СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие внимания младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внимание не имеет собственного содержания, а является обязательной частью других психических процессов.  ,чтобы быть внимательным ,надо хорошо ощущать, хорошо запоминать, хорошо мыслить  ,поэтому  следует развивать свойства внимания:

Просмотр содержимого документа
«Развитие внимания младших школьников.»

Развитие внимания младших школьников.

Современные учебные пособия по психологии трактуют внимание как концентрацию сознания на одном объекте при одновременном его отвлечении от других объектов.

Механизм появления внимания описан С.Л. Рубинштейном в работе « Общие основы психологии». Под вниманием он понимает изменение строения психических процессов , приводящие в результате к сенсибилизации. Отсюда следует , что внимание не существует самостоятельно ,без восприятия , запоминания ,мышления, более того –сами эти психические процессы «включаются» только , если возникло внимание. Так, мы можем слушать многословный шум на перемене и ничего при этом не слышать. Но если вдруг прозвучит наша фамилия , то орган слуха почему-то сразу различит важную для нас информацию. Что происходит? Звуковые волны долетали до нашего слуха всю перемену, и мы их слушали, а когда возникло внимание к словам из-за прозвучавшей фамилии, процесс восприятия мгновенно перестроился из «слушаю» в «слышу» , из «смотрю»- в «вижу», из «думаю» в «понимаю» и т.д., а в результате – возникает сенсибилизация- иначе говоря, снижается порог чувствительности, следовательно, сама чувствительность возрастает (лучше слышу, лучше вижу, быстрее запоминаю, яснее мыслю).

Внимание не имеет собственного содержания, а является обязательной частью других психических процессов. ,чтобы быть внимательным ,надо хорошо ощущать, хорошо запоминать, хорошо мыслить ,поэтому следует развивать свойства внимания:

-объем

-Концентрацию

-устойчивость

-переключаемость

- распределяемость

Под объемом внимания понимается количество символов , воспринимаемых нашим сознанием одномоментно .У младших школьников он не превышает 3-4 символов, а у некоторых и еще меньше.

Самым тесным образом с концентрированностью внимания с вязано еще такое его свойство, как устойчивость. Представим себе: ученик умеет так сконцентрировать свое внимание , что все мельчайшие детали того или иного дела становятся ему ясны ,его трудно отвлечь от выполнения этого дела. Более того, этот ученик может в таком состоянии находиться длительное время. Это дети , которые обладают устойчивым вниманием.

Их противоположность – дети рассеянные. Они с трудом сосредотачиваются на чем- либо. А уж удержать свое внимание на этом хоть некоторое время- для них задача почти непосильная. Иногда недоразвитие свойств внимания затрудняет им процесс обучения. Наша задача -им помочь. У младших школьников устойчивость внимания активно возрастает к 9-10 годам. В начале учебного процесса она держится от 7-10 мин

Под переключаемостью внимания понимается возможность отвлечь сознание от одного объекта и переместить его на другой. Переключение внимания у младших школьников происходит отнюдь не сразу. Переключаемость внимания поддается тренировке легче , чем другие свойства. Для этого из урока в урок учитель должен регулярно менять виды деятельности и виды заданий.

Распределяемость внимания- это концентрация сознания на двух разных объектах в одно и то же время. Это свойство необходимо младшим школьникам при выполнении комментированного письма (ребенок должен одновременно говорить , что именно он записывает, и осуществлять процесс письма),при проверке собственных работ (нужно читать написанный текст и одновременно искать орфограммы, проверять их и сверять с написанным),при проведении арифметических диктантов т.п.Но нужно помнить ,что именно оно не формируется до 7 лет. Поэтому в 1 классе дети , отвечая у доски способны сначала сказать я ,а потом записать предложение. К 8 годам распределение внимания на два учебных объекта становиться нормой, если одно из необходимых психических действий хоть в какой-то степени автоматизировано. Если у школьника автоматизировался процесс письма ( ему не нужно вспоминать каждый графический символ), тогда он может начать учиться одновременно при этом говорить.

Такое важное ,как распределяемость внимания находится , в обратной зависимости от другого свойства внимания –концентрированности. Чем больше учитель будет развивать у детей способность одновременно выполнять 2 вида деятельности, тем менее концентрированным окажется их внимание. Под концентрированностью понимается возможность удерживать сознание на одном объекте при наличии раздражающих ( отвлекающих) факторов .Принимая в качестве рабочей теории С.Л. Рубинштейна, учитель может влиять на внимание детей через развитие других психических процессов или через формирование свойств внимания. Другой отечественный психолог П.Я. Гальперин полагает, что у внимания есть свое собственное содержание, и определяет его, как действие контроля за психической деятельностью .Соглашаясь с этой позицией , нужно признать , что контролю можно учить. Для этого надо объяснить ребенку, что он может мысленно разбивать свою учебную деятельность на части и замечать выполнение каждой из них. В начале освоения действия контроля младший школьник нуждается в участии родителей. Если родители не делают за ребенка то, что он может сделать сам, то во втором полугодии необходимость в контроле со стороны родителей за учебой ребенка пропадает. Мама и папа спрашивают его об успехах и заглядывают в его тетради потому , что им интересно, чем живет ребенок , а не потому что ему нельзя доверить учебу.(См. журнал Н.Ш.+ до и после№4 2005 г.)



Упражнения и игры на внимание.

1.Упражнение «Ладонь- кулак».

Руки на столе, поочередно одну разжимаем, другую –сжимаем в кулак.

При этом одновременно спрашивается таблица сложения или умножения.

2. Дается текст , где в каждом слове подчеркивается только первая . только вторая и т.д. буква.(5раз в неделю).

3. Лабиринты, поиски различий.

4.Игра «Ищи безостановочно».в течение 15-20 сек.найти вокруг как можно больше предметов одной и той же формы, цвета , размера и т.д.

5.Игра «Заметь все».

Положить перед ребенком до 10 различных предметов, прикрыть их. Приоткрыть их на 10 сек, снова закрыть и попросить их перечислить, что за чем лежало. Поменять местами 2 предмета, приоткрыть на 10 сек, попросить назвать 2 предмета, которые переложили.

6.Игра «Запомни порядок»

Выстроить в ряд человек 6-7 в произвольном порядке. Водящий за 30 мин запоминает этот порядок. потом отворачивается и перечисляет , кто за кем стоит. Затем водит другой.

При обучении чтению в период обучения грамоте упражнения на развитие внимания вызывают повышенный интерес , когда дети начинают терять веру в свои силы, не желают читать, эти задания помогают ребенку.

наоти

12345

21431

1512

21 12








Антон

Нина

Анна




-Что объединяет эти слова?(Это имена людей. Все слова написаны с заглавной буквы. Все слова двухсложные).

-Найдите лишнее слово.



Оаиктну

1234567

415

4163

7542












Кот

Кони

утка






-Это домашние животные.

-Ударный слог первый.

-Лишнее слово утка,т.к. это птица.

-Лишнее слово кот,т.к. оно односложное.

-Лишнее слово утка ,т.к. оно начинается с гласной , а остальные с согласной.

( см. журнал « Нач.школа» №7 2005год).

«Пронумерованные слова».

Задача: развитие произвольного внимания (избирательность).

Содержание: Учитель просит учащихся внимательно посмотреть на пронумерованные слова.Задача учеников – запомнить каждое слово и его порядковый номер.(15 сек.)

  1. Парта

  2. Стол

  3. Окно

  4. Сосна

  5. Тетрадь

  6. Облако

  7. Пирог

  8. ребенок

Затем слова закрываются листком бумаги. Учитель просит учащихся посмотреть на те же самые слова, но расположенные уже в ином порядке, и поставить с каждым из них тот номер, под которым оно было записано первоначально.

Сосна

Парта

Стол

Окно

Пирог

Тетрадь

Ребенок

Облако

Проверяется правильность выполнения задания.

Далее задание усложняется. Учитель просит учащихся написать против каждого номера то слово, которое ему соответствовало.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

«Ряд чисел».

Задача: развитие произвольного внимания (концентрация).

Содержание: учитель просит учащихся внимательно посмотреть в течение 20 сек.на ряд чисел и постараться запомнить их взаимное расположение и порядок следования:

5 7 3 2 4 25 40 9

После этого ряд чисел закрывается листом бумаги и учащиеся должны ответить на вопросы:

-Сколько всего чисел вы увидели?

-Назовите предпоследнее число.

-Какое число из увиденных вами может приказывать?

-Правда ли ,что третье число с начала соответствует номеру склонения существительного речь?

-Чему равна сумма первого и последнего чисел?

-Как называется месяц , номер которого в году соответствует первому числу ряда? И т.д.

(Журнал Нач. шк.+ до и после№1 2005г.





«Подбери слова»

Задача: развитие произвольного внимания ( объем).

Содержание: учитель задает первый слог, а ученики должны подобрать к нему другие слоги , чтобы получились слова.

бот ка бан

ро са зак

та лач

дник мень

за мин

динка рась

«Расположи слова»

Задача: развитие произвольного внимания ( устойчивость).

Материалы к заданию: демонстрационные пары карточек со словами(10пар).

Содержание: учитель сначала объясняет ученикам , что есть слова , которые обозначают множество похожих предметов и явлений . Эти слова являются общими понятиями. Н-р слово фрукты. Этим словом можно назвать яблоки, груши, персики, бананы и т,д. Но есть слова, которые указывают на меньшее число похожих предметов и являются частными , конкретными понятиями, н-р слово яблоко. Этим словом называются только яблоки, но они могут быть большими и маленькими, красными и зелеными, спелыми неспелыми, сочными и несочными и др. Очень важно уметь обобщать понятия, т.е. уметь подбирать к частному понятию более общее.

Затем учитель показывает две карточки со словами, обозначающее общее и частное понятия .Ученики должны сравнить их и слева расположить слово, обозначающее частное понятие , справа слово- обозначающее общее понятие. ( огурец-овощи).

Слова для предъявления Полезное ископаемое –песок

Время года-осень Север-сторона горизонта.

Осадки-дождь Пчела-насекомое.

Глаза- орган чувств. Океан-Тихий океан

Топливо-уголь. Малина-кустарник

Процесс овладения знаниями, умениями и навыками требует постоянного и эффективного самоконтроля учащихся, что возможно только при сформированности достаточно высокого уровня произвольного внимания. Развитие произвольного внимания становится условием дальнейшей успешной учебной деятельности школьника, а следовательно, и задачей первостепенной важности для учителя.

Перед учителем начальной школы в учебном процессе стоит сложнейшая задача – продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельства.

В силу особенностей своей работы учитель может изо дня в день, на каждом уроке и в разнообразных естественных ситуациях наблюдать за поведением детей, характером их учебной и внеучебной деятельности. В результате он имеет возможность получить достаточно полное, целостное представление о внимании школьников. Наряду с методом наблюдения учитель может использовать и ряд других приемов формирования внимания учащихся. Эти приемы построены на учебном материале и приближены к условиям реальных школьных занятий.

Кроме того, сами эти приёмы при систематическом применении могут выступать в качестве достаточно эффективного средства развития внимания. Среди таких приёмов можно назвать: словарный диктант с комментированием, предупредительный диктант, выборочный диктант, приём обнаружения ошибок в тексте, корректурные упражнения, игры на развитие внимания.

Словарный диктант с комментированием – это хорошо известный педагогам методический приём становится одним из способов формирования внимания, если: 1)учитель читает каждое слово только один раз; 2)учащиеся могут взять ручки только после прослушивания комментариев; 3)учитель внимательно следит за тем, чтобы учащиеся не заглядывали в тетради друг к другу. Если учащийся не может записать слово после комментариев, ему разрешается сделать прочерк. При этом детей предупреждают, что прочерк приравнивается к ошибке. Перед началом работы, несмотря на то, что комментированное письмо - вид работы, известный учащимся с первого класса, целесообразно показать на нескольких примерах, как надо выполнять задание. Например, слово «пересадили». Учитель читает это слово, а затем вызывает нескольких учащихся, каждый из которых называет поочередно приставку, корень, суффикс, окончание, объясняя попутно их правописание. После этого учитель предлагает детям взять ручки и записать прокомментированное слово.

Комментированное письмо - достаточно сложная деятельность. Оно развивает мышление, внимание, речь учащегося. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как «ведущий» ученик не просто фиксирует внимание на орфограммах, а объясняет с помощью правил.

Следующим приёмом, формирующим внимание на уроках русского языка, является –выборочный диктант. Этот вид работы позволяет ускорить темп работы, помогает сосредоточить внимание на нужной орфограмме. Могут быть представлены задания разного характера: выписать однокоренные слова из прослушанного стихотворения, из загадки выписать слова с безударной гласной.

Одним из распространенных методических приёмов является предупредительный диктант. При проведении предупредительного диктанта перед записью отдельного предложения или целого текста устно проводится объяснение определенных орфограмм. Чтобы учащиеся более внимательно относились к устному орфографическому разбору, учитель предлагает во время диктанта письменно объяснить соответствующие орфограммы.

Приём обнаружения ошибок в тексте позволяет развивать индивидуальное внимание учащихся и автоматизировать действия контроля. Обнаружение ошибок в тексте требует, прежде всего, внимания и не связано со знанием правил. Это обеспечивается характером включенных в текст ошибок: подмена букв, подмена слов в предложении, элементарные смысловые ошибки. При анализе результатов этой работы, важным является не только количественный подсчет найденных, исправленных и не обнаруженных ошибок, но и то, как ученики выполняют работу: сразу включаются в задание, обнаруживая и исправляя ошибки по ходу чтения; долго не могут включиться, при первом чтении не обнаруживают ни одной ошибки; исправляют правильное на неправильное. Это задание дети выполняют поэтапно, т.е. сначала устанавливают смысл слова, делят на слоги, произносят их, проверяют соответствует ли слог слову в целом и на последнем этапе прочитывают все слово про себя, давая ему общую оценку. Таким образом, метод поэтапного формирования позволяет получить полноценное действие контроля, т.е. сформировать внимание.

На развитие объема внимания рассчитаны такие упражнения, смысл которых заключается, чтобы учащиеся на зафиксированном взглядом словесном материале должны успеть прочесть предъявляемый на короткое время материал и записать его.

Это упражнение можно моделировать в виде набора бессмысленных слов, содержащих от 3 до 9 согласных букв. Следующим видом этого упражнения могут предлагаться учащимся знакомые словарные слова от 4 до 16 букв.. В ходе тренировки это задание можно усложнять и школьникам даются предложения. На развитие этого свойства внимания может применяться игра «Заметь все». Сущность этой игры состоит в том, что раскладываются в ряд 7-10 предметов ( можно картинки с изображением предметов), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 сек., закрыть их и предложить детям перечислить все предметы. Следующий вариант этой игры – поменять местами 2 любых предмета, снова показать все на 10 сек.. Предложить детям определить, какие предметы переложены. Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

В качестве заданий, направленных на развитие уровня распределения внимания предлагаются игра «Найди спрятавшееся слово», которая предполагает, чтобы школьники среди буквенного текста находили вставленные слова. Следующее упражнение -«Расшифруй слово» можно использовать при изучении словарных слов. Суть этого задания состоит в том, чтобы учащиеся смогли разгадать зашифрованное цифрами слово,

Каждой цифре присваивается определенная буква. Другое упражнение, которое увеличивает уровень распределения внимания – это игра «Кто быстрее?», в которой школьникам предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую-либо часто встречающуюся букву, например «о» и «е». Успешность выполнения оценивается по времени выполнения и количеству допущенных ошибок – пропущенных букв. Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ. Корректурные упражнения должны проводиться ежедневно по 5 минут в течение 2-4 месяцев. По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и др.; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая – подчеркивается. Еще одно упражнение, которое может применяться на уроках русского языка – это напечатанная таблица, в которой спрятаны 10 названий животных. Это задание эффективно не только для формирования внимания, но и как занимательный элемент при изучении словарных слов.

С помощью специальных занятий на уроках русского языка и с использованием проблемных нестандартных заданий можно добиться значительных успехов в формировании произвольного внимания младших школьников. Наблюдая за ними, видно, что дети становятся более внимательными, менее рассеянными, учатся себя контролировать. Таким образом, работа по формированию и развитию произвольного внимания учащихся начальных классов – дело важное и необходимое. Так как при отсутствии внимания невозможна целенаправленная практическая деятельность.






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!