Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
СОШ п. Заря Опаринского района Кировской области
Развитие коммуникативно-речевых умений учащихся
на уроках в начальной школе.
Выступление подготовила
учитель Ноговицына Н.В
Начальное общее образование – первая ступень общего образования.
ФГОС начального образования основан на реализации качественно новой личностно – ориентированной развивающей модели начальной школы.
Приоритетом является формирование учебных умений и навыков. Выделяются в стандарте предметные связи, особое место отведено деятельному практическому содержанию обучения и применению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Начальное общее образование должно помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребёнка.
1. В ФГОС начального общего образования прописано « Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
- развитие речи
- способность выбирать средства языка в соответствии с условиями общения
- овладение умениями участвовать в диалоге
- составлять монологическое высказывание
- стремиться совершенствовать свою устную и письменную речь»
В обязательном минимуме содержания программ начального общего образования на первом месте виды речевой деятельности:
* СЛУШАНИЕ
* ГОВОРЕНИЕ
* ЧТЕНИЕ
* ПИСЬМО
Приоритетными они выделены и в ФГОС по литературному чтению. Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на развитие умения:
* ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ
* АНАЛИЗИРОВАТЬ
* СРАВНИВАТЬ
* РАССУЖДАТЬ
* развитие речевых умений учащихся начальных классов.
2. Наша школа работала по теме « Изменение формы деятельности в образовательном процессе, как средство повышения качества знаний и образования». Одной из задач в образовательном процессе является развитие коммуникативно-речевых умений учащихся на уроках.
КОММУНИКАЦИЯ – процесс общения, умения взаимодействия, получения и передачи информации, воспитанию в процессе общения с помощью речи.
Образовательный процесс в школе 1 ступени строится на основе УМК «Школа России» и «Классической начальной школы»
3. Работу по развитию коммуникативно-речевых умений детей я начинаю в 1 классе в адаптационный период. Уроки общения в начальной школе направлены на развитие таких коммуникативных умений:
* слушать и слышать собеседника
* участвовать в беседе
* быть внимательным к себе и окружающим
* понимать чувства и настроения
* осмысливать поступки свои и других
На уроках общения я использовала активные методы обучения:
- ролевая игра
- анализ ситуаций
- игры-упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи
- невербальное общение
- вербальное общение
Занятия лучше проводить на последнем уроке, чтобы снять напряжение, накопившееся за день, в игровой комнате, ГПД. Улыбка, доброта, понимание и доверие – атмосфера занятий.
Дети узнаю 10 секретов общения:
- называй другого человека по имени и он будет относиться к тебе также
- будь внимателен к окружающим и люди будут уважать тебя
- умей слушать и слышать другого и ты узнаешь много нового
- будь вежлив и у тебя будет много друзей
- помогай людям и они ответят тебе помощью и т.д.
4. Систематизирую дидактический материал по русскому языку. Он хорошо и с пользой дополняет стандартные учебники по русскому языку. Упражнения различны по жанру:
- отрывки из сказок
- стихи
- рассказы
- пословицы
- поговорки
- загадки
Все они обогащают словарный запас детей, развивают речь, воспитывают интерес к учёбе.
Особое внимание уделяю развитию связной речи, заданиям творческого характера, использованию ребусов. Эти упражнения можно использовать при фронтальной, групповой, индивидуальной работе по темам:
«Главные члены предложения» - Пусть всегда будет доброта и ласка.
«Диалог» - Мы с приятелем.
«Звуки и буквы» - Знаете ли вы, как рисуют звуками?
5.Большое внимание на уроках в 3-4 классе уделяю развитию письменной речи, т.е. написанию сочинений и изложений. Эти виды работ являются значительной частью развития коммуникативных умений детей в начальной школе.
Русское искусство формирует сознание ребёнка, учит видеть и любить прекрасное в мире. Я использую репродукции картин при написании творческих работ. Каждая репродукция сопровождается рассказом о жизни художника и истории создания картины.
Использую художественные тексты русской литературы. Они развивают внимание к художественным средствам языка.
Сочинения пишем, пользуемся:
*готовым планом
* вопросами
*началом текста и заключением
*составлением плана
6. Для развития коммуникативно-речевых умений на уроках даю творческие задания. Ученики ведут Дневники читателя, пишут сочинения – миниатюры, выпускают детские газеты и журналы, пробуют писать стихи.
Ребёнок по природе – творец и мыслитель, но и мечтатель. Сочинения – миниатюры, рисование, творчество – любимые детьми виды деятельности. Цель уроков речевого творчества – развитие связной речи, творческого мышления, эмоционального мира ребёнка.
Структура урока речевого творчества:
Эмоциональная разминка.
Конкурсы скороговорок, чтецов.
Орфографическая минутка.
Речевое творчество.
Конкурс работ.
Развитие коммуникативно-речевых умений на уроках в начальной школе – это одна из важнейших задач в образовательном и воспитательном процессе начального общего образования, современного урока в школе.