СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие коммуникативно - речевых умений на уроках в начальной школе (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие коммуникативно - речевых умений на уроках в начальной школе - это одна из важнейших задач современного образовательного и воспитательного процесса .

Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативно - речевых умений на уроках в начальной школе (из опыта работы)»


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

СОШ п. Заря Опаринского района Кировской области















Развитие коммуникативно-речевых умений учащихся

на уроках в начальной школе.















Выступление подготовила

учитель Ноговицына Н.В














Начальное общее образование – первая ступень общего образования.

ФГОС начального образования основан на реализации качественно новой личностно – ориентированной развивающей модели начальной школы.


Приоритетом является формирование учебных умений и навыков. Выделяются в стандарте предметные связи, особое место отведено деятельному практическому содержанию обучения и применению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.


Начальное общее образование должно помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребёнка.


1. В ФГОС начального общего образования прописано « Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:

- развитие речи

- способность выбирать средства языка в соответствии с условиями общения

- овладение умениями участвовать в диалоге

- составлять монологическое высказывание

- стремиться совершенствовать свою устную и письменную речь»


В обязательном минимуме содержания программ начального общего образования на первом месте виды речевой деятельности:

* СЛУШАНИЕ
* ГОВОРЕНИЕ
* ЧТЕНИЕ
* ПИСЬМО

Приоритетными они выделены и в ФГОС по литературному чтению. Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на развитие умения:

* ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ

* АНАЛИЗИРОВАТЬ

* СРАВНИВАТЬ
* РАССУЖДАТЬ

* развитие речевых умений учащихся начальных классов.


2. Наша школа работала по теме « Изменение формы деятельности в образовательном процессе, как средство повышения качества знаний и образования». Одной из задач в образовательном процессе является развитие коммуникативно-речевых умений учащихся на уроках.

КОММУНИКАЦИЯ – процесс общения, умения взаимодействия, получения и передачи информации, воспитанию в процессе общения с помощью речи.

Образовательный процесс в школе 1 ступени строится на основе УМК «Школа России» и «Классической начальной школы»


3. Работу по развитию коммуникативно-речевых умений детей я начинаю в 1 классе в адаптационный период. Уроки общения в начальной школе направлены на развитие таких коммуникативных умений:

* слушать и слышать собеседника

* участвовать в беседе

* быть внимательным к себе и окружающим

* понимать чувства и настроения

* осмысливать поступки свои и других

На уроках общения я использовала активные методы обучения:

- ролевая игра

- анализ ситуаций

- игры-упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи

- невербальное общение

- вербальное общение

Занятия лучше проводить на последнем уроке, чтобы снять напряжение, накопившееся за день, в игровой комнате, ГПД. Улыбка, доброта, понимание и доверие – атмосфера занятий.

Дети узнаю 10 секретов общения:

- называй другого человека по имени и он будет относиться к тебе также

- будь внимателен к окружающим и люди будут уважать тебя

- умей слушать и слышать другого и ты узнаешь много нового

- будь вежлив и у тебя будет много друзей

- помогай людям и они ответят тебе помощью и т.д.


4. Систематизирую дидактический материал по русскому языку. Он хорошо и с пользой дополняет стандартные учебники по русскому языку. Упражнения различны по жанру:

- отрывки из сказок

- стихи

- рассказы

- пословицы

- поговорки

- загадки

Все они обогащают словарный запас детей, развивают речь, воспитывают интерес к учёбе.

Особое внимание уделяю развитию связной речи, заданиям творческого характера, использованию ребусов. Эти упражнения можно использовать при фронтальной, групповой, индивидуальной работе по темам:

«Главные члены предложения» - Пусть всегда будет доброта и ласка.

«Диалог» - Мы с приятелем.

«Звуки и буквы» - Знаете ли вы, как рисуют звуками?


5.Большое внимание на уроках в 3-4 классе уделяю развитию письменной речи, т.е. написанию сочинений и изложений. Эти виды работ являются значительной частью развития коммуникативных умений детей в начальной школе.

Русское искусство формирует сознание ребёнка, учит видеть и любить прекрасное в мире. Я использую репродукции картин при написании творческих работ. Каждая репродукция сопровождается рассказом о жизни художника и истории создания картины.

Использую художественные тексты русской литературы. Они развивают внимание к художественным средствам языка.

Сочинения пишем, пользуемся:

*готовым планом

* вопросами

*началом текста и заключением

*составлением плана


6. Для развития коммуникативно-речевых умений на уроках даю творческие задания. Ученики ведут Дневники читателя, пишут сочинения – миниатюры, выпускают детские газеты и журналы, пробуют писать стихи.

Ребёнок по природе – творец и мыслитель, но и мечтатель. Сочинения – миниатюры, рисование, творчество – любимые детьми виды деятельности. Цель уроков речевого творчества – развитие связной речи, творческого мышления, эмоционального мира ребёнка.

Структура урока речевого творчества:

  1. Эмоциональная разминка.

  2. Конкурсы скороговорок, чтецов.

  3. Орфографическая минутка.

  4. Речевое творчество.

  5. Конкурс работ.


Развитие коммуникативно-речевых умений на уроках в начальной школе – это одна из важнейших задач в образовательном и воспитательном процессе начального общего образования, современного урока в школе.