СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен материал из опыта работы по программе "Утро художника". Программа рекомендована для организации внеурочной деятельности в 5-6 классах.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности.»

«Развитие творческих способностей обучающихся,

направленных на достижение личностных результатов»


Реализация ФГОС ООО. Для каждого из нас это нечто новое, несмотря на стаж, опыт работы. В рамках Форума образования, девиз которого «Воспитание. Консолидация. Успех», проблема достижений личностных результатов звучит очень актуально. А поскольку понятие «личностные результаты» всегда вызывало, в отличие от метапредметных и тем более предметных, большее количество мнений, то данная тема, с одной стороны, неоднозначна, а с другой стороны, достаточно интересна. Формирование личностных результатов рассматривается как целевой ориентир ФГОС.

В настоящее время результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе. И достичь успеха в очень непростом деле воспитания можно только в том случае, если произойдёт консолидация всего педагогического сообщества. В нашем случае – консолидация педагогов, реализующих ФГОС. Значимость воспитания отметил Т. Рузвельт: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества».

ФГОС задает рамки нового содержания образования, которое ставит во главу угла ЛИЧНОСТЬ ребенка. Личностными результатами стандарт считает социально и нравственно обусловленные внешние (поведенческие) и внутренние качества человека (ценности, убеждения, принципы).

Модель Системы формирования личностных результатов учащихся на ступени основного общего образования может быть представлена в виде кластера, ключевыми частями которого являются следующие блоки:

• самоопределение

• смыслообразование

• ценностная и морально-этическая ориентация

• психолого - педагогическое сопровождение (диагностика, консультации, коррек-ция)

• портфолио учащегося.


И внеурочная деятельность по МХК – пусть не приоритетная, но важная составляющая формирования личностных результатов. «Утро художника». Программа творческого развития учащихся 5-6 классов во внеурочной деятельности - так называется авторская педагогическая разработка, в основу которой положены методические рекомендации Медковой Елены Стояновны, научного сотрудника Института художественного образования РАО, методиста – преподавателя МХК НОУ «Школа ХХI век».

Почему меня это заинтересовало?

Творческие способности – одна из загадок человеческой натуры, а развитие в детях устойчивой способности к творчеству – одна из самых сложных педагогических задач. Как сделать так, чтобы после яркого периода увлечения в раннем детском возрасте твор-чеством в области слова и изображения ребенок не перестал придумывать истории, экспе-риментировать с рифмой, испытывать желание создавать свои миры на бумаге? Наверное, надо пристальнее присмотреться к тому, что же так увлекает его на ранней стадии творческого развития. А увлекает его, прежде всего, эксперимент.

«Современные дети мыслят иначе», «у них своё видение, они визуалы» - часто можно слышать подобные высказывания от нынешних взрослых, иногда с оттенком вос-хищения – вплоть до признания современных детей иной расой («дети индиго»), иногда с агрессивным негативизмом (отсутствие духовности, влияние массовой культуры и т.д.).

Специалист по психологии визуального восприятия Р. Арнхейм отмечает, что восприятие ребёнка строится на основе создания целостных структур, «художественное восприятие объекта или какого-либо события … заключается в создании зрительной модели, которую можно представить как конечный результат целой серии воплощений». В силу того, что «объект предоставляет только незначительный минимум характерных структурных признаков, взывая тем самым к «воображению» в буквальном смысле слова», структурирование и выработка модели превращается в условие экспериментаторской творческой деятельности, ребёнка в том числе: «любое применение модели к реальной действительности должно рассматриваться как творческая изобретальность человеческого разума».

Данная программа должна помочь учителю в реализации требований ФГОС по достижению личностных и метапредметных результатов обучения, включающих способ-ность учащихся к саморазвитию и целенаправленной познавательной деятельности. А также позволит освоить художественную культуру во всём многообразии её видов, жан-ров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в про-странственных формах.

Цель курса:

-овладение механизмами воспроизведения в условиях школы ситуаций творческого экс-перимента на основе всеобщих образных моделей;

- знакомство с новыми возможностями художественных техник, графических материалов;

- развитие творческой активности детей;

Задачи:

- развитие творческих способностей и навыков в работе;

- развитие способности к творческому отображению окружающего мира;

- развитие зрительной памяти, пространственного воображения, навыков композиции;

- воспитание усидчивости, точности, аккуратности.

Новизна: полихудожественное воспитание (хотя этот термин вошёл в обиход учителей искусства в 80-е годы прошлого века благодаря Борису Петровичу Юсову, члену-корреспонденту РАО, потом, к сожалению, отошёл на второй план). «Искусство позволяет не просто компенсировать некоторые искажения в умственной или эмоциональной сфере человека, но целенаправленно и планомерно воздействовать на формирование человека, влияя тем самым и на перестройку разных видов деятельности» (Юсов В.П. Когда все искусства вместе. – Мурманск, 1995).

Образная природа искусства: Искусство отражает окружающий мир и представления об этом мире в форме художественного образа, а не в форме понятий и фактов.

Воображение: Из образной природы искусства вытекает значимость главного процесса художественной деятельности – воображения («во-ОБРАЗ-ить), то есто выражение своего представления или ощущения в виде образов.

Творчество: Это – продукт воображения, это – вектор будущего, устремление к новому, индивидуальное выражение в новой форме, что предполагает некоторый шаг в неведомое в форме мысли, замысла или продукта художественной деятельности. Творчество предполагает не повторение и запоминание существующего, а «порождение образа» (В.П. Зинченко), позволяющего взглянуть на мир иначе, с новой точки зрения, с другой стороны, продвинуться вперёд в сравнении стем, что было прежде, придать сущему новый вид и порядок.

Ближайшей целью занятий по программе является активизация процессов и меха-низмов творческого воображения и деятельности детей, а более отдаленной целью — вы-работка и за­крепление у них потребности в творчестве, представления о творчестве как о глубинном, эмоционально ярком переживании, жизненно важном состоянии. Программа создает предпосылки для понимания детьми того, что «созидающее воображение прони-кает своим творчеством всю жизнь, личную и общественную, умозрительную и практиче-скую... что оно вездесуще» (Т. Рибо).

Умения и навыки технического воплощения результатов творчества приходят позднее, с возрастом. Эмоциональное переживание состояния творчества продуктивнее, чем его конечные результаты. Для достижения эффекта эмоционального закрепления навыков творчества необходимо перенести акценты с результатов на сам процесс.

В процессе занятий по данной программе роль фиксатора результатов частично бе-рет на себя взрослый. При этом педагог становится, с одной стороны, соавтором, а с дру-гой — главным организатором ситуации творчества, помогающим детям найти пути и методы реализации творческого замысла.

Ребенку обеспечивается возможность для максимального проявления творческой воли и активности на всех уровнях и в любой временной точке занятия. Основной формой общения должен стать диалог. В области практической творческой деятельности необходимо охватить как можно больший круг материалов, технологий, приемов для воплощения замыслов, так как формальная сторона, в свою очередь, способствует активизации творческого процесса.

В работе должны быть задействованы по возможности все органы чувств. Для этого необходимо работать в так называемых пограничных зонах, на грани различных видов искусства.

В этом отношении отправной точкой может стать семантика слова. Только при гармоничном сочетании слова и чувства у ребёнка рождается художественный образ, особая форма сознания, которая готова к внешнему выражению.

В художественно-творческом развитии воображение определяется как высшая форма проявления личности иребёнка. Гибкость, образность, богатство, скорость включения ребёнка в творческий процесс является показателем уровня развития деятельности мозга - процесса воображения. К качествам воображения можно отнести такие параметры, как способность работать в режиме развёрнутых образов; широта и спектральность мышления, быстрота отклика на предложенную художественную задачу, оригинальность художественного образа (форма, ассоциации звуковые, ритмические, цветовые, пластические)

.Так как культура — это пространство диалога, справедливым оказывается утверждение Поля Рикера: “Существование достигает слова, смысла, рефлексии лишь путём непрерыв-ной интерпретации всех значений, которые рождаются в мире культуры; существование становится самим собой — человечески зрелым существованием, лишь присваивая себе тот смысл, который заключается сначала «вовне», в произведениях, установлениях, па-мятниках культуры, где объективируется жизнь духа Всякая традиция живёт благо-даря интерпретации; именно этой ценой она продлевается, то есть остаётся живой тради-цией”.

В результате мы вынуждены констатировать, что преподавание предмета идет в рамках сциентистского подхода (осужденного в теории, но процветающего на практике), превра-тившего преподавание литературы в обучение литературоведению, что препятствует вос-питанию читателя, воспринимающего художественное слово и тонко чувствующего его красоту, сопереживающего героям, способного вступить в диалог с автором и создать Собственную Интерпретацию прочитанного.

В том и состоит специфика этого учебного предмета, что в его преподавании явления жизни раскрываются не наукой, а средствами художественного слова». Сказанное означа-ет, что содержание предмета должно быть сориентировано не на логику науки, а на логи-ку научения, причем научения искусству как способу познания мира.

Опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений реализуется школьником через создание интерпретации прочитанного, последняя осознается им как личностно-значимая ценность, потому что, создавая ее, ученик отвечает на вопросы, воз-никшие перед ним в процессе чтения текста, а не навязанные извне. Так осуществляется реальный «выход в жизнь» исследовательской, творческой деятельности ученика, его уча-стия в диалоге с автором или персонажами учебника, сопоставление различных точек зре-ния и подходов, включение оценочной позиции по отношению к материалу, рефлексивное осмысление прочитанного. Результатом должна служить создаваемая учеником образовательная продукция», - пишет известный дидакт А. В. Хуторской.

Множественность точек зрения на ту или иную проблему, представленная на страницах учебника, позволяют ученику, опираясь на художественный текст выстраивать свою си-стему ценностей. Поясним сказанное. Любая, даже образцовая интерпретация, представ-ленная на страницах учебника безальтернативно воспринимается учеником как некая ис-тина, выработанная наукой. А истину, что называется, не выбирают: она может быть навязана только императивно. «Между тем система ценностей таким образом навязана быть не может Потому что ценности, в отличие от знаний Личностны, А не безличны, они воспринимаются не одним умом и памятью, а непременно Переживанием, Т. е. теми силами человеческой психики, которые принадлежат индивиду и позволяют ему, вбирая определенное содержание культуры, становиться Личностью. А вбирать - значит Выбирать, ибо ценности, в отличие от истин, всегда Множественны и альтернативны». Попутно заметим, что если альтернативы выбора ученик не получит в процессе обучения, то будет искать ее за рамками школы. Результат такого «поиска» не заставит себя ждать и будет более чем печален.


Но нравственная красота не возникает сама по себе. Моральные устои и основы духовно-сти человека формируются реальной жизнью и им невозможно обучить на курсах хоро-ших манер. В этом плане можно согласиться с Г. Гессе, который утверждал, что «истина должна быть пережита, а не преподана».


Средняя школа дает ученику общее образование – в этом ее задача. Не забудем, что ис-конно русское слово «образование» происходит от глагола «образовывать», который, по Далю, восходит к глаголу «образитъ – давать вид, образ, обтесывать; слагать нечто целое; устраивать, создавать; улучшать духовно, просвещать». Образование в первую очередь формирует систему ценностных ориентиров через постижение культурных ценностей че-ловечества. Ценность становится ценностью тогда, когда обретает для человека явный, понятный ему смысл. Образование – это проживание ребенком истории цивилизации, это овладение языками культуры: математики и искусства, естествознания и философии. Поэтому литературное образование – это одновременно процесс и результат овладения языком литературы как искусства слова. А этому языку надо учить. Ведь человек общается не только с другими людьми, но и со всем окружающим его миром. И для того, чтобы общение состоялось, надо знать и язык искусства слова, который наряду с другими языками входит в состав культуры. Культура – язык общения человека с окружающим, прошлым и будущим, материальными и духовными ценностями. Культура переводит явления мира и жизни на человеческий язык, она придает смысл и ценность хаосу вещей и событий.

В разрабатываемых документах, сопровождающих новый стандарт образования, вклад предмета литература в достижение целей основного общего образования определяется следующим образом: «Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отли-чиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.


Проблема критериев оценки успешности деятельности детей в рамках предлагае-мой программы может быть решена в двух аспектах: качественном и количественном.

С точки зрения качественного аспекта проводится анализ динамики развития каче-ства творческих работ от первой до последней. Результаты бесед и наблюдений по каждо-му уроку педагог заносит в дневник наблюдений. Оценка личностных результатов на ступени основного общего образования.

Один из самых серьезных вопросов: как оценить то, что невозможно измерить, т.е. лич-ностные результаты, на формирование которых работает данная система. Можно ли оце-нить, насколько у ребенка сформировано чувство ответственности и долга перед Родиной или доброжелательное отношение к другому человеку? Эти результаты достаточно слож-но не только измерить, но подчас и обнаружить, но они исключительно важны для разви-тия и становления личности.

Одним из способов отслеживания и оценивания личностных результатов является рефлексивный портфолио, который, прежде всего, отражает процесс формирования личностных качеств, а уже потом результат. В нем отражены все значимые события для учащегося: учебные достижения, участие во внеурочной деятельности (кружки, факультативы, экскурсии), волонтерство, общественно-полезный труд. Портфолио имеет рефлексивный характер, что также способствует формированию личностных результатов (способность оценить свой рост, свои достижения, определить направление дальнейшего пути).


Личностные результаты можно структурировать в три блока:


самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской граж-данской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «не-знания», и стремления к преодолению этого разрыва;

морально этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к мо-ральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной ди-леммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуля-торов морального поведения.



Для оценки личностных образовательных результатов обязательными, отражающи-ми требования ФГОС, должны стать, как минимум, три показателя:


уровень социализированности и уровень воспитанности (сложные показатели, требующие выделения составных элементов показателей в соответствии с описанием в ФГОС);

уровень учебно-познавательной мотивации каждого ученика по отношению к каждому предмету;

уровень сформированности ценностей семьи, здорового образа жизни обучающегося, навыков организации досуга.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!