Название методической разработки: технологическая карта к уроку астрономии.
Общая часть | |
Предмет | Класс | Тема урока |
Астрономия | 11 | Развитие представлений о строении мира. |
| | | | | | |
Используемый учебник | |
Название | Класс | Авторы |
Астрономия 11 | 10-11 | Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. |
| | | | | | |
Планируемые образовательные результаты | |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира, объяснять петлеобразное движение планет с использованием эпициклов и дифферентов. | Устанавливать причинно-следственные связи смены представлений о строении мира; характеризовать вклад ученых в становление астрономической картины мира. | Высказывать убежденность в возможности познания системы мира. Готовность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению астрономии. |
| | | | | | |
ТСО (оборудование) | Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет) |
Компьютер, проектор, экран, доступ в сеть интернет. | Презентация: https://multiurok.ru/brinev70/ (авторская), https://ru.wikipedia.org/wiki/, http://algre.livejournal.com/961787.html, http://class-fizika.ru/astr1.html. |
| | | | | | |
Организационная структура урока | |
Этап урока | Образовательные задачи (планируемые результаты) | Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Организационный.
. | Организовать детей. Проверить готовность к уроку. | | Приветствует учащихся, проверка их готовности к уроку, настрой на активную работу. | Приветствуют учителя. Организовывают рабочее место. |
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Обсудить потребности человека в познании. | Слайд 2,3. | Создает условия для постановки целей и объявления темы урока. | Отвечают на вопросы, формулируют цели и тему урока. |
III. Актуализация знаний. | Повторить материал, необходимый для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. | | Настраивает обучающихся на продуктивную деятельность. | Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. |
IV. Первичное усвоение новых знаний. | Сформировать представление о строение солнечной системы. | Слайд 4-12. ЦОР: 1. Программа Физикона - планетарий – модели - видимое движение планет (Модель демонстрирует причины видимого петлеобразного движения планет). 2. http://class-fizika.ru/astr1.html Классная физика. Анимация «Видимое движение планет» | Излагает новый материал, организовывает повторение особо важных моментов для выравнивания условий восприятия информации разными группами учащихся в рамках индивидуальных образовательных маршрутов. | Слушают объяснения учителя, задают уточняющие вопросы. |
V. Первичная проверка понимания. | Проговаривать новые знания. . | | 1. В чем отличие системы Коперника от системы Птолемея? 2. Какие выводы в пользу гелиоцентрической системы Коперника сделали из открытий, сделанных с помощью телескопа? | Отвечают на вопросы. |
VI. Первичное закрепление. | Уметь структурировать знания. | 1. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Геоцентрическая_система_мира 2. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Гелиоцентрическая_система_мира | Организует выполнение практической работы. | Выполняют практическую работу (используя дополнительный материал из указанных сайтов). |
VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Применить знания. | | Организует выполнение в парах теста, проверку теста и обсуждение допущенных ошибок. Устанавливает осознанность учебной деятельности. | Выполняют в парах тесты. Отвечают на вопросы, исправляют ошибки |
VIII. Информация о домашнем задании с инструкцией по его выполнению. | Определить объем материала, который еще предстоит повторить и выучить. | http://algre.livejournal.com/961787.html Гелиоцентрическая и геоцентрическая система мира. ЦОР: http://class-fizika.ru/astr1.html Классная физика. Анимация (наглядная иллюстрация рассказа о планетах Солнечной системы) | Предлагает домашнее задание. Вселенная по представлениям Фалеса. Система мира Пифагора. Система мира Филолая. Система мира Евдоксия. Система мира Аристотеля. Система мира Аристарха. Система мира Гиппарха. Система мира Птолемея. Система мира Коперника. | Записывают домашнее задание, выстраивают индивидуальную карту - маршрут выполнения. |
IX. Рефлексия. | Уметь контролировать и оценивать учебный процесс, определять результативность образовательной деятельности. | | Побуждает учащихся к высказыванию своего мнения, сопоставляет достигнутые результаты с поставленным целями. | Называют основные тезисы усвоенного материала, подводят итоги урока, осмысливают свои ощущения и делятся своими эмоциями об уроке. |
приложение 1.
Практическая работа.
приложение 2.
Тест.
1. Все утверждения за исключением одного характеризуют геоцентрическую систему мира. Укажите исключение.
2. По мнению древних астрономов, планеты отличаются от звезд тем, что:
3. Какие из наблюдаемых явлений могут быть объяснены в рамках геоцентрической теории?
4. Гелиоцентрическая система мира объясняет петлеобразное движение планет:
6. Укажите, какой из следующих фактов опровергает гипотезу о неподвижности Земли и движении Солнца вокруг нее:
Задания 1-6 взяты из книги Г. И. Малахова, Е. К. Страут «Дидактический материал по астрономии». М., Просвещение, 1979.