Развитие познавательной активности,
коммуникативных навыков и творческих способностей через дополнительное образование
Все мы хотим, чтобы наши дети были смышлеными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, остроумными, сообразительными – короче говоря, умными. (слайд) Умен тот, кто умеет мыслить. Умным легче вырасти тому ребенку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, который организовывал свое мышление сам. Особая роль в этом принадлежит взрослым, которые во время наблюдений, игр и учебных занятий побуждают ребенка к осмысленному выполнению действий, самостоятельному поиску; развивают умение спрашивать, рассуждать, опровергать, отстаивать свою точку зрения; влияют на детскую инициативу, творческую и познавательную активность. Мы с вами, уважаемые коллеги, именно этим постоянно занимаемся: на занятиях, во время прогулок, в режимных моментах, в кружковой работе.
Что же такое познавательная активность? Когда ребенок активней всего стремится к познанию нового? Когда он занимается творчеством, т.е. процесс творчества - это и есть процесс познания.
Чтобы получить желаемый результат, необходимы условия, которые обеспечивают устойчивый познавательный интерес детей:
1. Наличие предметно-развивающей среды (аудио и видео аппаратура, фонотека, музыкально-дидактические игры, пособия, портреты композиторов, художников, произведения изобразительного искусства, изобразительные материалы и т.д.).
2. Создание проблемных ситуаций, во время которых дети сами ищут и находят выход из созданной педагогом ситуации.
3. Вовлечение детей в выполнение творческих заданий, например: исполнить песенку так, как бы ее спел медведь, лиса, мышка и т.д.; закончить песенку, придумав свою мелодию, изобразить в пластическом этюде тот или иной образ, сочинить ритмический рисунок, используя, звучащие жесты и паузы.
4. Организация экспериментирования: игра «Изобрази голосом» (полет листочка, снежинки, вой ветра и т.д. , смешивание красок).
5. Интеграция разнообразной деятельности: звучание музыки во время рисования, художественное слово, хореография, театр.
Отдельно хочется сказать о театре: это одно из самых любимых зрелищ детей, привлекающее своей яркостью, красочностью, динамикой, доставляющее большое удовольствие и много радости. И, конечно, все маленькие зрители хотят стать артистами. А какой это стимул к развитию яркой, образной речи, артистизма, навыков сценических воплощений, пластики, проявлению фантазии.
В сценической деятельности нельзя обойтись без взаимодействия с партнером. Дети учатся слушать друг друга, анализировать выступление товарища, участвовать в выборе солиста, сопереживать и приходить на помощь друг другу, порой подсказывая нужные слова и движения. Таким образом, у детей развиваются коммуникативные навыки, которые так необходимы для будущей жизни ребенка и так актуальны в современном обществе.
А каким образом можно развивать коммуникативные навыки в изобразительном творчестве? Для этого существует такая форма продуктивной деятельности, как коллективная работа.
Вопрос в том, как эта работа организуется. Если дети делают только свою часть, а воспитатель собирает всё вместе, не привлекая детей к этому процессу, то дети не понимают в полной мере радости сотворчества и не учатся сотрудничеству.
Вот другой пример. Сначала каждый ребенок нарисовал какой-то лесной объект (дерево, зверя, гриб и т.п.), а потом они все вместе стали думать, как эти объекты расположить, чтобы получился настоящий сказочный лес. Вот здесь детям приходилось решать общие задачи, слушать своих товарищей, понимать и уважать их чувства, жертвовать чем-то личным ради общего дела.
А начинается с малого. Дети пытаются сделать один рисунок вдвоем. Посмотрим, как им это удаётся.
Хотелось бы напомнить общеизвестные игры и упражнения для развития креативности.
"Облака-загадки". Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.
Другой вариант этого задания: (слайд) попробовать дорисовать фигуры.
Еще одно упражнение: (слайд) дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая - злой.
Дивергентные, творческие задачи можно разрабатывать на любом материале. (слайд) Хорошим заданием такого типа может быть создание из деталей строительного конструктора самых разных фигур. Ведь из деталей строительного конструктора можно строить не только дворцы, мосты и другие архитектурные сооружения. Его детали пригодны, например, для изготовления технических моделей парохода, паровоза, автомобиля, самолета. Из них можно сделать схематические изображения животных и людей и даже объемные сюжетные композиции.
Каждую свободную минуту можно провести с пользой, если, сидя в кругу, предложить детям игры:
- "Хорошо, да не очень...",
- "Плюсы и минусы" (если бы я стал невидимым? уменьшился в росте в два раза, в сто раз? если бы игрушки заговорили? и т.д.),
- "Изобретатели" (придумаем стул, кастрюлю с необычными свойствами),
- "Цветная сказка".
Подобные игры и задания активизируют творческий потенциал, развивают такие важные психические процессы как речь, память, мышление, внимание, способствуют развитию креативности в целом и формируют готовность детей к школе.