СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие вариативности образовательных программ одно из важных условий удовлетворения образовательных потребностей обучающихся

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который даёт педагогическим коллективам образовательных учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.

Просмотр содержимого документа
«Развитие вариативности образовательных программ одно из важных условий удовлетворения образовательных потребностей обучающихся»

Развитие вариативности образовательных программ одно из важных условий удовлетворения образовательных потребностей обучающихся

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который даёт педагогическим коллективам образовательных учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.

Вариативность образовательных программ определяется построением содержания общеобразовательных программ (основных, дополнительных, профильных) с учетом интересов учащихся, региональных и национальных особенностей, возможностей педагогического коллектива Общеобразовательного учреждения и выбора образовательных ресурсов среды. Закон «Об образовании» предоставил школам право самостоятельно разрабатывать и реализовывать свою образовательную программу- документ, определяющий особенности содержания, образования и организации учебно-воспитательного процесса.

Вариативность образования, в конечном счете, ориентирована на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования, дифференциации и на удовлетворение образовательных и познавательных потребностей. Развитие вариативности образовательных программ является одним из важнейших условий удовлетворения образовательных потребностей обучающихся.

                  Развитие вариативности образовательного процесса логически завершается разработкой пакета образовательных программ, учитывающих склонности, способности, подготовленность и интересы детей. Разноуровневый широкий спектр программ должен будет в полном объёме удовлетворить образовательные потребности микросоциума Одним из инструментов вариативности является учебный план школы на основе муниципального, позволяющий через гибкое использование часов групповых и индивидуальных занятий, с одной стороны, оперативно ликвидировать пробелы в знаниях, с другой стороны, заниматься с одарёнными детьми, повышать качество знаний. Следовательно, в перспективе более глубокое овладение техникой составления учебного плана школы, более оптимальное использование его возможностей.
          Внедрение эксперимента в рамках профильного образования расширяет возможность выбора учащихся и спектр вариативного образовательного пространства.

Представим структуры, которые выступают по отношению к школе с каким-то заказом или требованиями, в общем виде, в трёх уровнях.
Государство – хочет, чтобы мы создавали условия для развития свободной, мыслящей, социально-адаптированной личности, получившей добротное среднее образование и обладающей гражданской ответственностью.
Макросоциум – хочет, чтобы мы выпускали из школы воспитанною личность, считающуюся с нормами и правилами поведения, сложившимися в обществе, впитавшую в себя систему общечеловеческих ценностей, уважающую права личности и собственности.
Микросоциум – хочет, видеть в нас школу, основанную на порядке и осознанной дисциплине, разумной требовательности к детям. Школу, отвечающую санитарно-гигиеническим требованиям. Школу, в которой уважают права ребёнка, в которой ребёнку обеспечивается не только физический, но и душевный комфорт.
Родители -

       хотят, чтобы школа обеспечивала подготовку в ВУЗ,
       желают, чтобы ребёнок получил образование в профильном классе,
       желают, чтобы их ребёнок просто находился в школьном пространстве до 16 лет, потому, что куда ему ещё деваться,
       желают определить ребёнка в кружок или спортивную секцию при школе с тем, чтобы школа обеспечивала занятость досуговой деятельности ребёнка.

Ученики
      хотят
, чтобы в школе было интересно учиться, чтобы к ним относились с уважением, видели в них личность, чтобы можно было общаться друг с другом,
      хотят
иметь учебный успех,
      хотят
получить качественное образование.

МОУ «СОШ № 9»-общеобразовательная школа, которая воплощает в жизнь идеи вариативности образования через многопрофильность обучения. В основу организации образовательного процесса школы положены следующие документы: Типовое положение ОУ и Устав ОУ, - которые учитывают потребности и возможности обучающихся.

Школа предоставляет учащимся право осваивать образовательные программы в следующих формах: очная, экстернат и индивидуальное обучение;

В школе функционирует целый спектр классов: общеобразовательные (универсальные), предпрофильные (8-9 классы), профильные, довузовские (10, 11 классы), классы с углубленным изучением отдельных предметов (математики), классы компенсирующего обучения.


Школа с цельюобеспечения государственной гарантии права граждан на получение бесплатного среднего (полного) образования, осуществляет образовательный процесс, соответствующий двум ступеням образования:

II ступень — основное общее образование (нормативный срок освоения 5-6 лет) — обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ ос­новного общего образования, условия для воспитания, становления и формиро­вания личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и спо­собности к социальному самоопределению.

Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.

III ступень — среднее (полное) общее образование (нормативный срок 2 года) — является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечи­вающим освоение обучающимися общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающегося, развитие базовых способностей (понимание текста, моделирование, действие), формирование навыков самостоя­тельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения.

В дополнение к обязательным предметам вводятся курсы для организации обучения по выбору самих обучающихся, направленные на реализацию интере­сов, способностей и возможностей личности.


Одной из главных задач педагогического коллектива МОУ «СОШ № 9» является удовлетворение образовательных запросов обучающихся и их родителей через повышение вариативности образования, сохранение единого образовательного пространства и расширение возможностей получение образования профильного уровня. Профильность определяет непрерывность образования. Выстраивается вполне реальная и целесообразная схема: средняя общая школа (5-9 класс)- профильные классы в школе(10-11 класс) – ВУЗ по выбранному профилю.

Принцип профильности в школе реализуется за счет формирования информационно-технологического и гуманитарных классов, классов довузовской подготовки, и введения системы элективных курсов, которые в сочетании с профильными дисциплинами формируют образовательные, индивидуальные маршруты обучающихся. Родители и управляющий совет нашей школы поддерживают идею профильного обучения, считая, что его использование позволит повысить уровень подготовки учащихся по профильным предметам, обеспечить возможность реализации дальнейшего образовательного маршрута. Учащиеся заинтересованы в продолжение обучения именно в нашей школе: около 60-80 % выпускников 9-х классов выбирает в ней указанные профили обучения. Для учеников, не определившихся в выборе профессии и профиля, открываются общеобразовательные классы. Опрос, проведенный в 2008-2009 году, показывает: 95 % выпускников школы отмечают, что обучение в профильном классе способствовало реализации жизненных планов (поступление в ВУЗ), 92 % считают, что получили достаточный уровень подготовки для поступления в Вуз и обучения там. Ежегодно 95-97 % выпускников поступают в ВУЗЫ и успешно продолжают учебу.

В основе образовательной системы школы лежит создание необходимых условий, обеспечивающих выполнение федерального государственного образовательного стандарта. Учебный план школы является нормативно-правовой основой, регламентирующей организацию и содержание образовательного процесса. Он определяет продолжительность обучения и распределение учебного времени между ступенями обучения, классами и образовательными областями. Единая основа Учебного плана всех ступеней обучения обеспечивается реализацией принципа преемственности, содержания образования и его организации. Вариативность базисного учебного плана позволяет учитывать особенности регионов и возможности общеобразовательных учреждений; обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образования при обеспечении государственных образовательных стандартов - на основе многообразия образовательных учреждений и вариативности образовательных программ; отработать и ввести гибкую систему профилей обучения в старшей школе, в том числе путем кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

Школа исполняет социальный заказ государства с ориентацией на образовательный запрос родителей и детей. Исходя из этого в образовательном пространстве школы реализуются программа довузовской подготовки в ТГМА преподавателями вуза. Высокие результаты ЕГЭ и итоговой (государственной) аттестации наших выпускников гарантируют осознанный выбор обучающимися области профессионального образования (выпускников классов довузовской подготовки): первые выпускники медицинских классов стали врачами нашего города(Хучашева Регина, Вагизова Наталья, Мороз Олег, Лысенко Дмитрий и др.).

В настоящее время независимым способом оценки знаний выпускников является единый государственный экзамен.

Год выпуска

Выбрали ЕГЭ по химии

успеваемость

качество

Поступили в медвуз

платно бюджет

2007

4

100%

75%

1

3

2008

11

100%

75%1

4

7

2009

17

Все выше порога

3

14

Анализ состояния образования МОУ «СОШ №9» показывает, что наряду с обеспечением процесса функционирования в школе предпринимаются шаги, направленные на развитие образования.

Создан Управляющий совет школы, принципиально по-новому организующий деятельность общеучебного образовательного учреждения «СОШ №9» и взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.

Наряду с традиционными реализуются программы профильного обучения и предпрофильной подготовки, в инновационном режиме апробируется технология «Школа будущего» (создаются методические разработки уроков по технологии «задачной формы обучения», обучаются учителя и члены администрации методам диагностики базовых способностей обучающихся, организации УВП в деятельностном режиме).

На основной и старшей ступени сложилась система повышенного уровня обучения. В 2007/08 учебном году по программам углубленного изучения математике обучалось 50 человек, в то время как в 2006 году – 25 человек.

Наблюдается рост числа обучающихся, вовлеченных в исследовательскую деятельность.

По итогам городской и окружной научной конференции «Шаг в будущее» молодые исследователи школы принимают участие во Всероссийском этапе (38 участников городской научно-практической конференции с 2000 по 2008 гг., 13 – победителей и призеров городского уровня; 5 участников окружной конференции, 4– победитель и призеры регионального уровня; 1 –призер Всероссийского уровня; призеры акции «Я – гражданин России» (36 –участников городской акции; 24 – призеры); победители городских, окружных конкурсов сочинений (10 –победители и призеры городского уровня; 4– призеры окружного уровня)

Говоря об актуальном заказе общества к образованию, имеют в виду потребность в творческой саморазвивающейся личности, способной, реализуя свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества.

Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе ситуацию успеха в решении учебных проблем, проблемных ситуаций.

Поиски способов разработки образовательных моделей, направленных на выполнение нового социального заказа, ведутся за счет поисковой деятельности педагогического коллектива школы («Образование МОУ «СОШ №9» как средство социализации учителей, учащихся, родителей, жителей микрорайона», «Проверка действенности метода проектов на уроках немецкого языка в классах компенсирующего обучения», «Клубная деятельность как средство формирования отношения учащихся, родителей, жителей микрорайона к здоровому образу жизни как ценности жизни», «Система упражнений для коррекции интеллектуальных умений старшеклассников на примере исторического материала», « Влияние научно-исследовательской, проектной деятельности на познавательную и творческую активность обучающихся»). Коллектив СОШ № 9 для достижения новых целей образования создал такую программу развития, которая ориентирована не только на повышение качества ЗУН, но и на образование личности, готовой жить, создавать семью, изменять социум горда Нефтеюганска, участвовать в формировании социокультурного единства региона.

Результатом деятельности системы образования МОУ «СОШ №9» являются показатели качества обучения: общая успеваемость в течение трех последних лет – 99,5%, 98,6%, 99 %, качество – 32%, 31,4%, 35,3% (соответственно). Результаты участия девятиклассников школы в экзамене в новой форме по русскому языку в 2007/2008 учебном году - самые высокие по городу, средний тестовый балл ЕГЭ по таким предметам, как химия, математика и русский у обучающихся школы выше в сравнении с показателями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и города.

Таким образом, развитие вариативности образовательных программ действительно является одним из важных условий удовлетворения образовательных потребностей обучающихся.