Программа подготовки детей к обучению в школе «Золотой ключик», в основе реализации которой лежат современные педагогическая подходы, разработана на основе программы дошкольного воспитания «ИСТОКИ» и предполагает разностороннее развитие дошкольников, формирование у них универсальных, в том числе творческих способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям к уровню подготовки дошкольников к обучению в школе. Достигая, определенного возраста, каждый дошкольник идет в школу, что является закономерным этапом на его жизненном пути. Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли он хорошо учиться? В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями? Эти вопросы являются актуальными для педагогов и родителей, будущих первоклассников. Насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению, благополучие в его школьной и взрослой жизни. Проблема психологической готовности детей к школьному обучению всегда была в числе наиболее актуальных проблем возрастной и педагогической психологии. Подготовка к школьному обучению - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка, обеспечивающая его полноценное и гармоничное развитие. Л.И. Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к выполнению социальной роли школьника. Готовность к школьному обучению рассматривается как уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Таким образом, понятие «Готовность к обучению в школе» включает: - физическое развитие и подготовленность - психологическую готовность - социальную (личностную) готовность к обучению в школе. На сегодняшний день практически общепризнано, что готовность к школьному обучению - сложное образование, которое требует комплексных психологических исследований. В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты: Личностная готовность ребенка. Включает формирование у ребенка готовности к принятию сначала новой социальной роли, а затем в процессе обучения в школе и социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей, выраженной в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Будущий первоклассник должен обладать учебной мотивацией, когда школа его привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Ребенку необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, и это становится возможным при сформированной системе мотивов. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка и ее интеллектуализация. К началу школьного обучения у него должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие, и протекание учебной деятельности. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Он должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности, т.е. развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает: дифференцированное восприятие; аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец); рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии); логическое запоминание; интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий; овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов; развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций. Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент включает в себя формирование у детей таких качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми. Ему необходимы умения, позволяющие войти в детское сообщество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развиваются способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения, что способствует постепенной адаптации ребенка к новым социальным условиям. Кроме выше указанных составляющих психологической готовности к школе можно выделить еще и физическую, речевую и эмоционально-волевую готовность: физическая готовность, подразумевающая общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья. речевая готовность, характеризующая сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, простую монологической речи и грамматической правильности. Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. психологическая готовность - сформированность произвольности психологических процессов и различных аспектов, касающихся развития психических процессов, в том числе мотивационная готовность. Таким образом, программа обучения и подготовки детей к школе «Золотой ключик» направлена на решение актуальных для данного возраста задач, как формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие речи, выработка умения устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми. Программа, являясь комплексной, предусматривает обогащение, детское развитие, взаимосвязь всех его сторон и направлена на достижение стандарта образования как системы требований к его содержанию, обеспечивая равный старт развития для каждого воспитанника и преемственности при переходе его на следующий этап обучения. Главная цель программы - формирование условий для развития личности ребёнка, расширение его кругозора, повышение уровня интеллекта через эмоционально-образное целостное восприятие мира, разнообразную деятельность, общение. Подготовка детей к последующему эффективному обучению в школе. Основные задачи: Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов; Самореализации ребенка в творчестве, в познании, готовности быть социально полезным и признанным; Формирование и развитие необходимой базы знаний и умений дошкольников, их интеллектуальных и речевых функций; Развитие и активизация процессов памяти, внимания, воображения, мышления, творческих способностей детей; Поддержание потребности детей в движениях и формирование у них образа здорового человека 6. Воспитание культуры общения с окружающими, умение слушать собеседника. Актуальность: Достаточно большую группу современных первоклассников составляют дети, не посещавшие дошкольные учреждения и которые чаще всего не владеют основным запасом знаний и практических умений, необходимых будущему первокласснику. Формирование системы элементарных знаний и представлений, необходимых для начала школьного обучения, - особая задача в подготовке таких детей к школе. Настоящая программа является важным элементом системы образования, и необходимость ее обоснована потребностью в подготовке детей Октябрьского района к успешному обучению в школе. Данная программа предусматривает преемственность между учреждением дополнительного образования (ДООЦ №1), реализующим программу подготовки детей к обучению в школе « Золотой ключик», и самой школой, на базе, которой реализуется программа и где будут учиться воспитанники, закончившие обучение по программе «Золотой ключик». Развитие ребёнка ведётся по пяти взаимосвязанным основным линиям, определяющим внутреннюю готовность его к школьному обучению: линия формирования произвольного поведения; линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности; линия восхождения от эгоцентризма к децентризму (способности видеть мир с точки зрения другого); линия мотивационной готовности (по Д.Б. Эльконину) линия формирования потребности в здоровье. Эти линии развития и определяют структуру и содержание программы, имеющей непосредственную связь со всеми основными предметами начального звена: « Математика и логика», « Родной язык», « Знакомство с окружающим миром», «Развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации и творческого мышления», Данные дисциплины создают условия для формирования у воспитанников познавательных интересов, развивают их стремление к размышлению и поиску, вызывают чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. - направлен на выявление имеющихся у ребенка элементарные математические знания и усвоение базовых математических знаний и умений: ознакомление с цифрами, обучение счёту, решение математических задач, овладение навыками сравнения предметов и чисел, знакомство с геометрическими фигурами, свойствами предметов, измерение длины, массы тела и т.д. На материале данного раздела ребенок приобретает элементарные математические навыки и представления, у него развивается логическое (математическое) мышление, появляется сообразительность. Перед ребенком стоят задачи обучения: Счету: Обучать счету, путем пересчитывания конкретных предметов (кубики, мячики и т.д.), что образует в сознании связь между числом и количеством. Учить считать сознательно, с каждым понятием о числе связывать определенное представление о той или иной совокупности предметов. Сравнению чисел: Формировать понятия смежные числа, отношения между смежными числами. Умение сравнивать смежные множества - группы предметов, которые отличаются на единицу, как на наглядной основе, так и устно, как рядом стоящие, так и не рядом стоящие числа. Формировать представления о числовых фигурах. Пространственному восприятию: Формировать умения воспринимать пространственные предметы, воспринимать особенности предметов, овладевать способам анализа их формы, понимания взаимосвязи и отношений между предметами и их свойствами. Развивать учебно-важное качество «зрительный анализ». Логическому мышлению: Развивать логическое мышление. Формировать способность мыслить, рассуждать, анализировать, устанавливать связи между явлениями. Учить решать занимательные задачи с математическим смыслом, с помощью арифметических действий и при помощи логических размышлений Ориентировке в пространстве: Формировать умения определять направление движения, двигаться в заданном направлении, учить обозначать словами положение предмета по отношению к себе, учить определять положение различных предметов в пространстве,на листе бумаги в определении нахождения углов, учить изображать различные предметы и фигуры, понимать слова «левее», «правее», «выше», «ниже», «от», «до», «над», «под», учить изображать фигуры на листе бумаги, срисовывая с образца или под диктовку Ориентировке во времени: Формировать умения ориентироваться во времени суток, их последовательности, а также в таких понятиях, как вчера, сегодня, завтра, понимать значение этих слов. Учить последовательности дней недели, называть, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра, объединять эти понятия в одно - это все дни недели. Решение математических задач: Учить составлять и решать математические задачи на сложение и вычитание, записывать их решение и знать математические знаки «-», «+», «=», « больше», «меньше» и др. Выделять в задаче ее составляющие: условие, вопрос, решение, ответ...Учить решать не только задачи, сопровождаемые иллюстрациями, но и воспринимать задачи на слух или читать условие и вопрос самостоятельно. Решение примеров: Учить решать примеры на сложение и вычитание в пределах двадцати, а также в пределах сотни десятками. Учить производить вычисления в уме в пределах первого десятка, без опоры на наглядный материал. Более сложные примеры в пределах второго десятка с помощью счетных палочек или другого счетного материала. Знать и уметь писать математические знаки «+», «-», «=»; различать, называть арифметические действия - «сложение» и «вычитание»; самостоятельно записывать примеры под диктовку взрослого. Определения состава числа: Учить составлять на наглядной основе числа в пределах 10 из единиц, объяснять, как образуется число, раскладывать число на два меньших числа (для начала в пределах 10 и на наглядной основе) и составлять из двух меньших большее число. Учить составлять числа в пределах 100 десятками. Различать и понимать такие математические знаки, как больше (), меньше ( 2. Раздел « Родная речь» . Необходимым условием полноценного развития личности ребенка является умение пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно. Раздел включает: развитие речи, артикуляционная гимнастика, чтение, путешествие в русский язык. Содержание раздела раскрывается в лексической работе, обучении чтению, развитии грамматического строя языка, связной речи, ознакомлении с детской художественной литературой. В основе обучения лежит познавательный процесс (мышление и речь). На занятиях дети отправляются в путешествие в страну любимых сказок и стихов, где их ожидают удивительные игры и ожившие сказочные персонажи Крокодил Гена и Чебурашка, Буратино и Мальвина, Кот Леопольд и мыши и др. Задачи, которые решаются на материале этого раздела. Ознакомление детей с произведениями детской литературы; Развитие диалогической и монологической речи детей, выразительного чтения и рассказывания; Формирование грамматического строя речи, владение элементарными навыками звукового анализа слова; Развитие эмоциональной отзывчивости; Развитие мышления и воображения. Обогащение словарного запаса детей. В раздел « Родной язык» включены так же логоритмические занятия, направленные на исправление речевых нарушений у дошкольников 6-7 лет, основополагающим принципом проведения которых, является взаимосвязь речи, музыки и движения. Т.к. именно музыка является организующим и руководящим началом, восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия компенсируются с помощью музыкального восприятия. Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы и содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала, включающего в себя следующие элементы: логопедическую (артикуляционную) гимнастику - комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков, пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики, упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга; вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него; фонопедические упражнения по методу для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания; - песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга; - музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве; - упражнения на развитие мимических мышц для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления; - упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей. 3. Раздел « Знакомство с окружающим миром». «Видеть, ощущать и понимать окружающий мир» - предметы и явления, хорошо знакомые ребёнку в повседневной жизни, рассматриваются с разных, часто неожиданных для ребёнка, сторон. В результате становится возможным значительное расширение границ его внутреннего мира. Знакомство окружающим миром - это не только цикл занятий, дающих природоведческие знания, это начало формирования мировоззрения дошкольника, от простого к сложному (наблюдение, эксперимент, моделирование, исследование) о целостности мира в его развитии, о единстве человека и природы, о единстве мира людей, научить детей видеть и чувствовать красоту мира. На основе расширения знаний об окружающем мире у дошкольников формируется эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде, чувства рационального познания природного и социального окружения человека. А это достигается за счет: Формирования у детей постоянного интереса к познанию окружающего мира; Формирования предпосылок исследовательской деятельности; Ознакомления с живой и неживой природой, многообразием растительного и животного мира Земли; возникновением и эволюцией жизни на Земле; Развития умения анализировать воспринимаемые предметы и явления, выделяя в них существенные свойства и признаки, делать выводы; Развития умственных способностей, овладение способами познания окружающего мира. Ведущая идея при отборе естественных аспектов содержания - идея о неразрывной связи человека (общества) и природы, определена с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста, которые воспринимают окружающий их мир как нерасчлененное целое. Большой интерес старших дошкольников к общественным событиям и к природе, острое восприятие явлений окружающего мира, потребности в познании и общении, их способность удивляться и радоваться создают благоприятную атмосферу для воспитания эмоций, положительного отношения к окружающему миру. В содержании программы нашли отражение реальные экологические проблемы, близкие и доступные дошкольникам. Содержание раздела построено по тематическому принципу, что позволяет педагогу творчески и в соответствии с объективными условиями, своей индивидуальностью устанавливать последовательность изучения тем, выбирать методы ознакомления дошкольников с различными объектами окружающего мира. Темы раздела логически связаны между собой и привязаны показать взаимодействие в системе: человек-природа-общество. На занятиях предусмотрены различные работы: индивидуальная, работа в группах, фронтальная, коллективная, работа в парах и др. Содержание раздела включает в себя практическую деятельность и несложные методы ознакомления детей с окружающим миром: экскурсии, элементарные опыты, рассматривание картин, игровую деятельность, рисование и художественный труд, наблюдения. В структуру некоторых занятий, включены задания, диагностирующие освоение программы, используются тесты-картинки для выявления результативности деятельности и самоконтроля дошкольника. 4. Раздел «Развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации и творческого мышления» . Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук является важным аспектом в подготовке ребенка к школе. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь, меньше испытывает трудности с овладением навыков письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а так же хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Обучение письму требует формирования у ребенка двигательного образа знака и практического опыта его воплощения в письменные знаки, а также предполагает развития навыков ручной умелости. Таким образом, данный раздел программы включает в себя упражнения по созданию образов знака, игры с этим образами, различные задания на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Для развития ручной умелости на занятии детям предлагается: игры с камешками, мелкими бусинками, валеологическими мячами, крупными пуговицами, веревочками и шнурками, использование мелких волчков и др.; задания на изготовление поделок из пластилина, соленого теста рисование и раскрашивание картинок различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и т.д.), штриховать, рисовать в воздухе, выполнять аппликации (вырезание ножницами, плетение из бумаги, ткани, тесьмы, и др.); складывать фигурки из бумаги в технике оригами; пальчиковые игры, игры со счетными палочками, конструктор, мозаика, кубики, складывание матрешек и др. графические упражнения для развития мелкой моторики руки. В процессе рисования и аппликации у детей совершенствуется эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Занимаясь лепкой, учащиеся изображают все стороны предмета, что невозможно в рисовании или аппликации. Занятия лепкой способствуют развитию чувства осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем чаще всего всеми десятью, а это, как известно, способствует развитию речи. Лепка подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к освоению некоторых математических и геометрических представлений. Лепка также связана с игрой. В процессе лепки ребенок мнет пластилин, лепит, катает, растягивает и что-то бормочет. Идет живой процесс творчества. Ребенок создает мир. Занимаясь оригами, воспитанники познают основы моделирования из бумаги и основной целью обучения является приобщение детей к международному искусству оригами, освоение приемов складывания изделий из бумаги. При этом у детей формируются ценные качеств личности : уверенность в своих силах, настойчивость в достижении цели, целеустремленность. Они получают знания о приемах складывания бумаги, формируется первоначальное представление о схемах и чертежах к тому же искусство оригами стимулирует творческое воображение, фантазию, сообразительность, смекалку, память. За время обучения воспитанники осваивают некоторые термины, принятые в оригами, знают основные приемы складывания листа бумаги, умеют складывать базовые формы, проявляют фантазию при выполнении поделок. Выбор данных видов деятельности наиболее полно отвечает интересам детей, целям и задачам школы, обусловлен запросами родителей. Программа подготовки детей к школе « Золотой ключик », процесс обучения простроены с учетом самобытности и специфики дошкольного детства, обеспечивая нормальный ход развития ребенка. Это так же предполагает разнообразие форм организации обучения и возвращение первоначального значения слову « занятие», т.е. заниматься с ребенком чем-то интересным и полезным, но в форме урока. Создаваемый на занятиях благоприятный эмоциональный климат в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием успешной адаптации воспитанников в условиях новой для них среды и последующей учебной деятельности. Данная программа простроена на основе постепенно усложняющихся задач развития ребенка, на деятельстном подходе и интегративных принципах организации освоения содержания. Данная « Программа» содержит как обязательные занятия, так и организацию деятельности вне занятий, это обучающие и познавательные занятия в рамках реализации проекта ДООЦ №1 «Этот удивительный мир!». Экскурсии, выездные тематические занятия, направленные на обобщение и закрепление полученных знаний, являются важнейшим компонентом развития ребенка. Особое значение придается развитию наглядно-образного мышления, воображения и детского творчества, которое в данном случае рождается естественно в процессе взаимообогащения органически взаимосвязанного содержания. В программе предлагаются разные формы освоения одного и того же содержания, как на вербальном уровне, так и на наглядном, а так же с опорой на кинестетические (двигательные) ощущения. Содержание занятий - вариативно, может изменяться и переноситься по усмотрению педагога. В основу обучения положены следующие принципы: принцип сотрудничества ребенка, педагога, родителей. принцип по-этапности и преемственности в развитии ребенка. принцип индивидуально - группового подхода принцип от общего к частному Программа имеет социально-педагогическую направленность и рассчитана на детей в возрасте 6 - 7лет - 156 ч.; Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (учебный час - 30 минут, перерыв между занятиями составляет 10 минут), согласно нормам и требованиям СанПиН 2.4.4.1251-03. Рекомендуемый количественный состав групп 10 человек. Программа «Золотой ключик» обеспечивает достаточный высокий уровень подготовленности детей к обучению в школе: развивает предпосылки продуктивного творческого мышления, абстрактного воображения, образной памяти, интеллектуальную активность и инициативность; формирует положительную мотивацию к обучению; создаёт условия для проявления и развития индивидуальных способностей и наклонностей каждого ребёнка; обеспечивает связь образования с целостной жизнью ребёнка и его практическим опытом; формирует мотивацию здорового образа жизни. Учебно-тематический план программы предусматривает раздел « Формы контроля» по каждому блоку программы. Объективный и систематический контроль учебной деятельности детей проводится в форме собеседований, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений, тестирований. Это даёт возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребёнка его индивидуальный путь развития и даёт основание для коррекционной работы в случае необходимости. Показателями результативности являются: показатели личностного развития (уровень развития интеллектуальной, эмоциональной, волевой, мотивационной сторон и поведенческих навыков личности ребёнка, а также уровень развития его познавательных и других интересов); сформированность устойчивой мотивации познания. показателем результативности является также поступление детей в лицеи, гимназии и отслеживание успешности их обучения. Учебно-тематический план № | Образовательный раздел программы | Содержание образования | Количество часов | Формы контроля | теория | практика | 1. | Родной язык | Вводное занятие. Артикуляционная (речевая) гимнастика. Подготовка к обучению грамоте. Подготовка к обучению чтения. Развитие речи. | 1 2 4 2 4 | - 5 8 7 6 | опрос опрос тестирован опрос тестирован | 2. | Математика и логика | 1. Вводное занятие. 2. Знакомство с числами первого десятка. 3. Знакомство с геометрическими формами. 4. Ориентировка в пространстве. 5. Развитие логического мышления 6. Развитие и активизация психических процессов - внимания, памяти, восприятия. | 1 2 2 1 - - | - 6 3 4 8 8 | Опрос Диктант Викторин Графический диктант Тестирование Тестирование | 3. | Ознакомление с окружающим миром. | Вводное занятие (знакомство с предметом) Природа и мы. Неживая природа. Живая природа. Времена года. Я - человек. Человек и его деятельность. Наш город. Заключительное (итоговое) занятие. | 1 1 1 1 1 1 1 1 - | - 2 8 7 6 4 4 4 1 | Опрос Викторина Игра Тестирован Опрос Опрос Опрос Опрос Игра-путешеств. | 4. | Развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации и творческого мышления | Вводное занятие. Графические диктанты. Аппликация. Рисование. Оригами. Художественная лепка. | 1 1 1 1 1 1 | - 9 6 6 5 6 | Просмотр Тестирован Выставка Выставка Выставка Выставка | | Итого : | 33ч | 123 ч | | | Всего : 156ч | | СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. Раздел « Родной язык» № п\п | Содержание тем | Ожидаемый результат | 1. | Артикуляционная гимнастика. Водное занятие. 1.1 Укрепление, развитие и совершенствование: Мелкой моторики и координации движений в сочетании с речью; мимических мышц лица; мышц шеи; жевательно - артикуляционных мышц; губ и языка; развитие физиологического дыхания и силы голоса; переключаемости мышц органов артикуляции; 1.2 Речевая зарядка 1.3. Психогимнастика и пластические этюды - « Снежинки», « Ветерок» , « Горка», « Лодочка» и др. | 1. Развивается интонационная выразительность, ритмичность речи, модуляции голоса. 2. Развиваются органы артикуляционного аппарата ; 3. Развивается речевой слух. | 2. | Подготовка к обучению грамоте. 2.0. «Измерение слов» - обследование их оболочки. Слог- основная единица речи. Развитие фонематического слуха и речевого восприятия. Закрепление понятий - «буквы» и «звуки». Звуки - слышим, произносим, ощущаем их на слух и речевыми органами ( язык, губы) Буквы - видим, пишем, раскрашиваем , вырезаем, ощущаем руками и т.д. Образное восприятие. Измерение слов хлопками. Деление слова на слоги при помощи хлопков. Игра «Телеграф». 2.2. Выделение отдельных согласных звуков. Деление согласных на 2 группы с т.зр. их произнесения: Согласные длительного и протяжного произнесения - ш,ж,с,з,в,ф,л,р,м,н ( их можно потянуть); Отрывистого произнесения - б,п,г,к,т,д,й,ч, ц - можно только подчеркнуть голосом. 2.3. Твердые и мягкие согласные звуки: - звуки ж, ш, щ, й, ч - не изменяются по звучанию; - остальные согласные парные - р-рь, с-сь, з-зь, д-дь, к-кь, ф-фь, и т.д. Правило : звуки называются так, как они звучат в словах. Это значит- « рак» первый звук р, а в слове « рис» - рь; « лак» - л, « лес» - ль и т.д. 2.4. Переключение внимания со смысловой стороны речи, на звуковую. - твердые и мягкие согласные «братцы»- старшие и младшие ( большой мотор р-р-р, а маленький рь-рь-рь). Пары звуков. Игры в слова - подбор слов к нужному звуку. 2.5. Установление последовательности звуков в слове, выделяя их по порядку. - картинки-схемы , с последовательным рядом клеточек, равных количеству звуков данного слова, фишки, обозначающие звуки; - слова из трех звуков ( мак, дом, лук, лес , кит и.т.д.) 2.6. Гласные, согласные звуки, твердые и мягкие согласные - их различия. - использование фишек, указывающих на твердость и мягкость звука. Игры с фишками; - правильное употребление терминов - твердый согласный звук, мягкий согласный звук. 2.7. Смягчение согласных гласными. - буквы и, е, ё, ю, я - смягчают тот согласный, за которым стоят; ориентирование на гласную букву, следующую за согласной ( а- ма, я-мя, о-но, е-не ...); - пары гласных букв : а-я, о-е, у-ю, ы- и, э-е. - гласные после тв.согласных - ( а,о,у,ы,э) , после мягких согласных - ( я, е, ю, и, ё). Буквы заглавные и строчные. Печатные и письменные. Большие и маленькие. Заглавная, большая буква ставится в начале предложения. С большой буквы начинаются имена, клички животных, названия городов и т.д. | 1. Воспитанники протягивают гласные звуки и делят слово на «кусочки» слоги. 2. Учатся анализировать звуковой состав слова. 3. Учится ориентироваться в звуковой стороне речи. 4. Через наглядные средства образно представляют протяженность слов, умеют их измерять и сравнивать. 5. Имеют представление о твердости и мягкости согласных звуков, знают и определяют звуки не изменяющиеся по звучанию, согласные парные; 6. Учатся переключать внимание со смысловой стороны речи на - звуковую. 7. Знают понятия « старшие и младшие братцы» в определении пар звуков. Учатся подбирать слова к звуку. 8. Устанавливают последовательность звуков в слове, с использованием картинок-схем, клеточек, фишек; 9. Правильно употребляют термины - твердый согласный звук, мягкий согласный звук. 10. Знакомятся с гласными, смягчающими согласную букву, учатся ориентироваться на гласную букву, следующую за согласной; 11. Знают и зрительно определяют буквы заглавные и строчные, печатные и письменные, большие и маленькие. 12. Знают, что предложение начинается с заглавной буквы. | 3. | Подготовка к обучению чтению. 3.1. Знакомство с буквами, звуками, которые объединяются в пары, слияние звуков ( согласного + гласного; двух гласных букв). Понятие звуки-подружки: АУ-УА-ИА-АИ-АО-ОА- и т.д. 3.2. Формирование правильного чтения слогов, от простых к сложным. 3.3 Формирование чтения простых слов из 3-х букв типа: ЛУ-К, ДО-М, КО-Т, РО-Т- и т.д. 3.4. Формирование правильного навыка чтения слов из 2-х слогов: МА-Ма, ПА-Па, РУ-КА, НО-ГА, и т.д. | 1. Умеют сливать и пропевать слоги, простые цепочки из слов; 3. Составляют слова из букв; 4. Владеют элементарными основами чтения. | 4. | Развитие речи. Беседы по иллюстрациям, картинкам, составление ответов на вопросы, полные ответы, рассказы о своих впечатлениях о прочитанном или услышанном; Обогащение и уточнение словарного запаса. Знакомство с новыми словами. Работа над предложением. Интонации в предложении ( понижение, повышение тона, паузы, логические ударения. Строение предложений из заданных слов. Работа над составление сказок, рассказов, небылиц и пр. Задания типа: « Закончи сказку», « Что было бы, если бы...», « Вдруг откуда ни возьмись...» и т.п. Составление веселых предложений их 2,3,4,5 слов. Изменение предложений. Знакомство со знаком (.) точка. Развитие понятийного аппарата и словесно- логического мышления. Использование приемов логического мышления ( анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, классификация, сравнение) : Ассоциации ( дом, школа, больница, милиция и т.д.) Родовые понятия ( род-вид) - ( домашние животные -коза, корова, кошка....); Обобщение ( вид-род) - ( волк, заяц, лиса - дикие животные); « Четвертый лишний» Почему? ( кресло, диван, кастрюля, стол); « Продолжи!» ( вид-вид) - ( красный, ...желтый, зеленый); « Противоположности»; « Причинно-следственные отношения»; « Описание предмета»; « Из чего сделано?» и др. 4.3. «Играем с детьми». « Узнай по описанию» - игры на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных, вида и наклонения глаголов : - « Угадай-ка!», « Чего не стало?», « Что изменилось?», « Узнай по описанию», « Петрушкины команды» и др. - « Холодно-тепло», « Магазин посуды», « Полетушки», « Что для чего», « Бабушка Маланья», « Страшный зверь» и др. - « Ты кто?», « Подбери другие слова», « Бывает-не бывает», « Какая, какой, какое?», « Кто внимательный?», «Назови ласково», « О чем я сказала?», « Слова наоборот», « Превращения», « Речевые ситуации», « Я начну, а ты продолжи» и др. 4.4 Изучение и чтение художественной литературы. Знакомство с художественно-познавательной литературой; Художественные произведения: - эмоциональное проникновение в его суть; - мыслительный анализ прочитанного, выделение идей, событий. - Разыгрывание стихов и сказок по ролям; - настольный театр; Работа над пересказом смешных историй, сказок, рассказов. Разучивание стихов, песен, диалогов и т.п. Список рекомендуемых произведений для совместного чтения родителей с детьми см. в приложении к программе. | 1. Воспитанники бегло отвечают на вопросы, учатся задавать вопросы; 2. Составление предложений -схематичных и словесных; 3. Умеют определять количество слов в предложении по хлопку, по образцу; 1. Учащиеся используют простые приемы логического мышления; 2. Развивается кругозор, внимание, память, ассоциативное мышление ; 3. Знают слова обобщения, родовые понятия, умеют продолжить смысловой ряд, могут ответить на вопрос- почему тот или иной предмет лишний; 4. Умеют устанавливать простые причинно-следственные отношения; 1. В игре развивается коммуникативное общение со сверстниками в игре, развиваются речемыслительные операции; 2. Понимают и выполняют смысловые инструкции педагога; 1. Воспитанники учатся « добывать» информацию, развивается потребность обращаться к книге за нужными сведениями. 2. Учатся устанавливать смысловые связи между действиями персонажей. 3.Учится соблюдать последовательность действий сказки, основные события и связь между ними. 4.Развиваются умственные и творческие способности. | № п\п | Содержание тем | Ожидаемый результат | 1. | Вводное занятие: Повторение изученного в прошлом году. Введение в предмет, знакомство с понятиями. | Сформированы основные знания, умения и навыки: 1. Умеют выделять и объяснять признаки сходства и различия двух - трех предметов ( по цвету, форме, размеру); 2. Умеют непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, вместимости путем измерений; 3. Продолжают ряд, составленный из предметов или фигур с одним изменяющимся признаком, умеют самостоятельно составлять похожие ряды; 4. Умеют находить общий признак совокупности предметов, состоящей из 4-5 элементов, найти « лишний» элемент; 5. Знают количественный и порядковый счет в пределах десяти; 6. Осваивают идеи сохранения количества; 7. Умеют соотносить запись чисел 1-10 с количеством и порядком элементов; 8. Умеют сравнивать совокупности предметов путем составления пар - сравнивают числа в пределах 10; 9. Умеют распознавать геометрические фигуры, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме. 10. Умеют правильно устанавливать пространственно-временные отношения, находят последовательность и нарушение событий; 11. Формируется у детей интерес к познанию, развивается внимание, зрительная и слуховая память, речь, мыслительные опп. | 2. | Сравнение предметов и совокупностей : 2.1. Формирование представлений о свойствах предметов ( цвет, форма, величина, расположение): - « Толстый -тонкий» , « ближе - дальше», « слева -справа-посредине», « внутри - снаружи»; - сравнение по длине, ширине и толщине, по высоте, по объему ( вместимости); « Один - много», « Ни одного», « Широкий- узкий», « Большой - маленький»,« Высокий - низкий», « Длинный - короткий»; Объединение предметов в совокупность по общему признаку. Выделение части совокупности, нахождение « лишних» элементов. Сравнение совокупностей по количеству предметов путем составления пар (больше - меньше-одинаково), сравнение чисел в пределах 10. Равенство совокупностей. Поиск и составление закономерностей. Поиск нарушения закономерностей. | 3. | Знакомство с числами первого десятка. 3.1. Числовой ряд ( числа четные и нечетные); 3.2. Количественный и порядковый счет от 1 до 10; обратный счет. Сохранение количества. Образование последующего числа путем прибавления единицы. 3.4. « Числа-соседи» 3.5. Соотнесение цифры с количеством. Состав числа до 5. | 4. | Знакомство с геометрическими предметами и формами : 4.1. Закрепление знаний о геометрических формах ( круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник; точка, линия и виды линий.), умение выделять их в окружающей обстановке. 4.2. Знакомство с пространственными фигурами : шар, куб, пирамида; с фигурами многоугольник, трапеция. 4.3. Представление о Луче. Отрезке, числовом отрезке. Углах ( прямой, тупой, острый). Линии : горизонтальная, вертикальная, наклонная, замкнутая, незамкнутая, прерывистая; | 5. | Пространственно-временные представления : 5.1. Ориентировка в пространстве : на - над - под, слева - справа - посередине, выше-ниже, впереди- сзади, рядом - между, снаружи - внутри, за - перед. Элементарный план ( карта путешествий). 5.2. Временные отношения : - раньше - позже, вчера - сегодня-завтра- послезавтра; и др. - установление последовательности событий, нарушение последовательности. | 6. | Развитие мыслительных операций, речи, внимания, памяти. Логические, дидактические игры : - игры : « Танграм» ( Геометрический конструктор), « Волшебный круг», « Монгольская игра» - логические цепочки : « Орнамент», « Утята», « Деревья», « Звездочки», «Телевизоры» и др. - серия игр « Заполни квадрат» ; - « Лабиринты»; | Раздел « Окружающий мир» № п\п | Содержание тем | Ожидаемый результат | 1. | Вводное занятие: Знакомство с предметом, темами, задачами курса, основными видами предстоящей в течение года учебной деятельности. Окружающий мир (природа, люди, предметы) как среда жизни и деятельности человека. | Учащиеся проявляют творческую и интеллектуальную активность. | 2. | Природа и мы : 2.1. Природа. Природа живая и неживая. 2.2. Тела неживой природы: солнце, воздух, вода, их свойства. 2.3. Тела живой природы: их свойства, питание, дыхание, размножение и др. 2.4. Человек, как часть природы. 2.5. Взаимосвязь между телами неживой и живой природы. 2.6. Значение природы в жизни человека. 2.7. Бережное отношение к природе и правила ее охраны. Практическая часть : - Экскурсия в природу - парк флоры и фауны « Роев ручей». - Игровая деятельность: дидактические игры: «Живое, неживое» и др. | 1. Учащиеся овладевают знаниями о природе - живой и неживой. 2. Знают особенности живой природы, их свойства и значение, взаимосвязь с неживой природой. 3. Имеют представления о бережном отношении к природе | 3. | Неживая природа : 3.1. Вода. Вода в природе. Осадки: снег, роса, град, дождь. Состояние воды (лед, вода, пар). Основные свойства воды. Растворимость веществ в воде. Вода в жизни растений и животных. Использование воды человеком. Вода и наше здоровье Водоемы. Загрязнение водоемов.. Охрана воды. Практическая часть : - Демонстрационный опыт: цветные таблицы, плакаты. - Наблюдения: осадки в природе. - Опыт: растворимость веществ в воде (соль, сахар, краситель). Замораживание воды. 3.2. Воздух. Значение воздуха в жизни человека, животных и растение. Свойства воздуха. Воздух, как среда обитания живых существ. Ветер - движение воздуха. Роль ветра в природе и жизни человека. Чистый и загрязненный воздух. Источники загрязнения: автомобили, заводы, фабрики. Чистый воздух и здоровье человека. Практическая часть : - Наблюдение за силой ветра, с использованием флюгера. - Опыты: Признаки воздуха, влажность, температура воздуха. 3.3 Солнце. Солнце - источник света и тепла. Роль света в жизни растений и животных. Роль солнца в жизни человека. Солнце и здоровье человека. 3.4. Явления природы и катаклизмы. наводнение, землетрясение, извержение вулканов, кислотный дождь, торнадо и др. Радуга, гроза, молния, гром, туман, затмение, звездопад млечный путь и.т.д. Практическая часть : - Демонстрация изображения различных состояний солнца, движение солнца на небосводе. - Наблюдение за солнечным светом, с использованием цветных стекол, за освещенностью в течении дня. - Опыты: цвета солнечного луча. | 1. Формируются представления о воде, ее свойствах, состояниях, о ее значении в жизнедеятельности живых организмов. 2. Формируются знания об охране и бережном обращении с водой. 3. Формируются представления о воздухе, его свойствах , движении и среды обитания живых существ. Влияние воздуха на здоровье человека. 4. Формируются представления о солнце, о роли света в жизни живых организмов и человека. 5. Формируются знания и представления о явлениях природы и катаклизмах. Их польза и вред. 6. Формирование бережного отношения ко всему живому и неживому на земле. | 4. | Живая природа . Растительный мир. Разнообразие растений .Отличительные признаки растений.. Виды растений (дикорастущие, комнатные, культурные, лекарственные, ядовитые). Части растений (корень, стебель, листья, цветки, плоды, семена). Деревья (хвойные, лиственные, плодовые). Кустарники. Травы. Цветы. Разнообразие видов. Грибы (съедобные, несъедобные, ядовитые). Правила сбора грибов. Грибы в жизни растений, животных, человека. Растения нашей местности. Влияние света, тепла, воды на жизнь растений. Использование растений человеком. Охрана растений. «Красная книга» растений. Практическая часть : - Экскурсия в природу. Посещение дендрария, оранжереи. - Практическая работа. Уход за комнатными растениями. 4.2. Животный мир. Разнообразие. Основные отличительные особенности, признаки животных. История развития животных. Динозавры. Деление животного мира на классы, зоны обитания. Приспосабливаемость животных к среде обитания. Дикие животные.. Животные севера. Животные жарких стран. Животные пустыни. Морские животные. Животные нашей местности. Хищники и травоядные. Особенности выживания. Питание. Способы передвижения. Домашние животные. Условия жизни. Взаимодействие животных и человека. Особенности, необходимость и польза содержания домашних животных. Птицы. Места обитания. Внешний вид. Дикие и домашние птицы. . Перелетные и зимующие. Птицы нашей местности. Насекомые. Внешний вид. Места обитания. Летающие насекомые. Насекомые нашей местности. Рыбы. Внешний вид. Места обитания. Аквариумные рыбы. Рыбы рек, морей, океанов. Рыбы водоемов нашей местности. (Морские, пресноводные) Пресмыкающиеся и рептилии. (Черепахи, ящерицы, змеи). Внешний вид, Места обитания, Питание. Змеи. Разнообразие змей. Ящерицы. Самозащита ящериц, змей. Обитатели нашей местности. Земноводные. (Лягушки). Внешний вид. Места обитания. Роль лягушек в природе. Охрана животных. «Красная книга» животных. Практическая работа: - Демонстрация иллюстраций. Плакатов с изображением животных и их приспособления к окружающей среде. - Игровая деятельность: «Найди зверя, птицу», «Узнай по голосу». - Наблюдение за поведением черепахи, аквариумных рыбок и др. животных в уголке живой природы. | 1. Учащиеся имеют представления о разнообразием растительного мира ( деревья, кустарники, травы), узнают их строение. 2. Различают по картинкам и на практике виды и части растений, выделяя их отличительные признаки. 3. Формируются представления о разнообразии и назначении плодов и семян; их роли в жизни человека; о взаимосвязи растений и животных. 4. Узнают об особенностях живой природы, жизни животных, насекомых, птиц, учатся классифицировать их по группам 5. Устанавливают причинно-следственные взаимосвязи в природе, влияющие на жизнь, рост и развитие растений и животных. 6. Знают о правилах бережного отношения к природе. 7. Расширяется кругозор. 8. Развивается речь. | 5. | Времена года : 5.1. Сезонные изменения в природе. 5.2. Время года - осень. Явления неживой природы осенью: длина светового дня, ветер, осадки, туман. Изменения в живой природе осенью. Осенние изменения в жизни растений: изменение окраски листвы, листопад, образование плодов и семян. Поведение зверей, птиц, насекомых осенью. Состояние рыб осенью. Сезонный труд человека в природе. Уборка урожая. Машины и орудия труда для сбора урожая. Способы хранения урожая. Заготовка кормов для животных. Уборка листвы в парках. Пахота земли на колхозных полях и дачных участках. Утепление квартир. Практическая работа : - Демонстрация иллюстраций, плакатов, слайдов с изображением подготовки животных к зимовке. - Наблюдение за приметами осени. - Игровая деятельность: «Овощи и фрукты». - Экскурсия в парк: «Красота увядающей природы». - Сбор растений для гербария и изготовление панно. 5.3. Время года - зима. Особенности зимы. Месяцы зимы. Явления неживой природы зимой: изменение длины светового дня, замерзание водоемов, изменение температуры воздуха и др. Изменения в живой природе зимой. Состояние дикорастущих растений и комнатных растений зимой, условия их жизни. Поведение животных зимой. Бодрствование и спячка зверей. Зимующие птицы. Наличие следов на снегу. Состояние рыб и насекомых зимой. Сезонный труд человека в природе. Уход за животными и комнатными растениями. Кормушки для птиц. Уборка снега на улицах. Зимние забавы (игры, катание с гор, лепка снеговика). Практическая работа : - Демонстрация репродукций картина А.Саврасова «Зимний пейзаж. Иней». -Наблюдения за приметами зимы. - Практическая работа. Уход за комнатными растениями. 5.4. Время года - весна. Весна и ее особенности. Месяцы весны. Явления неживой природы весной: повышение температуры воздуха, таяние снега и льда, осадки, увеличение длины светового дня. Изменения в живой природе. Весенние изменения в жизни растений.Поведение животных весной: зверей, птиц, насекомых, рыб. Сезонный труд человека в природе. Сев в полях. Посадка растений, уход за домашними животными. Практическая работа : - Демонстрация репродукции картины В.Бакшеева: «Голубая весна». - Наблюдения за приметами весны. - Опыты. Влияние температуры на распускание почек на ветках. 5.5. Время года - лето. Лето и его особенности. Месяцы лета. Явления неживой природы летом: увеличение длины светового дня, повышение температуры воздуха, закаты и восходы солнца. Изменения в живой природе. Летние изменения в жизни растений. Поведение животных летом: зверей, птиц, насекомых, рыб. Сезонный труд человека в природе. Уход за растениями, сенокос. Летний отдых в природе. Практическая работа : - Демонстрация репродукции картины И.Г. Савенко «Васильки». - Наблюдения за цветением растений. - Труд в природе. Охрана окружающей среды от загрязнения (сбор мусора). | 1. Учащиеся приобретают и закрепляют знания о сезонных изменениях в природе. 2. Отслеживают сезонные изменения всего живого осенью, зимой, весной, летом. 3. Знакомятся с разными видами календарей; формируются представления об изменении природы, животных, птиц во время холодов. 4. Формируются представления о зимних видах спорта. Бережное отношение к растениям и животным. 4. Развивается наблюдательность. 5. Бережное отношение к природе, животным и людям. | 6. | Я - человек. 6.1. Общее знакомство с организмом человека ( анатомия) Что такое человек? На кого я похож? Чем я отличаюсь от других? Что я люблю? Из чего я состою? Чего во мне больше? Что у меня внутри? ( скелет, мышцы, внутренние органы.) 6.2. Общее знакомство с жизненными функциями целого организма, его отдельных органов и систем. ( физиология) Органы кровообращения. Как работает сердце? Как его почувствовать? Что такое кровь? Дыхание. Какое бывает дыхание? Как я дышу, когда играю, ем, сплю. Опорно-двигательный аппарат. Как я передвигаюсь? Мышцы, кости, суставы. Как стать сильным и ловким? Мозг. О чем я люблю думать? Тренировки памяти. Как научиться хорошо, говорить? Настроение. Изменение настроения. Настроение и режим дня. Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Сон. Как я сплю? Зачем мне сон? Что надо и чего не надо делать перед сном? Как влияет сон на мое поведение? Зрение. Глаза и их значение для жизни человека. Гимнастика для глаз. Охрана зрения. Слух. Уши и их значение для жизни человека. Звуки вокруг нас. Сила звука. Тренировка слуха. Охрана слуха Обоняние. Нос и его значение для жизни человека. Приятные и неприятные запахи. Как научиться различать запахи? Питание. Для чего нужна пища? Что я люблю? Вкусная , невкусная пища. Чувство голода и чувство сытости. Почему иногда болит живот? Какая пища полезна для детей? Зубы. Для чего нужны зубы? Как надо пережевывать пищу. Режим питания. Уход за зубами. Чистка зубов. Нужна ли жевательная резинка? Выделения. Органы выделения. Надо ли терпеть, когда хочется в туалет? Гигиена. Кожа. Какая у меня кожа? Для чего она мне служит? Что бывает когда холодно или жарко? Закаливание. 6.3. Здоровый образ жизни. Факторы закаливания.( Солнце, воздух и вода) Забота об окружающей среде - забота о здоровье человека. Проветривание помещения. Прогулки и игры на воздухе. Утренняя гимнастика. Понятие физической культуры. Что такое спорт? Знакомство с видами спорта: футбол, хоккей, теннис, гимнастика, бокс, борьба и др. 6.4. Знание основ безопасности жизни. Что такое светофор? Электрический ток? Спички, огонь, газ, пожар? Как начинается заболевание? Правила обращения с электрическими приборами. Правила поведения на улице, при встрече с незнакомыми людьми. и др. Практическая работа: - Демонстрация динамических пособий, таблиц с изображением жизненных функций человеческого организма. - Практическая работа. Гимнастика .Профилактические мероприятия. Участие в соревнованиях. - Игровая деятельность: «На что похоже настроение», «Обезьянка повторяет». | Формируются представления о строении человека, его органах и функциях. 2.Формируются знания по основам гигиены и закаливания организма, а так же бережного отношения к нему. 3.Формируются понятия о «здоровом образе жизни». Сознательное отношение к выбору двигательной деятельности. 4. Знание основ безопасности жизнедеятельности. 5. Укрепление здоровья и закаливание организма. 6. Развитие двигательных навыков. | 7. | Человек и его деятельность. 7.1. Человек в мире вещей . Вещи и предметы, сделанные руками человека. Труд людей. Знакомство с профессиями. Одежда. Одежда для взрослых и детей. Инструменты ( музыкальные, строительные, медицинские и др.) Книги ( журналы, газеты, энциклопедии, плакаты и др.); Материалы (ткани - шелковые, хлопчатобумажные, шерстяные, способы получения; строительные, художественные, школьные принадлежности и др.) Электроприборы. Обращение с бытовыми электрическими приборами. Противопожарная безопасность. Экономное отношение к электричеству. Игрушки. Практическая работа: - Демонстрация изделий мастеров и народных умельцев. - Опыты. Свойства металла, древесины, пластмассы. 7.2. Транспорт. Дорожные знаки. Транспорт. Водный ,воздушный , наземный. Пассажир, пешеход. Составные части улицы - проезжая часть, тротуар. Поведение человека на улице и в транспорте. Регулировка движения. Дорожные знаки. Предупреждающие, запрещающие, предписывающие знаки. Светофор. Практическая работа: - Демонстрация наглядных пособий, изображающих виды транспорта, правила дорожного движения. - Игровая деятельность: ролевые игры и инсценировки, дидактические игры. | 1. Имеют представления о классификации предметов и вещей: Профессии, инструменты, книги, материалы, электроприборы, игрушки и др. 2. Знакомятся со свойствами материалов. 3. Воспитание бережного отношения к окружающим предметам и вещей. 4. Знают виды транспорта, составные части улицы, правила поведения на улице и в транспорте. 5. Знают основные дорожные знаки, их обозначение. 6. Владеют навыками игровой деятельности и совместного общения со сверстниками. | 8. | Наш город. 8.1. Город, в котором я живу. Сведения о себе (имя, фамилия, возраст). Название своего города, своей улицы (номера дома, квартиры). Главная улица, площадь города. Памятные места города. История города. Основатели города. Труд людей родного города, профессии. Труд работников почты, магазина, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них. Машины помогающие трудиться людям. Уважение к труду людей. Практическая работа: - Экскурсия : «Мой город». - Игровая деятельность: ролевые игры. 8.2. Общественные праздники. 1 сентября: День знаний. 1 января: Новый год. 7 января: Рождество. 23 февраля: День защитника Отечества. 8 марта: Международный женский день. 12 апреля: День космонавтики (планета Земля). 1 мая: Праздник весны и труда. 9 мая : День Победы. Практическая работа: - Демонстрация иллюстраций, таблиц слайдов. С изображением планет солнечной системы. - Художественный труд: сувениры и открытки к праздникам. - Участие и организация праздников. | 1. Владеют знаниями о родном городе, знают домашний адрес проживания. 2. Основные моменты истории родного города. 3. Знают о труде взрослых, работающих на благо города. 1. Имеют представления о государственных и городских праздниках, особенностях их проведения, их предназначении. 2. Формирование любви, чувства гордости и патриотизма за страну, где живем - Россию. | Раздел «Развитие мелкой моторики , зрительно-моторной координации и творческого мышления» № п\п | Содержание тем | Ожидаемый результат | 1. | Водное занятие. «Страна Вообразилия». Введение в мир Творчества и Игры. | | 2. | Игры для развития мелких движений рук. 2.1. Пальчиковые игры. Пальчиковая зарядка. 2.2 Игры на развитие ручной умелости (шнуровка, конструктор, мозайка, игры с камешками, счетными палочками, валеологические мячи). | 1. Развивается ручная умелость, сила пальцев; 2. Развивается мышление. | 3. | Графические упражнения : 3.1. «Сложная штриховка»: - прямые вертикальные штрихи (сверху-вниз); - горизонтальные (слева-направо); - наклонные ( сверху-вниз); - клубочки( круговые движения руки, имитирующие наматывание и разматывание нити); - полукруги (чешуя у рыб, черепица крыши и т.д.); - крупные петельки. 3.2. « Попади в цель», «Долети до звезды», «Одним взмахом руки» - (овалы, окружности, волнистые и ломанные линии и т.д.); « Уменьши в размерах»; 3.3. « Элементы букв»: - короткая палочка; - длинная палочка; - короткая палочка с закруглением внизу; - палочка с закруглением вверху и внизу; - удлиненная вниз петля; - удлиненная вверх петля; - полуовалы левые и правые; - овал. 3.4. « Поющие дорожки» печатание букв на широкой линейке. 3.5. « Рисунок по клеточкам» 3.6. « Скопируй рисунок по клеточкам» 3.7. «Дорисуй незаконченный рисунок» 3.8. «Раскрась по номерам» 3.9. «Нарисуй рисунок по цифрам» не отрывая карандаш от бумаги; | 1. Владеют способами выполнения штриховки в разных направлениях. 2. Выполняют линии заданной формы одним движением руки; 3. Владеют способом уменьшения и увеличения фигур; 4. Выполняют графические элементы букв, знают их форму и изображение; 5. Печатают буквы в тетради в линейку; 6. Владеют навыками копирования рисунка; 7. Выполняют росчерки не отрывая карандаш от бумаги. | 4. | Рисование. ( гуашь, акварель) 4.1. «Юный художник» . Игра-викторина « Путешествие по радуге» 4.2. «Натюрморт» рисование с натуры. 4.3. «Роспись». Распиши лампу Алладина. 4.4. «Морское царство» - знакомство с техникой воскография» 4.5. «Маскарад веселых затей » разукрашивание новогодних масок. 4.6. « Весенняя сказка» - картинки с выставки. 4.7. « Портрет любимой мамочки» | 1. Имеют представления об основных и дополнительных цветах. 2. Формируются навыки смешивания цветов, знают понятие «палитра». 3. Развивается творческое мышление и воображение. | 5. | Аппликация. Что такое аппликация? Знакомство с материалами ( фольга, соломинки для коктейлей, манная крупа, строительная пена и др.) 5.2. «Цветущая соломинка» ( зубочистки, соломинки, клей, цветная бумага) 5.3. «Черепашьи бега» (изготовление игры. Проведение соревнований) 5.4. «Рождественские птички» (свечи, скорлупа ореха, природный материал) 5.5. « Новогодний коллаж » (фольга, калька) 5.6. «Пингвинята Пин и Гвин» ( техника-печать) 5.7. Изготовление открытки в подарок папе . 5.8. Изготовление открытки к празднику 8 марта | 1. Имеют представление о различных материалах, используемых для аппликации. 2. Осваивают новые техники выполнения работ. 3. Развитие эстетического вкуса, творческого мышления и воображения. | 6. | Оригами. 6.1. «Путешествие в страну Оригамию». Продолжаем знакомство с жителями страны, их домами и др. Знакомство с основными техниками складывания из бумаги. 6.2. «Лисенок под елочкой ». Закрепление базово формы «Треугольник», складывание фигурок. 6.3. « Пароход и лодка» знакомство с базовой формой « Дверь» ; 6.4. « Разноцветные шары » 6.5. «Дед мороз и мешок подарков» (снежинки, вертушки, подсвечник) 6.6. « Автомобиль для папы» 6.7. « Букет из разноцветных цветов». | 1. Осваивают новые техники складывания из бумаги. Базовая форма «дверь». 2. Развивается координация пальцев рук; 3. Умеют принимать задачу педагога, слушать, воспринимать, развивается внимание, зрительная память. 4. Умеют зрительно проанализировать правильность выполнения задания. | 7. | Художественная лепка. 7.1. Закрепление знаний о материалах и инструментах для изготовления поделок, их характеристиках и назначении. Знакомство и работа с новыми техниками и материалами для лепки (сплющивание, прищипывание, надрезание, вылепливание частей. Бусинки, соломка и др). 7.2. «Поросята и капуста» Лепка круглых предметов, техника расплющивания. 7.3. «Разноцветные улитки»- техника скатывания в колбаски разной длины. Декоративное оформление. 7.4. «Грибы на осенней полянке»- лепка из теста. Природный материал. 7.5. «Дракончик и косматое чудовище» Знакомство с техникой скатывание - прищипывание. 7.6. «Дружные буквы». Лепка букв из теста, складывание слов. | 1. Осваивают новые техники художественной лепки : сплющивание, прищипывание, надрезание, вылепливание частей предмета. 2. Развивается внимание, координация пальцев рук, слуховое и зрительное восприятие предметов. 3. Развивается воображение, фантазия. 4. Формируется творческое самовыражение, самоанализ. | Диагностика психологической готовности детей к школе. Поступление ребенка в школу и весь период его начального обучения - это одна из самых серьезных ступеней в развитии человека. В это время формируются не только базовые академические знания, но и протекает интенсивное личностное развитие, ребенок учится учиться, в результате чего у него создается стойкое отношение не только к обучению, но и к самому себе. Если дошкольник умеет читать, знает основы элементарного математического счета и развит интеллектуально по возрасту, то это еще не значит, что он готов к обучению в школе. Возрастные психологи отмечают, что развитие человека идет не плавно, а скачкообразно и перед каждым таким рывком он испытывает внутренний дискомфорт, который определяется как кризис развития. Подобное внутреннее противоречие формируется к шести-семи годам жизни, когда условия жизни и развития дошкольника перестают соответствовать возможностям ребенка и становятся препятствием для его дальнейшей самореализации и формирования познавательных процессов. У ребенка возникает новая внутренняя жизнь, жизнь внутренних переживаний, он становится более замкнутым, скрытным, лучше контролирует свои эмоции. Теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой жизни, на его внутреннем плане. Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует новых социальных отношений. Внешне это выражается в активном желании пойти в школу и соответствовать ее требованиям. Формирование кризисной ситуации, подкрепленное психофизиологической готовностью и интеллектуальным развитием, позволяет с поступлением в школу решить внутренние противоречия и дает ребенку возможность активного саморазвития на уже новом, более сложном этапе. Новые условия жизни он воспринимает как естественные условия взросления, а не как тягостные школьные оковы. Определить, когда ребенок достаточно развит во всех отношениях и может перейти на следующую ступень своего развития, очень сложно, так как требует заключения целого ряда специалистов. Но, прежде всего, необходимо помнить о психологических особенностях детей шести-семи лет, о том общем и особенном, что отличает дошкольника от школьника. Для того, чтобы понять как, какими средствами осуществлять работу по формированию основных линий развития ребенка, необходимо понять на каком уровне, какой степени сформированности они находятся. В настоящее время в специальной литературе имеется достаточно много разнообразных диагностических тестов для определения готовности детей к обучению в школе. С их помощью уточняются интеллектуальный, эмоционально-волевой, социальный аспекты готовности детей, проявляющиеся в уровне их знаний, степени развития познавательных процессов, речи, произвольности, каких-либо умений, способностей и др. Каждый тест при подобном подходе к диагностике направлен на выявление определенного аспекта готовности ребенка к школе, он же определяет и направление последующей коррекционной работы. В то же время, в работе используется и другой способ выявления проблем детей в подготовке к школе - через анализ процесса их деятельности в целом, что, в свою очередь, позволяет иначе подходить как к выбору диагностических заданий, так и к определению главных направлений коррекционной работы. Основной акцент при данной диагностике переносится с содержания тестового задания на строгое соблюдение при его выполнении определенных условий, которые приближены к условиям урока. Поэтому диагностика проводится в группе, ориентируясь при объяснении задания на его понимание большинством детей (т.е. соотнесение методики обучения с зоной ближайшего развития большинства присутствующих детей, что реально обычно делает учитель в классе). При индивидуальном обследовании на начальном этапе выполнения задания ребенку уделяется не больше внимания, чем он сможет получить на уроке (это обычно обеспечивается соблюдением инструкции задания). Готовность учащихся к школьному обучению определяется по следующим параметрам: Параметры | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | 1. Планирование (умение организовать свою деятельность в соответствии с ее целью) | Полностью соответствует | Частично соответствует | Не соответствует цели | 2. Контроль ( умение сопоставить результаты своих действий с поставленной целью). | Может самостоятельно сопоставить результаты своей деятельности с целью. | Частичное соответствие. | Полное несоответствие, сам ребенок этого не видит. | 3. Мотивация учения ( стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности). | Стремится к анализу и обобщению, хочет учиться. | Стремится ориентироваться на некоторые свойства и использовать их, нет ярко выраженного желания учиться. | Ориентируется на те свойства, которые доступны только органам чувств, учиться не хочет. | 4. Уровень развития интеллекта. | Может слушать другого человека, выполняет логические операции в форме словесных понятий. | Неумение слушать другого человека, сравнивание и обобщение в форме словесных операций выполняет, а абстракцию, конкретизацию, анализ и синтез - допускает ошибки. | Не выполняет логические операции в форме словесных понятий. | Краткая характеристика готовности к обучению в школе. Не готов | Готов | Не умеет планировать и контролировать свои действия, низкая мобилизация ученика (ориентация только на органы чувств) Не умеет слушать другого человека и выполнять логические операции в форме понятий. | Умеет планировать и контролировать свои действия (стремится к этому), ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, умеет слушать другого человека и умеет ( или стремится) выполнять логические операции в форме словесных понятий. | Диагностируя готовность учащихся к обучению в школе, прежде всего обращается внимание на то, как он играет, подчиняется ли правилам игры, берет ли на себя роли и долго ли их удерживает, какая у него моторика, как проявляется его отношение к другим участникам игры. Для усвоения научных понятий важно, чтобы ребенок понимал, что его точка зрения не единственная, он должен видеть в предмете его различные стороны, параметры, которые и составляют содержание того или иного предмета науки. Уровни готовности учащихся к обучению в школе. Параметры | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | Психологическая и социальная готовность ( произвольная беседа с ребенком) | Желание учиться в школе | да | Не знает | нет | Учебная мотивация | Осознает важность и необходимость учения | Привлекает внешняя сторона учения | Цели учения не осознаются | Умение вести себя адекватно | Легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, ведет себя адекватно. | Контакт и общение затруднены. | Плохо вступает в контакт, плохо понимает ситуацию. | Организованность поведения | Да | Недостаточно | Нет | 2. Развитие школьно - значимых психофизиологических функций. | Фонематический слух | Говорит без ошибок, понимает сложные речевые конструкции | Есть нарушения в звуко -произношении ( обследование логопеда) | Косноязычие ( логопедические коррекционные занятия) | Мелкие мышцы рук | Легко переписывает, копирует незнакомый текст. | Скопированный текст может прочитать, но его написание вызывает серьезные трудности. | Не может скопировать текст. | Пространственная ориентация, координация движений. | Подвижен, ловок. | Недостаточно ловок. | Неуклюж. | Координация в системе глаз - рука. | Правильно переносит простейший графический образ. | Незначительные искажения. | Грубые искажения. | Объем зрительного восприятия | Норма. | Ниже средних показателей. | Намного ниже средних показателей. | Развитие познавательной деятельности (беседа). | Кругозор | Развернутые и конкретные представления о мире ( время года, страна, свой город и т.д.) | Знания ограничены непосредственным окружением. | Знания ограничены и бессистемны. | Развитие речи. | Речь содержательна, выразительна, грамматически правильна. | Затруднения в поиске слов для выражения мыслей. | Односложные ответы, в речи много ошибок. | Развитие познавательной активности | Любознателен, активен, не нуждается в дополнительных стимулах, самостоятелен. | Узкий круг интересующих вопросов. | Низкий уровень активности, требуется постоянная стимуляция. | Сформированность интеллектуальных умений ( анализа, сравнения, обобщения). | Понимает скрытый смысл предметов, легко обобщает, сравнивает. | При выполнении требуется помощь взрослого. | Требуется обучающая помощь взрослого. | Произвольность деятельности. | Удерживает цель, намечает план. | Удерживает цель, намечает план, но много отвлекается. | Хаотичен, не доводит дело до конца. | Контроль и темы деятельности. | Много успевает, видит ошибки. | Мало успевает, видит ошибки. | Не видит своих ошибок, мало успевает. | Кратковременная память ( зрительная, слуховая) ( Слуховая память - запомнить после двух прочтений 10 слов.) | Более 50% | 50 % | Менее 50% | На основании результатов диагностики учащихся делается заключение о готовности к обучению в школе. Программа «Золотой ключик» предусматривает организацию досуга и мероприятий воспитательно-развивающего характера. Досугово-воспитательная деятельность включает в себя методическую и организационную работу: 1. Методическая работа заключается в разработке методических пособий; в создании наглядного раздаточного материала; в проведении открытых уроков для коллег и родителей с целью повышения своего педагогического и профессионального мастерства, а также с целью обмена опытом; в разработке сценариев, праздников, культурно-массовых мероприятий; в изучении и использовании новых методик, технологий и методов работы с дошкольниками. 2. Организационная работа заключается в проведении родительских собраний; в комплектации материальной базы; в организации и проведении выставок детских работ; в посещении музеев, выставок, парков флоры и фауны, театров, концертных залов, филармоний; в проведении занятий в спортивно-оздоровительных комплексах и на открытых природных ландшафтах. Для успешного освоения программы предусмотрена такая форма досуговой деятельности как «Уроки радости» (праздники), которые способствуют духовному росту ребёнка, раскрытию новых качеств личности. Цель данных мероприятий - научить детей осознанно относиться к народным традициям и праздникам, принимать в них активное участие, уметь реализовывать свои способности, уметь радоваться. В процессе обучения необходимо сохранить и развить характерную для детей свежесть и непосредственность восприятия, богатство воображения, увлечённость УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. Для реализации данной программы необходимо наличие соответствующей материальной базы. Кабинет должен соответствовать санитарно-гигиеническим нормам. Необходимо иметь оборудование для: ручного труда (ножницы, клей, бумага и т. д.); изобразительной деятельности (краски, мелки, ватман и т. д.); развития мелкой моторики (палочки, колечки, волчки и т. д.); занятий по курсу «Обучение грамоте» (тетради, ленты букв и т. д.); занятий по курсу «Окружающий мир» (учебные пособия, глобус, муляжи и т. п.); занятий по курсу «Математика» (счётный материал, геометрический материал, линейки для измерения длины, пособия с ребусами, кроссвордами, шарадами и т. п.); диагностико-консультативной работы (карты корректурной пробы, карты-тесты, анкеты и т. п.). 3. Наличие в кабинете специальной литературы, аудио- и видеомагнитофонов, кинокамеры, телевизора, компьютер, музыкальных инструментов также будет способствовать более успешной реализации «Программы» 4. DVD , CD, компьютерные диски с развивающими и обучающими программами 5. Наличие призового фонда. Список литературы. 1. Программа « Истоки. Базисная программа развития ребенка дошкольника», под ред.Л.Е.Курнешовой - М.: « Карапуз», 2001; 2. Е.В.Кузнецова, И.А. Тихонова « Ступеньки к школе» .- М.: « Сфера»,2000; 3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. « Ступени общения: от года до шести».- М.: « Интар», 1996; 4. Тесты для дошколят : « Развитие речи».- М.: ЗАО « Росмен-пресс»,2006; 5. Тесты для дошколят : «Развитие мелкой моторики».- М.: ЗАО « Росмен-пресс»,2006; 6. Тесты для дошколят : «Память. внимание».- М.: ЗАО « Росмен-пресс»,2006; 7. Тесты для дошколят : «Математика».- М.: ЗАО « Росмен-пресс»,2006; 8. Джеральдина чейпи « готовность к школе». - М.: « Педагогика-пресс»,1992; 9. Л. Фисюкова « Воспитание сказкой» . - М.: « Просвещение», 2001; 10. Я.Г. Плинер, В.А. Бухвалов « Воспитание личности в коллективе».- М.: « Педпоиск»,2000; 11. Я. Ярошевская « Зарядка для ума».- Новосибирск, 2008; 12. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова « Мир, в котором я живу. Методическое пособие».- М.: « Сфера», 2005; 13.О.М. Дьяченко и др. « Дети в школу собирайтесь» - М.: « Просвещение», 1996; 14. Е.А. Брежнева, Н.В. Брежнев « Хочу все знать. Мир вокруг».- М.: «Владос»,2003; 15. Коган М.С. « Игровая кладовая» - Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2008; 16. Куликова А.Н. « Развивающие игры и головоломки» - М.,2007; 17. Шевелева К.В. « Дошкольная математика в играх» - М., 2005; 18. Колесникова Е.В. « Геометрические фигуры». М., 2004; 19. Тетради, прописи по разным направлениям программы; 20. Алексеева Л.М. «Комплексы детской общеразвивающей гимнастики», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005г.; 21. Гусев В., Шибаев А. « Азбука в картинках», М.: «Лайда», 1994г; 22. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г.,Головина Н.Я. « Тесты для детей: Готов ли ваш ребенок к школе?» «Дельта», 1997г.; 23. Латий Е.А. « 365 развивающих игр и затей для маленьких детей», М.: «Эксмо», 2001г.; 24. Любимова Т.Г. «Подумай и ответь» (вопросы и задания по формированию понятийного аппарата). Чебоксары, 1996г; 25. Новогорцев Н.В. «Рабочая тетрадь по развитию речи». Ярославль: Академия развития, 1996гг.; 26. Парамонова Л.А. « 100000 развивающих занятий с детьми 5-6 лет». М.: «Олма медиа групп», 2006г.; 27. Куцакова А.В. « Конструирование и ручной труд в д/с» М.: «Просвещение», 1991г.; 28. Голуб И.Б. « Профессор Алфавит в городе Веселинске». М.: «Владос», 1999г.; 29. Богатеева А.В. «Чудесные поделки из бумаги». М.: «Просвещение», 1993г. 30. Светлова И. «Развиваем воображение и фантазию» «Эксмо-Пресс», 2001г.; 31. Ушакова О.С. « Придумай слово» (речевые игры и упражнения для дошкольников). М.:»Просвещение», «Учебная литература. 1996г.; 32. Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь». Сптб, «Лань»,2996г.; 33. Швайко Г.С. «Развивающие игры», М.: « Владос», 2002г. 34. Афонькин С.Ю. «Веселые уроки оригами в школе и дома»: Учебник.- Спб: издательский дом «Литера», 2001 г. |