СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи у детей с ЗПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитывая особенности речевого развития детей класса, я решила вести работу в нескольких направлениях:

- работа над звукопроизношением;

- работа над развитием фонематического слуха;

- работа по обогащению словарного запаса детей;

- работа над развитием лексико-грамматического строя речи;

- работа над предложением и связной речью.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи у детей с ЗПР»

Нетрадиционные приемы работы с детьми с задержкой психического развития, направленные на развитие речи Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 5 Насырова Эльмира Бийтемировна

Нетрадиционные приемы работы с детьми с задержкой психического развития, направленные на развитие речи

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 5

Насырова Эльмира Бийтемировна

“ Обучение должно быть радостным для каждого ученика”

“ Обучение должно быть радостным для каждого ученика”

Направления работы по речевому развитию детей: - работа над звукопроизношением; - работа над развитием фонематического слуха; - работа по обогащению словарного запаса детей; - работа над развитием лексико-грамматического строя речи; - работа над предложением и связной речью.

Направления работы по речевому развитию детей:

  • - работа над звукопроизношением;
  • - работа над развитием фонематического слуха;
  • - работа по обогащению словарного запаса детей;
  • - работа над развитием лексико-грамматического строя речи;
  • - работа над предложением и связной речью.
 Работа над звукопроизношением и развитием фонематического слуха Начиная с подготовительного периода обучения грамоте, включаем во все уроки артикуляционную, пальчиковую и дыхательную гимнастику    (приложения №1 и №2)

Работа над звукопроизношением и развитием фонематического слуха

  • Начиная с подготовительного периода обучения грамоте, включаем во все уроки артикуляционную, пальчиковую и дыхательную гимнастику

(приложения №1 и №2)

Развитие фонематического слуха  “ Подними карточку, если услышишь заданный звук”. - “Подбери картинки, в названии которых есть заданный звук”. - “Определи первый звук в слове”. - “Чудо-дерево” - украсить дерево игрушками или картинками, в названии которых имеется соответствующий звук. - “Подбери картинки, названия которых начинаются со звука …”. - “Отгадай загадку и назови первый звук в отгадке”, загадки подбираются по определённой теме или связанные с изучаемой буквой. - “Кто больше?” - детям предлагается сюжетная картинка, на которой изображены предметы с заданным звуком. После рассматривания картинки дети называют слова, в названии которых имеется заданный звук. - “Цепочка” - ведущий называет слово. Следующий участник игры определяет последний звук в слове и подбирает своё слово, начинающееся с этого звука. Остальные участники игры делают тоже самое, составляя цепочку слов.

Развитие фонематического слуха 

  • “ Подними карточку, если услышишь заданный звук”.
  • - “Подбери картинки, в названии которых есть заданный звук”.
  • - “Определи первый звук в слове”.
  • - “Чудо-дерево” - украсить дерево игрушками или картинками, в названии которых имеется соответствующий звук.
  • - “Подбери картинки, названия которых начинаются со звука …”.
  • - “Отгадай загадку и назови первый звук в отгадке”, загадки подбираются по определённой теме или связанные с изучаемой буквой.
  • - “Кто больше?” - детям предлагается сюжетная картинка, на которой изображены предметы с заданным звуком. После рассматривания картинки дети называют слова, в названии которых имеется заданный звук.
  • - “Цепочка” - ведущий называет слово. Следующий участник игры определяет последний звук в слове и подбирает своё слово, начинающееся с этого звука. Остальные участники игры делают тоже самое, составляя цепочку слов.
Работа по обогащению словарного запаса детей  - игры и упражнения для обогащения словарного запаса;  -составление рассказов о предмете по плану, составленному взрослым или коллективно;  -составление небольших рассказов по картине, по серии сюжетных картинок;  -составление рассказов небольшого объёма из личного опыта   (приложение №4)

Работа по обогащению словарного запаса детей

- игры и упражнения для обогащения словарного запаса; -составление рассказов о предмете по плану, составленному взрослым или коллективно; -составление небольших рассказов по картине, по серии сюжетных картинок; -составление рассказов небольшого объёма из личного опыта (приложение №4)

Работа над развитием лексико-грамматического строя речи Упражнения на словообразование существительных, затем глаголов и прилагательных Образование уменьшительно-ласкательных существительных. Образование названий детенышей животных и птиц. Образование названий профессий. Словообразование глаголов. Формирование словообразования прилагательных.  (приложение №3)

Работа над развитием лексико-грамматического строя речи

Упражнения на словообразование существительных, затем глаголов и прилагательных

  • Образование уменьшительно-ласкательных существительных.
  • Образование названий детенышей животных и птиц.
  • Образование названий профессий.
  • Словообразование глаголов.
  • Формирование словообразования прилагательных.

(приложение №3)

Работа над предложением и связной речью   игры-инсценировки, драматизации по мотивам народных сказок, художественных произведений, широкое использование загадок, толкование пословиц и поговорок, народных игр, “ ситуации письменной речи” - ребенок диктует свое сочинение, взрослый записывает его,  изготовление книжек, альбома детского творчества, упражнения на распространение предложений, на согласование подлежащего с прилагательным, на постановку логического ударения, на составление предложения по слову, по структурной схеме.

Работа над предложением и связной речью

  • игры-инсценировки, драматизации по мотивам народных сказок, художественных произведений,
  • широкое использование загадок, толкование пословиц и поговорок, народных игр,
  • “ ситуации письменной речи” - ребенок диктует свое сочинение, взрослый записывает его,
  • изготовление книжек, альбома детского творчества,
  • упражнения на распространение предложений, на согласование подлежащего с прилагательным, на постановку логического ударения, на составление предложения по слову, по структурной схеме.
Составьте предложения из слов стояло, лето, знойное галка, на, забор, села Коля, загадку, загадал кот, чердак, на, залез во, залили, дворе, каток, большой, залили

Составьте предложения из слов

  • стояло, лето, знойное
  • галка, на, забор, села
  • Коля, загадку, загадал
  • кот, чердак, на, залез
  • во, залили, дворе, каток, большой, залили
Допишите предложения (По)дорожке сада (по)бежал ________. _________ (от)плыла (от)берега. Женя ________ (на)писал (на)конверт адрес.

Допишите предложения

  • (По)дорожке сада (по)бежал ________.
  • _________ (от)плыла (от)берега.
  • Женя ________ (на)писал (на)конверт адрес.
 Запишите верно Подул свежий ветерок взошло солнышко птицы громко запели кто это заливается в кустах малины как блестят капельки росы как красив на рассвете лес .

Запишите верно

Подул свежий ветерок взошло солнышко птицы громко запели кто это заливается в кустах малины как блестят капельки росы как красив на рассвете лес .

упражнения и задания для урока Русского языка

упражнения и задания для урока Русского языка

Корректурная проба ж ф с я а б ц у и к е н г ш щ з х ф м о ы в а и р о о л д ж з я ч м и т ь с т в о б ю е а в ы р е н о л б ж д л о р у к ц у к е н г ш щ з х ф ы в а п р о л д ж я ч с м и т ь б ю э ж д л о р п а в в ы е а ы ф я ч с м и т б ю ы в а к й ц ж а с в ы а к е п р о л д ж э я м с и т ь б и с л ж б ю ш л р п а в ы ф ю ь т и м с п з щ ш г н е к у ц й с ч я ф ы а п р о я ч с м и т ь б ю э ж д л о р п а в ы ф й ц у к е н г ш щ з х ъ э ж д л о р п а в ы ф я ч с м и т ь б ю ф ы ф в а п р о р о л д ж э э х з щ ш г н е к у ц й ц у

Корректурная проба

ж ф с я а б ц у и к е н г ш щ з х ф м о

ы в а и р о о л д ж з я ч м и т ь с т в

о б ю е а в ы р е н о л б ж д л о р у к

ц у к е н г ш щ з х ф ы в а п р о л д ж

я ч с м и т ь б ю э ж д л о р п а в в ы

е а ы ф я ч с м и т б ю ы в а к й ц ж а

с в ы а к е п р о л д ж э я м с и т ь б

и с л ж б ю ш л р п а в ы ф ю ь т и м с

п з щ ш г н е к у ц й с ч я ф ы а п р о

я ч с м и т ь б ю э ж д л о р п а в ы ф

й ц у к е н г ш щ з х ъ э ж д л о р п а

в ы ф я ч с м и т ь б ю ф ы ф в а п р о

р о л д ж э э х з щ ш г н е к у ц й ц у

Пары слов  шум – вода мост – река  лес – медведь дичь – выстрел  час – время стол – обед  рубль – копейка дуб – жёлудь  рой – пчела гвоздь – доска

Пары слов

шум – вода мост – река

лес – медведь дичь – выстрел

час – время стол – обед

рубль – копейка дуб – жёлудь

рой – пчела гвоздь – доска

Исправь ошибки Старые лебеди склонили горые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Внизу над ними расстилалась пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце выходило до верхушек деревьев и тряталось за ним. Настоле лежала карта нашего города. Самолёт сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

Исправь ошибки

  • Старые лебеди склонили горые шеи.
  • Зимой в саду расцвели яблони.
  • Внизу над ними расстилалась пустыня.
  • В ответ я киваю ему рукой.
  • Солнце выходило до верхушек деревьев и тряталось за ним.
  • Настоле лежала карта нашего города.
  • Самолёт сюда, чтобы помочь людям.
  • Скоро удалось мне на машине.
Любознательные дети Хотят знать про всё на свете. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать.

Любознательные дети

Хотят знать про всё на свете.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

 Почему птицы осенью улетают на юг? а) становится холодно; б) земля покрывается снегом; в) нет корма; г) дни становятся короче.
  • Почему птицы осенью улетают на юг?

а) становится холодно;

б) земля покрывается снегом;

в) нет корма;

г) дни становятся короче.

2. Найди летние месяцы: а) сентябрь, октябрь, ноябрь; б) декабрь, январь, февраль; в) июнь, июль, август; г) март, апрель, май.

2. Найди летние месяцы:

а) сентябрь, октябрь, ноябрь;

б) декабрь, январь, февраль;

в) июнь, июль, август;

г) март, апрель, май.

3. Что нужно обязательно сделать, выходя из дома? а) посмотреться в зеркало; б) взять вещи; в) покормить домашних животных; г) выключить электроприборы.

3. Что нужно обязательно сделать, выходя из дома?

а) посмотреться в зеркало;

б) взять вещи;

в) покормить домашних животных;

г) выключить электроприборы.

4. Какой день недели идёт вторым по счёту? а) понедельник; б) среда; в) четверг; г) вторник.

4. Какой день недели идёт вторым по счёту?

а) понедельник;

б) среда;

в) четверг;

г) вторник.

5. Какое животное самое крупное? а) лев; б) носорог; в) слон; г) тигр.

5. Какое животное самое крупное?

а) лев;

б) носорог;

в) слон;

г) тигр.

Внимание! Проверь свою работу. Если ошибся, исправь. Теперь оцени. В, в, г, г, в
  • Внимание! Проверь свою работу. Если ошибся, исправь. Теперь оцени.

В, в, г, г, в

 Морфологическая шарада:  Корень тот же, что и в слове сказка,  Суффикс тот же, что и в слове извозчик,   Приставка та же, что и в слове расход.   ( ………. )

Морфологическая шарада:

Корень тот же, что и в слове сказка,

Суффикс тот же, что и в слове извозчик,

Приставка та же, что и в слове расход.

( ………. )

 Узнай по описанию.  Хотя эти птицы – нерадивые родители, нашим лесам они приносят большую пользу: ведь они уничтожают мохнатых гусениц, которых другие пернатые не трогают.  А мохнатые гусеницы очень опасные враги леса – они поедают листья, стебли и почки растений, и лес может засохнуть.  Вы узнали эту удивительную птицу, защитницу леса?

Узнай по описанию.

Хотя эти птицы – нерадивые родители, нашим лесам они приносят большую пользу: ведь они уничтожают мохнатых гусениц, которых другие пернатые не трогают.

А мохнатые гусеницы очень опасные враги леса – они поедают листья, стебли и почки растений, и лес может засохнуть.

Вы узнали эту удивительную птицу, защитницу леса?

 Картинка - подсказка

Картинка - подсказка

Схема составления рассказа о животных

Схема составления рассказа о животных

Расшифруйте пословицы и поговорки 100 лет  живи, 100 лет  учись. Век живи, век учись. Обещанного  36 месяцев  ждут. Обещанного три года ждут. Делу время, а потехе 60 минут . Делу время, а потехе час. 7 дней 12 месяцев  кормит. Неделя год кормит.

Расшифруйте пословицы и поговорки

100 лет живи, 100 лет учись.

Век живи, век учись.

Обещанного 36 месяцев ждут.

Обещанного три года ждут.

Делу время, а потехе 60 минут .

Делу время, а потехе час.

7 дней 12 месяцев кормит.

Неделя год кормит.

“ РЕБУС Д , И Ч ВЕЛОСИПЕД

РЕБУС

Д

,

И

Ч

ВЕЛОСИПЕД

УЗНАЛ  УДИВИЛСЯ  ЗАДУМАЛСЯ  ПОВТОРИЛ  НАУЧИЛСЯ  ЗАПОМНИЛ Я Я

УЗНАЛ

УДИВИЛСЯ

ЗАДУМАЛСЯ

ПОВТОРИЛ

НАУЧИЛСЯ

ЗАПОМНИЛ

Я

Я

Вы молодцы !   Спасибо за работу !

Вы молодцы ! Спасибо за работу !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!