Разработала
Воспитатель МБДОУ д/с №1 г. Сычевки
Кондрина Е.Е.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
На тему: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА»
Цель: Повышение родительской компетентности в вопросах речевого
развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
Активизировать родителей в вопросах развития и воспитания детей.
Обогащение родительских представлений о развитии речи.
Вызвать у родителей интерес заниматься с ребенком дома.
КОНСУЛЬТАЦИЯ:
На переломных этапах истории обостряется самосознание народа,
возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что
характеризует его самобытность. Детство-то время, когда возможно
подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений
ребенка в раннем детстве.
Период от рождения до поступления в школу является по признанию
специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и
психического развития ребенка, первоначального формирования физических
и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей
жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого
периода является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее
фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и
навыков усвоения различных видов деятельности. Реализация
специфических возрастных возможностей психического развития
происходит благодаря участию детей в соответствующих возрасту видах
деятельности — игре, речевом общении, рисовании, конструировании,
музыкальной деятельности и др. Организация этих видов деятельности,
руководство ими, забота об их совершенствовании это задача, прежде всего
родителей.
Овладение родным языком является одним из самых важных
приобретений ребенка в раннее детстве. Именно раннее детство особенно
сенситивно к усвоению речи.
Фольклор — устное народное творчество, существующее в виде: сказок,
потешек, загадок, песен. Фольклор не остается неизменным, а развивается
вместе с развитием народа, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее
и отображает новые социальные изменения. Великий русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал
воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное
самим народом и основанное на народных началах, — писал он, — имеет ту
воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на
абстрактных идеях…» Он глубоко верил в принцип «народ без народности
— тело без души». Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он
пришел к выводу, что «мудрость предков — зеркало для потомков», и
потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым образцом в
процессе нравственного развития.
Принцип народности воспитания осуществляется в раннем детстве, в
процессе овладения родной речью. Большое значение имеет развитие речи
детей в семье, особенно в процессе общения матери с ребенка так, как
материнский язык служит ему орудием выражения себя, своих мыслей, своих
настроений.
«Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни
ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил,
принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем
этой системы было и остается устное народное творчество, передаваемое из
века в век, из семьи в семью»,- писал Л.Н.Толстой.
Таким образом, педагоги и психологи прошлого считают фольклор
одним из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий
огромные дидактические возможности. Они отмечают, что знакомство с
народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует
отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и
речевом развитии.
Роль малых форм фольклора в развитии речи детей
В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина
заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а
значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей младшего
дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний
день имеет особую значимость. Увеличить запас слов помогут малые
формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам,
животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность
потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в
свою очередь, способствует развитию разговорной речи. Пословицы и
поговорки-особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в
себя трудовой опыт многочисленных поколений. Пословицы и поговорки в
обобщенном суждении о типических явлениях прибегают к наиболее
устойчивой части лексики общенародного языка, в них нет никаких
украшающих средств, мысль передается лишь самыми необходимыми и
притом точно отобранными словами. Используя в своей речи пословицы и
поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли
и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение
творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему
яркую характеристику. Отгадывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление в загадке
метафорического образа различных средств выразительности (приема
олицетворения, использование многозначности слова, определений,
эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют
формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки
обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть
вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении
слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской
речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать.
Загадка — одна из малых форм устного народного творчества, в которой в
предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные
признаки предметов или явлений. Колыбельные песни, по мнению народа -
спутник детства. Они, на ряду с другими жанрами, заключают в себе
могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста.
Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат
широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах,
которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом,
например, «заинька».
Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению
грамматического строя речи. В колыбельной — не просто кот, а «котенька»,
«коток», «котик», «котя». Колыбельная, как форма народного поэтического
творчества, содержит в себе большие возможности в формировании
фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная
организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп
и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний.
Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов,
словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на
небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник
воспитательных и образовательных возможностей. Народные песенки,
потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой
материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей
дошкольного возраста.
С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они
используют звукосочетания — наигрыши, которые повторяются несколько
раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив
народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а
затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно
к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию
образности речи дошкольников, словесному творчеству детей. Потешки,
скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для
развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы
готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем
интонационную выразительность его речи.
Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами,
выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный
материал способствует овладению родной речью. Например, игра-забава
«Ладушки-хлопушки», где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает,
сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр —
забав, не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку
ребенка к письму.
Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе
поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С
помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи
методики развития речи и наряду с основными методами и приемами
речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот
богатейший материал словесного творчества народа.
Особенности восприятия детьми младшего дошкольного возраста
произведений малых фольклорных жанров.
Третий год жизни является самым благоприятным для развития речи
ребенка. Основная задача развития речи ребенка-овладение нормами и
правилами родного для него языка. Устное народное творчество таит в себе
неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности,
самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых
навыков.
Младшие дошкольники особенно внимательны к звукам человеческой речи.
Поэтому необходимо развивать слух. В восприятии речи дети проходят
несколько этапов: в начале они реагируют на интонацию, затем значимость
приобретает для них ритм, и только потом начинают понимать значение
слов. Одновременно со слухом развивается речь. Например, чтение русской
потешки «Курочка – рябушечка»
— Курочка – рябушечка,
Куда ты пошла?
— На речку.
— Курочка – рябушечка,
Зачем ты пошла?
— За водичкой.
— Курочка – рябушечка,
Зачем тебе водичка?
— Цыпляток поить.
— Курочка – рябушечка,
Как цыплятки просят пить?
— Пи – пи – пи – пи – пи – пи»
После прочтения потешки я спросила у детей, о ком эта потешка? Куда
ходила курочка? А как зовут её деток? Как пищат цыплята?
Потешка формирует у ребят знания о необходимости проведения водных
процедур для их здоровья. Использование малых форм фольклора имеет
огромное значение при занятиях продуктивными видами деятельности.
Например, занятиях лепки на тему «Зёрнышки», рассказав детям о птичках,
которым зимой очень холодно и голодно, спеть песенку «Птичка»:«Маленькая птичка
Прилетела к нам
Маленькая птичка,
Зёрнышки я дам.
Маленькая птичка
Зёрнышки клюёт.
Маленькая птичка
Песенки поёт».
Вызвав у малышей чувство сострадания, предложить помочь птичке-
вылепить из пластилина зёрнышки.
Рисование: «Улитка», можно использовать приговорку:
«Улитка, улитка,
Выпусти рога.
Дам пирога.
Масляного, примасляного»,
которая позволила мне вызвать интерес у детей.
На тему «Дождик» можно прочитать:
«Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!»
Большой восторг при рисовании «Лесенки» на детей производит потешка:
«Я полоску проведу,
А потом другую.
Ровно кисточку веду,
Лесенку рисую!
Раз! Ступенька!
Два! Ступенька!
Отдохну-ка, я маленько!
А потом опять
Буду рисовать!»
Вызвать интерес к творчеству у детей мне помогает потешка:
«Строим, строим,
Строим дом.
По кирпичику кладём,
С каждым днём всё выше дом.
Вот такой уж вырос он»,
которую я использовала на занятии конструирование по теме «Домик для
друзей».
Для того чтобы у дошкольников появилось чувство гордости за свой труд,
умение, я рассказала потешку:
«Это чей, это чей,
Домик, чей из кирпичей?Это дети строят дом.
Чтобы куклы жили в нём!»
Огромную роль малые жанры фольклора играют в физическом воспитании,
дети с удовольствием выполняют разные движение под чтение несложных
патешек:
«Зашагали ножки, топ – топ – топ,
Прямо по дорожке, топ – топ – топ,
Ну-ка, веселее, топ – топ — топ,
Вот как мы умеем, топ — топ – топ,
Топают сапожки, топ – топ – топ,
Это наши ножки, топ – топ – топ!»
С помощью таких потешек малыши настраиваются на занятие.
Главное, что мы должны учесть, при использовании различных
фольклорных жанров, необходимость привнести элементы артистичности,
индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда вы обратите
максимум внимание ребенка, на глазах которого разыгрывается яркое,
красочное действо: звери разговаривают человеческими голосами, поют,
играют. Настроение затейливости, шаловливого веселья, а иногда некоторого
баловства – и есть преимущество такой формы.
Если задачи по ознакомлению ребят с малыми формами фольклора решать
только на занятиях, то невозможно добиться поставленных целей и задач.
Поэтому приобщение к песенкам, потешкам нужно включать в повседневную
жизнь ребенка, а это посильно только родителям.
Анализ фольклорных текстов показывает, что народные
произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к
ознакомлению с окружающим, обогащению словарного запаса через
приоритетную ориентацию на человека и вида его деятельности. Именно это
открытие внутреннего богатства фольклорных текстов приводит к выводу
как значимы народные произведения для развития речи, обогащению
словарного запаса младших дошкольников.
Разработала
Воспитатель МБДОУ д/с №1 г. Сычевки
Кондрина Е.Е.
КАРТОТЕКА.
МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Загадки
Мохнатенька,Усатенька,
Лапки мягоньки,А коготки востры. (Кошка)
Идет, мычит, качается.. (Бычок)
В будке спит, Дом сторожит,
Кто к хозяину идет, Она знать дает. (Собака)
Голодна – мычит, Сыта – жует,
Малым ребяткам Молоко дает. (Корова)
Зернышко клюет, Песни поет. (Петушок)
Зеленую подружку под новый год зимой
Срубили на опушке и привезли домой. (Ель)
Игры-драматизации
Заинька, покрутись .Серенький, походи.
Вот-так вот сяк походи. Вот-так вот сяк походи.
Заинька подбодрись, Серенький, подбодрись.
Вот-так вот сяк подбодрись, Вот-так вот сяк подбодрись.
Заинька, топни ножкой. Серенький, топни ножкой.
Вот-так вот сяк топни ножкой. Вот-так вот сяк топни ножкой.
Заинька, повернись. Серенький, повернись.
Вот-так вот сяк повернись. Вот-так вот сяк повернись.
Заинька, попляши. Серенький, попляши.
Вот-так вот сяк попляши. Вот-так вот сяк попляши.
Заинька, поклонись. Серенький, поклонись.
Вот-так вот сяк поклонись. Вот-так вот сяк поклонись.
Зайчишка трусишка по полю бежал. В огород забежал,
Морковку нашел, Капустку нашел, Сидит грызет, Ай хозяин идет.
Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки, Желтые цыплятки. Съели жёлтого жука,
Дождевого червяка, Выпили водицы. Полное корытце.
Квохчет курочка: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко. Не ходите далеко,
Лапками гребите,юЗернышки ищите.
Пестушки
Сидели два медведя. На тоненьком суку
Один взбевал сметану (взбиваем),
Другой молол муку (молем). Раз ку-ку, два ку-ку. Оба шлепнулись в муку.
Рот в муке (показать ротик), нос в муке (показать носик)
Ухо в кислом молоке. (показать ушки)
Сорока-ворона. Кашу варила, На порог скакала,Гостей созывала. Гости не бывали,
Каши не едали. Всю свою кашу
Сорока-ворона. Деткам отдала.
Этому дала, Этому дала, Этому дала,
А этому не дала: - Зачем дров не пилил, Зачем воду не носил!
Колыбельные песни
Баю, баю, баюшок, Кладу Машу на пушок –
На пуховую кровать, Будет Маша крепко спать.
Будут звездочки сиять, Надо глазки закрывать.
Люли, люли, люленьки, Прилетели гуленьки...
Гули сели на ели, Разговоры завели.
Стали думать да гадать, Чем Ванюшеньку питать.
Один гуля говорит: Надо кашки сварить.
Другой гуля говорит: Надо Ванюшку покормить.
Третий гуля говорит: Надо байки уложить, Побаюкать, покачать,
Приговорки
Дождик, дождик, посильней - Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки. На нашем лужочке.
Дождик, дождик, пуще,Расти, трава, гуще.
Солнышко, солнышко, Выгляни в оконышко!
Солнышко, нарядись, Красное, покажись!
Ждут тебя детки,Ждут малолетки.
Дождик, дождик, веселей! Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи! Зря в окошко не стучи -Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!
Использование потешек во время умывания
Знаем, знаем - да-да-да! В кране прячется вода!...
Выходи, водица! Мы пришли умыться!
Лейся понемножку. Прямо на ладошку!
Будет мыло пениться. И грязь куда-то денется!
Водичка, водичка, Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.
Ты мне ручки подай, Да с кровати вставай,
Умываться пойдём, Где водичка найдём!
От водички, от водицы. Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы. Веселей цветы и птицы!
Таня умывается,.Солнцу улыбается!
Использование потешек перед приемом пищи
Раз у нашего Степана. Караулил кот сметану,
А когда настал обед - Кот сидит, сметаны нет.
Это - ложка, Это - чашка. В чашке - гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала - Кашки гречневой не стало.
Ладушки, ладушки, Испечём оладушки.
На окно поставим. Остывать заставим.
Немного погодим, Всем оладушек дадим.Утка-утёнка, Кошка - котёнка,
Мышка – мышонка. Зовут на обед.
Утки поели, Кошки поели,
Мышки поели, А ты ещё нет?
Где ложечка? Ешь на здоровьице!
Использование потешек во время причесывания
Расти, коса, до пояся, Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят – Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся, Маму, дочка, слушайся.
Как растаял месяц - золотые рожки. Как у нашей Тани солнышко в окошке,
Яркие у солнышка лучики горят, Русые у Танюшки косыньки весят.
Чешу, чешу, волосоньки, Расчесываю косыньки.
Считалки
В круг широкий, вижу я, Стали вы, мои друзья.
Я для вас, мои дружки, Затеваю пирожки.
Быстро нужно их испечь. Ты пойдешь, затопишь печь.
Шла коза по мостику. И виляла хвостиком.
Зацепила за перила, Прямо в речку угодила.
Кто не верит? Это он! Выходи скорее вон!
Как у нас на сеновале. Две лягушки ночевали.
Утром встали, щей поели, А тебе водить велели.
Шел котик по лавочке- Раздавал булавочки,
Шел по скамеечке- Раздавал копеечки:
Кому десять, кому пять, Выходи, тебе искать!
Заклички
Божья коровка, Слетай на небушко,
Принеси мне хлебушка!
Радуга-дуга, Не давай дождя, Давай солнышко, Кол околнышко!
Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко!
Там твои детки Кушают котлетки.
Солнышко, солнышко, Выгляни на бревнышко.
Дам тебе меду Целую колоду.
Улитка, улитка, Высунь рога!
Дам кусок пирога Да кувшин
молока.
Скороговорки.
Звуки С—Сь
1. У Сони и Сани в сетях сом с усами.
2. У Саньки новенькие санки.
3. У маленькой Сани сани едут сами.
4. У маленькой Сани перевернулись сани.5. Сене всё бы спать на сене.
Звуки 3—Зь
1. У зайки Бубы заболели зубы.
2. У маленькой Зины бузина в корзине.
3. Захар змея запускает, Зоя с зайкою играет.
4. Зоя — зайкина хозяйка, спит в тазу у Зои зайка.
5. Вот весёлая затея — запускать на нитке змея.
Звук Ц (Ц-С-3)
1. Цапля цокала птенцу: цаплям серый цвет к лицу.
2. Цыплёнок цепко цепляется за цепь.
3. Бегают две курицы по зелёной улице.
4. Стоит цапля у болотца, улыбается, смеётся.
5. Наклонись к корытцу водицы напиться.
6. Цы-цы-цы, бегут ко мне птенцы.
Ца-ца-ца, дам я им пшенца.
Цу-цу-цу, налью я им водицу.
Цо-цо-цо, снесите мне яйцо.
Звук Ш
1. Наша Маша — малышка, на ней шубка коротышка.
2. Тише, мыши, кот на крыше, а котята ещё выше.
3. Шапка да шубка — вот и наш Мишутка.
4. Я по камешкам пошёл, шубу шёлкову нашёл.
Звуки Ш—С
1. Саша любит сушки, а Соня — ватрушки.
2. В тишине лесной глуши шёпот к шороху спешит.
3. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
4. Шишки на сосне, шашки на столе.
5. В шалаше шесть шалунов.
Звук Ж
1. Жа-жа-жа-жа, жили-были два ежа. Жу-жу-жу-жу, подлетает жук к ежу.
Жо-жо-жо-жо, мы дадим им пирожок. Жи-жи-жи-жи, убежали все ежи.
2. Жук упал и встать не может, ждёт он, кто ему поможет?
3. В живом уголке жили-поживали ужи и ежи — ели и спали.
4. Встретил в чаще ёж ежа: «Как погода, ёж?» — «Свежа».
И пошли домой, дрожа, горбясь, ёжась, два ежа.
5. Лежебока, рыжий кот, отлежал себе живот.
Звуки Ж—3
1. Не знали медвежата, что колются ежата, Играли медвежата с ежатами когда-то,
Вдруг медвежата в слёзы: «Ежики — занозы!»
2. Старый ёж в лесах Кавказа однажды встретил дикобраза.
3. Зайчишка-трусишка в огород забежал,
4. Зайки на лужайке. На зеленой на лужайке. Забияки жили зайки,
Жили змеи, медвежата. И ужата, и ежата.. В звездном небе светляки
Зажигали огоньки. Чтоб ни зверю и ни птице. В том лесу не заблудиться.
Звуки Ж-Ш1. Жук жужжит: «Я шёл и шёл, жёлтый камешек нашёл».
— Это жёлудь! Ты не прав! — говорит жуку жираф.
— Что ж, повесь его на сук, — говорит жирафу жук.
2. Под ногами листопад, листья жёлтые лежат — Папа, мама и листёнок.
А под листьями шуршат Шурш. Шуршиха и Шуршонок.
3. С мышами во ржи подружились ежи, и все ушли в камыши, А во ржи — ни души.
4. Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки. Похожие на маленьких ежат,
Шишки прошлогодние на траве лежат.
Звуки Щ, Щ—Сь
1. Щипцы да клещи — вот наши вещи.
2. Тащу, не дотащу, боюсь, что отпущу.
3. Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
4. Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке. А у щётки половой палка есть над
головой. Упала палка на щенят, два щенка как запищат!
Щенят мы будем угощать: «Поешьте щи — не будете пищать».
5. Ща-ща-ща, мы несём домой леща. Ащ-ащ-ащ, мы наденем плащ.
Звук Ч
1. Шубка овечки теплее любой печки.
2. У Пети — тачка, а у Паши — печенья пачка.
3. Чи-чи-чи, на печи кирпичи горячи. Чо-чо-чо-чо, осторожно, горячо!
Чу-чу-чу-чу, я на поезде качу. Ча-ча-ча-ча, захотела калача. Ач-ач-ач, прилетел грач.
Уч-уч-уч, на небе много туч. Оч-оч-оч, наступила ночь. Ич-ич-ич, прилетел и сыч.
4. Птичка, птичка, вот тебе водичка, Вот тебе и крошки на моей ладошке.
5. Чики-чики-чикалочки, едет гусь на палочке, уточка — на дудочке,
Курочка — на чурочке, зайчик — на тачке, мальчик — на собачке.
Звуки Ч—С
1. Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая. Черепаха всех смешит, потому что не
спешит. А куда спешить тому, кто всегда в своём дому?
2. Коробок со спичками, спичками-сестричками. От этих спичек огонёк и помчался
наутёк. Чок-чок, каблучок наскочил на сучок. Оторвался, поломался, чок-чок, каблучок.
У забора старичок. Дам ему я башмачок. — Старичок, старичок, почини мне каблучок!
Звуки Ц-Ч-Щ
1. Брали воду мы с сестричкой из колодца поутру.
Вдруг прилипла рукавичка крепко к мокрому ведру.
2. Это только трус боится на укол идти к врачу.
Лично я при виде шприца улыбаюсь и шучу.
3. У цапли — цаплёнок, у зайца — зайчонок, у щуки — щурёнок.
Звуки Л—Ль
1. Сел и всё съел.
2. Около кола колокола.
3. Метил в цель, а попал в пень.
Звук Л
1. Клава ловко лук полола. Клава ловко лук полола. Мыла иол и полки Лола,
Пыль Володя выбивал. Гвозди Валя забивал. Коля весело пилил,
Анатолий вилки мыл. Ну, а маленькая Света. Ела сладкие конфеты.
2. Белок видел я в лесу. Лапки — с коготками. Шоколадку им несу — Малышу и маме.Звуки Ль-Й (Я, Е, Ё, Ю)
1. Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела.
2. Ёлка, ёлка, ёлочка, колкая иголочка.
3. Юля маленькой была и вертелась, как юла.
4. Юлька, Юленька-юла!
Юлька добрая была.
Усидеть на месте Юлька ни минуты не могла.
5. Юлий будет дельным юнгой корабельным.
6. Ялик с якорем у Яшки, якорь есть и на тельняшке.
Звуки Р—Рь
1. Тара-тара-тара-ра! У крыльца растёт трава. Ай, тари-тари-тари! Куплю Рае янтари.
2. Тара-тара-тара-ра! Как из каждого двора выезжают трактора.
3. Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.
Звуки Р-Рь-Л-Ль-Й
1. Метил в ворону, а попал в корову. Метил в воробья, а попал в журавля.
2. На болоте, на лугу стоит крынка творогу. Прилетели две тетери, поклевали, улетели.
3. Варвара варенье доваривала, ворчала и приговаривала. Марина грибы мариновала,
Лариса малину перебирала.
4. Играл Егорка с Игорьком, скатился с горки кувырком.
Родион играл в футбол и забил в ворота гол.
5. В знойном поле через перекати-поле. Прыгают перепела с перепелятами.
6. Летели три вороны чёрные. Проворонили вороны чёрных воронят.
7. Сорока с вороной спорила, тараторила. Тараторила, ворону переспорила.
Звуки Р — Л
1. Хитрый кот по кличке Прошка. Опрокинул сливок плошку.
Рассердился он на лапки, Неуклюжие царапки.
Обратился к ним с вопросом: «Вы зачем меня без спросу
Завели на круглый стол, Сбросили потом на пол?
Не вожусь теперь я с вами, Побегу скорее к маме!»
2. Павлушкины игрушки
Раз у нашего Павлушки . Разбежались все игрушки:
Паровозы, рыбы, елки, Рыболовы, белки, волки,
Вспоминает наш Павлушка: «Где вчера были игрушки?
Клоун вроде под столом, В кухне — рыболов с орлом,
Под диваном — кукла Рая, А верблюд и слои — в сарае».
Все наверно рассердились . И с Павлушею простились,
Я теперь живут без горя . У Ларисы или Бори!
Звуки Р —РЬ
1. Наш Роман. Раз наполнил наш Роман. Мандаринами карман. Перелез через забор
И отправился во двор. Во дворе гурьба ребят, Пионеров, октябрят.Там Егор и Гриша
И сестра Ириша.Гордо ходит наш Роман,
Прячет ото всех карман. Жадно ест он мандарины
Без Егора, без Ирины. Сок фруктовый льется, А Роман смеется. Говорит Егорке:
«На, понюхай корки!» Не стерпев его обмана, Отвернулись от Романа. И Егор, и Гриша,
И сестра Ириша. Горько наш Роман ревет,
Всех ребят назад зовет: Не заменят мандарины . Ни Егора, ни Ирины!Звуки В—Ф, Вь—Фь
1. Наш Филат не бывает виноват.
2. У Фомки в гостях Фимка, Фимка в гостях у Фомки.
3. Феня в гостях у Вани, у Вени в гостях Фаня.
4. Водовоз вёз воду из водопровода.
5. Воробей взлетел повыше: Видно всё с высокой крыши.
Звуки Б—П, Бь—Пь
1. За гиппопотамом по пятам быстро топает гиппопотам.
2. Петушок прыг на порог: «Подари, пекарь, пирог».
3. Про пёстрых птиц поёт петух, про перья пышные, про пух.
4. Боря Поле дал ириску, Поля Боре — барбариску.
5. Белые бараны били в барабаны. Без разбора били, лбы себе разбили.
Купила бабуся бусы Марусе, Попались бабусе под ноги гуси.
Не будет подарка у внучки Маруси — Все бусы склевали по бусинке гуси.
Звуки Д—Т, Дь—Ть
1. Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
2. Дудку дал Додону дед, дед, которому сто лет.
3. Собирали ягоды и вели мы счёт:
Ягоду в кружку, две ягоды в рот.
4. Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла, пастушонку отдала.
5. Удод, удод, удодушка, удодливый удод!
Звуки Г-К-Х, Гь-Ль-Хь
1. Клала Клава лук на полку, кликнула к себе Егорку.
2. Гусь Гога и гусыня Гага никуда друг без друга ни шага.
3. Голубка клюёт крупку, подберёт она и скорлупку.
4. Коля бежал по кругу с кругом, на кругу увидел друга.
5. На иве с галчатами галка,
Дифференциация всех звуков
1. Солнце глянуло в кроватку — все мы делаем зарядку.
Мы поставили пластинку и выходим на разминку.
3. Коля, Коля, Николай, за собою убирай, не ленись.
4. — Доктор, доктор, как нам быть:
Уши мыть или не мыть?
— Лень вам мыть или не лень:
Мойте уши каждый день!
5. Дорогие мои дети, я пишу вам письмецо.
Я прошу вас: мойте чаще ваши руки и лицо.
Не подам руки грязнулям, не поеду в гости к ним.
Сам я моюсь очень часто. До свиданья. Мальчик Дим.
6. Утро — время чистоты: важно лижутся коты.
Чистят перышки стрижи.
Моют мордочки еж
И один лишь поросёнок не умоется спросонок.
Поросёнок он и есть, чуть проснулся — сразу есть.
До бровей нырнёт в корыто — вот и мордочка умыта.7. Надо, надо умываться по утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам — стыд и срам! Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое, и полотенце пушистое,
И зубной порошок, и густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане,
И в ванне, и в бане, — всегда и везде.
Вечная слава воде!
(К. Чуковский)
8. Возьмём иголки и катушки и починим все игрушки.
Нам за это малыши «спасибо» скажут от души.
9. Есть у Ляли кукла Юля.
Юля сделана из льна.
Ляле нравится она.
10. Зайку бросила хозяйка, под дождём остался зайка.