиданные. Такие работы никого не могут оставить равнодушными, их с большим удовольствием рассматривают педагоги, дети и родители, что является сильной мотивацией


Таким образом, развитие творческих способностей  обучающихся – это плодотворный и непрерывный процесс. Это сложное, важное и очень ответственное дело. Оно требует тщательной подготовки педагога, а еще, чтобы сам учитель был творческой личностью, креативно мыслящим, умеющим заниматься творческой деятельностью.

Для успешной реализации творческого потенциала необходимо тесное сотрудничество школы и семьи. Родители должны стать настоящими помощниками учителя, ведь они делают общее дело для своих детей.