Развитие физических качеств.
Развитие физических качеств – это процесс управления физическим состоянием человека, направленный, прежде всего, на повышение функциональных возможностей органов и систем организма, обеспечивающих выполнение любой физической нагрузки. Поэтому в физическом воспитании обучающихся первостепенное внимание следует уделять развитию физических качеств (В. Скернявичене, В.Н. Кряж).
Результаты эксперимента показали, что экспериментальная группа добилась значительных приростов во всех контрольных испытаниях, что можно было прогнозировать заранее. Так как нагрузка в экспериментальной группе на 50% больше по сравнению с нагрузкой в контрольной группе.
В первом контрольном испытании (бег на 1000 метров), которое определяло общую выносливость, результаты в экспериментальной группе увеличились на 10,3%.
Под общей выносливостью понимают длительное выполнение работы с оптимальной, функциональной активностью основных жизнеобеспечивающих органов и структур организма. Секрет выносливости – в направленной подготовке организма. Для развития общей выносливости необходимы упражнения средней интенсивности, длительные по времени, выполняемые в равномерном темпе. С прогрессивным возрастанием нагрузки по мере усиления подготовки (Б.А. Ашмарин).
Для развития выносливости мы использовали метод круговой тренировки,
который характеризуется постепенным увеличением объема и интенсивности нагрузок. Также комплекс домашних заданий содержал упражнения для развития выносливости (упражнение на выносливость в прыжках).
Во втором контрольном испытании (прыжок в длину с места), которое определяет динамическую силу мышц нижних конечностей, результаты в экспериментальной группе увеличились на 5,16%.
Динамическая сила проявляется в двух режимах работы: преодолевающий, который характеризуется сокращением мышц, выполняющих работу по перемещению тела и его звеньев, а также по перемещению внешних объектов и уступающий, который характеризуется напряжением мышц при противодействии внешнему сопротивлению, когда внешнее отягощение на мышцу больше, чем ее напряжение (Б.А. Ашмарин).
Для развития динамической силы мышц нижних конечностей в комплекс домашних заданий мы включили такие упражнения как: «прыжки через препятствие», «пистолет», «бег с высоким подниманием бедра», «прыжки со скакалкой».
В третьем контрольном испытании (подъем туловища за 30 секунд), которое определяет скоростно-силовую выносливость мышц сгибателей туловища, результаты в экспериментальной группе увеличились на 21%.
Скоростно-силовые способности проявляются при миометрическом плиометрическом режимах мышечного сокращения и обеспечивают быстрое перемещение тела и его звеньев в пространстве (Б.А. Ашмарин).
Для развития этих качеств мы использовали такие упражнения как: «складной нож», «бег с высоким подниманием бедра».
В четвертом контрольном испытании (подтягивание на перекладине), которое определяет силу и силовую выносливость мышц плечевого пояса, результаты в экспериментальной группе увеличились на 18,1%.
Сила – способность напряжением мышц преодолевать механические и биомеханические силы, препятствующие действию, противодействовать им, обеспечивать тем самым эффект действия (Л.П. Матвеев). А силовая выносливость определяется по числу повторений силового упражнения до крайней усталости.
Для развития этих качеств мы использовали такое упражнение как: «сгибание и разгибание рук, в упоре лежа на полу».
Также наш комплекс содержал упражнения на развитие равновесия и упражнения на подвижность в тазобедренных суставах, что не мало важно, так как эти упражнения помогают в овладении многих двигательных действий.
Таким образом, результаты исследования доказывают, что разработанная нами экспериментальная методика домашних заданий оказывает положительное влияние на развитие физических качеств и повышает физическую подготовленность студентов колледжа.
Особенности развития физических качеств.
Развитие физических качеств является обязательным условием домашних заданий. Поэтому преподавателям следует подбирать упражнения, исходя из знаний и опыта. Чтобы достичь наилучших результатов в развитии у студентов быстроты, следует включать в комплексы упражнения, связанные с необходимостью мгновенно реагировать на различные сигналы, преодолевать короткие расстояния за минимальное время, а также те виды действий, где можно регулировать скорость движений.
К таким упражнениям относятся старты из различных положений, бег на короткие дистанции, прыжки через скакалку, подвижные и спортивные игры и так далее. Все эти упражнения (исключая игры) лучше применять в начале основной части домашнего задания, когда организм ещё не утомлен.
Можно создавать и облегченные условия, например бег под уклон, метание легких по весу снарядов и так далее. Проявлению максимума скоростных возможностей содействует положительный эмоциональный фон. Поэтому полезно прибегать к игровым и соревновательным приёмам, к поощрительным и одобрительным оценкам.
Типичными для развития силы являются упражнения общеразвивающего характера, упражнения с предметами, с отягощениями, с сопротивлением партнера, виды единоборства, лазанье, подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, упражнения на гимнастических снарядах и так далее.
Педагогу следует подбирать соответствующие упражнения, учитывая возрастные и индивидуальные возможности обучающихся. На начальном этапе не следует формировать прирост силы отдельных групп мышц, а надо стремиться к гармоническому развитию детей. В младшем возрасте не допустимы большие отягощения.
В среднем возрасте увеличивается объём упражнений с отягощениями, в лазанье по вертикальному канату, подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, в простых и смешанных висах, упорах, в единоборстве. В этом возрасте начнёт резко проявляться различие в двигательных функциях мальчиков и девочек. Поэтому нужно дифференцированно подходить при определении для них интенсивности и объёма силовых упражнений.
В старшем возрасте это различие ещё более увеличивается. Для юношей развитие силы становиться одной из главных задач. Наиболее эффективно для этого такие виды упражнений, как единоборство, подтягивание и выход силой из виса в упор на перекладине, поднимание тяжестей. Для девушек используются упражнения, содействующие укреплению мышц живота и спины, малого таза.
Выносливость надо развивать на каждом занятии. Оно имеет огромное значение для жизнедеятельности и работоспособности организма. Особенно эффективны беговые упражнения, передвижения на лыжах и коньках, плавание, кроссы, подвижные и спортивные игры. Наиболее полезное средство – бег с различной скоростью и продолжительностью. На начальном этапе следует применять бег в медленном и равномерном темпе. На занятиях с обучающимися среднего и старшего возраста нужно целесообразно чередовать равномерный бег с повторным, переменным, интервальным. Развивать ловкость, гибкость, вестибулярную устойчивость и другие качества нужно в ходе всех занятий. Развитию гибкости способствуют общеразвивающие упражнения с широкой, постепенно возрастающей амплитудой движения – махи руками, ногами, вращение туловища. Развитию ловкости помогают подвижные спортивные игры, полосы препятствий, эстафеты с набором различных заданий. Развитие равновесия и вестибулярной устойчивости важно для овладения многими двигательными действиями.