Развитие творческого потенциала обучающихся
средствами внеурочной деятельности.
В настоящее время работник, кроме профессиональных знаний на высоком уровне, должен обладать целым комплексом личностных качеств технологического характера: работоспособностью, стремлением к самосовершенствованию, умением работать в команде и т.д., а также становится значимым умение пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, уметь анализировать с разных точек зрения, делать выводы и заключения. Поэтому в настоящее время наиболее актуальными задачами образования становится формирование у учащихся преобразующего мышления, развитие творческих способностей, воспитание познавательной активности, готовности к профессиональному образованию и перемене труда.
На протяжении нескольких лет педагогической деятельности, через анализ результатов своей работы и работы моих коллег, я пришла к выводу, что для воплощения принципов производственного обучения:
единство образовательной, воспитывающей и развивающей функций;
гуманизация и демократизация;
обучение в процессе производительного труда;
самостоятельность, сознательность и активность;
доступность и посильность;
наглядность обучения
систематичность и последовательность в формировании умений и навыков;
прочность усвоения обучающимися знаний, формирование умений, навыков;
эффективны и я использую такие образовательные технологии как:
технологию разноуровневого обучения;
технологию проблемного обучения;
технологию проектного обучения.
На своих занятиях реализую сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения.
Внеурочная деятельность нашей группы является продолжением производственных уроков.
Целью внеурочной деятельности является содействие созданию условий для развития личности, социальной адаптации, самореализации и самосознания обучающихся.
Задачи внеурочной деятельности:
Развивать творческие способности и технические навыки в процессе работы с тканью, швейной машиной, выкройкой. Стимулировать и поощрять творческий подход к работе.
Воспитывать трудолюбие, аккуратность, чувство ответственности, умение доводить начатое дело до завершения.
Развивать эстетический вкус, умение найти свой стиль в одежде, умение сочетать цвет и фактуру тканей.
Воспитывать осознания того, что именно труд, как основное психологическое явление, выступает основой жизни здорового общества.
Формировать культуру взаимоотношений на занятиях, создавать условия для укрепления здоровья обучающихся.
Создавать благоприятный психологический климат в коллективе.
Программа внеурочной деятельности позволяет углубить знания обучающихся, полученные на занятиях теоретического и производственного обучения. Основой программы являются разработка и выполнение творческого проекта, предусматривающего самостоятельную, творческую, завершенную работу обучающихся под руководством мастера.
Метод работы с творческими проектами является активной формой обучения и развития, которая позволяет в процессе обучения трудовой деятельности сформировать у обучающихся такие необходимые качества, как способность самостоятельно решать творческие и технологические задачи, принимать обоснованные решения, применять и использовать приобретенные умения, знания, навыки и информацию в различных сферах преобразовательной деятельности.
В содержании учебного материала заложена логика художественного конструирования (дизайна) одежды, т.е. проектировочной деятельности, имеющей своей целью формирование эстетических и функциональных качеств швейных изделий.
Четкое следование схеме эскиз - чертеж – конструкция – технология – готовое изделие позволяет научить обучающихся выполнять самостоятельно швейные изделия от идеи до конечного результата, от эскиза до готового изделия.
Задача мастера предварительно сформировать определенные знания, умения, навыки и дать информацию по всем направлениям деятельности, ознакомить со всеми профессиями, задействованными в изготовлении швейных изделий: художник – модельер, конструктор, технолог, оператор машинного оборудования, демонстратор моделей одежды.
Техническое творчество способствует повышению интереса к обучению, выработке устойчивых мотивов в их познавательной деятельности и трудовой деятельности в целом.
На занятиях обучающиеся знакомятся с историей шитья, моды, инструментами и различными приспособлениями. Затем добавляется крой, подборка ткани, выбор изделия для изготовления, выполнение эскиза изделия. В процессе выполнения изделий отрабатываются технические навыки изготовления изделий. Обучающиеся получают знания о тканях, их свойствах, уходе за разными видами тканей, учатся измерять фигуру человека, использовать измерения для кроя, учатся работать с журналами мод, расширяют круг представлений о швейных технологиях, совершенствуются умения и навыки. Проектирование и изготовление трикотажных изделий.
Обучение проводится в двух направлениях:
- усвоение теоретических знаний;
- формирование практических навыков.
Во время занятий использую такие формы и методы, как рассказ, беседа, объяснение, а также выполнение практических заданий.
Во внеурочной работе проектную технологию обучения я применяю давно. Работа, основанная на творчестве, выступает как стержень воспитания. В условиях коллективной творческой деятельности происходит развитие личности воспитанницы, это приводит к тому, что воспитанницы при условии поддержки наставника начинают проявлять себя в позитивных формах поведения, сотрудничества.
Учить и словом и делом- это наиболее естественная форма сотворчества, содружества воспитанницы и мастера.