Тема: «Февраль- последний месяц зимы».
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о зиме.
Задачи:
образовательные: закреплять у детей умения выделять существенные признаки зимнего периода, особенности февраля, соотносить изменения в природе с жизнью зверей и птиц, способами их приспособления;
обучающие: развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение; продолжать формировать учебные навыки: умение внимательно слушать, отвечать на вопросы, дополнять.
Коррекционно-развивающие: коррекция внимания, памяти, мелкой моторики.
воспитательные: воспитывать интерес к природному миру, стремление к его познанию, желание заботиться о природе.
Ход занятия.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложиться.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело…
Ребята, о каком времени года я вам прочла стихотворение?
А как вы догадались, что стихотворенье о зиме?
*Какое сейчас идёт время года?
*Какой сейчас идёт зимний месяц?
Первый месяц декабрь, в народе его называют «хмуренЬ»- хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные.
*Какой второй месяц зимы?
Второй месяц январь - лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрепит снег. В народе январь называют «лютовей».
*А, как называется третий месяц?
Последний зимний месяц жаль,
Короткий самый он - ...
(Февраль)
Третий месяц февраль - последний месяц зимы . Метели и вьюги наметают высокие сугробы, сильные ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли «снеговей».
В феврале день становится длиннее? Что вам известно об этом месяце? Он последний зимний месяц. Он самый короткий в году. В нём бывает 28 или 29 дней.
-А ещё в это время чаще бывают метели и вьюги.
-А что же такое метели и вьюги? Просмотр видео.
Метели и вьюги - это зимние природные явления.
- Как вы думаете, от какого слова могли произойти слова «метель» и «вьюга»? Метель и вьюга образовались от слов «мести» и «виться». Ветер может мести снег вдоль дорог или полей ( метель), а может поднимать его и завивать в снежные вихри (вьюга).
Сильную метель называют бураном или пургою.
Игра «Ветер». Дыхательная гимнастика
1 задание: «Одень одежду на прогулку»
-Ребята, а что нужно одеть из вещей, чтобы выйти на зимнюю прогулку?
-Одежду, обувь.
-Назовите предметы одежды зимней.
-Шуба.
-Пуховик.
-Комбинезон.
-Пальто.
-Теплые штаны.
-Свитер.
-Гамаши.
-Носки шерстяные.
-Колготки.
-Кофта вязаная.
-Варежки, перчатки .
-Молодцы. А сейчас прошу назвать обувь зимнюю.
-Бурки.
-Сапожки.
- Ботинки.
-Знакомство с обувью из старены – валенки.
-Замечательно. Назовите зимние предметы головного убора.
-Шапка меховая, платок, берет, шапка вязаная.
-Показ пухового платка.
2 задание: словесная игра «Доскажи словечко»
-Я начинаю читать предложение, а вы заканчиваете.
Ребята, подойдите, посмотрите в окошко. (Дети встают). Я проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась. Зимушка-зима, что же ты наделала?
Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).
Метель мела и все тропинки – (замела).
Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).
Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).
Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).
3 задание: «Мимическое упражнение»
У нас в приёмной висит плакат, на котором изображены дети с разным настроением.
Сейчас, я буду читать вам строки о зиме, вы попробуйте определить какая это зима злая или добрая, т.е какое настроение они у вас вызывают грустное или весёлое.
«Вот – зима волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блёстками и серебром землю. Дышится легко и хорошо. (Радость),
«А вот сердитая зима – старуха заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами. (Грусть).
Хоть зима всё заморозила и замела, мы её не боимся и вместе пойдём на прогулку.
4 задание: Игра «Узнай на ощупь»
Закройте глаза и протяните вперёд руку.
- Какой предмет у вас на ладони? (снег)
-Какой он на ощупь? (холодный, мокрый, мягкий, хрустящий, липкий)
-А вы ловили когда-нибудь снежинку на руку, варежку?
Ловите снежинки. ( Снежинки вырезаны из белой бумаги)
-Рассмотрите снежинки и вспомните те снежинки, которые мы рассматривали во время прогулки. На что они похожи? (На звёздочки)
-Давайте опишем снежинку. Какая она? Нахождение слов-признаков. (Белая, красивая, резная, хрупкая, холодная, серебристая, искристая, удивительная, колючая в мороз, пушистая, крупная, мелкая)
5 задание: Игра «Снежок»
Воспитатель катит снежок каждому ребёнку по очереди и спрашивает:
- Снежок какой? (Хрупкий)
-Снежинка какая? (Белая, пушистая ,воздушная, сказочная, нежная ,колючая, резная)
-Сугроб какой? (Большой)
-Зима какая? (Красивая, холодная ,серебристая)
-Метель какая? ( Вьюжная)
-Сосулька какая? (Холодная, прозрачная)
-Иней какой? (Блестящий, серебристый)
-Снежная баба какая? (Большая)
-Снег какой? (Лёгкий , скрипучий, белый, холодный, мягкий, пушистый)
-Снежок какой? (Круглый, мягкий)
А ,что можно сделать со снежными комочками?(Сугроб)
6 задание: Игра «Доскажи словечко».
Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом.
Давайте поиграем со словом «снег».
(воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег». Дети сидят на ковре под развивающимся «тюлью-снегом».)
«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ... (Снег.)
С неба всё скользят пушинки —
Серебристые ... (Снежинки.)
На дорожки, на лужок
Всё снижается ... (Снежок.)
Вот веселье для ребят —
Всё сильнее ... (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ... (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился ... (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — ... (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой ... (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил ... (Снег.)»
ФИЗМИНУТКА
7 задание: Чистоговорка «Зима»
Ок-ок-ок –выпал беленький снежок,
Ег-ег-ег – все засыпал белый снег.
Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки.
Ры-ры-ры – качусь на саночках с горы.
Лю-лю-лю – зиму снежную люблю.
8 задание: «Как зимуют звери зимой»
Накинулась зима и на зверей, но не испугались они: у одних тёплые шубы, медведь в берлоге лапу сосёт, белка в дупле орешки грызёт. Да вот и они, сами о себе расскажут.
Медведь: Я зимой под вьюжный вой
Сплю в избушке снеговой.
Пусть мне во сне присниться мёд.
Проснусь, когда весна придёт.
Ёжик: Послушайте меня, детишки.
Зимой я тоже сплю как Мишка.
Я поохотился за лето:
Грибы искал, мышей ловил.
Мне нужно отдохнуть за это,
Устал я, выбился из сил.
Белка: Я, белочка к зиме старалась:
Меняла шубку запасалась,
Дупло листвою утеплила,
Чтоб зимой тепло мне было.
Зайка: К зиме я, Зайчик, полинял.
И цвет у шубки поменял.
Зимой быть серым не могу,
Меня заметят на снегу.
Волк: Я – серый Волк. Хожу я в стае.
Чтоб злым не быть, не голодать -
Рыщу, охочусь, не устану,
Зимой мне трудно пищу добывать.
Лиса: Я хитрая лиса плутовка.
Мой мех пушист, красив и тёпл.
Чтоб поживиться в зимний холод –
Брожу по лесу мимо сёл.
*Кто из животных спит зимой?
*Чем питается ёж?
*Как называют медведя , который зимой не спит?
(Звери, которые зимой спят, присаживаются на стульчики)
*Дети, посчитайте, сколько зверей осталось?
*Кто из зверей стоит первый ,последний?
*Если уйдёт белочка, сколько зверей останется?
*Кто меняет шубку с оранжевой, на серую?
*Зачем белке хвост?
*Кто самый большой зверь?
*кто из животных бродит стаями?
*Кто враги у зайца?
*Каким животным живётся легче, диким или домашним? Почему?
5 признаков живого.
9.задание: «Назови детенышей»
Дети находят детенышей по опорным картинкам:
Лиса - лисята
Волк – волчата
Белка - бельчата
Заяц – зайчата
Медведь – медвежата
10.задание.Игра – имитация «Кто как двигается?»
Заяц – прыгает
Медведь – идет вразвалочку
Лиса – крадётся
Белка – прыгает
Волк – рыщет.
11. задание: «Чей домик?»
Работа с магнитами
12.задание: «Найди отличия у снеговиков»
(На магнитной доске 2 снеговика)
-Ребята, давайте найдём отличия между ними.
13.задание:
Работа с тетрадью
*Что нужно для того, что бы ни заболеть?
(прежде всего, соблюдение правил безопасности в зимнее время)
*не расстёгивать одежду;
*не снимать шапку;
*не есть снег;
*не брать в рот сосульки;
*не садиться на снег и лёд;
*нельзя прикладывать язычок к металлу;
*нужно ходить посередине тротуара;
*нельзя кататься стоя на санках;
*кидать снег в лицо запрещено.
Ребята, это был последний листок , берёзка благодарит вас за помощь .Она оставила для вас подарок. Что бы мы с вами быстрее попали на праздник.
*Какие зимние праздники вы знаете?
(31 декабря – Новый год, 7 января - Светлый Праздник Рождества Христова, 23 февраля – День Защитника Отечества.) В конце февраля люди прощаются с зимой и готовятся к встречи весны.
Закрепление.
О чем сегодня шла речь? Понравился урок? Что запомнили?