Нетрадиционные приемы работы с детьми с задержкой психического развития, направленные на развитие речи
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 5
Насырова Эльмира Бийтемировна
“ Обучение должно быть радостным для каждого ученика”
Направления работы по речевому развитию детей:
- - работа над звукопроизношением;
- - работа над развитием фонематического слуха;
- - работа по обогащению словарного запаса детей;
- - работа над развитием лексико-грамматического строя речи;
- - работа над предложением и связной речью.
Работа над звукопроизношением и развитием фонематического слуха
- Начиная с подготовительного периода обучения грамоте, включаем во все уроки артикуляционную, пальчиковую и дыхательную гимнастику
(приложения №1 и №2)
Развитие фонематического слуха
- “ Подними карточку, если услышишь заданный звук”.
- - “Подбери картинки, в названии которых есть заданный звук”.
- - “Определи первый звук в слове”.
- - “Чудо-дерево” - украсить дерево игрушками или картинками, в названии которых имеется соответствующий звук.
- - “Подбери картинки, названия которых начинаются со звука …”.
- - “Отгадай загадку и назови первый звук в отгадке”, загадки подбираются по определённой теме или связанные с изучаемой буквой.
- - “Кто больше?” - детям предлагается сюжетная картинка, на которой изображены предметы с заданным звуком. После рассматривания картинки дети называют слова, в названии которых имеется заданный звук.
- - “Цепочка” - ведущий называет слово. Следующий участник игры определяет последний звук в слове и подбирает своё слово, начинающееся с этого звука. Остальные участники игры делают тоже самое, составляя цепочку слов.
Работа по обогащению словарного запаса детей
- игры и упражнения для обогащения словарного запаса; -составление рассказов о предмете по плану, составленному взрослым или коллективно; -составление небольших рассказов по картине, по серии сюжетных картинок; -составление рассказов небольшого объёма из личного опыта (приложение №4)
Работа над развитием лексико-грамматического строя речи
Упражнения на словообразование существительных, затем глаголов и прилагательных
- Образование уменьшительно-ласкательных существительных.
- Образование названий детенышей животных и птиц.
- Образование названий профессий.
- Словообразование глаголов.
- Формирование словообразования прилагательных.
(приложение №3)
Работа над предложением и связной речью
- игры-инсценировки, драматизации по мотивам народных сказок, художественных произведений,
- широкое использование загадок, толкование пословиц и поговорок, народных игр,
- “ ситуации письменной речи” - ребенок диктует свое сочинение, взрослый записывает его,
- изготовление книжек, альбома детского творчества,
- упражнения на распространение предложений, на согласование подлежащего с прилагательным, на постановку логического ударения, на составление предложения по слову, по структурной схеме.
Составьте предложения из слов
- стояло, лето, знойное
- галка, на, забор, села
- Коля, загадку, загадал
- кот, чердак, на, залез
- во, залили, дворе, каток, большой, залили
Допишите предложения
- (По)дорожке сада (по)бежал ________.
- _________ (от)плыла (от)берега.
- Женя ________ (на)писал (на)конверт адрес.
Запишите верно
Подул свежий ветерок взошло солнышко птицы громко запели кто это заливается в кустах малины как блестят капельки росы как красив на рассвете лес .
упражнения и задания для урока Русского языка
Корректурная проба
ж ф с я а б ц у и к е н г ш щ з х ф м о
ы в а и р о о л д ж з я ч м и т ь с т в
о б ю е а в ы р е н о л б ж д л о р у к
ц у к е н г ш щ з х ф ы в а п р о л д ж
я ч с м и т ь б ю э ж д л о р п а в в ы
е а ы ф я ч с м и т б ю ы в а к й ц ж а
с в ы а к е п р о л д ж э я м с и т ь б
и с л ж б ю ш л р п а в ы ф ю ь т и м с
п з щ ш г н е к у ц й с ч я ф ы а п р о
я ч с м и т ь б ю э ж д л о р п а в ы ф
й ц у к е н г ш щ з х ъ э ж д л о р п а
в ы ф я ч с м и т ь б ю ф ы ф в а п р о
р о л д ж э э х з щ ш г н е к у ц й ц у
Пары слов
шум – вода мост – река
лес – медведь дичь – выстрел
час – время стол – обед
рубль – копейка дуб – жёлудь
рой – пчела гвоздь – доска
Исправь ошибки
- Старые лебеди склонили горые шеи.
- Зимой в саду расцвели яблони.
- Внизу над ними расстилалась пустыня.
- В ответ я киваю ему рукой.
- Солнце выходило до верхушек деревьев и тряталось за ним.
- Настоле лежала карта нашего города.
- Самолёт сюда, чтобы помочь людям.
- Скоро удалось мне на машине.
Любознательные дети
Хотят знать про всё на свете.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
- Почему птицы осенью улетают на юг?
а) становится холодно;
б) земля покрывается снегом;
в) нет корма;
г) дни становятся короче.
2. Найди летние месяцы:
а) сентябрь, октябрь, ноябрь;
б) декабрь, январь, февраль;
в) июнь, июль, август;
г) март, апрель, май.
3. Что нужно обязательно сделать, выходя из дома?
а) посмотреться в зеркало;
б) взять вещи;
в) покормить домашних животных;
г) выключить электроприборы.
4. Какой день недели идёт вторым по счёту?
а) понедельник;
б) среда;
в) четверг;
г) вторник.
5. Какое животное самое крупное?
а) лев;
б) носорог;
в) слон;
г) тигр.
- Внимание! Проверь свою работу. Если ошибся, исправь. Теперь оцени.
В, в, г, г, в
Морфологическая шарада:
Корень тот же, что и в слове сказка,
Суффикс тот же, что и в слове извозчик,
Приставка та же, что и в слове расход.
( ………. )
Узнай по описанию.
Хотя эти птицы – нерадивые родители, нашим лесам они приносят большую пользу: ведь они уничтожают мохнатых гусениц, которых другие пернатые не трогают.
А мохнатые гусеницы очень опасные враги леса – они поедают листья, стебли и почки растений, и лес может засохнуть.
Вы узнали эту удивительную птицу, защитницу леса?
Картинка - подсказка
Схема составления рассказа о животных
Расшифруйте пословицы и поговорки
100 лет живи, 100 лет учись.
Век живи, век учись.
Обещанного 36 месяцев ждут.
Обещанного три года ждут.
Делу время, а потехе 60 минут .
Делу время, а потехе час.
7 дней 12 месяцев кормит.
Неделя год кормит.
“
РЕБУС
Д
,
И
Ч
ВЕЛОСИПЕД
УЗНАЛ
УДИВИЛСЯ
ЗАДУМАЛСЯ
ПОВТОРИЛ
НАУЧИЛСЯ
ЗАПОМНИЛ
Я
Я
Вы молодцы ! Спасибо за работу !