Развивающее обучение – актуальная технология обучения детей с ОВЗ
Новое общество выдвигает новые требования перед образованием. Одним из требований есть подготовка таких людей, которые могут принимать критические решения, находить свой путь в новом окружении, которые достаточно быстро устанавливают новые отношения в реальности, что быстро меняются. Активность, самостоятельность, творчество, способность адаптироваться к быстрым изменениям в мире - эти черты личности становятся самыми важными на современном этапе исторического развития. Их формирование требует новых подходов к процессу обучения. Как подчеркнуто в Концепции развития общего среднего образования, переосмысливается самоценность знаний, возрастает роль умения добывать, перерабатывать информацию, получаемую из разных источников, применять для индивидуального развития и самоусовершенствования человека. Выполнить поставленные задачи поможет применение технологии развивающего обучения, которая дает возможность развивать познавательные функции ребенка, так и личностно – ориентированное обучение, которое обеспечит учет индивидуальных потребностей и возможностей ученика, глубокого уважения его личности, отношения к нему как сознательному и ответственному субъекту учебно – воспитательного взаимодействия с учителем и ровесниками.
Под развивающим обучением понимается направленность методов и приемов обучения на достижение наибольшей эффективности развития познавательных функций, а также на изменение самой личности. В методике преподавания истории развивающее обучение рассматривается как целенаправленное последовательное взаимодействие учителя и учеников, направленное на формирование знаний, умений и навыков, интеллекта, воли, эмоций, мотивов. Это активно – действенный способ обучения, во время которого учитываются и используются природные закономерности индивидуального развития ребенка.
Впервые употребляется швейцарским педагогом Й. Песталоцци в конце 18 века. Толчком, для развития теории развивающего обучения, стала высказанная российским психологом Л. Выготским в 30-е гг. 20 века гипотеза о наличии двух уровней развития ребенка. Идеи Л. Выготского были развиты в психологических теориях деятельности О. Леонтьева, П. Гальперина и реализованы в дидактических системах начального образования, которые были разработаны в 50-60-е гг. Л.Занковым, Д.Элькониным и В. Давыдовым.
Развивающее обучение направлено :
В.Давыдов, Д. Эльконин – на развитие психических функций и личностных качеств;
Л. Калмыкова – на формирование творческого мышления, с присущим ему оригинальностью мысли, возможностью получения ответов, которые отличаются быстротой, способностью найти необычные функции объекта;
Н. Дайри – самостоятельность, критичность, глубину и широту, быстроту, гибкость, инициативность, продуктивность мышления
Почему технология развивающего обучения актуальна сегодня? 21 век – это век перехода к высокотехнологическому информационному обществу, в котором качества человеческого потенциала, уровень образованности и культуры всего населения приобретают определяющее значение для экономического и социального развития страны. Интеграция и глобализация социальных, экономических и культурных процессов которые происходят в мире, перспективы развития российского государства на ближайшие десятилетия требуют глубокого обновления системы образования, обуславливают ее опережающий характер. Инновационный подход предусматривает сотрудничество учителя и ученика, преимущества предоставляются коммуникативно – диалогическим и моделирующим формам работы, использования ИКТ, основою обучения есть не усвоение определенной суммы знаний, а развитие личности и овладение продуктивными способами деятельности, обучение должно опережать развитие. Деятельность ребенка должна быть организована как удовлетворение не только познавательных потребностей, а и других потребностей, а именно: потребности в самоутверждении, самовыражении, самозащите.
Очень важно понимать, как взаимодействуют все психические функции при пополнении знаний, как они могут помочь преобразовать эти знания для хранения в опыте, какие применять приемы, способы и методы для повышения качества знаний, вести ученика от репродуктивного к конструктивному воспроизведению, а затем – к творческой деятельности, как спрогнозировать конечный результат – здоровую, социально адаптированную, компетентную личность ученика.
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (Закон «Об образовании в РФ» 2014 г.)
Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни (Закон «Об образовании в РФ» 2014 г.)
Учебная деятельность – это действия, подчиняющиеся определенным целям. В процессе обучения реализуются следующие виды взаимосвязей: временные, пространственные, причинно – следственные, функциональные, структурные.
Структура знаний включает факты, представления, понятия, законы и закономерности, идеи, теории.
Основой усвоения знаний является понимание, которое включает осознание и осмысление.
Осмысление – заключается в раскрытии объективных связей между отдельными элементами изучаемого целого: предметами, явлениями, процессами; в тексте – словами, мыслями, теоретическими положениями. Это понимание на уровне раскрытия сущности явлений и процессов.
Осознание – связано с узнаванием предмета, понимание значения отдельных слов, терминов, мыслей, предложений. Осознание играет важную роль для накопления понимания фактов, слов, как необходимая ступень в понимании теоретического материала.
Этапы деятельности:
организационно – мотивационный
действенно – исполнительный (формирование умений)
контрольно - коррекционный
Методы (способы работы учителя и учеников, с помощью которых достигается усвоение знаний, умений и навыков, формирования мировоззрения и развития познавательных сил) словесные, наглядные, практические, исследовательские, логические, проблемные.
Приемы (часть метода) обучения: выделение главного, сравнение, обобщение, систематизация, конкретизация, определение и объяснение понятий, анализ, синтез.
В процессе обучения должны применяться различные формы работы, которые позволят ребенку не только понять, но осмыслить и осознать материал. Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить. В развивающем обучении учитель не выступает в роли источника информации, его роль заключается в том, чтобы направить, организовать, оказывать необходимую помощь и отслеживать продвижение, выступать в роли катализатора, сопровождать процесс обучения.
Пример: «Социально-экономическое положение России в начале XX века»
«Внутренняя и внешняя политика самодержавия в начале XX века»
«Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова»
Почему развивающее обучение необходимо в специальных школах? В таких школах обучаются дети, имеющие определенные нарушения (физические, психические, соматические) и учителю важно знать проблему, видеть, как она мешает обучению, и правильно применять коррекционные цели. Учитывая природные закономерности индивидуального развития, целевой, содержательный, операционный, мотивационный, контрольно – коррекционный компонент обучения, учитель своевременно может определить трудности и наметить пути их устранения.
Коррекционные цели:
развитие наглядно образных компонентов мышления
развитие словесно логического мышления
развитие познавательных интересов
формирование чувств
Уровни развития ребенка
(за Л.Выготским)
Зона актуального развития
Зона ближайшего развития
Концептуальные положения развивающего обучения
Целенаправленное развитие ребенка на основе комплексной развивающей системы;
Системность и целостность содержания
Обучение на высоком уровне сложности
Продвижение в изучении материала быстрым темпом
Осознание ребенком ценности процесса обучения
Включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы
Проблематизация содержания
Вариативность процесса обучения, индивидуальный подход
Работа с детьми с низким и высоким уровнем учебных возможностей





Учитель
Организатор
Руководитель
помощник
Ученик
Изменение качеств личности
Р
О






Роль учителя в процессе обучения состоит в организации и управлении процессом развития личности ученика
Организация – это система взаимоотношений и взаимодействий между учителем и учеником, между учащимися, а также способы структурирования учебного процесса, материала, действий учителя и учеников.
Управление – прямое, непосредственное влияние учителя на учеников во время проведения учебного процесса с целью изменения его направления или характера деятельности. В управлении выделяется наблюдение, оценивание, коррекция.
Обучение – имеет характер учебно – познавательной деятельности, результатом чего есть изменение качеств личности, что находит свое воплощение в деятельности и ценностных ориентациях учащихся.
Учащийся –
Наличие внутренних познавательных мотивов, которые идут от познавательных потребностей
Наличие цели сознательного самоизменения
Полноценный субъект деятельности
Нацеленность на усвоение теоретических ЗУН, овладение общими принципами решения задач определенного класса
Учащийся становится исследователем
Опыт творческой рефлексии в формировании личности
Выступление на заседании педсовета 27.12.2016
Развивающее обучение – актуальная технология обучения детей с ОВЗ
Из опыта работы
Учитель истории, обществознания
высшей категории
Кибеко А.Н.
Мое кредо – научить учиться. Нести разумное, доброе, вечное, исходя из того, что эта деятельность необходима, значима, полезна и практична. Мой предмет – история изучает процесс деятельности человека, материальное и духовное богатство созданное людьми, прогрессивный передовой опыт, достижения цивилизации. История не может быть идеальной, там есть большой успех, но и большие трагедии – это источник опыта, вдохновения, сделанных выводов и извлеченных уроков.
Цель моей деятельности – это:
вооружить учащихся знаниями, умениями и навыками
дать представление об историческом процессе
научить определять перспективы, учитывать ошибки и просчеты
формировать чувства любви, уважения, гордости, гуманизма, ответственности, гражданственности, патриотизма
помочь преодолеть трудности в получении знаний через реализацию коррекционных целей
применять современные образовательные технологии в обучении
Г
лавная цель – помочь овладеть системой научных знаний об истории человечества, практическими умениями, навыками и способами деятельности, овладеть опытом творческой деятельности, ценностной ориентации, что включает обучение, развитие и воспитание. Такая деятельность предполагает передачу знаний, фактов, представлений, понятий, суждений, умозаключений, концепций, теорий. Правильно подобранные методы, приемы, способы обучения, а также тесное взаимодействие учителя и ученика, дефектолога, коррекциониста, психолога обеспечит правильность, полноту, осознанность, системность, прочность знаний. В образовательном процессе должна действовать схема активного взаимодействия, а в нашей школе она должна






































Учебно – воспитательный процесс высокого качества – это когда цели достигнуты, поставленные задачи выполнены, результат в овладении учащимися новыми знаниями, умениями, навыками необходимыми для жизни, сохранено здоровье ребенка, обеспечено его развитие. Все это зависит от продуманности всех этапов урока, учета индивидуальных особенностей, соответствующий подбор информационной, теоретической части изучения, контроля, индивидуальных и групповых форм работы, от тесного взаимодействия учителя и ученика.
Обучение детей с ОВЗ, когда у ребенка есть основной и сопутствующие заболевания, требует учета возможностей его психических функций: восприятие, память, мышление, а также внимания. Мы знаем, что время активной работы ребенка может составлять 10-15 мин., остальное время необходимо задействовать другие органы чувств, если не зрение, то слух, ощущения. Заменяя письмо или чтение рассказом, мы должны учитывать, что внимание ребенка не всегда в норме, он может отвлекаться, внимание рассеяно. Тогда рассказ должен сопровождаться постоянным обращением к ребенку: услышал ли он о чем говорится, может ли он повторить, продолжить, дополнить, тем самым мы удерживаем внимание и ученик продолжает оставаться участником процесса.
Еще одним важным моментом процесса обучения есть понимание. Что это такое на уровне психических функций. Знания формируются в такой последовательности:
Через восприятие создается представление, образ. Для создания образа ребенку с ОВЗ требуется больше времени, особенно если он работает с лупой или увеличителем.
Через память - понятие, целостный образ со связями и закономерностями. Например: революция. Ученики могут назвать отдельные события, восстание, борьба. Целостный образ заключается в понятии – это способ быстрого, радикального изменения всего общества: политической, экономической, социальной и духовных сфер. Понимание – это и есть целостный образ. Осмысление происходит через характеристику: причины, движущие силы, цели, ход событий, результат. На уровне осознания обучающиеся могут применять при рассмотрении очередных революций. Как понять, понимает или нет ребенок? Ответы на вопросы, контроль и коррекция. Очень хорошо если будет составлен алгоритм, план изучения данного события, это поможет тем, у кого проблемы с долгосрочной памятью.
Если нет понимания, не будет интереса, мотивации. Такой ребенок потеряет интерес к предмету, поэтому важно выяснить работает ли последовательность: образ - представление – понятие – понимание – осмысление и осознание, иначе, мы будем говорить с ребенком на разных языках, не понимая друг друга.
Если возникают проблемы, необходима коррекция познавательной сферы, работа психолога, коррекциониста с восприятием, памятью, мышлением, вниманием. Формирование психических функций происходит в период дошкольного возраста, поэтому возможна в последующем только коррекция. Чем раньше это произойдет, тем будет лучше.
Необходимым условием активизации познавательной деятельности школьников является учет их возрастных возможностей. Учителю истории важно принимать во внимание, что 5 и 6-классникам свойственен преимущественно конкретный характер мышления. У них возникает интерес к личности человека, его жизни, а затем к событиям. Семиклассников начинает привлекать не только внешняя, но и внутренняя сторона факта: почему произошло, что стало потом. Проявляется интерес к духовному миру человека, к проблемам, связанным с поведением и деятельностью людей. Подростки начинают овладевать навыками рассуждения. Учащимся 8-9 классов присуща большая способность к абстрактному мышлению. На этом этапе обучения развиваются умения выделять и группировать опорные факты и понятия, связывать новый материал с ранее изученным. Школьники проявляют больший интерес к общественно значимой деятельности, к проблемам взаимоотношений «человек-человек», «человек- общество», появляется стремление к осознанию своего «я». Они более активны при обсуждении оценок исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей.
Учет реальных знаний и умений учащихся служит важным основание для отбора средств и приемов активизации, которые помогут вовлечь в активную работу школьников с различными возможностями познания. Наряду с эти важно принимать во внимание разнообразие склонностей, интересов, мотивов деятельности школьников. Психологи отмечают, что для учащихся среднего школьного возраста характерны следующие особенности: укрепление как широких познавательных, так и учебно- познавательных мотивов; развитие социальных мотивов( связанное с ростом самосознания, осмысление нравственных ценностей общества) и усиление позиционных мотивов ( выражающихся в поиске способов учебного и иного сотрудничества). В старшем школьном возрасте усиливается стремление к овладению методами научного познания, самообразованию, значительно укрепляются социальные мотивы, появляются мотивы профессионального и жизненного самоопределения. Приведенные психологические характеристики важны для реализации дифференцированного подхода при выборе приемов и средств активизации учения школьников.
Возрастная мотивационная сфера
Возраст учащегося | Общая возрастная характеристика | Особенности возрастной мотивационной сферы | Ведущие возрастные мотивы |
Средний школьный возраст (5 – 9 кл) | Половое созревание. Ученику необходимо идентифицировать себя с определенной группой | Снижение учебных мотивов. Борьба за оценку. Статус в группе определяется не знаниями, а оценкой. Много увлечений не связанных с учебой. | Занять свое место среди подростков |
Появление новых увлечений (5 – 7 кл) | | Не осознает значения знаний для жизни Мотивация за счет оценки Интерес к предметам, которые заинтересовали Учеба для оценки Заучивание без понимания Внимание привлекает эмоциональный, конкретно – образный материал, прикладной Не интересен абстрактный, обобщающий материал Интересы многосторонние. Неустойчивые Внимание за счет интересного материала и возможности принимать участие в работе | В возрасте от 9 до 15 лет на поведение и обучение влияет основной мотив – потребность в признании другими людьми. Мотивационное влияние осуществляется через оценку, интересный материал должен содержать противоречия и есть возможность принимать участие в работе. Распределение в группах осуществляется самими учащимися. |
Создание новой системы интересов (7 – 9кл) | - фантазии - спорт - объединение в группы |
Старший школьный возраст (10 -11 кл) | Развитие абстрактного мышления. Способность к самоанализу. Отказ от помощи взрослых. Переживание собственной индивидуальности и желание продемонстрировать собственную исключительность | Усиливается роль социальных мотивов. Оценка теряет роль стимула. На первое место выходят знания необходимые для дальнейшей учебы. Мотивы – собственное мировосприятие и ценностные ориентиры. Интерес к тому, что поможет в будущем. | В возрасте от 15 до 17 лет ведущими мотивами выступают желания продемонстрировать свою исключительность и поступить в вуз |
Насколько важным является организационный момент? Необходимо приучать ребенка работать в системе, а это и начинается именно с организационного момента. Прочитать тему, посмотреть вопросы, увидеть сам объем материала, карту и эта последовательность должна соблюдаться всегда. Ребенок сам должен поставить для себя вопросы, как такой большой объем материала мне выучить и запомнить? Это и есть целеполагание. Дальше структурировать материал, составить тезисы, выписать даты, термины, имена. Тогда из зоны актуального развития появится информация, что я уже знаю и, что должен узнать?
На этапе действенно-операционном идет процесс формирования умений, которые затем становятся навыками. Это различные виды работ: выделение главного, работа с документами, картой, сравнение, анализ, обобщение (познавательные умения и действия)
Примерные варианты заданий
Сравнение, целью которого является обобщение и получение новых знаний.
До реформы | Реформа | После реформы |
| Великая крестьянская | |
| Столыпинская реформа | |
Установление причинно – следственных связей
причина | событие | следствие |
| Косыгинская реформа | |
| Опричнина Ивана Грозного | |
| Создание централизованного государства | |
| Правление Бориса Годунова | |
Вопросы для сравнения | Английская революция XVII в. | Французская революция XVIII в. |
| Страны Европы в период Нового времени | Страны Востока в период нового времени |
| | |
Вопросы для сравнения | Право | Мораль |
| Преступление | Правонарушение |
Работать со схемами. По результатам изучения истории США с 1900 по 1939 год составьте график экономического развития страны.
Великая
депрессия

1929 г Гувер
К. Кулидж
просперити
1924 г
1918 г
В.Вильсон
1900 г 1933 г «Новый курс»
Ф.Рузвельта
2. Социально – экономическое развитие Великобритании и Франции в 20 – 30 е годы 20 века
1

913 г. 1924 г.

1930 г.




1918 г. 1935 г.
1931 г.
1913 г. 1938 г.
1935 г.
1918 г
Проблема
Можно ли было предотвратить первую мировую войну? Вторую мировую войну?
Согласны ли вы с мнением, что раздел мира на две системы после второй мировой войны было следствием политики США?
Прогнозирование
Как вы думаете, сможет ли Парижская конференция решить сложные противоречия, стоявшие между странами по окончанию первой мировой войны?
Обобщение
Отметьте успехи и недостатки Версальско – Вашингтонской системы. Сделайте вывод о состоянии международных отношений в 20-тые годы XX века, выделите сильные и слабые стороны международных отношений, возможности и угрозы.
Важно научить ребенка работать по алгоритму:
РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ V-XI вв. Аграрно-ремесленная цивилизация
Ф
еодализм –общественно-экономический строй, основанный на частной собственности феодалов на землю, где используется труд зависимых крестьян земля феодала барщина
Ф
еод – земельное владение за службу (бенефиций, инвеститура) вотчина наделы крестьян оброк
Ф

еодалы дворяне духовенство рыцари
Домен- королевское земельное владение
Варварские королевства - V- VIIвв. Формирование сословно-представительских монархий
Вассально-ленные отношения (сеньор-вассал)- порядок передачи земли во владение
Ф


еодальная драбина (король герцоги графы бароны рыцари)
к
рестьяне свободные (община) купцы, ремесленники, преподаватели




зависимые социальная структура (корпоративная) гильдии

нищенствующие ордена цехи коммуны община
рыцарские
Х
ристианская церковь: 1054 г. схизма православие понтификат, симония

Католицизм Петр – первый римский епископ
Крестовые походы – первый 1096-1099 гг.
.
1658 г.
1660 г.





1653 г.
1679 г.
1649 г.
1688 г.
1645 г.

1689 г.
1642г.
1640г.
1701 г.
1707 г.
1625 г.
Использование межпредметных связей. На уроке Французская революция сказано, что население Франции составляло 25 млн. человек, крестьян - 22 млн., дворянство и духовенство – 4%. Необходимо составить пропорцию и вычислить. Выходит – 1 млн. Вопрос - кто еще 2 млн., если знаем, состав трех сословий.
Работа с текстом, таблицей для детей с ОВЗ будет затруднена. Более рационально такому ребенку слушать, но затем должен быть поставлен вопрос по прослушанному, для того, чтобы понять, все ли он услышал, понял ли он для чего нам нужен этот текст и т.д.
Важной структурной частью урока есть домашнее задание. Объем д/з для детей с ОВЗ должен быть посильным, четко объяснить, что нужно делать. Пример: Тема «Война за независимость. Создание США». На уроке мы рассматриваем причины, участники, ход войны, смотрим карту, а домой предлагается подготовить одно задание. Это может быть: Конституция США (основные положения), Декларация независимости, Билль о правах.
Используем схемы для визуализации теоретической части материала. Р.Н.Лебедева История в схемах и таблицах. 5-11 класс. М., 2016. На многих уроках схемы составляем сами. (Английская революция XVII в., Этапы в развитии греческого государства, Периоды в истории Рима).
План изучения войны
Установи причины войны (какие события или действия создали противоречия)
Повод к войне (событие положившее начало военным действиям)
Характер войны (справедливый или несправедливый)
Даты войны. Участники военных действий
Ход военных действий
Известные военачальники, герои, подвиги
Результаты и итоги войны
Памятка для характеристики исторической личности
Биографические данные
Личные качества, способствующие достижению поставленной цели
Какую политическую силу представлял
Какие средства и способы использовал для достижения целей
Наиболее значимые мероприятия (реформы, законы, выступления)
Итоги политической деятельности и ее значение для народа, государства, политической группы
Ваша собственная оценка личности
Анализ исторического источника
Выберите способ работы (просмотр, чтение, изучение).
А) определите автора, участников составления.
Б) время и место создания.
В) как влияли исторические условия на его создание.
2. Определите источник информации, цель автора(ов).
3. Вид источника (письмо, дневник, архивный документ, мемуарный, договор). О чем говорится.
4. Изучите и проанализируйте содержание текста (тезисно запишите).
5. Оцените степень достоверности (является ли автор свидетелем того события, автором).
6. В каких ситуациях можно использовать данную информацию (как документ, исследование, аргумент точки зрения, опровержения суждения).
7. Определите значение источника для вас.
8. Дайте обобщающую оценку источника.
Для того чтобы достичь поставленных целей в ходе осуществления развивающего обучения, необходимо:
- тщательно продумывать все этапы урока
- разнообразить формы и методы учебной деятельности
- ориентироваться на самостоятельную деятельность учеников
На каждом уроке проводить актуализацию знаний (основные даты, термины, личности), что даст представление о наличии знаний по теме и мотивировать на изучение нового материала: почему необходимы новые знания, какие компетентности мы можем сформировать
Историческая информация должна быть локализована в пространстве и во времени, привязана к определенным личностям. Не допускать информационную перегрузку датами, событиями, личностями. Обязательно просить повторить, уточнить, как поняли ученики, использовать рефлексию.
Там, где большое количество дат и событий, необходимо составлять схему или таблицу.
Для формирования умений на уроках использовать памятки по характеристике личности, изучению войны, революции, исторического документа. На уроках правоведения использовать опорные конспекты, основные вопросы по изучаемой теме.
Уроки по истории, правоведению и обществознанию должны быть эмоционально окрашены, носить воспитательный характер, формировать чувства, исходить из того, что их вернуть нельзя, но извлечь уроки, сделать выводы можем. Полученные на уроках ЗУН должны иметь практическое применение.
Давать возможность ученикам выражать личные оценочные суждения по изучаемым вопросам (Я думаю, Я считаю, потому что, поэтому…..)
Для развития познавательных интересов и формирования компетентностей применять различные формы работы, выполнять различные задания на: сравнение, установление причинно – следственных связей, составлять тезисы по теме, продолжить мысль. Для формирования пространственного мышления составлять карты – схемы (обязательно сопровождать словесным описанием всю информацию, содержащуюся на карте). Развивать аналитические способности через составление сравнительных таблиц, графиков социально – экономического развития, анализ правовых ситуаций.
Мотивация к изучению предмета формируется путем вовлечения учащихся в различные виды деятельности индивидуальные и групповые, предметные олимпиады, предметные декады, экскурсии, подготовка презентаций, поисковая работа, экскурсии.
Одним из важных способов систематизации материала есть составление портфолио.
В процессе обучения учитель учитывает индивидуальные особенности ученика, а организованная им учебная деятельность обеспечивает развитие способностей и имеет практическую направленность и все это вместе ведет к развитию личности ребенка. Учить думать, размышлять, сравнивать, делать выводы – это путь к формированию гражданской позиции, когда ребенок сам определяет для себя ценности в жизни, прогнозирует свое будущее, нацеливается на результаты. В специальной школе такая работа должна вестись последовательно, системно, целостно. Особое внимание необходимо обращать на имеющиеся у ребенка возможности решать поставленные задачи, развивать компенсаторные функции, обеспечить развитие и сохранение здоровья ученика. Только совместными усилиями учителя и ученика можно добиться ожидаемых результатов. Учитель обязан предусмотреть прогресс в обучении, использовать новейшие разработки в области науки, методики преподавания, требования времени. Только тогда, задача подготовки развивающейся, ответственной личности, способной к саморазвитию, критическому мышлению, способной обрабатывать разную информацию, использовать приобретенные знания и умения для творческого решения проблемы, способной изменить к лучшему свою жизнь и жизнь своей страны, будет выполнена.
Р
Универсальные учебные действия
Ключевые компетенции
Жизненные навыки

еализуя, таким образом, данную стратегию мы добьемся следующих результатов и главного, готовность жить в обществе, быть успешным, добиваться поставленных целей.