РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ
КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА
Алексеева Светлана Евгеньевна
МБУ ДО «Центр внешкольной работы»
Московского района г. Казани
Кто не мечтает о творчестве? В нём человек видит идеал счастья: актриса силою своего таланта пробуждает совесть, заставляет рыдать и смеяться тысячи людей; художник творит чудо, передавая на полотне вечную прелесть мира и человеческих порывов; учёный и конструктор создают машину, самолёт, корабль, которые им кажутся пределом мечты, науки и дизайна; педагог провидит в своих учениках Лермонтова, Лобачевского, Козловского или просто, любящую, добрую, заботливую маму.
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью; оригинальностью, уникальностью. Творчество - созидание, оно порождает новые духовные и материальные ценности. В нашей повседневности творчеством обычно называют, во-первых, деятельность в области искусства, во-вторых, конструирование, составление и реализацию новых проектов, и в-третьих – научное познание, созидание разума. Элемент творчества присутствует в различных видах деятельности человека: в воспитании детей, чтении книги (сопереживание героям, воображение – первая ступенька к творчеству), в выращивании растений, изготовлении сувениров и поделок, одежды, приготовлении блюд и сервировке стола и т.д. [3,с.6]
Главное в педагогике творчества – не дать угаснуть «Божьему дару», не помешать, не помешать расцвести «таинственному цветку поэзии» (Л.Н.Толстой) в душе ребёнка, школьника. Способность и готовность к творчеству становится чертой личности человека, креативностью (от латинского creatio - творчество, сотворение).
Поэтому в деле воспитания образования понятие «творчество» обычно связывается понятиями «способности», «развитие», «личность», «одарённость». К творчеству наиболее подготовлены те дети, которые отвечают критериям одарённости, а именно:
-ускоренное умственное развитие: познавательные интересы, наблюдательность, речь, сообразительность, оригинальные решения в процессе работы;
-активность, инициативность, стремление к лидерству, настойчивость и умение достигать поставленной цели;
-хорошая память, развитые познавательные умения;
-готовность и способность к исполнительским видам деятельности. [1,с.46]
Чему же в развитии обучающегося могут помочь занятия сценического мастерства?
Скорее всего, они способствуют формированию личности обучающегося, вырабатывая систему ценностей: ответственность за общее дело, коммуникативные навыки: умение выразить ясно для окружающих свою мысль, намерение, эмоцию, способность понимать, что от него хотят другие. Занятия стимулируют развитие и основных психических функций – внимания, памяти, речи, восприятия, содействуют расцвету творческого воображения, приобщают к театральной культуре. [4,с.65]
Занятия строятся с использованием технологии изготовления кукол и правил актёрского мастерства: выразительность речи, сценические движения, этюды без слов и со словами.
Для того, чтобы интерес к занятиям не ослабевал, чтобы в каждом из них обучающиеся видели смысл и могли реализовать полученные знания, берётся театральная постановка. Это служит мотивацией и даёт перспективу показа приобретённых навыков перед зрителем. Текст пьес выбираем вместе с детьми, где проводим выразительное чтение по ролям. В течение учебного года успеваем поставить четыре постановки.
В занятиях мною выделены четыре основных направления:
Что такое театр. (где я знакомлю обучающихся не только с теневым, пальчиковым, настольным театром, организую выезд в кукольный и драматический театры )
Искусство выразительного чтения (где мы работаем не только над отработкой сценария сказок, но и проводим артикуляционную гимнастику для губ, упражнения для языка)
Мастерство актёра – сценическое действие (где учимся управлению куклой за ширмой, марионеткой, тростевой куклой)
Изготовление кукол (настольные: конусные, контурные, куклы из помпонов; перчаточные, марионетки, тростевые)
Игра в кукольный театр развивает разнообразные навыки и умения:
С помощью изготовления кукол развивается мелкая моторика пальцев рук: когда обучающийся сам мастерит куклу, во время лепки заготовок голов будущих кукол, работы с папье-маше, во время репетиции, когда ребёнок примеряет кукол на пальчики и учится управлять куклой во время репетиции.
Крупная моторика развивается, когда обучающийся полностью задействован в постановке, и его задача — не просто привести куклу в движение, а уже быть полноценным участником представления (перемещаться «на сцене», управлять куклой, выполнять определённые действия под музыкальное сопровождение, двигаться синхронно с другими участниками спектакля и так далее). Всё это помогает обучающемуся более чётко координировать свои движения, гармонично управлять своим телом.
Знакомство с героями, заучивание отдельных слов и целых ролей способствует развитию памяти у обучающихся. Они учатся не только запоминать, но и выстраивать логические и речевые последовательности, так как кукольный спектакль — это определённая цепочка слов и действий. [2, с. 56]
Обучающемуся, участвующему в представлении кукольного театра, важно видеть полную картину действия. Очень важны репетиции спектакля, так как обучающемуся, трудно сразу запомнить ход пьесы. На репетициях они мысленно представляют свой ход действия, последовательность появления героев, воображают звуковые и световые эффекты, представляют, как им будут аплодировать зрители в конце спектакля.
Когда обучающие участвуют в связке с другими детьми, им приходится встраиваться в общепринятые социальные рамки. Быть тактичными, уважительным по отношению к другим детям, сдерживать свои эмоции.
Творчеством пронизан весь процесс создания кукольного представления. От идеи создания куклы до игры в спектакле, от сценарного плана до декораций. Ребята с радостью принимают участие во всех видах игровой активности. Кукольный театр даёт возможность детям выплеснуть наружу свои эмоции и фантазию.
Кукольный театр воспитывает морально и эстетически, развивает детскую фантазию, способность сопереживать происходящее, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает уверенность в себе.
Для того, чтобы проследить развитие творческих способностей обучающихся я провела 6 тестов по Е Торенсу («Использование предметов», «Словесная ассоциация», «Составление изображений», «Слова», «Дорисуй») и вывела их в таблицах:


Тест «Дорисуй» выполнил Зарипов Тимур (20.04.2016 и 23.09.2016г)



Занимаясь с детьми, я поняла одно: все ребята могут и хотят выступать на сцене. Такова природа человека. Недаром же сказано, что «Весь мир – Театр, а люди в нём – актёры»
Литература
1. Антонова И. Г. Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 46-51.
2. Иванов Л., Коржова О. Мир кукольного театра. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002, 318 с.
3. Кукольный театр как средство развития творческих способностей детей - Дошкольное воспитание. - 1994. - №3.
4. Львов М.Р. Школа творческого мышления. Учебное пособие М. «Дидакт» 1993 – 183с.