СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие речи младших школьников в играх и игровых упражнениях".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Развитие речи младших школьников в играх и игровых упражнениях"

Просмотр содержимого документа
«"Развитие речи младших школьников в играх и игровых упражнениях".»

Развитие речи младших школьников

в играх и игровых упражнениях

Работая в начальной школе, я поняла: грамотности учащихся можно добиться ежедневным упорным трудом, начиная с I класса. И помогают в этом игры. Несмотря на то, что для младших школьников возрастает роль учения и труда, игра сохраняет свое значение и помогает детям учиться. Игра формирует детское общение, закрепляет нормы и правила поведения не только в самой игре, но и вне ее, воспитывает интерес к окружающей жизни.

Рассматривая игру как всеобщую, спонтанно возникающую форму воспитания, известный психолог Д. Б. Эльконин подчеркивал, что ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного «педагогического поля». Как важно это осознавать! Уникальность игры в том, что именно игра и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого невозможно никакое творческое проявление личности. Вот почему и Л. С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую «зону ближайшего развития», в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его реальностью... Учитывая все это и работая на детской оздоровительной площадке, использую творческие игры. Ведь в них ярко выражаются интересы детей, реализуются их мечты и стремления. Они являются важным средством воспитания личности. Стараюсь создать условия для длительных игр. Мне очень нравится, и наблюдать за развитием игр, помогая в нужный момент, и быть участницей этих игр, беря на себя, например, роль бабушки, старшей сестры, мамы, директора театра и т.д. Дети настолько раскрепощаются в таких играх, что ясно видно, как они трудятся дома, как общаются в повседневной жизни, в чем встречают трудности. Ролевые игры помогли мне лучше понять не только, чем заняты ребята дома, их «внутренний» мир, но и чем они хотели бы заняться.

Наблюдая за играми детей, отметила, что у многих недостаточно развита речь, мал запас слов и даже нет четкого произнесения отдельных звуков. Поэтому я наметила работу по развитию речи, о которой хочу рассказать. Ведь среди многих задач воспитания и обучения развитие речи, речевого общения — одна из главных. А начинала я... со сказок. Их удивительный мир способствует развитию воображения, фантазии детей. Подражая сказочным персонажам, дети имитируют их речь, голоса, повторяют диалоги и развивают тем самым память, мышление, речь.

Мы не просто читали и рассказывали сказки, а показывали их на фланелеграфе. Его я сделала сама. Это очень просто. Лист оргалита примерно 150 х 70 см обтянула фланелью. С одной стороны нашила полосы из прозрачной пленки для наборного полотна, а другую сторону использовала для показа сказок. Фигурки персонажей помогала рисовать моя бывшая ученица Ира Кравченко. Использовала иллюстрации старых списанных книг, и даже рисунки на коробках для игрушек. Для того чтобы все держалось, следует наклеить фигурки на бархатную бумагу (можно ис­пользовать обрезки от этой бумаги). Чтобы интерес к играм не пропал, стараюсь проводить индивидуальные консультации с родителями по организации игровой деятельности детей дома. Зашла как-то к Саше 3. (он болел) и вижу, как он бесцельно бросает шарик. Предложила сделать цель на полу и метить в нее. И играть можно, и ничего не разобьешь, и маме не мешаешь, да и сердиться ей будет не за что. Нередко рассказываю родителям, в какие игры лучше играть, чтобы не мешать взрослым, что можно использовать для этого. Вот, например, выдержка из консультации: «Если дети играют в сказку (а это любят абсолютно все дети), то совсем не обязателен костюм, например, волка. Попробуйте взять старый папин полушубок и вывернуть его наизнанку...

А из обычного картона легко вырезать очки для врача...

Не пожалейте проглаженную занавеску для бального платья Золушки или принцессы (можно и свои старые платья ушить, девочки очень любят так играть).

Помогите все разместить в удобном месте. Ваше участие не пройдет даром, результаты вы обязательно увидите...»

Вот так мы все и сдружились. Все мои воспитанники из семей работников сельского хозяйства. У многих родителей разрывной рабочий день. Не каждый может уделять достаточно времени ребенку, особенно, если семья многодетная. Поэтому хочется им помочь. Да и кто, как не мы — учителя, подскажет, где и как разговаривать, как правильно читать стихи, как добиваться четкой речи. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью детей приходятся на детский возраст — его дошкольный и школьный периоды. Для младших школьников игры, развивающие речь, занимают исключительно важное место. Учитывая особенности речи своих детей, постоянно включаю дидактические игры по развитию звуковой культуры речи. (Перед началом работы провела обследование речи учащихся по методике М. Ф. Фомичевой.) Воспитание звуковой культуры речи является составной частью системы работы по развитию речи. К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотно­шения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, за­стенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет чистое произнесение ребенком звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной; недостатки же речи могут привести к неуспеваемости. Вот почему, работая в классе выравнивания, использую много разных игр, приемов, которые способствуют развитию речи детей. Дидактические игры беру те, которые доступны детям, соответствуют их возможностям. (Много игр печатается сейчас в журнале «Начальная школа».) Предлагаю некоторые игры. Чаще всего дети нечетко произносят шипящие, свистящие и сонорные звуки.

Игры, потешки, пословицы для диффе­ренциации звуков[с] - [ш]

Лиса.

Я согнусь в дугу,

Тише, тише ни гугу!

Побегу, на лугу Петушка подстерегу.

Подкрадусь исподтишка,

Изловлю я петушка.

Петушок, петушок,

Полезай ко мне в мешок.

Язык кверху — ша, ша, ша,

Наша Маша хороша.

Язык книзу — са, са, са,

Укусила нос оса.

Язык кверху — ши, ши, ши,

Наши уши хороши.

Язык книзу — сы, сы, сы,

У осы усы, усы.

Шел козел с косой козой,

Шел козел с босой козой.

Шла коза с косым козлом,

Шла коза с босым козлом.

Различение звуков [ш] и [ж]

ша-жа

шо-жо

Луша-лужа

шар-жар

шаль-жаль

шутка-жутко

шу-жу ше-же

жу-шу жи-ши

шалить-жарить

шить-жить

уши-ужи

шест-жест

Стихи для дифференциции звуков [з] и [ж]

Задрожал.

«Задрожал» похож на зайца,

«Задрожал» всего пугается: Темноты, высоты.

Зверь ли, птица —

Всех боится.

Ну, а ты?

Медвежата.

Не знали медвежата,

Что колются ежата.

И давай с ежатами Играть, как с медвежатами.

Вдруг медвежата в слезы:

— Ежики — занозы! Испугались ежики:

Несут щипцы и ножики И давай по штучке Вынимать колючки.

Пляжные камешки.

Обижаются камешки пляжные:

— Ох, дела-то у нас неважные:

Загораем круглый год,

А загар не пристает.

Дифференциация звуков (л] - [р]

лак — рак ров — лов валить — варить

лама —рама город —голод плавить — править

Юля —Юра рука —Лука иглы-игры

ложки — рожки шар — жаль

вал — вар малина — Марина

жалко — жарко жал — жарь

Скороговорки

  • Клара у Вали играет на рояле.

  • На Ерему напала дрёма, от дрёмы уснул Ерёма.

  • Рыбу ловит рыболов. Весь в реку уплыл улов.

Загадки

  • С «л» нами питаются, а с «р» бодаются. (Ложки и рожки.)

  • Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам. (Верблюд.)

  • Похож на зайца, Как называется? (Кролик.)

Задача

Три бельчонка маму-белку

Ждали около дупла.

Им на завтрак мама-белка

Девять шишек принесла.

Разделила на троих.

Сколько каждому из них?

Закончи предложение

Цель: учить детей понимать причинные связи между явлениями; упражнять их в правильном подборе слов.

Я надела шубу, чтобы ... (чтобы было теп­ло..., чтобы пойти гулять..., чтобы не замерз­нуть...)

Мы зажгли свет, потому что...

Полили рассаду, чтобы...

Скажи слово с нужным звуком

Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.

Игра с мячом. Я предлагаю придумать слово со звуком [а] (бросаю мяч любому играющему). Ребенок: «Шапка». Бросает дальше... Так мы за­крепляем сначала все гласные, а потом согласные звуки. Затем я усложняю игру, предлагаю назвать согласные (гласный) звуки в начале слова, в середине или в конце. Эту игру хорошо проводить на перемене.

Какой новый звук появился?

сон —стон

каска —краска

ролик —кролик

сок — сток

салка — скалка

тучка — штучка

сук —стук

кошка —крошка

кот —крот

сон — слон

«Эхо» (дети повторяют 2-ю часть слова)

раскла.. .душка-душка-душка

неза... будка-будка-будка

кана... рейа-рейка-рейка

бала.. .лайка-лайка-лайка

погре.. .мушка-мушка-мушка

приба.. .утка-утка-утка

Предложить детям вспомнить, какие слова «договаривало» «эхо».

Договори слово

Цель: выработать навык деления слов на слоги, научить выделять закрытый слог

ши...на вет...ка

ти...на сум...ка

ит...на шут...ка

ра...на лод...ка

пе...на мар...ка


Договори последний слог (можно с мячом)

Я начну, а вы кончайте,

Часть любую добавляйте,

Можно «сы», можно «са», бу-, ве-, но-, ро-, ли-, ко-

Деление слов на слоги и составление слов из слогов (игра с мячом)

Буду я сейчас водить,

Слово вслух произносить.

Слово нужно повторить

И на части разделить.

Построим пирамиду

Цель: упражнение детей в определении количества звуков в словах.

2зв.

3зв.

4зв.

5зв.

2зв.: уж, ус...

3зв.: рак, дом, дым, сыр, ком, сом, ухо, жук, сук, рот...

4зв.: ваза, роза, лиса...

5зв.: шапка, ветка, чашка, туфли, кофта, мис­ка, кошка, мышка...

Кармашки сделаны из пленки

Дети с удовольствием играют в эту игру. Здесь можно самому увидеть ошибку и исправить ее, заменяя карточки с буквами. Дети ясно осознают, что буквы мы видим, а звуки слышим. Можно придумать разные варианты игры, используя эту пирамиду. Например, какие разные звуки слышишь в словах: дым, дом; Мишка, миска. Попробуйте, пофантазируйте сами... Эту же пирамиду можно использовать для определения количества слогов в словах, например, в односложных: лев, рысь, шар, гусь, лук, мяч; в двусложных: коза, кошка, белка, овца.

В журнале «Начальная школа» №6 за 1994 г. есть статья Л. А. Поповой «телепередачи». Я очень давно использую «телевизор» в работе. А сделан он у меня из пенопласта, которым упаковывают настоящие телевизоры. Этот материал очень легкий, хорошо обрабатывается. А для того чтобы такой телевизор был устойчив, надо внизу зажать его с двух сторон деревянными брусками. Такой телевизор можно всегда поставить в нужное место, убрать.

Итак, используя дидактические, ролевые, подвижные игры, отметила, что мои дети становятся (не все и не сразу, конечно) доброжелательнее друг к другу, отзывчивее, у многих появился интерес к учебной деятельности. А это много значит. Развитие речи ребенка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства. Буду рада, если кому-то пригодится и мой опыт.

Много хороших и нужных игр можно найти в следующих книгах:

Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М., 1981.

2 Швайко Г. С. Игры и упражнения для развития речи. — М., 1983.

3 Успенский Л. П., Успенский М. Б. Учись говорить правильно. — М., 1973.

4 Джежелей О. В. Я расту. — М., 1994.

Н, В. Панкратова, учитель Корсаковской средней школы Хабаровского района Хабаровского края