Выступление по теме самообразования
«Развитие навыков письменной речи на уроках иностранного языка».
Учитель Чеснокова Елена Александровна.
Обучение иностранному языку своей главной целью имеет развитие коммуникативной компетенции учащихся во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. В программах средней общеобразовательной школы письмо не рассматривается как основная цель обучения. Считается, что письмо – это средство обучения, которое способствует развитию умений и навыков устной речи и чтения.
Однако в последнее время обучение письму приобретает все большую важность и актуальность, ввиду того, что сейчас получили широкое развитие различные международные программы и проекты, все крепче и разнообразнее становятся международные связи. При устройстве на работу или поступлении в вуз за рубежом, для сдачи международных экзаменов навыки письма просто необходимы. Все чаще и чаще требуется заполнить различные анкеты и формуляры на иностранном языке, написать тексты телеграмм. Во многих компаниях требуется умение оформлять официальную корреспонденцию. Не менее важно умение грамотного и логичного письма при неофициальной переписке, особенно сейчас, когда во всем мире огромной популярностью пользуется такое средство коммуникации, как Интернет. Таким образом, я считаю, что актуальность вопроса значимости обучения письменной речи становится с каждым днем все более очевидной.
Поэтому школьная программа предусматривает не только формирование у учащихся навыков каллиграфии и правописания, но и формирование умения письменно излагать свои мысли.
Роль письма в обучении иностранному языку велика. Письмо помогает правильно организовать весь учебный процесс. Еще на начальной ступени учащиеся приобретают навыки каллиграфического написания букв и слов, усвоенных в устной речи и встречающихся в упражнениях. Овладение графикой и орфографией составляет цель усвоения техники письма в новом для учащихся языке на начальном этапе. В продолжение изучения языка письмо является важным средством прочного усвоения языкового материала (лексического и грамматического) и формирования навыков чтения и устной речи.
Сама по себе письменная речь делает общение опосредованным текстом, ведь письменная речь есть не что иное как речь, в которой используются письменные знаки. Поэтому характерными чертами письменной речи является большая концентрированность по содержанию, более тщательный отбор языковых средств по сравнению с устной разговорной речью. Разумеется, письменная речь появляется позже устной и формируется на ее основе. Это относится к развитию ее как в обществе, так и в жизни отдельно взятой личности. Письмо не только облегчает учащимся задачу дать ответы на вопросы по смысловому содержанию текста, но и способствует более вдумчивому чтению.
В своей учебной функции письмо выступает в форме письменных упражнений, которые способствуют закреплению в памяти учащихся лексического и грамматического материала, как на уровне его структурной отработки, так и на более продвинутом этапе. Однако письму в общеобразовательной школе уделяется мало времени из-за ограниченных возможностей практического его применения.
Но письмо занимает много времени на уроке. Поэтому основная часть письменных работ, естественно, выполняется учениками дома, в режиме самостоятельной работы, а для этого учащиеся должны быть предварительно подготовлены на уроке. В такую подготовку входит освоение соответствующего языкового материала, а также необходимый инструктаж на предшествующих уроках относительно приемов выполнения письменных упражнений того или иного типа.
Обучение письменной речи на разных этапах происходит следующим образом:
а) в младшем звене идет формирование у учащихся необходимых графических автоматизмов. Лингвистический компонент включает графику, орфографию и запись (списывание, репродукция, продукция). Письменная речь предлагается выполнять в ограниченном объеме - заполнение анкеты, формуляра, написание открытки или короткого письма по образцу.
б) Начиная с 5-го класса, обучение письму направлено на длительную отработку соответствующих языковых явлений. В 6-м и 7-м и в 8-х классах письменные упражнения выполняются учащимися только дома. Они направлены на дальнейшее закрепление языкового материала, изучаемого в данный период, а также способствует лучшему усвоению темы.
Прежде чем учить детей навыкам письменной речи я говорю часто им что, письменная речь стоит на 3-х китах:
лексика (недоработка в этой области ведет к тому, что ученик не сможет выразить свою мысль);
знание грамматических, лексических и стилистических правил построения иностранного языка;
применения этих знаний на практике.
I. Лексика.
Для работы с лексикой существуют разные типы упражнений, например, отгадай зашифрованное слово, диктанты, лексические тесты, чайнворды, кроссворды и т.д.
Я уделяю очень серьезное внимание освоению лексики. Часто на своих уроках я применяю игровые технологии. Письмо не должно быть навязчивым, но при этом необходимо активно постигать азбуку письма. Дети приучаются ему через игровые технологии.
Давайте рассмотрим один из таких приемов при обучении и закреплении лексики в начальной школе по теме “Животные”. Они вызывают позитивные чувства у школьников и сильное желание изменить ситуацию в лучшую сторону. А это в свою очередь заставляет их концентрировать свое внимание и тренирует память.
Тема “Животные”
Игра № 1: “Прогулка” своего питомца.
Чтобы это сделать, детям нужно правильно написать слово. Если им это не удается, то их питомец не будет выгулян или погуляет недолго, в случае ошибки в слове. Дети переживают за своего питомца, и общими усилиями ошибка в слове исправляется, что означает полноценную прогулку для питомца, для детей – чувство “выполненного долга”, а для учителя – достижения цели (дети выучили написание слова).
Игра № 2: “Помощь”. Звери попали в плен к индейцам или браконьерам. Их нужно спасти. Они сидят в клетках. Чтобы их освободить, нужно набрать по буквам или написать код к замку. Код, как вы уже догадались, и есть написание слова.
Игра № 3: В зоопарке ремонт. Нужно расселить животных. Это предлагается работникам зоопарка. Дети – эти работники. Кто какого зверя заберет к себе домой временно пожить.
Игра №4: В цирке. Звери попрятались и не хотят выступать. Они заболели. Зрители волнуются. Зверей нужно полечить, дать таблетку. Кому дали, тот и выйдет на арену. Слово, которое ученики должны написать, и будет в данной игре являться “лекарством”.
Следующий игровой прием я применяю, если нужно запомнить трудное по написанию слово. Например “friend”. Я предлагаю детям по одному выходить к доске и писать только одну букву. Если ребенок ошибается, то я его, конечно, вместе с другими детьми исправляю. При этом достигается концентрация внимания детей на сложности написания слов.
В среднем звене работу с лексикой можно разнообразить путем отгадывания кроссвордов.
Они являются быстрым и эффективным приемом контроля изучения лексики.
II. Знание грамматических, лексических и стилистических правил построения иностранного языка.
Второй “кит”, которому уделяется постоянное внимание – это формирование и дальнейшее развитие грамматических и стилистических навыков письменной речи. Чтобы достичь высокого уровня развития навыков письменной речи нужно вложить много усилий на самом раннем этапе обучению письму.
Письму дети учатся, начиная со второго класса. После того как они выучили буквы и научились их писать, маленькие ученики сознательно составляют новые предложения из слов, следуя определенному порядку построения английского предложения. Для этого используются картинки и определенные знаки, которые известны школьникам из уроков русского языка.
Я сторонник того, что школьники не должны повторять как стишок за учителем грамматические структуры. Он должен знать, почему, например, в предложении “A dog can swim.” Именно слово -A dog- стоит на первом месте. Объяснить правило построения английского предложения можно из самих участников учебного процесса – школьников. Они вызываются к доске и им даются роли “подлежащего”, “сказуемого” и других членов предложения. Дети хорошо запоминают на таком живом примере как правильно говорить английское предложение. А дальше идет отработка полученных навыков в учебном процессе. Такие живые предложения дети записывают в свои тетрадки.
Мы часто на уроке составляем предложения из слов, которые в виде картинок в хаотичном порядке прикреплены на доске (с интерактивной доской эта работа происходит более разнообразно и вариативно). Когда они научатся составлять устно предложения, мы записываем их в тетрадь. Такие задания затем усложняются при помощи ввода дополнительных или лишних слов. Каждая ошибка обговаривается сразу и с объяснениями. Детям нужно постоянно указывать на свои ошибки и обращать их внимание на них. Они знают правило, но применять их на практике для них бывает проблематично. В качестве домашнего задания я предлагаю детям составим подобные задания самим или подобрать картинки, чтобы затем на последующих уроках практиковать учеников в составлении предложений, но уже без предварительной работы. Так мною достигается автоматизм составления предложений в письменном виде. А затем из предложений дети учатся составлять рассказы.
Развитие навыков письменной речи как залог успешной подготовки к ЕГЭ (старшие классы)
В качестве конечных требований в области обучения письму выдвигается развития у обучаемых умений письменно выражать свои мысли. По окончании базового курса учащиеся должны уметь в рамках наиболее типичных ситуаций общения:
- делать выписки из текста;
- составлять и записывать план прочитанного или прослушанного текста;
- написать короткое поздравление, выразить пожелание;
- письменно заполнить формуляр;
- написать личное письмо;
- написать эссе, сочинение с аргументацией.
Целью моей работы является выявление трудностей в обучении письменной речи, осмысление и анализ практических методов обучения письму в школе, как основе дальнейшего обучения с целью овладения речевой деятельностью.
Список литературы:
1. Алексеева Е.М. Развитие навыков письменной речи с помощью диктантов, //Английский язык, 2014, №6
2. Василевич А.П. Учим детей английскому языку, //ИЯШ, 2013, №4
3. Вербицкая М.В. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ. Раздел «Письмо», //Английский язык, 2009, №16
4. Выготский Н.В. Психологические особенности обучения письму детей младшего школьного возраста, //Вопросы психологии, 1998, №6.
5. Карамышева Т. В.. Интернет как средство обучения иноязычной письменной речи http://linguact.hyperlink.ru/articles/karamysheva.html
6. Лысикова И.В. Взаимосвязанное обучение письму, чтению и говорению. 1 кл., //ИЯШ, 2009 №7
7. Маншина Т.Б. Письмо, как средство обучения на начальном и среднем этапе изучения иностранного языка http://festival.1september.ru/articles
8. Мильруд Р.П. Методика обучения иноязычной письменной речи, //ИЯШ, 1997, №2
9. Опойкова О.Н. Обучение написанию аргументированного эссе на английском языке, //ИЯШ, 2009, №6
10. Прохорова Н.А. Экзамен на «отлично». Writing an essay.//Английский язык, 2009, №11
11. Прохорова Н.А. Writing skills: formal and informal language, //Английский язык, 2009 №10
12. Шмелева И.В. Обучение письму в начальной школе http://festival.1september.ru/articles/