Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пригорская средняя школа»
Смоленского района Смоленской области
Развитие
коммуникативных действий
младших школьников при организации внеурочной деятельности.
Учитель начальных классов
Чуркина Светлана Петровна
(первая квалификационная категория)
2013
С введением ФГОС актуальной проблемой стало овладение выпускниками начальной школы коммуникативными универсальными действиями во внеурочной деятельности.
Коммуникативные действия учащихся формируются на протяжении всего обучения детей в школе. Я хочу поделиться опытом своей работы по формированию данных действий в процессе внеурочной деятельности учащихся.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся класса, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем, учителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления, расширенное изучение отдельных тем предметных курсов, т.е. это формирование коммуникативной деятельности учащихся вне учебных занятий.
Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика, представляющая собой организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором помещает их в меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт конструктивного, обучаемого, творческого поведения в культуре.
Внеурочная деятельность направлена на разностороннее развитие учащихся. Разностороннее развитие учащихся возможно только в том случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работы с детьми создает условия для самореализации ребенка. Самореализации учащихся способствуют развитие у них познавательной мотивации и познавательного интереса, творческих способностей, умение находить необходимую информацию и т.д.
Одна из главных идей:
- формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками; передача учащимся знаний, умений, навыков социального общения людей, опыта поколений.
Мною разработаны программы факультативов по внеурочной деятельности: «Родное слово», «Наглядная геометрия» и «Я- исследователь». При проведении этих курсов активно ведётся работа по развитию коммуникативных действий учащихся.
Курс «Родное слово» составлен на основе рекомендаций по внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе авторов рабочей программы по русскому языку В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной (УМК «Школа России).
Одной из задач данного курса является:
Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
Среди рассматриваемых тем, есть такие темы как «Умеем ли мы общаться?», «Что портит нашу речь?», «К истокам слова», «Кому и чему служит интонация?».
Одной из главных задач факультатива по проектной деятельности «Я – исследователь» является — формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора я предлагаю разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).
Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать. Так например, одна из учениц при работе над проектом «Профессии» выбрала тему проекта «Парикмахер». В ходе работы над этим проектом и по наблюдениям учителя, девочке было предложено использовать фотографии своих причёсок, которые они делают вместе с мамой. В результате появилась «Олесина галерея», где скопилось большое количество фотографий, кроме этого коллекция причёсок продолжается пополняться.
При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, рекомендуется руководствоваться известными учителю способностями учащихся и их психологическими особенностями. Вопрос иерархии в проектах — вопрос деликатный и, с одной стороны, позволяет создавать благоприятные условия для развития лидерских качеств и умения сотрудничества в коллективе, а с другой — требует тщательного наблюдения за совместной деятельностью детей в ситуациях сотрудничества и подчинения (временного подчинения в рамках одного проекта). Особенно удачно, если такие наблюдения сможет осуществлять детский психолог.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам.
В ходе работы над проектом «Как научиться писать стихи» ребята научились писать небольшие стишки. А две ученицы отправили свои творения на конкурс стихов.
При работе над проектом «Узоры на посуде» ребята не только собрали фотоколлекцию интересных узоров на посуде, но и сами разукрашивали макеты посуды и работали в технике декупаж. При работе над проектом «Оригами: знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий» ребята полностью сами обучали друг друга выполнять различные изделия, обмениваясь опытом, проявляя терпение, объясняя непонятное.
При работе над проектом «Родное село» работа проходила и индивидуально и совместно со всем классом: сначала ребята подготовили индивидуально информацию о посёлке (фото, рассказы), затем коллективно был определен план дополнительно по изучению посёлка и все вместе проводили экскурсии, опрос жителей посёлка, фотографирование объектов посёлка. В результате появилась большая коллективная работа.
Курс «Наглядная геометрия» составлен на основе рекомендаций по внеурочной деятельности по математике в начальной школе автора рабочей программы по математике М.И. Моро (УМК «Школа России).
Основной задачей курса является целенаправленное формирование у учащихся таких приёмов умственной деятельности, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение в процессе усвоения математического содержания; развитие пространственного мышления школьников; развитие умения вести дискуссию, работать коллективно. Используются различные формы проведения данного курса: беседы, диалоги, конкурсы, утренники, олимпиады, выставки и т.д. В ходе диалогов ребята выясняют правильное решение той или иной дачи, во время проведения конкурсов проявляют своё умение и знание по геометрии.
В результате участия учащихся во внеурочной деятельности «Наглядная геометрия», «Родное слово», «Я – исследователь», ребята развивают коммуникативные действия: расширяют словарный запас, формируют умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; формируют умения самостоятельно и совместно принимать решения; формируют коммуникативные компетентности в сотрудничестве.