СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие критического мышления учащихся начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной брошюре представлен материал из опыта работыметодического объединения  учителей начальных классов по внедрению техналогии равития критического мышления учашихся начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Развитие критического мышления учащихся начальных классов»

Управление образования Новогрудского райисполкома

Государственное учреждение образования

«Городечненская средняя общеобразовательная школа»

Развитие критического мышления учащихся начальных классов



Из опыта работы

зонального методического объединения

учителей начальных классов

Новогрудок

2011







ББК 74.202



Составитель: руководитель зонального методического объединения учителей начальных классов Е.Гр.Сипайло



Развитие критического мышления учащихся начальных классов: из опыта работы/ Сост. Е. Гр. Сипайло. – Новогрудок: ГУО «Городечненская средняя общеобразовательная школа»,2011. – 30 с.



В данной брошюре представлен материал из опыта работы зонального методического объединения учителей начальных классов (Любчанская зона) по внедрению технологии развития критического мышления учащихся; содержится теоретический материал, раскрывающий методы, стратегии и приёмы для развития критического мышления учащихся на уроках.

Адресуется специалистам разной квалификации, занятым в сфере практической деятельности в системе начального образования.













ББК 74.202

© Е.Гр. Сипайло, составление, 2011

© ГУО «Городечненская средняя

общеобразовательная школа», 2011



Содержание



Введение………………………………………………………………………… 4

Глава 1. Что такое критическое мышление…………………………….. …5

Как определить критическое мышление……………………………………….5 Стадии технологии развития критического мышления, структура технологии урока ………………………………………………………………… … 7

Глава 2. Стратегии и приёмы, используемые для развития критического мышления………………………………………………………………..9

Кластер…………………………………………………………………………...9

Инсерт……………………………………………………………………………10

Чтение с остановками и Вопросы Блюма …………………………………….11

Синквейн………………………………………………………………………...12

Таблица «З-Х-У»………………………………………………………………..12

Взаимоопрос…………………………………………………………………….13

Приёмы постановки вопросов…………………………………………………13

Приложение 1. Урок по теме «Жывёлы лесу»………….………………… ..14

Приложение 2. Урок по теме “Дзеяслоў”…………………………………….18

Приложение 3. Урок по теме “ Азіза Ахмедава “Мой родны кут”…………24

Литература …………………………………………………………………….29















3

Введение

Брошюра посвящена одному из важнейших вопросов современной педагогики – развитию критического мышления младших школьников. Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объём информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Критическое мышление – это умение, позволяющее успешно справляться с требованиями XXI века, способствующее глубокому пониманию того, что было раньше. Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые различные ресурсы. Учитель перестаёт быть главным источником информации, и, используя приёмы технологии, превращает обучение - продвижение от незнания к знанию - в современный и интересный поиск. Благодаря критическому мышлению учение превращается в целенаправленную, содержательную деятельность, в ходе которой ученики проделывают реальную интеллектуальную работу и приходят к решению реальных жизненных проблем.

В издании представлен опыт учителей зонального методического объединения по реализации технологии развития критического мышления учащихся начальных классов. Дано определение критического мышления, представлены основы мышления и познания: вызов, осмысление, рефлексия, как этапы, соответствующие когнитивной деятельности личности. Кратко описаны возможные приёмы, используемые педагогами и учащимися на каждой из стадий основ. Во второй главе представлены стратегии и приёмы, используемые для развития критического мышления.

Методы и приёмы критического мышления достаточно доступны, чтобы их применить учителю, и достаточно действенны, чтобы получить ожидаемый результат.

Критически мыслящий ученик превращает свою деятельность в целенаправленный, содержательный процесс, в ходе которого эффективно и творчески решаются различные жизненные проблемы.

Глава 1. Что такое критическое мышление?

Дать определение термину весьма непросто: слишком много различных параметров – умений, видов деятельности, ценностей – он включает.

4

Так что мы, собственно, имеем в виду, когда говорим «критическое мышление»?

Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие состоится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки, убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас. Мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тог-да, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны уметь достаточно свободно думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.

Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как собственные. Нам даже приятно соглашаться с чужим мнением – это словно подтверждает нашу правоту. Критически мыслящий человек не так уж редко разделяет чью-то точку зрения.

Критическое мышление – это нечто заведомо хорошее, некое умение, которое позволит нам преуспеть в XXI веке.

Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создаёт мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Как иногда говорят, «трудно думать с пустой головой». Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору «сырья» – фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций.

Мыслить критически можно в любом возрасте: не только у студентов, но даже у первоклассников накоплено для этого достаточно жизненного опыта и знаний. Разумеется, мыслительные способности детей будут ещё совершенствоваться при обучении, но даже малыши способны думать критически и вполне самостоятельно (все, у кого есть дети, прекрасно это знают). В своей познавательной деятельности ученики и учителя, писатели и учёные подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.

В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопроса и уяснения проблем, которые нужно решить. Мы замечаем что-то новое – и хотим узнать, что это такое. Мы видим некую достопримечательность – и нам уже хочется проникнуть внутрь.

Любопытство, таким образом, есть неотъемлемое свойство живого.

5

Мы с вами больше привыкли наблюдать это свойство у малышей, чем у старшеклассников и студентов, - увы, зачастую таково воздействие школьного образования на детские умы. Однако подлинный, познавательный процесс на любом его этапе характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей.

В-четвёртых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознаёт, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное решение логичнее и рациональнее прочих.

Критически мыслящим человеком практически невозможно манипулировать.

В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими, - или, как пишет философ Ханна Арендт, «совершенство может быть достигнуто только в чьём-то присутствии». Это возможно, когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому педагоги, работающие в русле критического мышления, всегда стараются использовать на своих занятиях все возможные виды парной и групповой работы, включая дебаты и дискуссии, а также различные виды публикации письменных работ учащихся. И нет никакого противоречия в том, что первый пункт моего определения критического мышления говорит о его независимости, а этот последний пункт подчёркивает социальные параметры критического мышления; в конечном итоге, критический мыслитель работает в неком сообществе и решает более широкие задачи, нежели только конструирование собственной личности.

Учителя, развивающие критическое мышление у своих учеников, уделяют большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умения слушать других, ответственность за собственную точку зрения.

Все пять пунктов этого определения критического мышления могут воплощаться в различных видах учебной деятельности, но наилучшим из них - как для учителя, так и для учащихся - является, как мне кажется, письменная работа. На письме процесс мышления становится видимым и, следовательно, доступным для учителя. Пишущий всегда активен. Он всегда мыслит самостоятельно и пользуется при этом всем имеющимся у него багажом знаний. Он выстраивает достойную аргументацию для подкрепления своего мнения. Хорошая письменная работа содержит в себе

6

поиск решения некоей проблемы и предлагает найденный ответ читателям. Кроме того, она по природе своей носит социальный характер, так как пишущий всегда ориентируется на читателя.

Таким образом, критическое мышление – это:

- открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на личный жизненный опыт;

- поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных предубеждений;

- отправная точка для развития творческого мышления.

Стадии технологии развития критического мышления

Теории, на которые базируется ТРКМ (технология развития критического мышления ):

1. Конструктивизм – развитие осуществляется в процессе активного конструирования знания субъектом обучения.

2. Теория схем – ученик в процессе познания видоизменяет, модифицирует свои схемы, представления.

3. Ответный критицизм читателя – для осмысления текста учащимся необходимо озвучить своё мнение.

4. Метокогнитивное обучение – процесс познания должен быть осознанным.

В технологии развития критического мышления существуют 3 основные стадии, которые соответствуют трем компонентам обучения: вызов, осмысление, рефлексия.



1 стадия – «Вызов»

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию для изучения нового материала, задаёт вопросы, на которые хочет получить ответ. Стадия вызова включает:

- актуализацию имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации;

-постановку учеником собственных целей обучения.

7

Возможные методы и приёмы:

  • Рассказ - предположение по ключевым словам;

  • графическая систематизация материала (кластеры, таблицы);

  • верные (неверные) утверждения;

  • перепутанные логические цепочки.



2 стадия – «Осмысление»

Стадия осмысления включает:

- получение новой информации;

- корректировку учеником поставленных целей.

Методы активного чтения:

  • маркировка с использованием значков «+» , «-», «?»

  • ведение двойного дневника, поиск ответов на вопросы, которые были поставлены на стадии вызова.

3 стадия – «Рефлексия»

Стадия рефлексия включает:

- размышление, рождение нового знания;

- постановку новых целей обучения.

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой».

Возможные методы и приёмы:

  • заполнение кластеров, таблиц;

  • установление причинно-следственных связей между блоками информации;

  • возврат к ключевым словам, верным (неверным) утверждениям;

  • ответы на поставленные вопросы.













8





Глава 2. Стратегии и приёмы, используемы для развития критического мышления

Кластер

Кластер («гроздь») – это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определённом порядке, т.е. рисуночная модель. Рисунок в чём-то напоминает модель солнечной системы: звезда, планеты спутники. В центре находится «звезда» - это тема занятия, вокруг нее – «планеты» (крупные смысловые единицы). У каждой «планеты» есть свои «спутники», у «спутников» - свои.

































Сфера применения кластеров необъятна. Учащиеся делают попытки систематизации материала, к изучению которого еще не приступили (т. е. на стадии вызова). Например, предмет «Человек и мир», 3 класс, тема: «Значе-

9

ние водоемов». В начале урока используются приём «мозговая атака», и уже на стадии вызова ученики вносят информацию в кластер, остальная информация появляется на стадии осмысления после чтения статьи учебника.



ИНСЕРТ

В дословном переводе инсерт с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется в несколько этапов.

I э т а п: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:

V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся; - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению; + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным; ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

II э т а п: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

III э т а п: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

V

-

+

?



IV э т а п: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Предметная область использования: преимущественно научно-популярные тексты с большим количеством фактов и сведений. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.

Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.



Чтение с остановками и Вопросы Блума

Условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов.

10

Подготовительная работа:

1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора:

- Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема);

- Динамичный, событийный сюжет;

- Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.

2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.

3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»).

Типы вопросов, стимулирующих развитие критического мышления:

- «перевод» и интерпретация (перевод информации в новые формы и определение взаимосвязи между событиями, фактами, идеями, ценностями);

- память (формальный уровень) – узнавание и вызов полученной информации;

- оценка – субъективно-личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений;

- синтез – логическое обобщение полученной информации, целостное восприятие причинно-следственных связей;

- анализ – фрагментарное рассмотрение явления, выделение «частного» в контексте «общего»;

- применение – использование информации как средства для решения проблем в сюжетном контексте или же вне его.

Примечание: чтение с остановками целесообразно использовать на стадии осмысления, дополняя эту методику другими приемами технологии на стадии вызова и рефлексии.



11

Синквейн

Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.

Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве:

1) инструмента для синтезирования сложной информации;

2) способа оценки понятийного багажа учащихся;

3) средства развития творческой выразительности.

Правила написания синквейна:

1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.



12

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто».



Взаимоопрос

Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Технология применения: Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.



Приёмы постановки вопросов:

1.”Толстый” и “тонкий” вопрос( этап контроля знаний) Составьте вопросы по теме, по тексту.

Толстый. Тонкий.

Объясните почему….? Кто..?

Почему вы думаете….? Что…?

Предположите, что будет если…? Может…?

В чём различие…? Мог ли…?

Почему вы считаете….? Когда…?

Было ли…?



2. Таблица вопросов.

Основой являются вопросы, начинающиеся с вопросительных слов.

Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?

Зачем?







13



Приложение 1

Урок па тэме “ Жывёлы лесу”

(Чалавек і свет, 2 клас)

Мэта: пашырыць і сістэматызаваць веды школьнікаў пра жывёл лесу, асаблівасці іх харчавання, паводзін, значэнне ў прыродзе; пра ўзаемасувязі паміж раслінамі і жывёламі;

садзейнічаць развіццю цікавасці да вывучэння прыроды, умення працаваць самастойна з рознымі крыніцамі інфармацыі, творчых здольнасцей дзяцей;

стварэнне ўмовы для фарміравання ў малодшых школьнікаў гуманнага стаўлення да ўсіх жывёл.

Ход урока

1. Арганізацыйны момант. Псіхалагічны настрой.

- Дзеці, праверце калі ласка, ці ўсё ў вас падрыхтавана да ўрока? Пачаць сённяшні ўрок мне хочацца са слоў В. Біянкі:

Увесь агромністы свет вакол мяне, нада мною і пада мной поўны нязведаных таямніц. 1я буду яго адкрывацъ усе жыццё, таму што гэта самы цікавы і самы займалъны занятак у свеце.

В.Біянкі.

- Няхай гэтыя словы будуць дэвізам нашага ўрока.

- Каб сённяшні ўрок у нас атрымаўся паспяховым, давайце паспрабуем скласці формулу поспеху.

- Што нам неабходна для таго, каб дабіцца поспеху на ўроку? (выказванні дзяцей)

Поспех = веды + увага + цярпенне + супрацоўніцтва

Пажаданне поспехаў на ўроку.( Я жадаю вам быць уважлівымі, пярплівымі, атрымаць новыя веды.)

2. Праверка дамашняга задання.

(Работа ў парах.)



14

-Дома вы рыхтавалі звесткі пра расліны лесу. Прымяняючы атрыманыя веды запоўніце кластэр « Расліны лесу». Дэманстрацыя і праверка кластэраў.

3.Паведамленне новага матэрыялу.

1) Вызначэнне тэмы і мэты ўрока.

Мы з вамі ўжо слухалі, як шуміць лес, як перагаворваюцца паміж сабою
дрэвы, шапацяць травы... А зараз закрыйце вочкі і паслухайце іншыя гукі
лесу.

- Чые гукі вы чулі?

-Як назваць адным словам усіх жыхароў лесу? ( жывёлы)

- Паглядзіце ўважліва відэязапіс і сфармулюйце тэму ўрока. (Дэманстрацыя відэязапісу змешанага лесу з выявамі жывёл)

- Якія мэты нашага ўрока? (Пазнаёміцца з... Значэнне ў прыродзе....Значэнне

ў жыцці чалавека...)

( адкрываецца назва кластэра)

- Вы таксама разам са мной запаўняеце вашы кластэры.



Жывёлы

Лесу



2) Актуалізацыя ведаў.

- Што вы ўжо ведаеце пра жывёл лесу?

( Дзеці дома рыхтавалі апісанне адной жывёлы. Клас павінен адгадаць гэту

жывёлу, вызначьщь, да якой групы адносіцца.)

- Якія групы жывёл можна сустрэць у лесе ?



(Пачынаем работу па складанню кластэра).

15



птушкі звяры

групы жывёлы

жывёл лесу

насякомыя паўзуны



- Як яны прыстасаваліся да жыцця ў лесе? (Яны розныя па спосабу харчавання, утвараюць ланцугі харчавання, лес з'яўляецца іх домам, сховішчам...)

3) Прыём «Чатыры вуглы»

( у чатырох вуглах змешчаны назвы: драпежнікі, раслінаедныя, усёеднья, насякомаедныя)

- У кожнага з дзяцей на парце ляжыць малюнак з выявай жывёлы, трэба размясціць яе ў патрэбным вуглу, свой выбар абгрунтаваць. Каму неабходна дапамога, той займае цэнтр класа.

Ідзе абмеркаванне. Дапаўняем кластэр.

насякомаедныя драпежнікі

ЖЫВЁЛЫ СПОСАБ

ЛЕСУ ХАРЧАВАННЯ раслінаедныя

Усёедныя

Фізхвілінка “ Ветрык дуе”

4) Работа з падручнікам.

(работа ў парах)

Зараз я вам прапаную папрацаваць з падручнікам і пашырыць свае веды пра жывёл лесу.



16

1 пара : - Якая птушка перамяшчаецца па ствалах дрэў уніз галавой? Дзе яна селіцца? Размясціце ў кластэры саву ( драпежнік) і дзятла (насякомаедны). (с.53)

2 пара : - Якія звяры занесены ў Чырвоную кнігу Рэспублікі Беларусь? Чаму? Размясці ў кластэры барсука (усёедны) і зубра (раслінаедны). (с. 54)

3 пара: - Апішыце лася. Ці ёсць у яго ворагі? Чаму? (с. 55) Размясціце ў кластэры мядзведзя (усёедны) і лася (раслінаедны) ?

4 пара: - Якіх звяроў называюць санітарамі прыроды? Чаму? ( с. 56) Размясціце ў кластэры ваўка (драпежнік) і рысь ( драпежнік).

5 пара : - Як узаемазвязаны жывёлы і расліны лесу? ( с. 56-57) Размясціце ў кластэры дзіка (раслінаедны) і мурашку (насякомаедныя).

Ідзе абмеркаванне. Папаўняем кластэр.

Фізхвілінка

А зараз мы з вамі адправімся адпачыць у лес. Закрыйце вочкі, расслабцеся.Уявіце, што мы бачым прыгожы сон: мы крочым па сцяжьнцы,на якую свеціць сонейка. Як добра дыхаецца ў лесе! Уздыхнём глыбока. Ласкавае сонейка песціць нас, сагравае. Мы адчуваем яго цяпло. Нас радуюць спевы птушак. Паслухаем іх . А зараз пакачаем галоўкамі, адкрываем вочкі, пагулялі вочкамі ў «зайчыка», “ падуў ветрык” – памаргалі вочкамі, пацягнуліся, усміхнуліся, пажадайце поспеху.

5) Работа ў групах.

Заданне: складзіце харчовыя ланцугі.

1 група: дзяцел, мурашка, насякомыя- шкоднікі, сасна.

2 група: мошкі, рапуха, вуж, вожык, ліса.

6) Прыём « Ці верыце вы?..». Адказы : « так» — « +», « не» --«-» .

1) Ці верыце вы, што ў лесе жывуць толькі звяры і птушкі ?

2) Ці праўда, што мядзведзі драпежнікі?

3) Ці верыце вы, што ўсе птушкі насякомаедныя?

4) Ці верыце вы, што ваўкі прыносяць карысць?

5) Ці праўда, што паляваць на звяроў можна калі хочаш?

6).Ці верыце вы, што зубр - самая вялікая жывёла Беларусі?

17

7) Ці праўда, што бегае па ствалу дрэва ўверх і ўніз каралёк?

8)Ці верыце вы,што жывёлы і звяры — гэта адно і тое ж ?

9)Ці верыце вы,што барсукі занесены ў Чырвоную кнігу Рэспублікі Беларусь?

10) Ці праўда, што ястрабы - санітары лесу?

Самаправерка і самааналіз работы. (-,-,-, + ,-, + ,-, -, +, +.)

7. Падвядзенне вынікаў урока.

-Ацэньванне дзяцей.

- Вось і падышоў да канца наш урок. Вы добра папрацавалі , шмат цікавага даведаліся. Давайце яшчэ раз успомнім тэму ўрока.

Рэфлексія.

Слова жывёлы прайшло праз увесь наш урок. Я прапаную вам скласці сінквейн « Жывёлы» (работа ў групах)

Жывёлы

Раслінаедныя, драпежнікі.

Размнажаюцца, кормяцца,жывуць.

Жывёлы – гэта частка прыроды.

Незамянімыя.

-А давайце ўспомнім, што нам дапамагло дабіцца поспеху?







Приложение 2

Урок беларускай мовы ў 3 класе

Тэма: Дзеяслоў

Мэта: сістэматызацыя вывучанага матэрыяла па тэме дзеяслоў;

Задачы: паўтарыць, паглыбіць і пашырыць веды вучняў пра дзеяслоў як часціну мовы;

18

развіваць арфаграфічныя і каліграфічныя навыкі пісьма, пашыраць слоўнікавы запас вучняў;

выхоўваць культуру зносін, уменне працаваць у групах і парах, пашану да роднай мовы.

Ход урока

1.Арганізацыйны момант. Эмацыянальны настрой.

Я хачу пачаць наш урок вершам.

Мова…

Родная мова.

У марах, у песнях, у снах,

Мае ў ёй кожнае слова

Свой колер, і смак, і пах.

Зліваюцца гукі ў словы

І ў рэчышча роднай мовы,

Як рэкі ў мора цякуць.

І думкі мае плывуць.

На хвалях дзён і начэй

Да сэрдцаў людскіх і вачэй.



Якая прыгожая наша мова… Колькі таямніц у кожным слове, быццам слова мае колер, смак, пах і гукі зліваюцца ў словы.

2. Пастаноўка задач.

Сённяшні ўрок накіраваны на далейшае паглыбленне ведаў аб нашай мове.Мы будзем працаваць старанна, уважліва слухаючы не толькі настаўніка, але і адказы сваіх сяброў. А тэму ўрока мы з вамі вызначым, калі адгадаем загадку.

Папрасіць і загадаць магу.

Вызначыць вам час дапамагу.

Пачынайце дзейнічаць, і зноў

Вам паможа сябар….( дзеяслоў)

19

Мы замацуем веды аб дзеяслове: будзем вызначаць час і лік дзеяслова.

3. Моўная размінка.

Тачу, тачу, абточваю,

Начыста заточваю.

Канцы з канцамі сточваю.

  • Давайце назавём з вамі дзеясловы.

  • Назавіце дзеясловы, якія адрозніваюцца толькі прыстаўкамі.



4. Пальчыкавая гімнастыка.

Плыў па моры карабель

Вёз дарослых і дзяцей.

Пецю, Вову, Сашу, Стася,

Іру, Зосю і Натассю.

У бінокль глядзеў Іван

Карабельны капітан.



5. Чыстапісанне.

пп пп пр

перапіс запіс пісьменнік

- Растлумачце сэнс слоў. ( Работа з тлумачальным слоўнікам)

- Дзеці калектыўна складаюць сказы з гэтымі словамі і запісваць іх.

- Утварыце дзеясовы з дадзеных назоўнікаў у прошлым, цяперашнім і будучым часе ў адзіночным ліку.( Работа ў парах)

П.ч. Ц.ч. Б.ч.

перапісаў перапісвае будзе перапісваць

запісаў запісвае будзе запісваць

пісаў піша будзе пісаць

20



6. Актуалізацыя ведаў пра дзеяслоў як часціну мовы.

Давайце складзём кластэр.

( Работа ў групах, 1 вучань працуе каля дошкі. Гульня «Камп’ютэр» )



будучы





7. Гульня “Ручаёк”.

Вам трэба знайсці дзеясловы і вызначыць лік.

Чытаю кнігу, сонейка свеціць, птушкі ляцяць, хлопчыкі бягуць, дзяўчынка плача, кветкі цвітуць, гарыць агеньчык, ветрык дуе.



8. Праца па падручніку.

Мы з вамі ведаем, што не з дзеясловамі пішацца асобна.

Выбярыце любую прыказку, запомніце, запішыце па памяці. Знайдзіце дзеяслоў, вызначце лік і час.

9. Фізхвілінка.

21

Ветрык дуе на тых, у каго добры настрой, каму падабаецца працаваць на уроку, ………………., хто знаходзіцца не на сваім месцы.

10. Работа ў парах.

1 пара

Дзеясловы цяперашняга часу паставіць у прошлым часе:

Чытае – чытаў, малюе – маляваў, спявае –спяваў, майструе –майстраваў,

рашае –рашаў, гуляе – гуляў.

2 пара

Дзеясловы цяперашняга часу паставіць у будучым часе:

Чытае – будзе чытаць, малюе – будзе маляваць, спявае – будзе спяваць, майструе – будзе майстраваць, рашае – будзе рашаць, гуляе – будзе гуляць.

3 пара

Дзеясловы прошлага часу паставіць у цяперашні час:

Чытаў – чытае, маляваў – малюе, спяваў – спявае, майстраваў – майструе,

рашаў – рашае, гуляў – гуляе.

4 пара

Падбярыце да назоўнікаў дзеясловы цяперашняга часу.

Доктар …( лечыць), настаўніца…(вучыць), мастак…( малюе), пісьменнік…(піша), дзіця…(плача).

11. Работа ў групах.

Вам трэба са слоў скласці сказ, знайсці ў ім дзеяслоў, вызначыць час і лік.

Але гэта не зусім звычайныя сказы – гэта скорагаворкі.

Трактарыст, прычапі прычэп да трактара.

Каласы каласавалі, каласавалі, выкаласаваліся.

Паспрабуйце паўтарыць іх спачатку павольна, а потым хутка.

22

12. Замацаванне вывучанага.

- Аб чым ішла гаворка на ўроку?

Тэст – апытванне з запаўненнем табліцы.

  1. Дзеяслоў- гэта: а) член скааза

б) часціна мовы

в) частка слова

2. Што можна сказаць пра дзеяслоў?

а) абазначае дзеянне

б) адказвае на пытанне што робіць? што зрабіў?

в) у сказе з’яўляецца выказнікам.

3. Сярод наступных слоў дзеясловамі з’яўляюцца:

а) бель

б) бяліць

в) белая


А

Б

В

1


+


2

+

+

+

3


+




14. Падвядзенне вынікаў урока. Рэфлексія.

Прадоўжыце сказ.

Самым складаным на ўроку было…

Самым лёгкім на ўроку было…

Самым цікавым на ўроку было…

Я магу сябе пахваліць за …

Развітацца з вамі хачу радкамі верша

У акіяне слова –

а ні мяжы, ні донца.

Ёсць там адна аснова:

23

Праца і праца бясконца.

Няхай гэтыя словы стануць дэвізам у вашай вучобе.

Усяго добрага.



Приложение 3

Урок літаратурнага чытання ў 3 класе

Тэма: Азіза Ахмедава “Мой родны кут” (казка)



Мэта : фарміраваць навык свядомага, правільнага, выразнага чытання; развіваць уменне працаваць з тэкстам; узбагачаць слоўнікавы запас; стымуляваць мысліцельную і творчую дзейнасць вучняў на уроку; садзейнічаць выхаванню павагі і любові да роднага краю



Абсталяванне: прадметныя малюнкі, карткі з адлюстраваннем розных птушак; карткі з тонкімі і тоўстымі пытаннямі, з пытаннямі рамонка Блума; камп’ютэр, магнітафон

Ход урока

1. Псіхалагічны настрой. Мабілізуючы этап

-Вясна. Прырода ажывае,сонейка ўсё часцей радуе нас. Якія асацыяцыі ў вас узнікаюць, калі вы глядзіце на сонейка? (цяпло, свет, цішыня, кветкі, канікулы,гульні…). А ў мяне сонейка асацыіруецца з нашым ўрокам. Якім бы вы хацелі бачыць наш урок?

-- Цёплым, таму што сонейка даруе нам нам цяпло. (вывешваю сонейка, на ім напісана слова цёплым )

-- Жывым, таму што вясной абуджаецца прырода. ( вывешваю зялёны лісцік, на ім – слова жывым )

-- Пазнавальным, таму што кніга – гэта выток ведаў. (малюнак кнігі са словам пазнавальным)

-- Карысным, таму што на кожным уроку мы атрымліваем хоць кропельку ведаў. ( вывешваю кропельку са словам карысным)

-- Запамінальным, у нас госці, як на свяце ( чырвоны шар со словам запамінальным)

24

-- Якой часціны мовы дадзеныя словы? (прыметнікі)

--Закончыце фразу, што мы будзем рабіць, каб урок быў цёплым, жывым, карысным, пазнавальным, запамінальным…

Для гэтага мы будзем чытаць, для таго каб навучыцца бегла чытаць, даведацца нешта новае, цікавае.

Будзем вучыцца задаываць пытанні, для таго, каб навучыцца думаць, разважаць.

Будзем адказваць на пытанні, для таго, каб умець выказваць свае думкі, абагачаць свій слоўнікавы запас.



2. Праверка дамашняга задання

Адно з першых слоў, якое б прыцягнула на сябе сонейка – гэта мама. З ім звязана ўсё самае дарагое, самае лепшае.

Дома вучні першай групы – вучылі на памяць верш Эдзі Агняцвет “Маме”, другой групы – вучылі верш, аднак мянялі асабу расказчыка, трэцяй групе патрэбна было знайсці і вывучыць верш на такую ж тэму.

Паколькі паэзія – гэта творчасць чалавека, то зараз мы з вамі можам дакрануца душой яшчэ да аднаго віда мастацтва – да музыкі. ( 3 вучні – з розных груп – чытаюць верш пад музычнае суправаджэнне і рабяць аналіз верша, астатнія вучні робяць аналіз прачытанага верша)

На ўрок вы намалявалі партрэт сваёй матулі, давайце скажам пра яе некалькі слоў, для гэтага правядзём бліц – інтэрв’ю на тэму “Што значыць для мяне мама?” Карэспандэнтам будзе …

Сакавік па праву называюць жаночым месяцам. У сакавіку дзяўчаты і маладыя жынчыны пачыналі спяваць песенькі – вяснянкі.Як вы думаеце, каго яны заклікалі? ( Так, яны заклікалі птушак у родныя мясціны.Па старажытных уяўленнях, прушкі прыносяць на сваіх крылах цяпло і вясну.)



3. Падрыхтоўка да ўспрымання тэксту А.Ахмедавай “ Мой родны кут”

-- Куды прылятаюць птушкі?

-- Падбярыце сінонімы да слова РАДЗІМА?

-- Як называюцца птушкі, якія адлятаюць у вырай?

25

-- Разгледзьце, калі ласка, малюнкі птушак (на дошцы размешчаны выявы птушак) і скажыце, якія яшчэ ёсць птушкі?

-- У вас у кожнага назва птушкі, прачытайце яе і, калі птушка зімуючая, станьце каля акна, пералётная – каля дзвярэй.

-- Прыём “Чатыры вуглы”

Размяркуйцеся па вуглах па колькасці складоў у назвах птушак (праверка).

Падпішыце птушак.

Што з надыхадам зімы гоніць птушак у вырай? Выберыце адказ сярод запісаных на дошцы слоў і словазлучэнняў:

бяскорміца холад

прыгоды звычка

доўгая дарога чужыя краіны



  • Як вы разумееце слова бяскорміца?

  • Знайдзіце ў слупках выраз, які з’яўляецца сінонімам да слова вырай.

  • Падбярыце да яго антонімы.

  • Калі птушкі вяртаюцца назад, у родны край?



--Дзеці паслухайце некалькі радкоў вядомай беларускай песні і скажыце аб чым пяюць птушкі, прыляцеўшыя на Радзіму?

( Гучыць песня “ Люблю цябе, Белая Русь” Ю. Семянякі і У.Карызны)

4. Паведамленне тэмы ўрока

5. Вывучэнне новага матэрыялу

Першаснае чытанне тэксту (прыём “Чытанне з прыпынкамі”)

- Прачытайце словы з дошкі і скажыце: пра што. На вашу думку, пойдзе гаворка ў казцы Азізы Ахмедавай “Мой родны кут”? ( на дошцы апорныя словы: Шэры, Верабей, Варона, Ластаўка, родны край, цёплыя краіны)

- Паслухайце тэкст, знайдзіце ў ім падцвярджэнне сваім меркаванням.

Чытанне тэксту па сэнсавых частках

26

1 прыпынак

- Дзе адбывалася дзеянне?

Работа ў парах:

1 рад фармуліруе тонкія пытанні.

2 рад фармуліруе тоўстыя пытанні



-Як вы думаеце, што было далей?

У наступнай частцы казкі у нас сустрэнеца слова скасавурыцца. Як вы лічыце, што яно абазначае? Прачытайце яго значэнне ў тлумачальным слоўніку.



2 прыпынак

-У якую пару года птушкам лягчэй жывецца?

Работа ў групах

1 група – сфармуліраваць прастыя пытанні

2 група – сфармуліраваць тлумачальныя пытанні

3 група – сфармуліраваць удакладняючыя пытанні

4 група – сфармуліраваць ацэначныя пытанні

5 група – сфармуліраваць творчыя пытанні



- Як вы лічыце, што адбылося далей?

- У наступнай частцы казкі у нас сустрэнецца слова наканавана. Як вы лічыце, што яно абазначае? Прачытайце яго значэнне ў тлумачальным слоўніку.

3 прыпынак

- Якія пачуцці ў вас выклікаў гэты ўрывак?

Работа ў групах

Прыдумаць практычнае пытанне і прапанаваць яго другім групам.

27

- Дзеці, ці падцвердзіліся нашы меркаванні, якія мы назвалі перад чытаннем тэксту?

- сёння мы пачулі прызнанне птушак у шчырай любві да роднай зямлі.

Фізхвілінка “ Малюнкі на спіне”

Чытанне казкі ўголас “ ланцужком”

-Давайце прачытаем казку “ Мой родны кут” ланцужком (чытанне па лагічна закончаных частках, вучань, які прачытаў тэкст. Выконвае заданне на картцы:

1) знайсці ў тлумачальным слоўніку значэнне слава журбота;

2) вылучыць з тэксту словы і выразы, што дапамогуць скласці вуснае выказванне, у якім будзе абгрунтавана неабходнасць для пералётных птушак з надыходам восені пакідаць родны край.

- Чым спадабалася вам гэтая казка?

  • Якія пачуцці выклікала ?



Рэлаксацыйная паўза (гучыць спакойная музыка) – практыкаванні для вачэй.

Аналіз твора.

  • Чым былі не задаволены Шэры верабей і Варона? Падцвердзіце адказ радкамі з твора.

  • Як Шэры Верабей назваў пералётных птушак ?

  • З апорай на змест тэксту растлумачце слова пешчаны.

  • У чым заключаецца праўда вераб’я ?

  • Знайдзіце і зачытайце апісанне малюнка.

  • Ці справядліва Верабей абвінавачваў пералётных птушак?

  • За што пакрыўдзілася ластаўка?

  • Зачытайце. што ластаўка гаворыць у сваё апраўданне.

  • Каго прырода можа назваць сваімі дзецьмі?

  • Сфармуліруйце галоўную думку твора?



Работа ў групах:

1 група: вылучыць з тэксту словы і выразы, што дапамогуць скласці вуснае выказванне, у якім будзе абгрунтавана:

- неабходнасць для пералётных птушак з надыходам восені пакідаць родны край;

28

2 група: скласці сінквейн – прырода

3 група: скласці 2 прыказкі, растлумачыць іх і вызначыць, якая найбольш падыхадзіць да казкі. ( Прыказкі напісаны на выявах нашай рэспублікі: кожнай птушцы сваё гняздо міла ( сваёй, усякай, міла, птушцы, гняздо), усюды добра, а дома лепей ( усюды, лепей, дома, а, добра)

Прэзентацыя работы кожнай групы.

1 група паведамляе вуснае выказванне

2 група – сінквейн

3 група - прыказкі



6. Падвядзенне вынікаў урока. Рэфлексія

- Дзеці, што мы рабілі, каб наш урок атрымаўся цёплым, жывым, пазнавальным, карысным, запамінальным? Мы чыталі казку, задавалі пытанні, адказвалі на іх, расказвалі тэкст, працавалі з тэкстам…(Ацэньванне вучняў)

На карце наша Радзіма нагадвае кляновы лісточак. Як і лісточак на дрэве кожную вясну, нягледзячы на маразы і завеі, з’яўляецца зноў і зноў, так і родны куток, нягледзячы на жыццёвыя буры, на ўсе няўзгоды, адраджаецца зноў і зноў. Мы павінны заўсёды берагчы, помніць, вяртацца, наведваць тое месца, дзе нарадзіліся.



Литература:

  1. Викентьева, И. Ода синквейну/ И.Викентьева // Перемена. 2002. №3.

  2. Де Боно, Э. Шесть шляп мышления / Э.де Боно. СПб., 2000.

  3. Загашев, И.О. Как решить любую проблему / И.О. Загашев. СПб., 2001.

  4. Загашев, И.О. Умение задавать вопросы / И.О. Загашев.// Перемена. 2001. №4

  5. Загашев, И.О. Учим детей мыслить критически / И.О. Загашев, С.И.Заир-Бек, И.В. Перемена. 2001. №4

  6. Заир-Бек, С.И. Как поставить отметку и в каком случае она не нужна?/С.И.Заир-Бек//Перемена.2001.№4

29







Учебно- методическое издание







Развитие критического мышления

учащихся начальных классов





Из опыта работы















Ответственный за выпуск Е.Г.Сипайло

Компьютерный набор Е.Г. Сипайло

Вёрстка Т.М.Кухта









Отпечатано на принтере ГУО “Городечненская средняя общеобразовательная школа”

231400, д. Городечно, ул. Школьная, 1а, Новогрудский район, Гродненская область

Тел. 8(01597)7 27 86