Просмотр содержимого документа
«Развитие творчества у детей»
Развитие творчества у детей
Развитие творческих способностей дошкольников
Система игр стимулирующих детское творчество
- — дополнение изображения, сочинение рассказов, составление образов из заданных элементов, опредмечивание изображений;
- — альтернативное использование предметов (замещение на основе изменения функций, назначения, способа применения и т. п.);
- — решение проблемных ситуаций, преобразование и усовершенствование предметов, самостоятельное выдвижение новых идей, сюжетов и т. п.;
- — нахождение общих и отличительных характеристик между близкими по характеру явлениями, предметами и объектами (синектика — поиск аналогий, морфологический анализ).
- Стимулирование творческой инициативы
- — индивидуальное размещение детей для выполнения задания;
- — исключение возможности стандартного изображения;
- — обучение приемам создания новых образов на основе известных способов действий;
- Развитие творческого воображения:
- — агглютинация
- — гиперболизация
- — акцентирование
- — схематизация
- — типизация
- — аналогия
- — задания на исследование образа-представления
СЕРИЯ УПРАЖНЕНИЙ «ДОРИСУЙ ФИГУРУ»
Стимулом для развития фантазии являются незаконченные рисунки, неопределенные по форме образы и пятна, описания необычных, новых свойств предметов.
- Приемы и методы
- Активизация фантазии при сочинении сказочных сюжетов :
- — введение в сюжет новых атрибутов, персонажей (из другой хорошо знакомой сказки, современных героев в старую сказку и т. п.);
- — поиск положительного в случившейся трагедии, что может послужить началом новой сказки;
- — включение смекалки для предотвращения плохого конца;
- — изменение физического состояния героя (путем дробления, объединения, расплющивания, превращения в лед, воду, пар и т. п.);
- — устранение желания уничтожить;
- — уменьшение или увеличение размеров до бесконечности;
- — ухудшение или улучшение (характер, стоимость предмета);
- — растягивание или сжатие действия во времени;
- — перевоплощение живого в неживое или наоборот;
- — изменение места действия
СЕРИЯ УПРАЖНЕНИЙ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ
Придумывание рассказов как созидательный творческий процесс должен завершаться определенным продуктом, а не только сопровождаться вариативным фантазированием ребенка
УПРАЖНЕНИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ методические рекомендации
- Поддержание интереса при выполнении комплекса игр и упражнений:
- — фантастическая добавка, когда педагог обогащает реальную ситуацию фантастической, например, путешествие на неизвестную планету, поход в страну Кругляндию, поездка на пароходе, автобусе, перенос действий в древний мир, общение со сказочными персонажами;
- — «найди ошибку»: с дошкольниками этот прием лучше использовать на хорошо знакомом материале, например, педагог намеренно ошибается, «забывает» названия животных, текст загадки, задания, которые только что озвучил и т. п.;
- — отсроченная отгадка: в начале занятия детям предлагается вопрос-загадка, ответ на который необходимо получить в течение занятия, например, как Незнайка мог попасть на остров, если у него не было лодки;
- — граница развития: использование вариантов творческих заданий, предполагающих разную степень сложности с учетом развития психики дошкольника
- Стимулирование речевой творческой активности:
- — образное сравнение (аналогии): сравнение сложного процесса или явления с простым и понятным (составление загадок, поговорок, пословиц);
- — мозговой штурм: коллективное составление сказки, решение экологической задачи и т. д.;
- — комбинационный анализ: наделение предметов, явлений, несвойственными им признаками и действиями, например, составление рассказа о Тетушке Швабре.
- Форма организации детей при проведении игр и упражнений зависит от их количества на занятии, времени и места проведения, типа и вида занятий. Опыт показывает, что фронтальные занятия менее эффективны при решении творческих задач по сравнению с подгрупповыми. При организации совместной деятельности педагога и ребенка в повседневной жизни ДОУ комплекс игр и упражнений можно проводить с небольшой группой детей, объединяя их по 3—5 человек.
Упражнения для детей младшего и среднего дошкольного возраста
- Нарисуй на основе кругов как можно больше предметов
- Цель: учить создавать целостный образ на основе геометрических фигур.
- Педагог раздает детям листы бумаги с нарисованными на них кругами. Дает задание: каждую фигуру превратить в различные изображения.
- Дорисуй так, как хочешь
- Педагог предлагает детям посмотреть на лист с изображенной на нем какой-либо фигурой и придумать интересную картинку с использованием данного элемента.
- Дорисуй фигуры
- Педагог раздает детям шесть фигур (прямоугольники, круги или треугольники). Им надо подумать, на что они похожи, и дорисовать до образа.
- Дорисуй прямоугольники
- Педагог предлагает детям рассмотреть фигуры и подумать, что можно к ним добавить, чтобы получились интересные предметы.
- Что ты видишь?
- Цель: учить моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы.
- Дети работают в альбомах творческих заданий. К имеющимся изображениям необходимо добавить несколько линий, чтобы получился интересный рисунок.
- Использование приема дополнения изображения
Использование приема дополнения изображения для детей 4 — 5 лет
- Двойное изображение
- Цель: учить видеть образ в рисунке.
- Детям предлагается разрисовать одну часть плотного листа краской, затем сложить лист пополам, прижать и раскрыть. Получается двойное изображение, которое необходимо дорисовать до какого-либо предмета.
- Забавы с геометрическими фигурами
- Цель: учить создавать целостный образ на основе геометрических фигур.
- Дети работают в альбомах творческих заданий, где изображены различные геометрические фигуры, к которым нужно дорисовать четыре прямые линии.
- Четыре колеса
- Педагог рассказывает, что однажды лягушонок, ежик и петушок по дороге в лес нашли четыре разных колеса. Сначала друзья очень обрадовались, хотели построить телегу, но у них ничего не получилось. Они стали думать, что же им построить из разных колес? Детям предлагается помочь друзьям что-нибудь придумать и нарисовать.
- Камушки на берегу
- Цель: создавать в воображении образ на заданную тему.
- Педагог показывает детям картинку и говорит, что на ней нарисован волшебный берег. По этому берегу прошел волшебник и все, что было на нем, превратил в камушки. Просит детей угадать и дорисовать, что было на берегу.
- Оживи фигуру
- Цели: упражнять в видоизменении и преобразовании имеющихся представлений;
- — создавать на этой основе относительно новый художественный образ.
- Педагог дает детям лист бумаги, поделенный пополам. На одной половине нарисована часть предмета, а на другой необходимо дорисовать недостающую часть и придумать новую сказку с нарисованным персонажем.
Упражнения с использованием приема сочинения рассказов для детей 3—4 лет
- Рассказ по картинкам
- Цель: развивать воображение при составлении рассказов по сюжетным картинкам.
- Педагог показывает детям картинки, изображающие ход какого-либо интересного события, и предлагает составить по ним историю.
- Для детей 4—5 лет
- Измени сказку
- Цель: учить использовать прием реконструкции. Педагог предлагает детям рассказать, как бы изменилась сказка «Красная Шапочка», если бы волк стал очень добрым.
- Расскажем про Олю
- Цель: развивать вариативность мышления, уметь составлять совместный, последовательный текст.
- Педагог. Как-то раз Оля... (Дети предлагают варианты.) и пошла в лес. Она... (Дети продолжают.) Дети взяли с собой... (Варианты.) На полянке... (Варианты.) А Оля... (Дети заканчивают рассказ.)
- Охотник до сказок
- Цель: учить придумывать разные варианты окончания сказки.
- Педагог предлагает детям послушать незнакомую им сказку, у которой нет окончания и придумать для нее необычное завершение. Дети высказывают свои предложения.
- Придумай загадку
- Цель: учить составлять загадки с опорой на схему.
- Педагог предлагает детям придумать загадки по моделям-подсказкам (можно использовать любые модели, например, для описательных рассказов).
- Сочиняем сказку
- Цель: развивать воображение при составлении коллективной сказки. Педагог предлагает детям сочинить одну общую сказку, дополняя по очереди фразы друг друга.
- Про девочку Машу
- Цель: учить использовать прием реконструкции.
- Педагог говорит детям, что они будут составлять сказки, и начинает: «Жила-была девочка Маша. Однажды пошла она в лес за грибами и заблудилась...». Далее дети придумывают сказочных героев, с которыми могла бы встретиться девочка.
- Продолжи историю
- Цель: та же.
- Педагог начинает сказку: «На лесной опушке в рубленой избушке жили-были Кот и Петух. Однажды к ним в избушку попросился жить пес Барбос...». Дети придумывают продолжение.
Упражнения с использованием приема составления образа из заданных элементов
- для детей 3—4 лет
- Составление изображений объектов
- для детей 4—5лет
- Конструирование фраз
- Цель: развивать творческие способности при конструировании с использованием геометрических фигур.
- Педагог раздает детям геометрические фигуры, и предлагает выложить из них названные объекты, например: клоуна, домик, кошку, машину и др.
- Сложи рыбку Цель: упражнять в составлении предметов разных по форме, величине и цвету (конструктивный способ).
- Дети вместе с педагогом рассматривают на фланелеграфе две фигурки, напоминающие тела рыб. На столе или полочке разложены остальные детали (плавники, хвосты и т. д.). Затем дети составляют из них красивых рыбок.
- Придумай животное
- Цель: учить комбинировать различные детали при создании нового образа.
- Педагог предлагает детям создать необычное существо из имеющихся деталей (могут быть предложены
- Цель: развивать навыки творческого конструирования образов фантазии при корректирующей функции мышления.
- Педагог раздает детям картинки и предлагает подобрать пары и соединить их в слова (например, пирог с капустой, сыр лисы и др.). Дети могут варьировать соединения картинок.
- Художник в зоопарке
- Цель: учить комбинировать различные детали при создании нового образа.
- Педагог. Два волшебника Разделяй и Соединяй побывали в зоопарке. Идет первый волшебник и все разъединяет. Второй — очень рассеянный, поэтому соединяет все как попало. Представьте, что после этого получилось в зоопарке, и изобразите с помощью деталей.
- Дети выполняют.
-
♦ С использованием приема применения предметов в другом качестве Для детей 4—5 лет
- Чем может быть...
- Цель: учить придумывать новое применение знакомым предметам. Педагог раздает детям палочки, пуговицы, трубочки, колечки и др.
- Дети выполняют задание.
-
- Портрет из пуговиц
- Цель: учить выполнять аппликации из пуговиц.
- Педагог рассказывает детям, что создать портрет можно разными средствами: краской, соломкой, пластилином, лоскутами ткани, показывает пуговицы и предлагает каждому ребенку портрет для копирования с помощью пуговиц.
- Смешная путаница
- Цель: учить игровому и функциональному замещению предметов.
- Педагог раздает набор из 16 небольших предметов: коробочка, карандаш, наперсток, лоскуток, ластик, шарик, кубик, бочонок из лото, флакончик, кусочек меха, пластилиновая колбаска, веревочка, набор счетных палочек, четыре пуговицы разной величины, спичечный коробок и т. д. Раскладывает все предметы перед собой на подносе, показывает их детям и просит определить, как можно было бы играть с ними, если бы не было игрушек, какие игрушки они могли бы заменить. При этом педагог называет такие предметы, как ножик, постель для куклы, чашка, корзинка и т. п., предлагая каждому ребенку выбрать для них заместителей.
- Затем он дает задание играющим по очереди выполнить называемые им действия, подбирая для этого подходящие предметы из набора: отрезать ножом кусочек колбасы; постирать белье; налить воды из чайника в чашку; пропылесосить ковер; сделать укол пациенту; приготовить постель для куклы; собрать яблоки в корзину; разрубить топором полено и т. п.
♦ С использованием приема решения проблемных ситуаций Для детей 4—5 лет
- Как вытянуть репку?
- Цель: учить искать выходы из проблемных ситуаций.
- Педагог вспоминает с детьми сказку «Репка», затем сообщает, что в новой сказке дед жил один и ему некого было позвать на помощь. Как помочь деду вытянуть репку?
- Помоги героям
- Цель: та же.
- Педагог показывает рисунок, на котором Мальвина, Буратино и Пьеро хотят перебраться через бурную речку, чтобы попасть в харчевню. Дети должны придумать, как это можно сделать.
- Гигантский цветок
- Цель: та же.
- Педагог рассказывает, что Дюймовочка оказалась на шгантском цветке, растущем на воде. Детям предлагается придумать, как можно помочь ей спуститься, используя предметы, изображенные под рисунком.
- Гигантский цветок
- Педагог рассказывает, что Дюймовочка оказалась на шгантском цветке, растущем на воде. Детям предлагается придумать, как можно помочь ей спуститься, используя предметы, изображенные под рисунком.
- Помогите принцу
- Цель: та же.
- Педагог говорит детям, что они могут помочь принцу спасти принцессу из плена злого дракона, используя предметы, изображенные под рисунком.
- Детям нужно придумать как можно больше вариантов спасения принцессы.
- Волшебные превращения (
- Цель: учить придумывать следствия невероятных событий. Педагог. Представьте, что вы уменьшились до размеров муравья. Придумайте.
- Какое у вас будет любимое занятие?
- Дети отвечают. Чего бы вы опасались? Дети отвечают.
- Через какое время вы бы захотели вновь стать большими? Почему? Дети отвечают
♦ С использованием приема преобразования и усовершенствования предметов Для детей 4—5 лет
- Любимая игрушка
- Цель: развивать умение преобразовывать предмет с использованием приема акцентирования.
- Педагог предлагает детям нарисовать свою любимую игрушку, подумать и рассказать, что можно сделать, чтобы она стала более смешной и забавной.
- Наоборот
- Цель: учить создавать новые образы с использованием приема гиперболизации.
- Педагог дает детям задание изменить предметы (например, стол, чашки, шкаф, платье и т. п.), сделав маленькое большим, и наоборот, и подумать, что тогда получится.
- Фантастическое животное
- Цель: развивать умение преобразовывать предмет. Педагог раздает детям рисунки с разными животными. Что можно дорисовать, чтобы сделать его необычным и забавным?
-
- Расколдуй
- Цели:
- — развивать наблюдательность, внимание, способность к анализу;
- — упражнять в создании фантастических образов животных.
- Педагог показывает рисунки фантастических животных, предлагает детям выделить части тела, соотнести их с геометрическими эталонами. Дает задание «расколдовать» их и превратить в реальных животных, используя способ наложения на ту часть, где произошло «колдовство».
- Буквы в рисунках
- Цель: развивать умение преобразовывать графические символы.
- Педагог говорит о том, что все буквы на что-то похожи. Например, буква «г» похожа на подъемный кран, «о» — на спасательный круг. Предлагает детям нарисовать те предметы, на которые похожи разные буквы: ш, р, х, з.
♦ С использованием приема самостоятельного выдвижения идей Для детей 4—5 лет
- Спонтанное рисование
- Цель: развивать фантазию.
- Для проведения этого упражнения необходимы краски, карандаши, бумага, клей, старые журналы, из которых можно вырезать нужные образцы. Оно должно проходить в комфортной среде (музыка, освещение). Детей не надо ограничивать во времени и средствах самовыражения.
- Ребенок сам выбирает нужный формат бумаги, наиболее созвучный в данный момент: вертикальный или горизонтальный. Играет спокойная музыка, глаза чуть прикрываются. Таким образом, создаются условия для спонтанного рисования: рука «рисует сама». Дети действуют без образца. Постепенно рисунок можно дополнять аппликацией из вырезок, природных материалов, овощей (листья капусты, кружки моркови), опилок.
-
- Необыкновенное дерево
- Цель: стимулировать творчество в изобразительной деятельности. Педагог предлагает детям нарисовать необыкновенное дерево. Не такое, как в жизни, а сказочное, волшебное, фантастическое.
- Лоскутное одеяло
- Цель: учить выражать содержание с помощью ограниченных графических средств.
- Педагог раздает каждому ребенку по бумажному одеялу и предлагает с помощью одного карандаша раскрасить его так, чтобы не было одинаковых лоскутов.
-
-
- Растительные бусы
- Цель: развивать творчество в конструктивной деятельности.
- Педагог. Все девочки любят украшения. Одним из главных украшений всегда были бусы. Обычно их изготавливали из дорогих, красивых материалов: жемчуга, янтаря и др. Но когда под рукой нет драгоценных камней, можно изготовить бусы и из природного материала. Попробуйте сделать бусы из ягод шиповника, кленовых семян, опавших желудей.
- Дети выполняют.
-
- Волшебная закладка
- Педагог. Закладки для книг бывают разные: толстые и тонкие, с рисунком и без, в виде матрешки, ракеты... Попробуйте изготовить волшебную закладку, которая была бы похожа на волшебный предмет из сказки. Например, она может быть похожа на перо Жар-птицы, волшебную палочку, аленький цветочек, золотой ключик и др.
- Дети выполняют.
♦ С использованием приема нахождения общего между заданными предметами и явлениями
- Для детей 4—5 лет
- Назови отличие
- Цель: находить сходства и отличия при сравнении предметов. Педагог спрашивает, чем шкаф, магнитофон, книга, звонок, самолет отличаются от телевизора, собаки, машины, карандаша, птицы.
- Поиск общего (1-й вариант)
- Цель: развивать умение дифференцировать существенное и несущественное, обобщать.
- Педагог называет два любых предмета. Детям необходимо назвать как можно больше объединяющих данные предметы признаков. Например, шкаф и телевизор (предметы домашнего обихода; прямоугольной формы).
- Поиск общего (2-й вариант)
- Цель: развивать умение находить сходства и отличия при сравнении предметов.
- Педагог предлагает детям набор из трех картинок с предметами и дает задание найти у них общие признаки. Наборы картинок могут быть следующие: телевизор, шкаф, вешалка; мороженое, халат, снег; книга, альбом, магнитофон и т. д.
-
- Для детей 3—4 лет
- Цветная прогулка
- Цель: учить ориентироваться на цвет как на символ класса разнообразных предметов.
- Педагог показывает детям бумажные полоски по одной, спрашивает, какого цвета изображенные на них предметы. Затем предлагает кому-нибудь из детей провести, например, «желтую прогулку» по комнате, называя вокруг все желтые предметы и дотрагиваться до них полоской.
-
- Волшебные очки
- Цель: развивать действие соотнесения по форме.
- Педагог предлагает детям представить, что они надели волшебные очки, которые могут менять свою форму. Например, очки стали круглые и через них можно увидеть только круглые вещи. Дети осматриваются и называют все круглые предметы в комнате. Затем закрывают глаза и представляют, что в этих очках они вышли на улицу. Им нужно назвать пять предметов круглой формы, которые они встретят.
-
♦ С использованием приема вариативности высказываний
- Для детей 3—4 лет
- Укрась слово
- Цель: пополнять словарный запас, уметь подбирать определения к заданному слову.
- Педагог раздает детям предметные картинки и предлагает назвать как можно больше определений к ним.
- Дети на прогулке
- Цель: развивать фантазию.
- Детям показывается картинка с изображением мальчика, который идет на прогулку, но, что он несет в руке, художник не успел дорисовать. Их просят придумать, что в руке у мальчика (картинка может поменяться).
- Кто что умеет делать?
- Цели:
- — учить подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных;
- — развивать вариативность мышления.
- Педагог показывает детям картинки с изображением животных, а дети рассказывают, что эти животные могут делать.
- Для детей 4—5 лет
- Фантастические гипотезы
- Цель: развивать творческое воображение и теоретическое мышление. Что было бы, если... (город умел летать, часы шли наоборот и т. п.)?
- Необыкновенный полет
- Цель: развивать фантазию.
- Педагог. Представьте себе, что в группе есть ковер-самолет. Он унесет тебя туда, куда ты захочешь. Куда бы ты хотел слетать? Зачем?
- Дети отвечают.
- Чудо-машина
- Цель: та же.
- Педагог предлагает вообразить необыкновенную чудо-машину, которая умеет делать все на свете: шить, печь, петь, делать любые игрушки. Ей надо только сказать: «Хочу, чтобы машина сделала так...». И она выполнит любую задачу. Дети дают задания машине.
-
-