СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи- февраль - последний месяц зимы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о зиме.

Задачи:

образовательные: закреплять у детей умения выделять существенные признаки зимнего периода, особенности февраля, соотносить изменения в природе с жизнью зверей и птиц, способами их приспособления;

обучающие: развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение; продолжать формировать учебные навыки: умение внимательно слушать, отвечать на вопросы, дополнять.

Коррекционно-развивающие: коррекция внимания, памяти, мелкой моторики.

воспитательные:  воспитывать интерес к природному миру, стремление к его познанию, желание заботиться о природе.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи- февраль - последний месяц зимы»

Тема: «Февраль- последний месяц зимы».

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о зиме.

Задачи:

образовательные: закреплять у детей умения выделять существенные признаки зимнего периода, особенности февраля, соотносить изменения в природе с жизнью зверей и птиц, способами их приспособления;

обучающие: развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение; продолжать формировать учебные навыки: умение внимательно слушать, отвечать на вопросы, дополнять.

Коррекционно-развивающие: коррекция внимания, памяти, мелкой моторики.

воспитательные: воспитывать интерес к природному миру, стремление к его познанию, желание заботиться о природе.

Ход занятия.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложиться.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело…

Ребята, о каком времени года я вам прочла стихотворение?

А как вы догадались, что стихотворенье о зиме?

*Какое сейчас идёт время года?

*Какой сейчас идёт зимний месяц?

Первый месяц декабрь, в народе его называют «хмуренЬ»- хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные.

*Какой второй месяц зимы?

Второй месяц январь - лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрепит снег. В народе январь называют «лютовей».

*А, как называется третий месяц?


Последний зимний месяц жаль,

Короткий самый он - ...

(Февраль)

Третий месяц февраль - последний месяц зимы . Метели и вьюги наметают высокие сугробы, сильные ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли «снеговей».

В феврале день становится длиннее? Что вам известно об этом месяце? Он последний зимний месяц. Он самый короткий в году. В нём бывает 28 или 29 дней.

-А ещё в это время чаще бывают метели и вьюги.

-А что же такое метели и вьюги? Просмотр видео.

Метели и вьюги - это зимние природные явления.

- Как вы думаете, от какого слова могли произойти слова «метель» и «вьюга»? Метель и вьюга образовались от слов «мести» и «виться». Ветер может мести снег вдоль дорог или полей ( метель), а может поднимать его и завивать в снежные вихри (вьюга).

Сильную метель называют бураном или пургою.


Игра «Ветер». Дыхательная гимнастика

1 задание: «Одень одежду на прогулку»

-Ребята, а что нужно одеть из вещей, чтобы выйти на зимнюю прогулку?

-Одежду, обувь.

-Назовите предметы одежды зимней.

-Шуба.

-Пуховик.

-Комбинезон.

-Пальто.

-Теплые штаны.

-Свитер.

-Гамаши.

-Носки шерстяные.

-Колготки.

-Кофта вязаная.

-Варежки, перчатки .

-Молодцы. А сейчас прошу назвать обувь зимнюю.

-Бурки.

-Сапожки.

- Ботинки.

-Знакомство с обувью из старены – валенки.

-Замечательно. Назовите зимние предметы головного убора.

-Шапка меховая, платок, берет, шапка вязаная.

-Показ пухового платка.


2 задание: словесная игра «Доскажи словечко»

-Я начинаю читать предложение, а вы заканчиваете.

Ребята, подойдите, посмотрите в окошко. (Дети встают). Я проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась. Зимушка-зима, что же ты наделала?

Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).

Метель мела и все тропинки – (замела).

Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).

Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).

Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).


3 задание: «Мимическое упражнение»

У нас в приёмной висит плакат, на котором изображены дети с разным настроением.

Сейчас, я буду читать вам строки о зиме, вы попробуйте определить какая это зима злая или добрая, т.е какое настроение они у вас вызывают грустное или весёлое.

«Вот – зима волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блёстками и серебром землю. Дышится легко и хорошо. (Радость),

«А вот сердитая зима – старуха заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами. (Грусть).

Хоть зима всё заморозила и замела, мы её не боимся и вместе пойдём на прогулку.

4 задание: Игра «Узнай на ощупь»

Закройте глаза и протяните вперёд руку.

- Какой предмет у вас на ладони? (снег)

-Какой он на ощупь? (холодный, мокрый, мягкий, хрустящий, липкий)

-А вы ловили когда-нибудь снежинку на руку, варежку?

 Ловите снежинки. ( Снежинки вырезаны из белой бумаги)

-Рассмотрите снежинки и вспомните те снежинки, которые мы рассматривали во время прогулки. На что они похожи? (На звёздочки)

-Давайте опишем снежинку. Какая она? Нахождение слов-признаков. (Белая, красивая, резная, хрупкая, холодная, серебристая, искристая, удивительная,  колючая в мороз, пушистая, крупная, мелкая)


5 задание: Игра «Снежок»

Воспитатель катит снежок каждому ребёнку по очереди и спрашивает:

- Снежок какой? (Хрупкий)

-Снежинка какая? (Белая, пушистая ,воздушная, сказочная, нежная ,колючая, резная)

-Сугроб какой? (Большой)

-Зима какая? (Красивая, холодная ,серебристая)

-Метель какая? ( Вьюжная)

-Сосулька какая? (Холодная, прозрачная)

-Иней какой? (Блестящий, серебристый)

-Снежная баба какая? (Большая)

-Снег какой? (Лёгкий , скрипучий, белый, холодный, мягкий, пушистый)

-Снежок какой? (Круглый, мягкий)

А ,что можно сделать со снежными комочками?(Сугроб)

6 задание: Игра «Доскажи словечко».

Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом.

Давайте поиграем со словом «снег».

(воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег». Дети сидят на ковре под развивающимся «тюлью-снегом».)


«Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю ... (Снег.)

С неба всё скользят пушинки —

Серебристые ... (Снежинки.)

На дорожки, на лужок

Всё снижается ... (Снежок.)

Вот веселье для ребят —

Всё сильнее ... (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в ... (Снежки.)

Словно в белый пуховик

Нарядился ... (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка —

Эта девочка — ... (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —

С красной грудкой ... (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил ... (Снег.)»


ФИЗМИНУТКА


7 задание: Чистоговорка «Зима»

Ок-ок-ок –выпал беленький снежок,

Ег-ег-ег – все засыпал белый снег.

Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки.

Ры-ры-ры – качусь на саночках с горы.

Лю-лю-лю – зиму снежную люблю.


8 задание: «Как зимуют звери зимой»

Накинулась зима и на зверей, но не испугались они: у одних тёплые шубы, медведь в берлоге лапу сосёт, белка в дупле орешки грызёт. Да вот и они, сами о себе расскажут.

Медведь: Я зимой под вьюжный вой

Сплю в избушке снеговой.

Пусть мне во сне присниться мёд.

Проснусь, когда весна придёт.


Ёжик: Послушайте меня, детишки.

Зимой я тоже сплю как Мишка.

Я поохотился за лето:

Грибы искал, мышей ловил.

Мне нужно отдохнуть за это,

Устал я, выбился из сил.


Белка: Я, белочка к зиме старалась:

Меняла шубку запасалась,

Дупло листвою утеплила,

Чтоб зимой тепло мне было.


Зайка: К зиме я, Зайчик, полинял.

И цвет у шубки поменял.

Зимой быть серым не могу,

Меня заметят на снегу.


Волк: Я – серый Волк. Хожу я в стае.

Чтоб злым не быть, не голодать -

Рыщу, охочусь, не устану,

Зимой мне трудно пищу добывать.


Лиса: Я хитрая лиса плутовка.

Мой мех пушист, красив и тёпл.

Чтоб поживиться в зимний холод –

Брожу по лесу мимо сёл.


*Кто из животных спит зимой?

*Чем питается ёж?

*Как называют медведя , который зимой не спит?

(Звери, которые зимой спят, присаживаются на стульчики)

*Дети, посчитайте, сколько зверей осталось?

*Кто из зверей стоит первый ,последний?

*Если уйдёт белочка, сколько зверей останется?

*Кто меняет шубку с оранжевой, на серую?

*Зачем белке хвост?

*Кто самый большой зверь?

*кто из животных бродит стаями?

*Кто враги у зайца?

*Каким животным живётся легче, диким или домашним? Почему?

5 признаков живого.

9.задание: «Назови детенышей»

Дети находят детенышей по опорным картинкам:

Лиса - лисята

Волк – волчата

Белка - бельчата

Заяц – зайчата

Медведь – медвежата

10.задание.Игра – имитация «Кто как двигается?»

Заяц – прыгает

Медведь – идет вразвалочку

Лиса – крадётся

Белка – прыгает

Волк – рыщет.

11. задание: «Чей домик?»

Работа с магнитами

12.задание: «Найди отличия у снеговиков»

(На магнитной доске 2 снеговика)

-Ребята, давайте найдём отличия между ними.

13.задание:

Работа с тетрадью


*Что нужно для того, что бы ни заболеть?

(прежде всего, соблюдение правил безопасности в зимнее время)

*не расстёгивать одежду;

*не снимать шапку;

*не есть снег;

*не брать в рот сосульки;

*не садиться на снег и лёд;

*нельзя прикладывать язычок к металлу;

*нужно ходить посередине тротуара;

*нельзя кататься стоя на санках;

*кидать снег в лицо запрещено.


Ребята, это был последний листок , берёзка благодарит вас за помощь .Она оставила для вас подарок. Что бы мы с вами быстрее попали на праздник.

*Какие зимние праздники вы знаете?

(31 декабря – Новый год, 7 января - Светлый Праздник Рождества Христова, 23 февраля – День Защитника Отечества.) В конце февраля люди прощаются с зимой и готовятся к встречи весны.


Закрепление.

О чем сегодня шла речь? Понравился урок? Что запомнили?