ГОСУДАРТСВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Развитие творческой деятельности и творческих способностей как необходимость современного общества
Подготовила :
Студентка Ш-21 группы
Бегларишвили Вероника
Творческое мышление
- пластично , т.е. творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два;
• подвижно , т.е. для творческого мышления не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной-единственной точкой зрения;
• оригинально, оно порождает неожиданные, небанальные, непривычные решения.
Как отмечает Фергюсон, "творческие способности не создаются, а высвобождаются ".
Поэтому игровые и проблемные методы обучения способствуют "высвобождению" творческих возможностей учащихся, повышению интеллектуального уровня и профессиональных умений.
Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.
Таким образом, школа, как часть социальной среды, создает определенные условия для развития и стимулирования способностей и одаренности учащихся.
Психологи выделяют критерии развития творческих способностей, в частности Н.Е. Щуркова предложила в практике обучения и воспитания творческих способностей в школе опираться на следующие критерии:
• чувство новизны
• способность преобразовать структуру объекта
• направленность на творчество
• критичность
И в качестве показателей предложила:
• умение и стремление к познанию
• наличие положительной самооценки, уверенность в своих силах и возможностях
• развитость чувства прекрасного, стремление к реализации своих способностей и возможностей
• обладание способности к рефлексии, оценке и самооценке.
Качества учителя, способного к работе с одаренными детьми:
позитивная Я-концепция, целеустремленность, настойчивость, зрелость, эмоциональная стабильность, чуткость, способность к индивидуализации обучения и другие .
Данные детей по показателям креативности в России и США.
Страна
Возраст
Россия
6 - 8 лет
Беглость
США
7 лет
Гибкость
51,4
Россия
11 - 12 лет
26,4
34,1
США
Оригинальность
16,4
12 лет
Россия
47,7
25,0
21,8
12,9
71,0
15 - 17 лет
США
32,3
16 лет
21,8
36,3
41,9
20,7
82,0
37,6
25,8
56,1
Данная проблема заключается в том, что наше школьное образование не ориентировано на развитие творческого потенциала учащихся. Преобладает работа по заданным эталонам, по готовым правилам и схемам, дедукция, вербально-символический язык, а не более естественный для большинства ребят образный и практический. В школе нет программ, специально направленных на развитие творческого мышления детей, на развитие самостоятельности выбора и построения поведения, смелости в суждениях.
Мотков отмечает, что к конструктивным, то есть поддерживающим и гармонизирующим творчество детей, личностным ориентациям педагога можно отнести следующие:
- поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим;
- не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;
- уважать точку зрения воспитанника, какой бы она ни была "глупой" или "неправильной" - не подавлять ее своим "правильным" отношением и мнением;
- предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;
- безоценочность в отношении к детскому творчеству - то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами;
- не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то "не так", и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать;
• не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, свою веру, а, наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка и встроиться в нее;
• больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-то, поддержанию этого процесса, а не результатам;
• развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, включая в занятия психофизические разминки, упражнения обычной гимнастики и йоги, сидячей гимнастики Воробьева, на имитацию движений разных животных и т.п.; это позволяет предотвратить однообразие, перенапряжение и переутомление;
• поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей - бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса;
• для внесения большего разнообразия в жизнь кружка и изучения творческих способностей детей использовать психологические "творческие" методики и задания, творческие игры со словами, движениями тела, звуками, зрительными образами, вкусовыми, тактильными и обонятельными ощущениями, упражнения из курсов развития психологической культуры: общения, творческого мышления, психической саморегуляции, деловых качеств, самопознания и понимания законов устройства мира .