СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие творческих способностей младших школьников в процессе исследовательской деятельности в условиях ФГОС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье  рассказывается о развитии творческих способностей младших школьников в процессе исследовательской деятельности в условиях ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«"Развитие творческих способностей младших школьников в процессе исследовательской деятельности в условиях ФГОС"»




"Развитие творческих способностей младших школьников в процессе исследовательской деятельности в условиях ФГОС"

Самый чувствительный возраст для развития интеллектуальных и творческих способностей детей – это возраст от 3 до 8 лет. К концу подросткового периода завершается развитие интеллектуальных и творческих способностей человека. Если по каким-либо причинам с ребёнком не проводились занятия, направленные на развитие памяти, мышления, восприятия в дошкольном возрасте, то еще не поздно сделать в младшем школьном возрасте. Ведь приведя своего ребёнка в 1 класс, каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребёнок рос физически здоровым, интеллектуально развитым, чувствовал себя уверенно и спокойно в школе.

В решении этой задачи выступает создание условий в начальных классах, обеспечивающих умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых, познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, творческой инициативы и самостоятельности.

Как мы знаем, источником полноценного развития ребёнка выступают две деятельности: учебная и творческая.

Учебная деятельность направлена на овладение определённых знаний и умений, которые понадобятся в жизни. Творческая деятельность – развитие самостоятельности ребёнка, реализация его собственных идей, формирование познавательных интересов, творческой инициативы и умение находить свои способы решения поисковых задач. Поэтому, если в процессе учебной деятельности происходит становление умения учиться, тот в рамках творческой деятельности формируется способность искать и находить новые решения. Известный швейцарский психолог Жан Пиаже постоянно подчёркивал, что «часто, обучая детей конкретным навыкам, мы лишаем их шанса сделать собственное открытие».

Сегодня актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приёмов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сборов необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Профессор педагогики Уильям Херд Килпатрик разработал широко известную в мировой педагогике проектно – исследовательскую систему обучения. Суть её заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителями выполняли проект, решая какую – либо практическую задачу. Включаясь, таким образом, в практическую деятельность, они овладевали новыми знаниями. Он считал важным показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

Вот здесь немаловажную роль и играет учитель. Он контролирует, направляет, помогает. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности. Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и даёт им возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. И пусть дети не сделают новых открытий, они повторяют путь учёного: от выдвижения гипотезы до её доказательства или опровержения.

Особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети.

Уже с первого класса развивается у учеников стремление к самостоятельному открытию новых знаний, творческие способности, логическое мышление, исследовательские умения, необходимые каждому человеку для того, чтобы он мог успешно проявить себя в современной жизни.

Проводятся маленькие исследования, связанные с детским жизненным опытом. Темы выбираются интересные и увлекательные для этого возраста, т.к. исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Желание что – либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Темы исследований могут быть разные.

Исследования начинаются с 1 класса на уроках окружающего мира. Дети с удовольствием исследуют свою семью. Узнают, почему у родителей такая фамилия, какие родственники у них есть, какая была у них профессия, составляют в рисунках и фотографиях «древо жизни», «древо профессий» своей семьи.

Исследования дети проводят не только индивидуально, но и группами.

На уроках литературного чтения исследуют появление названия букв алфавита, откуда пришли цифры. Дети решают данную проблему через опрос взрослых, ищут информацию в Интернете, книгах. На уроках русского языка обучающиеся включаются в исследовательскую деятельность при изучении слов из словаря с различных точек зрения (лексической, этимологической, орфоэпической). В 3-4 классах ученики уже готовят творческие, информационные проекты: «История одного дерева», « Подарок любимому человеку», «Дадим предметам вторую жизнь», « Для чего нужны животным хвосты», « Как спят лошади», « Как появился шоколад» и др.

Возможно, ученик не станет большим учёным. Но первые свои опыты, проекты, исследования запомнит на всю жизнь, ведь эти знания он добывал самостоятельно.

Исходя из вышесказанного, замечу, что это очень интересная работа, но требует от учителя большой подготовки, огромного желания искать и подбирать интересный материал. Много времени на претворение своих идей в жизнь и проведение с детьми индивидуальных занятий, но если желаемый результат достигнут, то появляется непреодолимое желание творить, искать новые идеи и создавать новые проекты.

Выполнение учебных исследований и проектов позволяет решить основную задачу современной школы – создание условий для интеллектуального развития личности ученика, подготовка к реальным условиям жизнедеятельности, рациональному и творческому использованию природных и человеческих ресурсов.


Литература:


Журнал «Исследовательская работа школьников» №1, 2002.

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.-2-е изд., исправл.и дополн. Самара: Издательство «Учебная литература»,2006.208 с.

Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания.-Ярославль,2002.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!