СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие направления инженерная направленность в школе

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

школа работает в рамках проекта "Уральская инженерная школа". В статье описывается опыт работы в данном направлении

Просмотр содержимого документа
«Развитие направления инженерная направленность в школе»

Ветошкина Ю.В.

г. Первоуральск, aa-vet@mail.ru

МБОУ СОШ № 4

СИСТЕМА РАБОТЫ ШКОЛЫ В РАМКАХ ФГОС КАК СРЕДСТВО

ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ К

ИНЖЕНЕРНЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ


Результаты опросов учеников 9-11 классов школы говорят о том, что большая часть выпускников точно не знает какое из направлений профессиональной деятельности выбрать после окончания школы. В лучшем случае выбирают экономические, юридические или управленческие специальности. Данную ситуацию подтверждает и выбор предметов для сдачи государственной итоговой аттестации – более 73% выпускников школы выбирают ЕГЭ по обществознанию.

В то же время в нашем небольшом промышленном городе нет необходимости в большом количестве юристов, экономистов и менеджеров среднего звена, но очевидна нехватка специалистов, обладающих знаниями точных наук.

Оценивая ситуацию в целом по стране, мы понимаем, что это проблема не одного отдельно взятого города России. Например, в докладе ЮНЕСКО говорится, что «инженерия - основной инструмент решения глобальных проблем человечества… Необходимо: пропагандировать и повышать престиж профессии инженера, преобразовать содержание инженерного образования и привести его в соответствие с потребностями экономики, пробуждение интереса к инженерии с раннего возраста с целью выявления способностей и воспитания талантов… Новые подходы должны быть разработаны в области образования и профессиональной подготовки, в частности, за счет усиления их практической направленности, введения системы проблемного обучения, отражающей сущность профессии инженера - решение проблем».

Еще в 1947 году американским Советом по профессиональному развитию инженеров» ECPD было предложено следующее определение термина «инженерия»[1]: «Творческое приложение научных принципов к проектированию или разработке сооружений, машин, аппаратуры или процессов их изготовления, или к объектам, в которых эти устройства или процессы используются разрозненно или комплексно, или к конструированию и эксплуатации вышеуказанных инженерных устройств…». Сегодня специалист, занимающийся инженерным делом, называется инженером, и его деятельность является производительным трудом, в которой через свою инженерную деятельность, профессионал реализует свои научные знания и практический опыт.

Конечно, научные знания и практические умения инженера проявляются в исследовательской, конструкторско-проектной и производственной деятельности. Необходимость развития данных видов деятельности у специалистов хорошо согласуется с вводимыми новыми стандартами в образовании:

- введение новых образовательных стандартов в школе с ориентацией на метапредметный и системно-деятельностный подход, внедрение проектной технологии и технологии проблемного диалога – это первый шаг к повышению мотивации обучающихся к точным наукам и исследованиям;

- практиориентированные занятия на уроках с использованием компьютерных исследовательских лабораторий являются хорошим опытом для последующей производственной деятельности;

- введение метапредметов в учебный план с освоением способов конструирования объектов, явлений и событий (например, МДО, Конструирование) согласуются не только с физико-математическими и техническими предметами, но и с предметами гуманитарного цикла;

- развитие технического направления организации внеурочной деятельности школьников за счет кружков по основам Lego-конструирования и робототехники повышает интерес учащихся к конструированию устройств и приборов.

Кроме этого, на этапе исследования сложившейся ситуации по ориентации обучающихся на превалирующие в регионе специальности, а именно на увеличение количества специалистов в области инженерных наук, мы определили необходимость организации сотрудничества с промышленными предприятиями и образовательными учреждения среднего и высшего образования (например, УрФУ, образовательный центр ОАО ЧТПЗ и другими). Целью такого сотрудничества является не только профориентация обучающихся, но и профориентация педагогических кадров в профессиях промышленного сектора (в особенности профессии «инженер»). А также организация учебного процесса с использованием современных технических образовательных и информационных технологий по оригинальным программам, разработанным совместно с социальными партнёрами, и предоставление дополнительных образовательных услуг в рамках инженерно-технической деятельности, информационно-коммуникационных технологий и т.п.

Одним из итогов такой образовательной деятельности должно стать «более глубокое понимание роли науки и человека в прогрессивном развитии современной техносферы, осознание возможных негативных последствий технической деятельности социума и необходимости сохранения окружающей среды на основе внедрения новейших природоохранных технологий как непременных составляющих современного производства» [2].

Проведенная подготовительная работа и наличие профильных классов в МБОУ СОШ № 4 позволило спланировать и начать реализацию проекта школы в рамках общей концепции проекта «Уральская инженерная школа» по следующим направлениям:

- обновление содержания образования, в рамках которого начата работа по внедрению технологий деятельностного типа в основной и старшей школе, организации практик для учащихся с привлечением возможностей научно-технических лабораторий; расширению спектра технических кружков на базе школы, совершенствованию работы по профилизации на старшей ступени образования с учетом индивидуальных учебных планов

- расширение спектра дополнительных образовательных услуг, в том числе в рамках внеурочной деятельности, по математике, физике, химии, информатике, биологии, проведение занятий по конструированию в 1-11 классах

- проведение совместных мероприятий (конкурсов, конференций, исследований) с ДОУ, СПО и вузами с целью обеспечения непрерывности и преемственности в области точных и инженерных наук, участие в мастер-классах, семинарах по образовательной робототехнике (обучающихся и педагогов)

Мы планируем повысить уровень научно-исследовательской деятельности за счет организации научного сопровождения в рамках проведения занятий и консультаций для обучающихся и педагогов школы по математике и предметам естественнонаучного цикла с преподавателями вузов, сопровождения исследовательских и проектных работ учащихся научными руководителями. Организовать естественнонаучные сессии в течение года с приглашением специалистов в отдельных направлениях точных наук для учащихся 5-11 классов. С привлечением специалистов разработать мониторинг качества образования по математическому и естественнонаучному направлению в школе.

Создание необходимых материально-технических и кадровых условий позволит повысить эффективность развивающуюся деятельность школы, В рамках данной работы ведется создание научно-технической лаборатории, оснащенной современным естественнонаучным исследовательским комплексом и музея информатики и техники. В области повышения квалификации педагогических кадров:

- стажировка учителей математики, физики, химии, технологии, биологии;

- курсовая подготовка по образовательной робототехнике и конструированию,

технологии развития критического мышления и технологии ТРИЗ.

Школа не первый год работает над совершенствованием системы стимулов для одаренных детей и педагогов, развивающих детей с признаками одаренности, в том числе в области исследовательской деятельности и точных науках. Такая работа включает в себя следующие мероприятия:

- обеспечение возможности участия обучающихся в выездных очных конкурсах и конференциях математической, естественнонаучной и технической направленности;

-индивидуальные гранты педагогам и ОО на реализацию проектов по развитию математического и естественнонаучного образования в школе;

-обмен опытом с лучшими педагогами в направлении математической и естественнонаучной подготовки;

- организация сборов детей с признаками одаренности;

- направление педагогов на участие в профессиональных конкурсах;

- учреждение премии в рамках школьной церемонии чествования одаренных детей «Признание».

Изменение модели деятельности школы по воспитанию будущих инженерных кадров и специалистов в промышленной сфере невозможно без изменений в воспитательной системе школы. Примером таких изменений может служить профориентация с усилением роли инженерных специальностей и специальностей на стыке инженерных и других наук, ранняя информированность об инженерных науках и рабочих специальностях через экскурсии, тренинги, пресс-центр школы и т.д.

Создание максимально благоприятных условий для самореализации учащихся, обеспечение профильно-ориентированной подготовки в области инженерных наук обязательно обеспечит положительный результат...

Недавно в одном из интервью городскому телевизионному каналу один из участников городской олимпиады (ученик нашей школы) сказал, что будет биоинженером. Надеемся, что через несколько лет более половины учащихся нашей школы своей будущей профессией назовут специальность, связанную с инженерией.


Библиографический список:

1. Сапрыкин Д.Л. Инженерное образование в России: История, концепция, перспектива // Высшее образование в России. № 1, 2012

2. Ильин И. В., Оспенникова Е. В. Формирование системы метатехнического знания как базовой составляющей технической культуры современного школьника // Педагогическое образование в России. № 3, 2011.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!