СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие речи. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему

Цели: развивать умение отстаивать свое мнение с помощью ар­гументов; развивать навыки написания текста рассуждения; ознако­мить учеников с основными научными заслугами А.Х. Востокова.

Методические приемы: лингвистический разбор, элементы анализа текста, составление плана, написание черновика сочине­ния-рассуждения.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сде­лайте синтаксический разбор предложения, обозначьте части речи, сделайте морфологический разбор слова кате­гория состояния. Река вздулась бл...стящ...м бугром и угрюмую скалу оторочило вор...тником белой пены. (А. Иванов.)

(Река вздулась блестящим бугром, и угрюмую скалу оторочило воротником белой пены.

Оторочило - категория состояния.)

И. Чтение и обсуждение текста «А.Х. Востоков»

(упражнение 283)

Комментарий. Основная мысль текста: А.Х. Востоков внес огромный вклад в становление языкознания как науки.

III. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему

1.           Обсуждение темы: «Правомерно ли выделять слова категории состояния в самостоятельную часть речи?»

(Обмен мнениями.)

2.     Выбор типа текста: рассуждение.

3.     Составление плана.

I.    Тезис: категория состояния - самостоятельная (несамостоя­тельная) часть речи. П.  Доказательство (аргументы). III. Вывод.

Комментарий: Аргументы против утверждения, что катего­рия состояния - самостоятельная часть речи:

1)     Состояние природы или человека можно описать не только с помощью категории состояния, но и с помощью других языковых средств: прилагательных, глаголов, наречий и т. д. (см., например, текст К. Паустовского «Обыкновенная земля»).

2)     Ни одна часть речи не касается столь узкой области явлений действительности, как категория состояния: она описывает только состояние природы или человека.

3)     Утверждается, что слова категории состояния не изменяются, хотя в некоторых случаях это не так: Меня знобит. Его знобило. Больного будет знобить.

4)     Во многих случаях слова категории состояния выражаются безличной формой глагола (В окно дует. С утра печет, жарко.) или наречиями (весело, грустно, легко, хорошо и т. д.).

Вывод: слова категории состояния - не самостоятельная часть речи, а особая группа слов, выражающая состояние природы или человека.

Аргументы за утверждение, что категория состояния - само­стоятельная часть речи:

1)      Каждая часть речи имеет круг описываемых явлений дейст­вительности, категория состояния тоже.

2)      Большинство слов категории состояния не изменяются.

 3)     Слова категории состояния имеют четко выраженную синтаксическую роль в предложении - являются сказуемыми.

4)     Любое слово полностью проявляется только в предложении, в контексте. Слова категории состояния именно в предложении проявляются как самостоятельная, отдельная часть речи.

 Вывод: слова категории состояния - самостоятельная часть речи, обозначающая состояние природы или человека.

4. Написание черновика сочинения.

Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение.