СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие коммуникативных навыков на уроках биологии в рамках реализации ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация "Развитие коммуникативных навыков на уроках биологии в рамках реализации ФГОС"

Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативных навыков на уроках биологии в рамках реализации ФГОС»

Развитие коммуникативных навыков на уроках биологии Капустина О.В. Учитель биологии МБОУ «СОШ №12»

Развитие коммуникативных навыков на уроках биологии

Капустина О.В.

Учитель биологии

МБОУ «СОШ №12»

Цели:  1.Активизировать мыслительную деятельность учащихся, их творческие способности с помощью игр.  2.Прививать интерес и любовь к биологии,  вырабатывать позитивное отношение к природе, воспитание всесторонне развитой личности, расширению кругозора.    3.Развивать познавательные и творческие способности , интуицию и внимание, логическое мышление.
  • Цели:
  • 1.Активизировать мыслительную деятельность учащихся, их творческие способности с помощью игр.
  • 2.Прививать интерес и любовь к биологии,

вырабатывать позитивное отношение к природе, воспитание всесторонне развитой личности, расширению кругозора.

3.Развивать познавательные и творческие способности , интуицию и внимание, логическое мышление.

Существуют различные способы активизации деятельности учащихся и формирования у них интереса к урокам биологии. В настоящее время известны различные нетрадиционные формы проведения уроков:  Уроки –соревнования. Уроки – пресс-конференции. Уроки по типу КВН. Театральные уроки. Уроки с групповыми формами работы. Уроки взаимообучения. Уроки, которые ведут учащиеся. Уроки – зачеты. Уроки – обобщения. Уроки – лекции. Уроки – конференции. Уроки – семинары. Уроки – экскурсии. Уроки - игры.
  • Существуют различные способы активизации деятельности учащихся и формирования у них интереса к урокам биологии. В настоящее время известны различные нетрадиционные формы проведения уроков:
  • Уроки –соревнования.
  • Уроки – пресс-конференции.
  • Уроки по типу КВН.
  • Театральные уроки.
  • Уроки с групповыми формами работы.
  • Уроки взаимообучения.
  • Уроки, которые ведут учащиеся.
  • Уроки – зачеты.
  • Уроки – обобщения.
  • Уроки – лекции.
  • Уроки – конференции.
  • Уроки – семинары.
  • Уроки – экскурсии.
  • Уроки - игры.
 Общей особенностью нетрадиционных форм работы является присутствие в них игрового элемента.   Игра – естественный спутник жизни в жизни человека , источник радостных эмоций,обладающий воспитательной силой.   Игры заставляют активнее мыслить, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.
  • Общей особенностью нетрадиционных форм работы является присутствие в них игрового элемента.
  • Игра – естественный спутник жизни в жизни человека , источник радостных эмоций,обладающий воспитательной силой.
  • Игры заставляют активнее мыслить, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.
 В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют задания и делают это с увлечением, а не по обязанности. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда и к предмету.В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности: ребята учатся считаться с интересами других, развивается чувство ответственности, воспитывается дисциплина.  « УЧИТЬ ИГРАЯ» - заповедь современной школы.  Использование элементов занимательности на уроках прочно вошли в жизнь школы, дают возможность не только повышать интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, способствует выработке позитивного отношения к природе.
  • В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют задания и делают это с увлечением, а не по обязанности. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда и к предмету.В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности: ребята учатся считаться с интересами других, развивается чувство ответственности, воспитывается дисциплина.
  • « УЧИТЬ ИГРАЯ» - заповедь современной школы.
  • Использование элементов занимательности на уроках прочно вошли в жизнь школы, дают возможность не только повышать интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, способствует выработке позитивного отношения к природе.
Приведу несколько примеров использования игровых приёмов на уроках и на внеклассных мероприятиях.
  • Приведу несколько примеров использования игровых приёмов на уроках и на внеклассных мероприятиях.
Игра «Лото»  Учитель раздает ученикам альбомные листы, на которых приклеены картинки растений из изученных семейств (см. стр.29 и 30) набор маленьких полосок, на которых написаны названия семейств  Ученики должны на картинки с растениями разложить полоски с названиями семейств, к которым они относятся.  Учитель проверяет результаты и выставляет в зачетный лист оценку за игру: «5» - если нет ни одной ошибки, «4» - если одна ошибка, «3» - если две ошибки и «2» - если ошибок три и более.
  • Игра «Лото»
  • Учитель раздает ученикам
  • альбомные листы, на которых приклеены картинки растений из изученных семейств (см. стр.29 и 30)
  • набор маленьких полосок, на которых написаны названия семейств
  • Ученики должны на картинки с растениями разложить полоски с названиями семейств, к которым они относятся.
  • Учитель проверяет результаты и выставляет в зачетный лист оценку за игру:
  • «5» - если нет ни одной ошибки,
  • «4» - если одна ошибка,
  • «3» - если две ошибки и
  • «2» - если ошибок три и более.
ЛОТО: вариант 1

ЛОТО: вариант 1

ЛОТО: вариант 2

ЛОТО: вариант 2

Игра «Домино»   Учитель раздаёт ученикам картонные карточки, на которых по принципу обычного домино приклеены по 2 картинки растений из изученных семейств. (см. на стр. 13 – 17: сканированы 15 карточек)  Ученики по очереди делают ходы - выкладывают карточки, так, чтобы радом оказались картинки растений из одного семейства.  Учитель, наблюдая за игрой, выставляет оценки, учитывая количество сделанных ошибок: за одну допущенную ошибку – «4», за две ошибки – «3», а если более двух ошибок, то «2» По результатам всех пяти игр ученикам выставляется итоговая оценка, которая пойдёт в журнал.
  • Игра «Домино»
  • Учитель раздаёт ученикам картонные карточки, на которых по принципу обычного домино приклеены по 2 картинки растений из изученных семейств.
  • (см. на стр. 13 – 17: сканированы 15 карточек)
  • Ученики по очереди делают ходы - выкладывают карточки, так, чтобы радом оказались картинки растений из одного семейства.
  • Учитель, наблюдая за игрой, выставляет оценки, учитывая количество сделанных ошибок:
  • за одну допущенную ошибку – «4»,
  • за две ошибки – «3»,
  • а если более двух ошибок, то «2»
  • По результатам всех пяти игр ученикам
  • выставляется итоговая оценка, которая пойдёт в журнал.
№ 2 Хвоя выделяет фитонциды, убивающие микробы.
  • 2
  • Хвоя выделяет фитонциды, убивающие микробы.
3. Ребус «Древесина хвойных растений»  Какие особенности есть у древесины хвойных растений?

3. Ребус «Древесина хвойных растений» Какие особенности есть у древесины хвойных растений?

№ 3 Древесина хвойных содержит смоляные ходы.
  • 3
  • Древесина хвойных содержит смоляные ходы.
4. Головоломка-пословица 1  Найдите начало и ключ к головоломке-пословице. Прочитайте пословицу и объясните ее смысл.

4. Головоломка-пословица 1 Найдите начало и ключ к головоломке-пословице. Прочитайте пословицу и объясните ее смысл.

№ 4 Дерево погубить — в пять минут, а вырастить его — годы пройдут.
  • 4
  • Дерево погубить — в пять минут, а вырастить его — годы пройдут.
5. Головоломка-пословица 2  По ходу часовой стрелки, пропуская одинаковое число слогов, прочтите пословицу, объясните ее смысл.

5. Головоломка-пословица 2 По ходу часовой стрелки, пропуская одинаковое число слогов, прочтите пословицу, объясните ее смысл.

№ 5 Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади.
  • 5
  • Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади.
10. Лабиринт

10. Лабиринт "Симбиоз" На почвах, богатых органическими веществами и сырым гумусом, возникает симбиоз деревьев и грибов. Пройдя по лабиринту, найдите пары симбиоза.

№ 10 1.белый гриб - сосна, дуб, ель. 2.маслёнок – лиственница. 3. подберёзовик – берёза, осина   
  • 10
  • 1.белый гриб - сосна, дуб, ель. 2.маслёнок – лиственница. 3. подберёзовик – берёза, осина   
 11. Чайнворд «Ботаника»  Гигантское дерево африканских саванн, живущее более 5000 лет. Лиственное дерево с твердой древесиной. Соцветие подорожника. Хвойное дерево. Сочное соплодие одноименного южного растения. Генеративный орган высших растений. Лиственное дерево рода клен. Королева цветов. Фруктовое дерево, образующее плод — крупную, сладкую, сочную костянку желтого цвета. Кустарник и его вкусные ягоды. Декоративное растение семейства астровых. Комнатное и садовое, красиво цветущее растение. Самое распространенное в средней полосе России фруктовое дерево. Плод груши. Кустарник с плодами орехами. Травянистое растение со сростнолепестным венчиком фиолетового цвета. Южное растение с видоизмененными листьями-колючками.

  • 11. Чайнворд «Ботаника»
  • Гигантское дерево африканских саванн, живущее более 5000 лет.
  • Лиственное дерево с твердой древесиной.
  • Соцветие подорожника.
  • Хвойное дерево.
  • Сочное соплодие одноименного южного растения.
  • Генеративный орган высших растений.
  • Лиственное дерево рода клен.
  • Королева цветов.
  • Фруктовое дерево, образующее плод — крупную, сладкую, сочную костянку желтого цвета.
  • Кустарник и его вкусные ягоды.
  • Декоративное растение семейства астровых.
  • Комнатное и садовое, красиво цветущее растение.
  • Самое распространенное в средней полосе России фруктовое дерево.
  • Плод груши.
  • Кустарник с плодами орехами.
  • Травянистое растение со сростнолепестным венчиком фиолетового цвета.
  • Южное растение с видоизмененными листьями-колючками.
№ 11 1. Баобаб. 2. Бук. 3. Колос. 4. Сосна. 5. Ананас. 6. Семя. 7 . Явор. 8. Роза. 9. Абрикос. 10. Смородина. 11. Астра. 12. Азалия. 13. Яблоня. 14. Яблоко. 15. Орешник. 16. Колокольчик. 17. Кактус.
  • 11
  • 1. Баобаб. 2. Бук. 3. Колос. 4. Сосна. 5. Ананас. 6. Семя. 7 . Явор. 8. Роза. 9. Абрикос. 10. Смородина. 11. Астра. 12. Азалия. 13. Яблоня. 14. Яблоко. 15. Орешник. 16. Колокольчик. 17. Кактус.
9. Плетенка «Хвойные»  По горизонтали и по вертикали здесь переплетены названия 9 голосеменных растений и одного продукта, получаемого в виде крупы из тропического голосеменного растения, похожего на пальму. Часть букв в плетенке скрыто.

9. Плетенка «Хвойные» По горизонтали и по вертикали здесь переплетены названия 9 голосеменных растений и одного продукта, получаемого в виде крупы из тропического голосеменного растения, похожего на пальму. Часть букв в плетенке скрыто.

№ 9 По горизонтали: гинкго, эфедра, гнетум, саго. По вертикали: туя, биота, тис, пихта, кедр, ель.  
  • 9
  • По горизонтали: гинкго, эфедра, гнетум, саго.
  • По вертикали: туя, биота, тис, пихта, кедр, ель.
  •  
Игра «Кросс – вопрос» универсальная игровая форма для любой контрольной работы  Урок учитель начинает со стихотворения:  «Все на кросс! Все на кросс!  Начинаем «Кросс – вопрос»!  Все на старт! По ходу кросса  Будут разные вопросы,  Кто на все ответит, тот  Путь до финиша пройдёт!»  Суть игры в том, что около различных письменных заданий указано количество километров, которое «пробегут» ученики, если они выполнят задания верно: чем сложнее задание – тем больше километров «пробежка», обязательно включаются и занимательные задания, но их километраж невелик. Оценки выставляются в зависимости от количества километров, которые «пробежали ученики («5» получают «добежавшие» до финиша)
  • Игра «Кросс – вопрос»
  • универсальная игровая форма для любой контрольной работы
  • Урок учитель начинает со стихотворения:
  • «Все на кросс! Все на кросс!
  • Начинаем «Кросс – вопрос»!
  • Все на старт! По ходу кросса
  • Будут разные вопросы,
  • Кто на все ответит, тот
  • Путь до финиша пройдёт!»
  • Суть игры в том, что около различных письменных заданий указано количество километров, которое «пробегут» ученики, если они выполнят задания верно: чем сложнее задание – тем больше километров «пробежка», обязательно включаются и занимательные задания, но их километраж невелик. Оценки выставляются в зависимости от количества километров, которые «пробежали ученики («5» получают «добежавшие» до финиша)
Игра «Бросай – ка» (по теме «Корень») Цель: проверить у учащихся знания о строении и функциях корня и умение распознавать типы корневых систем на гербарном материале и повторить основные вопросы из ранее изученных тем
  • Игра «Бросай – ка»
  • (по теме «Корень»)
  • Цель: проверить у учащихся знания о строении и функциях корня и умение распознавать типы корневых систем на гербарном материале и повторить основные вопросы из ранее изученных тем
 Для игры необходимо склеить кубик  с разноцветными гранями:  Ученики работают по одному или в парах.   Они по очереди кидают на своей парте кубик и отвечают на вопросы или выполняет задания в зависимости от цвета выпавшей грани:  красная грань (их на кубике 3, т.к. основанная цель проверить знания и умения именно по этой теме) – вопросы по теме «Корень» голубая грань – вопросы из ранее изученных тем желтая – практические задания зеленая – занимательные задания (загадки о растениях)   За каждый верный и полный ответ пара получает 2 жетона, если ответ неполный – 1 жетон, а второй жетон получает пара, которая дополнила ответ.  По количеству набранных в течение игры жетонов подводятся итоги - распределяются места и выставляются оценки:  за 1, 2 и 3 место –«5»,   за 3 и 4 место – «4»,   остальным – «3», а если пара за всю игру не набрала ни одного жетона, то получает «2».
  • Для игры необходимо склеить кубик
  • с разноцветными гранями:
  • Ученики работают по одному или в парах.
  • Они по очереди кидают на своей парте кубик и отвечают на вопросы или выполняет задания в зависимости от цвета выпавшей грани:
  • красная грань (их на кубике 3, т.к. основанная цель проверить знания и умения именно по этой теме) – вопросы по теме «Корень»
  • голубая грань – вопросы из ранее изученных тем
  • желтая – практические задания
  • зеленая – занимательные задания (загадки о растениях)
  • За каждый верный и полный ответ пара получает 2 жетона, если ответ неполный – 1 жетон, а второй жетон получает пара, которая дополнила ответ.
  • По количеству набранных в течение игры жетонов подводятся итоги - распределяются места и выставляются оценки:
  • за 1, 2 и 3 место –«5»,
  • за 3 и 4 место – «4»,
  • остальным – «3»,
  • а если пара за всю игру не набрала ни одного жетона, то получает «2».
  • Вопросы и задания для игры:
  • Вопросы по теме: «Корень»:
  • 1. Перечислите виды корней.
  • 2. Какие корни называют боковыми, а какие придаточными?
  • 3. Что такое корневая система? Назовите типы корневых систем.
  • 4. Сравните стержневую корневую систему с мочковатой. Назовите по 1
  • растению с разными корневыми системами.
  • 5. Назовите по порядку зоны корня.
  • 6. Где находится корневой чехлик? Каково его значение?
  • 7. Между какими зонами находится зона деления? Каково её значение?
  • 8. Между какими зонами находится зона роста? Каково её значение?
  • 9. Между какими зонами находится зона всасывания? Каково её значение?
  • 10. Чем зона всасывания отличается от других зон корня?
  • 11. Где находится зона проведения? Каково её значение?
  • 12. Что произойдет, если у корня исчезнет корневой чехлик?
  • 12. Какая зона находится между корневым чехликом и зоной роста?
  • А между зонами проведения и роста?
  • 13. Что произойдет, если у корня исчезнет хона всасывания?
  • 13.Как образуются корнеплоды? Приведите примеры растений с
  • корнеплодами.
  • 14. Как образуются корневые шишки? Приведите примеры растений с
  • корневыми шишками.
  • 16. Назовите функции корня.
Такие дидактические игры проводятся как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях.
  • Такие дидактические игры проводятся как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях.
Игра является средством интеллектуального развития, так как в процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы. Чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить объяснение учителя. Решение задач, поставленных играми, требует сосредоточенного внимания, активной мыслительной деятельности, выполнения сравнения и обобщения, создает творческое сотрудничество.
  • Игра является средством интеллектуального развития, так как в процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы. Чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить объяснение учителя. Решение задач, поставленных играми, требует сосредоточенного внимания, активной мыслительной деятельности, выполнения сравнения и обобщения, создает творческое сотрудничество.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!