СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие коммуникативных действий младших школьников при организации внеурочной деятельности

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обощение опыта по развитию коммуникативных действий младших школьников при организации внецрочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативных действий младших школьников при организации внеурочной деятельности»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пригорская средняя школа»

Смоленского района Смоленской области

















Развитие 

коммуникативных действий

младших школьников при организации внеурочной деятельности.











Учитель начальных классов

Чуркина Светлана Петровна

(первая квалификационная категория)





















2013

С введением ФГОС актуальной проблемой стало овладение выпускниками начальной школы коммуникативными универсальными действиями во внеурочной деятельности.

Коммуникативные действия учащихся формируются на протяжении всего обучения детей в школе. Я хочу поделиться опытом своей работы по формированию данных действий в процессе внеурочной деятельности учащихся.

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся класса, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем, учителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления, расширенное изучение отдельных тем предметных курсов, т.е. это формирование коммуникативной деятельности учащихся вне учебных занятий.

Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика, представляющая собой организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором помещает их в меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт конструктивного, обучаемого, творческого поведения в культуре.

Внеурочная деятельность направлена на разностороннее развитие учащихся. Разностороннее развитие учащихся возможно только в том случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работы с детьми создает условия для самореализации ребенка. Самореализации учащихся способствуют развитие у них познавательной мотивации и познавательного интереса, творческих способностей, умение находить необходимую информацию и т.д.

Одна из главных идей:

- формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками; передача учащимся знаний, умений, навыков социального общения людей, опыта поколений.

Мною разработаны программы факультативов по внеурочной деятельности: «Родное слово», «Наглядная геометрия» и «Я- исследователь». При проведении этих курсов активно ведётся работа по развитию коммуникативных действий учащихся.

Курс «Родное слово» составлен на основе рекомендаций по внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе авторов рабочей программы по русскому языку В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной (УМК «Школа России).

Одной из задач данного курса является:

Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

Среди рассматриваемых тем, есть такие темы как «Умеем ли мы общаться?», «Что портит нашу речь?», «К истокам слова», «Кому и чему служит интонация?».

Одной из главных задач факультатива по проектной деятельности «Я – исследователь» является — формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора я предлагаю разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).

Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать. Так например, одна из учениц при работе над проектом «Профессии» выбрала тему проекта «Парикмахер». В ходе работы над этим проектом и по наблюдениям учителя, девочке было предложено использовать фотографии своих причёсок, которые они делают вместе с мамой. В результате появилась «Олесина галерея», где скопилось большое количество фотографий, кроме этого коллекция причёсок продолжается пополняться.

При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, рекомендуется руководствоваться известными учителю способностями учащихся и их психологическими особенностями. Вопрос иерархии в проектах — вопрос деликатный и, с одной стороны, позволяет создавать благоприятные условия для развития лидерских качеств и умения сотрудничества в коллективе, а с другой — требует тщательного наблюдения за совместной деятельностью детей в ситуациях сотрудничества и подчинения (временного подчинения в рамках одного проекта). Особенно удачно, если такие наблюдения сможет осуществлять детский психолог.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам.

В ходе работы над проектом «Как научиться писать стихи» ребята научились писать небольшие стишки. А две ученицы отправили свои творения на конкурс стихов.

При работе над проектом «Узоры на посуде» ребята не только собрали фотоколлекцию интересных узоров на посуде, но и сами разукрашивали макеты посуды и работали в технике декупаж. При работе над проектом «Оригами: знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий» ребята полностью сами обучали друг друга выполнять различные изделия, обмениваясь опытом, проявляя терпение, объясняя непонятное.

При работе над проектом «Родное село» работа проходила и индивидуально и совместно со всем классом: сначала ребята подготовили индивидуально информацию о посёлке (фото, рассказы), затем коллективно был определен план дополнительно по изучению посёлка и все вместе проводили экскурсии, опрос жителей посёлка, фотографирование объектов посёлка. В результате появилась большая коллективная работа.

Курс «Наглядная геометрия» составлен на основе рекомендаций по внеурочной деятельности по математике в начальной школе автора рабочей программы по математике М.И. Моро (УМК «Школа России).

Основной задачей курса является целенаправленное формирование у учащихся таких приёмов умственной деятельности, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение в процессе усвоения математического содержания; развитие пространственного мышления школьников; развитие умения вести дискуссию, работать коллективно. Используются различные формы проведения данного курса: беседы, диалоги, конкурсы, утренники, олимпиады, выставки и т.д. В ходе диалогов ребята выясняют правильное решение той или иной дачи, во время проведения конкурсов проявляют своё умение и знание по геометрии.

В результате участия учащихся во внеурочной деятельности «Наглядная геометрия», «Родное слово», «Я – исследователь», ребята развивают коммуникативные действия: расширяют словарный запас, формируют умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; формируют умения самостоятельно и совместно принимать решения; формируют коммуникативные компетентности в сотрудничестве.