«Развитие творческих способностей обучающихся,
направленных на достижение личностных результатов»
Реализация ФГОС ООО. Для каждого из нас это нечто новое, несмотря на стаж, опыт работы. В рамках Форума образования, девиз которого «Воспитание. Консолидация. Успех», проблема достижений личностных результатов звучит очень актуально. А поскольку понятие «личностные результаты» всегда вызывало, в отличие от метапредметных и тем более предметных, большее количество мнений, то данная тема, с одной стороны, неоднозначна, а с другой стороны, достаточно интересна. Формирование личностных результатов рассматривается как целевой ориентир ФГОС.
В настоящее время результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе. И достичь успеха в очень непростом деле воспитания можно только в том случае, если произойдёт консолидация всего педагогического сообщества. В нашем случае – консолидация педагогов, реализующих ФГОС. Значимость воспитания отметил Т. Рузвельт: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества».
ФГОС задает рамки нового содержания образования, которое ставит во главу угла ЛИЧНОСТЬ ребенка. Личностными результатами стандарт считает социально и нравственно обусловленные внешние (поведенческие) и внутренние качества человека (ценности, убеждения, принципы).
Модель Системы формирования личностных результатов учащихся на ступени основного общего образования может быть представлена в виде кластера, ключевыми частями которого являются следующие блоки:
• самоопределение
• смыслообразование
• ценностная и морально-этическая ориентация
• психолого - педагогическое сопровождение (диагностика, консультации, коррек-ция)
• портфолио учащегося.
И внеурочная деятельность по МХК – пусть не приоритетная, но важная составляющая формирования личностных результатов. «Утро художника». Программа творческого развития учащихся 5-6 классов во внеурочной деятельности - так называется авторская педагогическая разработка, в основу которой положены методические рекомендации Медковой Елены Стояновны, научного сотрудника Института художественного образования РАО, методиста – преподавателя МХК НОУ «Школа ХХI век».
Почему меня это заинтересовало?
Творческие способности – одна из загадок человеческой натуры, а развитие в детях устойчивой способности к творчеству – одна из самых сложных педагогических задач. Как сделать так, чтобы после яркого периода увлечения в раннем детском возрасте твор-чеством в области слова и изображения ребенок не перестал придумывать истории, экспе-риментировать с рифмой, испытывать желание создавать свои миры на бумаге? Наверное, надо пристальнее присмотреться к тому, что же так увлекает его на ранней стадии творческого развития. А увлекает его, прежде всего, эксперимент.
«Современные дети мыслят иначе», «у них своё видение, они визуалы» - часто можно слышать подобные высказывания от нынешних взрослых, иногда с оттенком вос-хищения – вплоть до признания современных детей иной расой («дети индиго»), иногда с агрессивным негативизмом (отсутствие духовности, влияние массовой культуры и т.д.).
Специалист по психологии визуального восприятия Р. Арнхейм отмечает, что восприятие ребёнка строится на основе создания целостных структур, «художественное восприятие объекта или какого-либо события … заключается в создании зрительной модели, которую можно представить как конечный результат целой серии воплощений». В силу того, что «объект предоставляет только незначительный минимум характерных структурных признаков, взывая тем самым к «воображению» в буквальном смысле слова», структурирование и выработка модели превращается в условие экспериментаторской творческой деятельности, ребёнка в том числе: «любое применение модели к реальной действительности должно рассматриваться как творческая изобретальность человеческого разума».
Данная программа должна помочь учителю в реализации требований ФГОС по достижению личностных и метапредметных результатов обучения, включающих способ-ность учащихся к саморазвитию и целенаправленной познавательной деятельности. А также позволит освоить художественную культуру во всём многообразии её видов, жан-ров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в про-странственных формах.
Цель курса:
-овладение механизмами воспроизведения в условиях школы ситуаций творческого экс-перимента на основе всеобщих образных моделей;
- знакомство с новыми возможностями художественных техник, графических материалов;
- развитие творческой активности детей;
Задачи:
- развитие творческих способностей и навыков в работе;
- развитие способности к творческому отображению окружающего мира;
- развитие зрительной памяти, пространственного воображения, навыков композиции;
- воспитание усидчивости, точности, аккуратности.
Новизна: полихудожественное воспитание (хотя этот термин вошёл в обиход учителей искусства в 80-е годы прошлого века благодаря Борису Петровичу Юсову, члену-корреспонденту РАО, потом, к сожалению, отошёл на второй план). «Искусство позволяет не просто компенсировать некоторые искажения в умственной или эмоциональной сфере человека, но целенаправленно и планомерно воздействовать на формирование человека, влияя тем самым и на перестройку разных видов деятельности» (Юсов В.П. Когда все искусства вместе. – Мурманск, 1995).
Образная природа искусства: Искусство отражает окружающий мир и представления об этом мире в форме художественного образа, а не в форме понятий и фактов.
Воображение: Из образной природы искусства вытекает значимость главного процесса художественной деятельности – воображения («во-ОБРАЗ-ить), то есто выражение своего представления или ощущения в виде образов.
Творчество: Это – продукт воображения, это – вектор будущего, устремление к новому, индивидуальное выражение в новой форме, что предполагает некоторый шаг в неведомое в форме мысли, замысла или продукта художественной деятельности. Творчество предполагает не повторение и запоминание существующего, а «порождение образа» (В.П. Зинченко), позволяющего взглянуть на мир иначе, с новой точки зрения, с другой стороны, продвинуться вперёд в сравнении стем, что было прежде, придать сущему новый вид и порядок.
Ближайшей целью занятий по программе является активизация процессов и меха-низмов творческого воображения и деятельности детей, а более отдаленной целью — вы-работка и закрепление у них потребности в творчестве, представления о творчестве как о глубинном, эмоционально ярком переживании, жизненно важном состоянии. Программа создает предпосылки для понимания детьми того, что «созидающее воображение прони-кает своим творчеством всю жизнь, личную и общественную, умозрительную и практиче-скую... что оно вездесуще» (Т. Рибо).
Умения и навыки технического воплощения результатов творчества приходят позднее, с возрастом. Эмоциональное переживание состояния творчества продуктивнее, чем его конечные результаты. Для достижения эффекта эмоционального закрепления навыков творчества необходимо перенести акценты с результатов на сам процесс.
В процессе занятий по данной программе роль фиксатора результатов частично бе-рет на себя взрослый. При этом педагог становится, с одной стороны, соавтором, а с дру-гой — главным организатором ситуации творчества, помогающим детям найти пути и методы реализации творческого замысла.
Ребенку обеспечивается возможность для максимального проявления творческой воли и активности на всех уровнях и в любой временной точке занятия. Основной формой общения должен стать диалог. В области практической творческой деятельности необходимо охватить как можно больший круг материалов, технологий, приемов для воплощения замыслов, так как формальная сторона, в свою очередь, способствует активизации творческого процесса.
В работе должны быть задействованы по возможности все органы чувств. Для этого необходимо работать в так называемых пограничных зонах, на грани различных видов искусства.
В этом отношении отправной точкой может стать семантика слова. Только при гармоничном сочетании слова и чувства у ребёнка рождается художественный образ, особая форма сознания, которая готова к внешнему выражению.
В художественно-творческом развитии воображение определяется как высшая форма проявления личности иребёнка. Гибкость, образность, богатство, скорость включения ребёнка в творческий процесс является показателем уровня развития деятельности мозга - процесса воображения. К качествам воображения можно отнести такие параметры, как способность работать в режиме развёрнутых образов; широта и спектральность мышления, быстрота отклика на предложенную художественную задачу, оригинальность художественного образа (форма, ассоциации звуковые, ритмические, цветовые, пластические)
.Так как культура — это пространство диалога, справедливым оказывается утверждение Поля Рикера: “Существование достигает слова, смысла, рефлексии лишь путём непрерыв-ной интерпретации всех значений, которые рождаются в мире культуры; существование становится самим собой — человечески зрелым существованием, лишь присваивая себе тот смысл, который заключается сначала «вовне», в произведениях, установлениях, па-мятниках культуры, где объективируется жизнь духа Всякая традиция живёт благо-даря интерпретации; именно этой ценой она продлевается, то есть остаётся живой тради-цией”.
В результате мы вынуждены констатировать, что преподавание предмета идет в рамках сциентистского подхода (осужденного в теории, но процветающего на практике), превра-тившего преподавание литературы в обучение литературоведению, что препятствует вос-питанию читателя, воспринимающего художественное слово и тонко чувствующего его красоту, сопереживающего героям, способного вступить в диалог с автором и создать Собственную Интерпретацию прочитанного.
В том и состоит специфика этого учебного предмета, что в его преподавании явления жизни раскрываются не наукой, а средствами художественного слова». Сказанное означа-ет, что содержание предмета должно быть сориентировано не на логику науки, а на логи-ку научения, причем научения искусству как способу познания мира.
Опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений реализуется школьником через создание интерпретации прочитанного, последняя осознается им как личностно-значимая ценность, потому что, создавая ее, ученик отвечает на вопросы, воз-никшие перед ним в процессе чтения текста, а не навязанные извне. Так осуществляется реальный «выход в жизнь» исследовательской, творческой деятельности ученика, его уча-стия в диалоге с автором или персонажами учебника, сопоставление различных точек зре-ния и подходов, включение оценочной позиции по отношению к материалу, рефлексивное осмысление прочитанного. Результатом должна служить создаваемая учеником образовательная продукция», - пишет известный дидакт А. В. Хуторской.
Множественность точек зрения на ту или иную проблему, представленная на страницах учебника, позволяют ученику, опираясь на художественный текст выстраивать свою си-стему ценностей. Поясним сказанное. Любая, даже образцовая интерпретация, представ-ленная на страницах учебника безальтернативно воспринимается учеником как некая ис-тина, выработанная наукой. А истину, что называется, не выбирают: она может быть навязана только императивно. «Между тем система ценностей таким образом навязана быть не может Потому что ценности, в отличие от знаний Личностны, А не безличны, они воспринимаются не одним умом и памятью, а непременно Переживанием, Т. е. теми силами человеческой психики, которые принадлежат индивиду и позволяют ему, вбирая определенное содержание культуры, становиться Личностью. А вбирать - значит Выбирать, ибо ценности, в отличие от истин, всегда Множественны и альтернативны». Попутно заметим, что если альтернативы выбора ученик не получит в процессе обучения, то будет искать ее за рамками школы. Результат такого «поиска» не заставит себя ждать и будет более чем печален.
Но нравственная красота не возникает сама по себе. Моральные устои и основы духовно-сти человека формируются реальной жизнью и им невозможно обучить на курсах хоро-ших манер. В этом плане можно согласиться с Г. Гессе, который утверждал, что «истина должна быть пережита, а не преподана».
Средняя школа дает ученику общее образование – в этом ее задача. Не забудем, что ис-конно русское слово «образование» происходит от глагола «образовывать», который, по Далю, восходит к глаголу «образитъ – давать вид, образ, обтесывать; слагать нечто целое; устраивать, создавать; улучшать духовно, просвещать». Образование в первую очередь формирует систему ценностных ориентиров через постижение культурных ценностей че-ловечества. Ценность становится ценностью тогда, когда обретает для человека явный, понятный ему смысл. Образование – это проживание ребенком истории цивилизации, это овладение языками культуры: математики и искусства, естествознания и философии. Поэтому литературное образование – это одновременно процесс и результат овладения языком литературы как искусства слова. А этому языку надо учить. Ведь человек общается не только с другими людьми, но и со всем окружающим его миром. И для того, чтобы общение состоялось, надо знать и язык искусства слова, который наряду с другими языками входит в состав культуры. Культура – язык общения человека с окружающим, прошлым и будущим, материальными и духовными ценностями. Культура переводит явления мира и жизни на человеческий язык, она придает смысл и ценность хаосу вещей и событий.
В разрабатываемых документах, сопровождающих новый стандарт образования, вклад предмета литература в достижение целей основного общего образования определяется следующим образом: «Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отли-чиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Проблема критериев оценки успешности деятельности детей в рамках предлагае-мой программы может быть решена в двух аспектах: качественном и количественном.
С точки зрения качественного аспекта проводится анализ динамики развития каче-ства творческих работ от первой до последней. Результаты бесед и наблюдений по каждо-му уроку педагог заносит в дневник наблюдений. Оценка личностных результатов на ступени основного общего образования.
Один из самых серьезных вопросов: как оценить то, что невозможно измерить, т.е. лич-ностные результаты, на формирование которых работает данная система. Можно ли оце-нить, насколько у ребенка сформировано чувство ответственности и долга перед Родиной или доброжелательное отношение к другому человеку? Эти результаты достаточно слож-но не только измерить, но подчас и обнаружить, но они исключительно важны для разви-тия и становления личности.
Одним из способов отслеживания и оценивания личностных результатов является рефлексивный портфолио, который, прежде всего, отражает процесс формирования личностных качеств, а уже потом результат. В нем отражены все значимые события для учащегося: учебные достижения, участие во внеурочной деятельности (кружки, факультативы, экскурсии), волонтерство, общественно-полезный труд. Портфолио имеет рефлексивный характер, что также способствует формированию личностных результатов (способность оценить свой рост, свои достижения, определить направление дальнейшего пути).
Личностные результаты можно структурировать в три блока:
самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской граж-данской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «не-знания», и стремления к преодолению этого разрыва;
морально этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к мо-ральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной ди-леммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуля-торов морального поведения.
Для оценки личностных образовательных результатов обязательными, отражающи-ми требования ФГОС, должны стать, как минимум, три показателя:
уровень социализированности и уровень воспитанности (сложные показатели, требующие выделения составных элементов показателей в соответствии с описанием в ФГОС);
уровень учебно-познавательной мотивации каждого ученика по отношению к каждому предмету;
уровень сформированности ценностей семьи, здорового образа жизни обучающегося, навыков организации досуга.