СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческого потенциала во внеурочной деятельности

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка создана для проведения педсовета, его практичесой части

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческого потенциала во внеурочной деятельности»

Педсовет: Развитие творческого потенциала личности в системе внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС общего образования


Цель педсовета: знакомство с особенностями воспитательного компонента ФГОС, осознание важной роли педагога в успехе реализации нового образовательного стандарта, в развитии творческого потенциала, определение способов обновления и совершенствования воспитательной деятельности в школе.


Задачи педсовета:

- знакомство с современными требованиями к ведению внеурочной деятельности в условиях ФГОС

- анализ состояния внеурочной деятельности в школе.

- совершенствование внеурочной деятельности

План проведения педсовета:


1 этап. Информационно-аналитический.

Роль внеурочной деятельности в развитии, личностном росте учащихся.(зам. директора по ВР Н.А.Протвень)

Структура организации внеурочной деятельности в МОУ «Павловская СОШ» (20 мин.)

- Реализация внеурочной деятельности через клуб «Апрель» (психолог школы Маслова В.Б.) (до 10 мин.)

2 этап. Круглый стол.

1. Анализ состояния внеурочной деятельности в школе:

  • Модель организации внеурочной деятельности обучающихся в начальных классах. Опыт работы учителя начальных классов Каляева Е.Н.(10 мин)

  • Работа школьных кружков, секций и объединений (представление наработанного опыта, успехи, проблемы, пути их решения, задачи на будущее: Фесенко В.В.. Конюхова Н.С., Кирьянова Н.Н., Лицкан Н.В.(до 5 мин.)

3 этап. Пути совершенствования внеурочной деятельности:

  • Результаты мониторинга, Н.А.Протвень. (5 мин.)

  • Организация внеурочной деятельности через работу классного руководителя (результаты посещения занятий (до 3 мин.), производственная комиссия

  • Перспективы организации внеурочной деятельности в школе (зам. директора по ВР Н.А.Протвень )5 мин.

  • Совершенствование форм внеурочной деятельности, игра Маслова В.Б. (15 мин)


3 этап. Выработка и принятие решения педсовета. (10 мин.)


СЛАЙД1

Развитие творческого потенциала ребенка через

организацию внеурочной деятельности

СЛАЙД 2 «Не для школы, для жизни учимся» «Во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно…приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам»

Михаил Афанасьевич Булгаков.


1 этап. Информационно-аналитический.

ФГОС второго поколения регламентирует переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного развития обучающихся. Нововведением ФГОС-2 является регламентация внеурочной деятельности, что создает дополнительные возможности для социального и личностного развития ребенка.

Введение часов, на внеурочную деятельность обучающихся увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг, создает финансово обеспеченные возможности для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы с обучающимися.

Воспитание в школе – это не специальные мероприятия, оно должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельности.

Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, пространство и время в образовательном процессе.

ФГОСТ четко определил, какими ценностными качествами должен обладать современный школьник. Патриотизм - это не просто разговоры (мероприятия) о любви к Родине, к школе, своему малому краю, высокие слова на уроках, это прежде всего то, чем обучающийся занимается вне урока, как он поступает в жизни, каковы мотивы его поведения. Насколько комфортно и уютно ребенку в школе, классе, в группе, это проявляется в отношении к школе, бережности ее, а если нет лояльности, то появляются надписи на стенах, грязь, это своеобразный детский протест, реакция на то, что ребенка что-то не удовлетворяет, его не слышат.

Цель ВС школы: Формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Цель воспитательной деятельности на 2017 – 2018 уч. год: Духовно - нравственное развитие и воспитание школьников с учетом ФГОС

Задачи:

  • Создавать условия для творчества и воспитанности личности школьников;

  • Развивать у обучающихся воспитательные компетенции;

  • Формировать у обучающихся ценности семьи, здорового образа жизни, экологического мышления.

Данные цели и задачи достигаются и через внеурочную деятельность

В своем выступлении хотелось бы развести такие понятия как дополнительное образование и внеурочная деятельность.

СЛАЙД 3

Что такое внеурочная деятельность? Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Основная цель внеурочной деятельности: Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.


СЛАЙД 4 Внеурочная или внеклассная работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге и ориентирована на создание условий для неформального общения ребят в классе, в творческих объединениях и имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. Внеурочная деятельность призвана обеспечить хорошую возможность для организации межличностных отношений между обучающимися и классным руководителем, педагогами с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.

В новых стандартах определены не только основные направления и виды внеурочной деятельности, но в них заданы цели, задачи, направленные на развитие общекультурных интересов обучающихся, ценностных ориентиров, смыслов, моделей нравственного поведения.

В традиционной системе внеурочную деятельность мы часто отождествляли с дополнительным образованием. Несомненно, внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность, но ее выделили из системы дополнительного образования и это представляется целесообразным, так как позволяет лучше понять ее границы и специфику. Нам необходимо понять и то, что, создавая условия для занятий в творческих объединениях, в учреждениях дополнительного образования детей, мы расширяем их творческие возможности в подготовке внеклассных, общешкольных мероприятий, способствуем демонстрации их личных достижений.

Сегодня важнейшими качествами личности должны быть инициативность, способность к творчеству, умение нестандартно мыслить и находить нетрадиционные пути решения проблем.

СЛАЙД 5  

Творчество - это любые способности, заданные нам от природы, который каждый в себе может (и обязан!) раскрыть.

Творчество (креативность) – способность удивляться и познавать, умение находить выход в нестандартных ситуациях.

Творчество предполагается как процесс создания чего-либо нового, причем процесс незапрограммированный, непредсказуемый, внезапный. При этом не принимается во внимание ценность результата творческого акта и его новизна для большой группы людей, для общества или человечества. Главное, чтобы результат был новым и значимым для самого "творца". Самостоятельное, оригинальное решение школьником задачи, имеющей ответ, будет творческим актом, а самого его следует оценивать как творческую личность.

СЛАЙД 6 Творческий потенциал - это нацеленность на открытие нового и способность к осознанию своего опыта.

СЛАЙД 7 (прочитать с экрана:) Творческий потенциал ученика зависит от творческого потенциала самого учителя, только творческий учитель может развивать творческих учеников. Творческий учитель-это тот, который является тот, который будет интересен коллегам и ученикам


Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием детей выступают различные творческие объединения. К примеру, в нашей школе к ним относятся: ученическое самоуправление, интеллектуальный клуб «Апрель», школьное научное общество обучающихся.

В зависимости от целей и задач, которые они решают, содержания и методов работы их можно отнести и к внеурочной деятельности и к дополнительному образованию. Но дополнительное образование отличается тем, что предполагает, прежде всего, реализацию образовательной дополнительной программы по конкретному направлению деятельности и решает такие задачи, как:

- изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании;

- определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста;

- формирование условий для создания единого образовательного пространства и занятий дополнительным образованием.

При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности. До сих пор во внеклассной деятельности мы привыкли анализировать и давать оценку воспитательному мероприятию, а не оценивать его с позиции, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. К примеру, из года в год наши учащиеся путешествуют по территории не только Москвы, Московской области, но и России, за счет организованных классными руководителями и родителями мероприятий и экскурсий. Фактический результат в их перемещении из одной точки в другую, но каков эффект этого перемещения? В поездках они приобретают некое знание о себе и окружающих, переживают и прочувствуют нечто как ценность (красоту природы, дружбу, любовь), приобретают опыт самостоятельного действия в экстремальных ситуациях. Эффект – это последствие результата и внеурочная деятельность направлена именно на непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности, которое способствует развитию личности.

К сожалению, в работе с детьми мы видим, чаще всего, сам результат, а не эффект, как его последствие, отразившееся на изменении личности ребенка.

В новых стандартах воспитательные результаты распределены по трем уровням. Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, первичного понимании социальной реальности и повседневной жизни. Анализ воспитательной работы отдельных классных коллективов, в целом школы свидетельствует о том, что учителя, воспитатели, классные руководили, как значимые для ребенка носители положительного социального знания и повседневного опыта, планируют и достигают в своей работе результатов первого уровня, если к тому же у педагогов их слова не расходятся с их поступками.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к таким базовым ценностям общества, как человек, семья, отечество, природа, мир, знания, труд, то есть ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов, педагогу необходимо обеспечить взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, в котором бы они смогли получить первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, где они начинают чем-то дорожить или отвергать. Ребенок живет в школе здесь и сейчас. Как он ее проживает, из чего складывается его школьная жизнь? Насколько она для него комфортна, безопасна? Способствует ли приобретению тех качеств, которые сделают его успешным во взрослой жизни? Речь идет об укладе школьной жизни, о культуре школы, носителями которой являемся, в которую погружаем ребенка и которая способствует приобретению им ценностных ориентиров и смыслов жизни.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме за пределами школьной среды, для других, зачастую незнакомых людей, когда он становится социальным деятелем, гражданином, готовым к самостоятельному поступку. К выходу на третий уровень результатов будут способствовать в школе проектирование и реализация социальных проектов. Наша школа успешно работает в этом направлении и мы можем констатировать, что педагоги готовы к организации такой внеурочной деятельности, которая последовательно будет вести к восхождению обучающихся от результатов первого уровня к результатам второго и третьего.

Таким образом, изучая, обсуждая, анализируя, оценивая новые стандарты, в том числе, в части внеурочной деятельности, мы пришли к осознанию их актуальности, выявили его особенности, развели такие понятия как дополнительное образование и внеурочная деятельность и их взаимосвязь в укладе школьной жизни, где каждому ребенку должен быть обеспечен выбор в той сфере жизнедеятельности школы, которая будет соответствовать его потребностям и возможностям.

СЛАЙД 8 Составные профессиональной компетентности педагога в направлении реализации творческого потенциала учащегося (прочитать с экрана) Готовность определять нестандартные подходы в решении проблем;

• Способность разработки новых методов, форм, приемов, средств и их оригинальных сочетаний;

• Эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях, совершенствование, рационализация, модернизация известного в соответствии с новыми задачами;

• Умение удачно импровизировать на основе как точного знания и компетентного расчета, так и высокоразвитой интуиции;

• Умение видеть «веер вариантов» решения одной и той же проблемы;

• Умение трансформировать методические рекомендации, теоретические положения в конкретные педагогические действия.


Мы понимаем, что программы внеурочной деятельности, которые широко представлены разработчиками, могут успешно быть реализованы через институт классного руководства, внеклассную и внешкольную деятельность. Эти программы обеспечивают создание единого воспитательного пространства школы.

СЛАЙД 9 Структура организации внеурочной деятельности в МОУ «ПавловскаяСОШ»

Виды и направления внеурочной деятельности. С экрана


Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности для развития творческого потенциала школьников основывать на видах деятельности и принципах.


Реализация внеурочной деятельности через клуб «Апрель» Маслова В.Б.


  1. этап. Круглый стол

Анализ состояния внеурочной деятельности в школе.

1. Модель организации внеурочной деятельности обучающихся в начальных классах. Опыт работы учителя начальных классов Каляева Е.Н.

2. Выступления педагогов из опыта работы:


Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, краеведческая).

Выступления педагогов из опыта работы: Фесенко, Конюхова ,

Военно-патриотическое направление, гражданственность и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности ( и научной и досуговой). Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий.

Выступления педагогов из опыта работы: Лицкан , Кирьянова.

Становится ясным, что педагог-профессионал видит результаты своей работы прежде эффектов. Никакая увлечённость процессом деятельности не отменяет для него необходимости добиваться воспитательного результата. В любом воспитательном эффекте он различает свой вклад и вклад других субъектов воспитания и социализации.




Но, к сожалению вроде и результаты выше, и подбор видов интересный, а посещаемость оставляет желать лучшего.

3 этап. Пути совершенствования внеурочной деятельности:

Проведен мониторинг удовлетворенностью школьной жизнью учащихся во внеурочное время.

СЛАЙД 10, 11 с экрана

Анализируя данные, можно сделать вывод, что в младших классах высокий процент занятости в кружках, секциях и т.д., дети стремятся реализовать свои желания, возможности, они ищут новое, им интересно. Начиная с 7-го класса процент занятости понижается, это не говорит о том, что они не хотят - процент желания заниматься выше даже чем в младших классах, дети не всегда находят возможность реализовать себя.

Результаты посещения занятий - профсоюз

СЛАЙД 12.

Заключение:

Каждый учитель мечтает о хороших учениках, но в каждом классе есть разные дети. Неоднородность всякого общества как бы изначально предполагает, что ребёнок подрастёт, займёт асоциальную позицию и взрослые должны  помочь ему в этом.

Вывод: Роль внеурочной деятельности в развитии творческого потенциала личности школьника имеет огромное значение. Способствует духовно-нравственному развитию, обеспечению выпускников школы всем необходимым для их последующей самостоятельной жизнедеятельности в открытой социальной среде. Правильно поставленное воспитание готовит человека к активной жизни, к широкому сотрудничеству с людьми, воспитывает ответственность.

Ожидаемые результаты: -рост общей активности школьников при проведении школьных дел; -повышение познавательного интереса у учащихся; -повышение качества образования школьников; -повышение результативности участия в интеллектуальных и творческих конкурсах, олимпиадах, соревнованиях; - повышение уровня воспитанности, уровня развития коммуникативных навыков, организаторских способностей (укрепление сотрудничества учителей, учащихся и родителей); -осознанный выбор профессии -развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни. Чем должны руководствоваться мы для достижения этих результатов?

Заповеди:

1.Главным есть не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

2.Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.

3.Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.

4.Необходимо чаще показывать ученикам перспективы их обучения. 5.Поощряйте исследовательскую работу учеников.

6.Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов. Все эти правила касаются всего учебно-воспитательного процесса: основного образования, дополнительного образования и внеурочной внеклассной деятельности.

Исходя из всего сказанного и предложенного сегодня, разрешите зачитать проект решения педагогического совета:


1. Использовать потенциал дополнительного образования на уроках через совершенствование разнообразных педагогических технологий

2. Расширить систему внеурочной деятельности с учетом интересов учащихся. В образовательную программу внести новые курсы внеурочной деятельности.

3.Применять в процессе следующие дидактические принципы:

-Целеполагание;

-Командность (предполагающая единство смыслов и организационную четкость);

-Целостность (системность, комплексность);

-Ресурсность;

-Активность и самостоятельность (самостроительство);

-Практическую направленность;

-Эстетизацию детской жизни.

4. Пропагандировать и популяризировать результаты внеурочной деятельности через ученическое портфолио и через школьный сайт.