Развивающее обучение на уроках математики.
Развивающее обучение – это процесс обучения, направленный на общие законы развития человека, в котором обучающий эффект является не косвенным, а основным результатом. Он показывает ученика как личность, которая живет сегодня, и воспроизводит максимум необходимых условий для её быстрого и правильного развития.
При таком обучении дети не только овладевают знаниями, навыками и умениями, но учатся, прежде всего, способам их самостоятельного постижения, у них вырабатывается творческое отношение к деятельности, развиваются мышление, воображение, внимание, память, воля. Руководствуясь принципами развивающего обучения, учитываю способности и интерес учащихся, стараюсь развить творческие способности и в конечном итоге научить каждого.
В этой статье я хочу поделиться очень полезным опытом применения необходимых основ развивающего обучения детей в своей работе. Самое главное, что я постоянно пытаюсь раскрыть в своих учениках - это активность, понимание окружающего и, конечно же, интерес ко всему новому. При этом я понимаю, что все это невозможно без выполнения следующих задач:
Развивающее обучение непременно требует, чтобы все полученные учениками знания могли быть применены в различных жизненных ситуациях, потому что только в этом случае они будут для ученика «родными» и это двигает вперед общее развитие ребенка.
Моя задача как учителя – построить процесс обучения так, чтобы каждое затраченное усилие по получению знаний проходило в условиях постоянного совершенствования познавательных способностей ребят. Учеников нужно учить так, чтобы они сами смогли работать, делать и проверять различные предположения, догадки, учить их обобщать изученные факты, творчески использовать знания в новых ситуациях.
Самый первый урок математики в 1-ом классе я обычно провожу нестандартно, в игровой форме, чтобы он был поучительным, интересным и, конечно же, запоминающимся.
Одна из форм творческой деятельности учащихся на моих уроках математики – это написание математических сказок. Написание математических сказок несет в себе не только умение фантазировать на математические темы, но и умение владеть связной речью, что очень важно в наше время, и хорошее владение математикой.
Постепенно я пришла к выводу, что центральной фигурой на уроке является учащийся, то есть учащий сам себя, а учитель – только помощник. Значит, надо сделать так, чтобы ребёнок стал учить себя сам и помогать учиться своим товарищам. Постоянно стремлюсь использовать развивающий потенциал математического урока. Всем известно, что усвоение материала более успешно происходит тогда, когда ученик сталкивается с противоречием, проблемой, когда он немного удивлен и самостоятельно ищет возможности для их разрешения.
Ученики не умеют задавать вопросы, они привыкли на них отвечать. Значит, необходимо учить ставить вопросы.
Есть темы, изучение которых проходит интереснее, если ученики сами выделяют круг вопросов, позволяющих её изучить. Выделенные главные этапы изучения новой темы помогают осознать ученикам цель урока. С этого момента начинается творческий настрой. Например, после объявления темы «Построение углов», ученикам предлагаю решить: «На какие вопросы мы должны сегодня дать ответ?». Они поставили следующие проблемы:
Что значит построить угол?
Как построить?
Чем будем строить?
Какие типы углов есть?
Опыт моей работы показал, что при использовании данных приемов развивающегося обучения формируется у учащихся потребность в самообразовании, самовоспитании, создаются различные ситуации, которые способствуют повышению мотивации, улучшению эмоционального фона урока, создаются условия успешной социализации личности.