Просмотр содержимого документа
«Развития грамматического строя у младших школьников»
РАЗВИТИЕ
ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
««Мы часто повторяем, что о человеке судят по его делам, но забываем иногда, что слово тоже поступок. Речь человека — зеркало его самого» (Лев Толстой).
РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ
РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности.
Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.
Формирование и развитие грамматического строя речи школьников имеет свою специфику, которая заключается в организации системы упражнений по устранению проблем в речевом развитии ребенка:
- Умение анализировать речевой материал.
- Синтезировать языковые единицы в соответствии с нормами русского языка.
- Обобщать полученные сведения с учетом существенных и несущественных признаков.
УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
МОТИВАЦИЯ РЕЧИ
Необходимо развивать творческое воображение детей, учить видеть картины и героев, о которых он читает, представлять себе те места, тех людей, о которых говорит или пишет
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ
- Ясность. Речь должна быть доступна слушателю, ориентирована на восприятие адресатом.
- Богатство языковых средств. Необходимо уметь выбирать в разных ситуациях различные синонимы и структуры предложения, наилучшим образом передающие содержание.
- Точность. Предполагает умение выбирать для поставленной цели оптимальные языковые средства — слова, словосочетания, фразеологические единицы, которые наиболее точно передают мысль и чувства.
- Логичность. Речь должна быть последовательной, чётко построенной, связанной в своих частях. Логичность предполагает обоснованность выводов, умение начать и завершить высказывание.
- Содержательность. Это качество зависит от того, насколько оратор знает то, о чём говорит.
ПОНЯТИЕ О ТЕКСТЕ
Необходимо сформировать коммуникативные умения:
- умение раскрывать тему высказывания;
- умение раскрывать основную мысль высказывания;
- умение собирать материал к высказыванию;
- умение систематизировать собранный материал;
- умение совершенствовать написанное (для письменной речи);
- умение строить высказывания в определённой композиционной форме;
- умение выражать свои мысли правильно, точно, ясно и по возможности ярко.
ОШИБКИ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
1. В содержании, в том числе пропуск букв.
2. В структуре:
- нарушение логической последовательности;
- отсутствие связи между фактами;
3. В речевом оформлении:
- в определении границ предложения;
- в построении предложений разных типов;
- нарушение порядка слов;
- повторы слов;
- неправильный выбор и употреблении слов.
4. Орфографические ошибки.
РАБОТА СО СЛОВАРЁМ
Виды упражнений:
Выделение опорных слов.
Работа с деформированным текстом.
Редактирование текста.
Творческое изложение.
Составление цепочек связи.
Сочинение собственного текста.
С целью обогащения словаря учащихся использую задания следующего характера:
- подбор к данному слову синонимов, нахождение их в тексте;
- подбор к данному слову антонимов, нахождение в тексте антонимических пар и выяснение из значений;
- работа над прямым и переносным значением слов;
- употребление речевых оборотов;
- работа с пословицами и поговорками;
- работа со словарём;
- выполнение различных видов творческих работ.