СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творчества у детей

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

. В презентации представлены игровые методики развития творческих способностей у дошкольников. Презентация предназначена для бакалавров дошкольного образования

Просмотр содержимого документа
«Развитие творчества у детей»

Развитие творчества у детей Развитие творческих способностей дошкольников

Развитие творчества у детей

Развитие творческих способностей дошкольников

Система игр   стимулирующих детское творчество — дополнение изображения, сочинение рассказов, составление образов из заданных элементов, опредмечивание изображений; — альтернативное использование предметов (замещение на основе изменения функций, назначения, способа применения и т. п.); — решение проблемных ситуаций, преобразование и усовершенствование предметов, самостоятельное выдвижение новых идей, сюжетов и т. п.; — нахождение общих и отличительных характеристик между близкими по характеру явлениями, предметами и объектами (синектика — поиск аналогий, морфологический анализ).

Система игр стимулирующих детское творчество

  • — дополнение изображения, сочинение рассказов, составление образов из заданных элементов, опредмечивание изображений;
  • — альтернативное использование предметов (замещение на основе изменения функций, назначения, способа применения и т. п.);
  • — решение проблемных ситуаций, преобразование и усовершенствование предметов, самостоятельное выдвижение новых идей, сюжетов и т. п.;
  • — нахождение общих и отличительных характеристик между близкими по характеру явлениями, предметами и объектами (синектика — поиск аналогий, морфологический анализ).
 Приемы и методы  Стимулирование творческой инициативы — индивидуальное размещение детей для выполнения задания; — исключение возможности стандартного изображения; — обучение приемам создания новых образов на основе известных способов действий; Развитие творческого воображения: — агглютинация — гиперболизация  — акцентирование  — схематизация — типизация — аналогия — задания на исследование образа-представления  СЕРИЯ УПРАЖНЕНИЙ «ДОРИСУЙ ФИГУРУ»   Стимулом для развития фантазии являются незаконченные рисунки, неопределенные по форме образы и пятна, описания необычных, новых свойств предметов.

  • Приемы и методы

  • Стимулирование творческой инициативы
  • — индивидуальное размещение детей для выполнения задания;
  • — исключение возможности стандартного изображения;
  • — обучение приемам создания новых образов на основе известных способов действий;
  • Развитие творческого воображения:
  • — агглютинация
  • — гиперболизация 
  • — акцентирование 
  • — схематизация
  • — типизация
  • — аналогия
  • — задания на исследование образа-представления

СЕРИЯ УПРАЖНЕНИЙ «ДОРИСУЙ ФИГУРУ»

Стимулом для развития фантазии являются незаконченные рисунки, неопределенные по форме образы и пятна, описания необычных, новых свойств предметов.

 Приемы и методы Активизация фантазии при сочинении сказочных сюжетов : — введение в сюжет новых атрибутов, персонажей (из другой хорошо знакомой сказки, современных героев в старую сказку и т. п.); — поиск положительного в случившейся трагедии, что может послужить началом новой сказки; — включение смекалки для предотвращения плохого конца; — изменение физического состояния героя (путем дробления, объединения, расплющивания, превращения в лед, воду, пар и т. п.); — устранение желания уничтожить; — уменьшение или увеличение размеров до бесконечности; — ухудшение или улучшение (характер, стоимость предмета); — растягивание или сжатие действия во времени; — перевоплощение живого в неживое или наоборот; — изменение места действия СЕРИЯ УПРАЖНЕНИЙ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ   Придумывание рассказов как созидательный творческий процесс должен завершаться определенным продуктом, а не только сопровождаться вариативным фантазированием ребенка

  • Приемы и методы
  • Активизация фантазии при сочинении сказочных сюжетов :
  • — введение в сюжет новых атрибутов, персонажей (из другой хорошо знакомой сказки, современных героев в старую сказку и т. п.);
  • — поиск положительного в случившейся трагедии, что может послужить началом новой сказки;
  • — включение смекалки для предотвращения плохого конца;
  • — изменение физического состояния героя (путем дробления, объединения, расплющивания, превращения в лед, воду, пар и т. п.);
  • — устранение желания уничтожить;
  • — уменьшение или увеличение размеров до бесконечности;
  • — ухудшение или улучшение (характер, стоимость предмета);
  • — растягивание или сжатие действия во времени;
  • — перевоплощение живого в неживое или наоборот;
  • — изменение места действия

СЕРИЯ УПРАЖНЕНИЙ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ

Придумывание рассказов как созидательный творческий процесс должен завершаться определенным продуктом, а не только сопровождаться вариативным фантазированием ребенка

УПРАЖНЕНИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ методические рекомендации

  • Поддержание интереса при выполнении комплекса игр и упражнений:
  • — фантастическая добавка, когда педагог обогащает реальную ситуацию фантастической, например, путешествие на неизвестную планету, поход в страну Кругляндию, поездка на пароходе, автобусе, перенос действий в древний мир, общение со сказочными персонажами;
  • — «найди ошибку»: с дошкольниками этот прием лучше использовать на хорошо знакомом материале, например, педагог намеренно ошибается, «забывает» названия животных, текст загадки, задания, которые только что озвучил и т. п.;
  • — отсроченная отгадка: в начале занятия детям предлагается вопрос-загадка, ответ на который необходимо получить в течение занятия, например, как Незнайка мог попасть на остров, если у него не было лодки;
  • — граница развития: использование вариантов творческих заданий, предполагающих разную степень сложности с учетом развития психики дошкольника
  • Стимулирование речевой творческой активности:
  • — образное сравнение (аналогии): сравнение сложного процесса или явления с простым и понятным (составление загадок, поговорок, пословиц);
  • — мозговой штурм: коллективное составление сказки, решение экологической задачи и т. д.;
  • — комбинационный анализ: наделение предметов, явлений, несвойственными им признаками и действиями, например, составление рассказа о Тетушке Швабре.
  • Форма организации детей при проведении игр и упражнений зависит от их количества на занятии, времени и места проведения, типа и вида занятий. Опыт показывает, что фронтальные занятия менее эффективны при решении творческих задач по сравнению с подгрупповыми. При организации совместной деятельности педагога и ребенка в повседневной жизни ДОУ комплекс игр и упражнений можно проводить с небольшой группой детей, объединяя их по 3—5 человек.

Упражнения для детей младшего и среднего дошкольного возраста

  • Нарисуй на основе кругов как можно больше предметов
  • Цель:  учить создавать целостный образ на основе геометрических фигур.
  • Педагог раздает детям листы бумаги с нарисованными на них кругами. Дает задание: каждую фигуру превратить в различные изображения.
  • Дорисуй так, как хочешь
  • Педагог предлагает детям посмотреть на лист с изображенной на нем какой-либо фигурой и придумать интересную картинку с использованием данного элемента.
  • Дорисуй фигуры
  • Педагог раздает детям шесть фигур (прямоугольники, круги или треугольники). Им надо подумать, на что они похожи, и дорисовать до образа.
  • Дорисуй прямоугольники
  • Педагог предлагает детям рассмотреть фигуры и подумать, что можно к ним добавить, чтобы получились интересные предметы.
  • Что ты видишь?
  • Цель:  учить моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы.
  • Дети работают в альбомах творческих заданий. К имеющимся изображениям необходимо добавить несколько линий, чтобы получился интересный рисунок.
  • Использование приема дополнения изображения

  • Для детей
  • 3—4 лет

Использование приема дополнения изображения для детей 45 лет

  • Двойное изображение
  • Цель:  учить видеть образ в рисунке.
  • Детям предлагается разрисовать одну часть плотного листа краской, затем сложить лист пополам, прижать и раскрыть. Получается двойное изображение, которое необходимо дорисовать до какого-либо предмета.
  • Забавы с геометрическими фигурами
  • Цель:  учить создавать целостный образ на основе геометрических фигур.
  • Дети работают в альбомах творческих заданий, где изображены различные геометрические фигуры, к которым нужно дорисовать четыре прямые линии.
  • Четыре колеса
  • Педагог рассказывает, что однажды лягушонок, ежик и петушок по дороге в лес нашли четыре разных колеса. Сначала друзья очень обрадовались, хотели построить телегу, но у них ничего не получилось. Они стали думать, что же им построить из разных колес? Детям предлагается помочь друзьям что-нибудь придумать и нарисовать.
  • Камушки на берегу
  • Цель:  создавать в воображении образ на заданную тему.
  • Педагог показывает детям картинку и говорит, что на ней нарисован волшебный берег. По этому берегу прошел волшебник и все, что было на нем, превратил в камушки. Просит детей угадать и дорисовать, что было на берегу.
  • Оживи фигуру
  • Цели: упражнять в видоизменении и преобразовании имеющихся представлений;
  • — создавать на этой основе относительно новый художественный образ.
  • Педагог дает детям лист бумаги, поделенный пополам. На одной половине нарисована часть предмета, а на другой необходимо дорисовать недостающую часть и придумать новую сказку с нарисованным персонажем.

Упражнения с использованием приема сочинения рассказов для детей 3—4 лет

  • Рассказ по картинкам
  • Цель:  развивать воображение при составлении рассказов по сюжетным картинкам.
  • Педагог показывает детям картинки, изображающие ход какого-либо интересного события, и предлагает составить по ним историю.
  • Для детей 4—5 лет
  • Измени сказку
  • Цель:  учить использовать прием реконструкции. Педагог предлагает детям рассказать, как бы изменилась сказка «Красная Шапочка», если бы волк стал очень добрым.
  • Расскажем про Олю
  • Цель:  развивать вариативность мышления, уметь составлять совместный, последовательный текст.
  • Педагог. Как-то раз Оля...  (Дети предлагают варианты.)  и пошла в лес. Она...  (Дети продолжают.)  Дети взяли с собой...  (Варианты.)  На полянке...  (Варианты.)  А Оля...  (Дети заканчивают рассказ.)
  •   Охотник до сказок
  • Цель:  учить придумывать разные варианты окончания сказки.
  • Педагог предлагает детям послушать незнакомую им сказку, у которой нет окончания и придумать для нее необычное завершение. Дети высказывают свои предложения.
  • Придумай загадку
  • Цель:  учить составлять загадки с опорой на схему.
  • Педагог предлагает детям придумать загадки по моделям-подсказкам (можно использовать любые модели, например, для описательных рассказов).
  • Сочиняем сказку
  • Цель:  развивать воображение при составлении коллективной сказки. Педагог предлагает детям сочинить одну общую сказку, дополняя по очереди фразы друг друга.
  • Про девочку Машу
  • Цель:  учить использовать прием реконструкции.
  • Педагог говорит детям, что они будут составлять сказки, и начинает: «Жила-была девочка Маша. Однажды пошла она в лес за грибами и заблудилась...». Далее дети придумывают сказочных героев, с которыми могла бы встретиться девочка.
  • Продолжи историю
  • Цель:  та же.
  • Педагог начинает сказку: «На лесной опушке в рубленой избушке жили-были Кот и Петух. Однажды к ним в избушку попросился жить пес Барбос...». Дети придумывают продолжение.

Упражнения с использованием приема составления образа из заданных элементов

  • для детей 3—4 лет
  • Составление изображений объектов
  • для детей 4—5лет
  • Конструирование фраз
  • Цель:  развивать творческие способности при конструировании с использованием геометрических фигур.
  • Педагог раздает детям геометрические фигуры, и предлагает выложить из них названные объекты, например: клоуна, домик, кошку, машину и др.
  • Сложи рыбку Цель:  упражнять в составлении предметов разных по форме, величине и цвету (конструктивный способ).
  • Дети вместе с педагогом рассматривают на фланелеграфе две фигурки, напоминающие тела рыб. На столе или полочке разложены остальные детали (плавники, хвосты и т. д.). Затем дети составляют из них красивых рыбок.
  • Придумай животное
  • Цель:  учить комбинировать различные детали при создании нового образа.
  • Педагог предлагает детям создать необычное существо из имеющихся деталей (могут быть предложены
  • Цель:  развивать навыки творческого конструирования образов фантазии при корректирующей функции мышления.
  • Педагог раздает детям картинки и предлагает подобрать пары и соединить их в слова (например, пирог с капустой, сыр лисы и др.). Дети могут варьировать соединения картинок.
  • Художник в зоопарке
  • Цель:  учить комбинировать различные детали при создании нового образа.
  • Педагог. Два волшебника Разделяй и Соединяй побывали в зоопарке. Идет первый волшебник и все разъединяет. Второй — очень рассеянный, поэтому соединяет все как попало. Представьте, что после этого получилось в зоопарке, и изобразите с помощью деталей.
  • Дети выполняют.
  •  

  С использованием приема применения предметов в другом качестве Для детей 4—5 лет

  • Чем может быть...
  • Цель:  учить придумывать новое применение знакомым предметам. Педагог раздает детям палочки, пуговицы, трубочки, колечки и др.
  • Дети выполняют задание.
  •  
  • Портрет из пуговиц
  • Цель:  учить выполнять аппликации из пуговиц.
  • Педагог рассказывает детям, что создать портрет можно разными средствами: краской, соломкой, пластилином, лоскутами ткани, показывает пуговицы и предлагает каждому ребенку портрет для копирования с помощью пуговиц.
  • Смешная путаница
  • Цель:  учить игровому и функциональному замещению предметов.
  • Педагог раздает набор из 16 небольших предметов: коробочка, карандаш, наперсток, лоскуток, ластик, шарик, кубик, бочонок из лото, флакончик, кусочек меха, пластилиновая колбаска, веревочка, набор счетных палочек, четыре пуговицы разной величины, спичечный коробок и т. д. Раскладывает все предметы перед собой на подносе, показывает их детям и просит определить, как можно было бы играть с ними, если бы не было игрушек, какие игрушки они могли бы заменить. При этом педагог называет такие предметы, как ножик, постель для куклы, чашка, корзинка и т. п., предлагая каждому ребенку выбрать для них заместителей.
  • Затем он дает задание играющим по очереди выполнить называемые им действия, подбирая для этого подходящие предметы из набора: отрезать ножом кусочек колбасы; постирать белье; налить воды из чайника в чашку; пропылесосить ковер; сделать укол пациенту; приготовить постель для куклы; собрать яблоки в корзину; разрубить топором полено и т. п.

С использованием приема решения проблемных ситуаций Для детей 4—5 лет

  • Как вытянуть репку?
  • Цель:  учить искать выходы из проблемных ситуаций.
  • Педагог вспоминает с детьми сказку «Репка», затем сообщает, что в новой сказке дед жил один и ему некого было позвать на помощь. Как помочь деду вытянуть репку?
  • Помоги героям
  • Цель:  та же.
  • Педагог показывает рисунок, на котором Мальвина, Буратино и Пьеро хотят перебраться через бурную речку, чтобы попасть в харчевню. Дети должны придумать, как это можно сделать.
  • Гигантский цветок
  • Цель:  та же.
  • Педагог рассказывает, что Дюймовочка оказалась на шгантском цветке, растущем на воде. Детям предлагается придумать, как можно помочь ей спуститься, используя предметы, изображенные под рисунком.
  • Гигантский цветок
  • Педагог рассказывает, что Дюймовочка оказалась на шгантском цветке, растущем на воде. Детям предлагается придумать, как можно помочь ей спуститься, используя предметы, изображенные под рисунком.
  • Помогите принцу
  • Цель:  та же.
  • Педагог говорит детям, что они могут помочь принцу спасти принцессу из плена злого дракона, используя предметы, изображенные под рисунком.
  • Детям нужно придумать как можно больше вариантов спасения принцессы.
  • Волшебные превращения (
  • Цель:  учить придумывать следствия невероятных событий. Педагог. Представьте, что вы уменьшились до размеров муравья. Придумайте.
  • Какое у вас будет любимое занятие?
  • Дети отвечают. Чего бы вы опасались? Дети отвечают.
  • Через какое время вы бы захотели вновь стать большими? Почему? Дети отвечают

С использованием приема преобразования и усовершенствования предметов Для детей 4—5 лет

  • Любимая игрушка
  • Цель:  развивать умение преобразовывать предмет с использованием приема акцентирования.
  • Педагог предлагает детям нарисовать свою любимую игрушку, подумать и рассказать, что можно сделать, чтобы она стала более смешной и забавной.
  • Наоборот
  • Цель:  учить создавать новые образы с использованием приема гиперболизации.
  • Педагог дает детям задание изменить предметы (например, стол, чашки, шкаф, платье и т. п.), сделав маленькое большим, и наоборот, и подумать, что тогда получится.
  • Фантастическое животное
  • Цель:  развивать умение преобразовывать предмет. Педагог раздает детям рисунки с разными животными. Что можно дорисовать, чтобы сделать его необычным и забавным?
  •  
  • Расколдуй
  • Цели:
  • — развивать наблюдательность, внимание, способность к анализу;
  • — упражнять в создании фантастических образов животных.
  • Педагог показывает рисунки фантастических животных, предлагает детям выделить части тела, соотнести их с геометрическими эталонами. Дает задание «расколдовать» их и превратить в реальных животных, используя способ наложения на ту часть, где произошло «колдовство».
  • Буквы в рисунках
  • Цель:  развивать умение преобразовывать графические символы.
  • Педагог говорит о том, что все буквы на что-то похожи. Например, буква «г» похожа на подъемный кран, «о» — на спасательный круг. Предлагает детям нарисовать те предметы, на которые похожи разные буквы: ш, р, х, з.

С использованием приема самостоятельного выдвижения идей Для детей 4—5 лет

  • Спонтанное рисование
  • Цель:  развивать фантазию.
  • Для проведения этого упражнения необходимы краски, карандаши, бумага, клей, старые журналы, из которых можно вырезать нужные образцы. Оно должно проходить в комфортной среде (музыка, освещение). Детей не надо ограничивать во времени и средствах самовыражения.
  • Ребенок сам выбирает нужный формат бумаги, наиболее созвучный в данный момент: вертикальный или горизонтальный. Играет спокойная музыка, глаза чуть прикрываются. Таким образом, создаются условия для спонтанного рисования: рука «рисует сама». Дети действуют без образца. Постепенно рисунок можно дополнять аппликацией из вырезок, природных материалов, овощей (листья капусты, кружки моркови), опилок.
  •  
  • Необыкновенное дерево
  • Цель:  стимулировать творчество в изобразительной деятельности. Педагог предлагает детям нарисовать необыкновенное дерево. Не такое, как в жизни, а сказочное, волшебное, фантастическое.
  • Лоскутное одеяло
  • Цель:  учить выражать содержание с помощью ограниченных графических средств.
  • Педагог раздает каждому ребенку по бумажному одеялу и предлагает с помощью одного карандаша раскрасить его так, чтобы не было одинаковых лоскутов.
  •  
  •  
  • Растительные бусы
  • Цель:  развивать творчество в конструктивной деятельности.
  • Педагог. Все девочки любят украшения. Одним из главных украшений всегда были бусы. Обычно их изготавливали из дорогих, красивых материалов: жемчуга, янтаря и др. Но когда под рукой нет драгоценных камней, можно изготовить бусы и из природного материала. Попробуйте сделать бусы из ягод шиповника, кленовых семян, опавших желудей.
  • Дети выполняют.
  •  
  • Волшебная закладка
  • Педагог. Закладки для книг бывают разные: толстые и тонкие, с рисунком и без, в виде матрешки, ракеты... Попробуйте изготовить волшебную закладку, которая была бы похожа на волшебный предмет из сказки. Например, она может быть похожа на перо Жар-птицы, волшебную палочку, аленький цветочек, золотой ключик и др.
  • Дети выполняют.

С использованием приема нахождения общего между заданными предметами и явлениями

  • Для детей 4—5 лет
  • Назови отличие
  • Цель:  находить сходства и отличия при сравнении предметов. Педагог спрашивает, чем шкаф, магнитофон, книга, звонок, самолет отличаются от телевизора, собаки, машины, карандаша, птицы.
  • Поиск общего (1-й вариант)
  • Цель:  развивать умение дифференцировать существенное и несущественное, обобщать.
  • Педагог называет два любых предмета. Детям необходимо назвать как можно больше объединяющих данные предметы признаков. Например, шкаф и телевизор (предметы домашнего обихода; прямоугольной формы).
  • Поиск общего (2-й вариант)
  • Цель:  развивать умение находить сходства и отличия при сравнении предметов.
  • Педагог предлагает детям набор из трех картинок с предметами и дает задание найти у них общие признаки. Наборы картинок могут быть следующие: телевизор, шкаф, вешалка; мороженое, халат, снег; книга, альбом, магнитофон и т. д.
  •  
  • Для детей 3—4 лет
  • Цветная прогулка
  • Цель:  учить ориентироваться на цвет как на символ класса разнообразных предметов.
  • Педагог показывает детям бумажные полоски по одной, спрашивает, какого цвета изображенные на них предметы. Затем предлагает кому-нибудь из детей провести, например, «желтую прогулку» по комнате, называя вокруг все желтые предметы и дотрагиваться до них полоской.
  •  
  • Волшебные очки
  • Цель:  развивать действие соотнесения по форме.
  • Педагог предлагает детям представить, что они надели волшебные очки, которые могут менять свою форму. Например, очки стали круглые и через них можно увидеть только круглые вещи. Дети осматриваются и называют все круглые предметы в комнате. Затем закрывают глаза и представляют, что в этих очках они вышли на улицу. Им нужно назвать пять предметов круглой формы, которые они встретят.
  •  

С использованием приема вариативности высказываний

  • Для детей 3—4 лет
  • Укрась слово
  • Цель:  пополнять словарный запас, уметь подбирать определения к заданному слову.
  • Педагог раздает детям предметные картинки и предлагает назвать как можно больше определений к ним.
  • Дети на прогулке
  • Цель:  развивать фантазию.
  • Детям показывается картинка с изображением мальчика, который идет на прогулку, но, что он несет в руке, художник не успел дорисовать. Их просят придумать, что в руке у мальчика (картинка может поменяться).
  • Кто что умеет делать?
  • Цели:
  • — учить подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных;
  • — развивать вариативность мышления.
  • Педагог показывает детям картинки с изображением животных, а дети рассказывают, что эти животные могут делать.
  • Для детей 4—5 лет
  • Фантастические гипотезы
  • Цель:  развивать творческое воображение и теоретическое мышление. Что было бы, если... (город умел летать, часы шли наоборот и т. п.)?
  • Необыкновенный полет
  • Цель:  развивать фантазию.
  • Педагог. Представьте себе, что в группе есть ковер-самолет. Он унесет тебя туда, куда ты захочешь. Куда бы ты хотел слетать? Зачем?
  • Дети отвечают.
  • Чудо-машина
  • Цель:  та же.
  • Педагог предлагает вообразить необыкновенную чудо-машину, которая умеет делать все на свете: шить, печь, петь, делать любые игрушки. Ей надо только сказать: «Хочу, чтобы машина сделала так...». И она выполнит любую задачу. Дети дают задания машине.
  •  
  •