Развивающий час по теме: «Зарубежная литература»
Цель: обобщить знания по разделу «Зарубежная литература.
Ход урока
I. Организационный момент
Ребята, для проведения сегодняшнего развивающего часа раз делимся на две команды.
II. Конкурсы
Конкурс «Путешествие»
Сегодня мы отправимся в путешествие по зарубежной литературе. Команды будут отвечать по очереди, получая жетон за правильный ответ.
Узнайте сказки Г.-Х. Андерсена по последним буквам названий.
...аба («Жаба»)
..вочка («Дюймовочка»)
...ловей («Соловей»)
...лочка («Русалочка»)
...ниво («Огниво»)
...нопас («Свинопас»)
...ашка («Ромашка»)
...ая...лева («Снежная королева»)
Конкурс «Угадай, о ком речь»
1. Этот герой лучший в мире специалист по паровым машинам, мастер по уборке комнат, товарищ по играм и большой выдумщик? (Карлсон.)
2. В какой сказке медведь сам сочинял стихи, например такие:
Мишка очень любит мед!
Почему? Кто поймет?
В самом деле, почему
Мед так нравится ему?
(«Винни-Пух и все-все-все».)
3. Как зовут героя?
Фруктово-огородная страна –
В одной из детских книжек есть она,
А в ней герой - мальчонка овощной
- Он храбрый, справедливый, озорной.
(Чиполлино.)
4. Маленький мальчик, который совершил необыкновенное путешествие с дикими гусями. (Нильс.)
5. Музыканты из города Бремен. (Бременские музыканты.)
6. Как звали самого маленького героя В. Гауфа? (Маленький Мук.)
7. Принц, которого заставили щелкать орехи. (Щелкунчик.)
8. Как зовут эту героиню?
Скорей бы приблизился вечер
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает, Откуда я, как я зовусь...
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
(Золушка.)
Конкурс «Выразительное чтение»
(Представитель каждой команды получает карточку. Задание подготовить за 2-3 минуты выразительное чтение в лицах.)
Карточка для 1-й команды
Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». С. 148-150 учебника со слов «Скоро утка со всем своим выводком добралась до птичьего двора» до слов «И вот утята стали вести себя как дома».
Карточка для 2-й команды
Г.-Х. Андерсен «Гадкий утенок». С. 152-154 учебника со слов «В избушке жила старуха со своей курицей и котом» до слов «И утенок ушел».
Минутка отдыха
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели-встали, сели - встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Конкурс «Знаете ли вы сказки?»
- Вы получите карточки с отрывками из сказок. Задание: громко и выразительно прочитать, указать имя автора и на звание сказки.
1. «В богатых уборах Элиза была так прекрасна, что весь двор преклонился перед ней, а король провозгласил ее своей невестой. Но королевский епископ покачал головой и стал нашептывать королю, что немая красавица, должно быть, лесная колдунья - она околдовала сердце короля». (Г.-Х. Андерсен «Дикие лебеди».)
2. «Оле на цыпочках подходит к детским кроваткам, брызжет детям в глаза сладким молоком и осторожно дует в затылок. Вы думаете, им больно? Да нисколько, они даже не замечают этого. Просто веки у них начинают слипаться, голова сама собой клонится к подушке, и они засыпают. А как только дети уснут. Оле садится к ним на кровать, на самый краешек, и раскрывает зонтик». (Г.-Х. Андерсен «Оде-Лукойе».)
3. «Батюшки, сколько тут было золота! На это золото можно было бы купить целый столичный город, все игрушки, всех оловянных солдатиков, всех деревянных лошадок и все пряники на свете. На все хватило бы. Тут солдат повыкидывал из карманов и ранца серебряные деньги и обеими руками начал выгребать из сундука золото» (Г.-Х. Андерсен «Огниво .)
4. «Потом она пошла домой и посадила ячменное зернышко в цветочный горшок. Только она его посадила, зернышко сразу дало росток, а из ростка вырос большой чудесный цветок, совсем как тюльпан. Но лепестки цветка были плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона». (Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка».)
5. «Искусственного соловья заставили петь одного. Он имел такой же успех, как настоящий, но был куда красивее, весь так и блестел драгоценностями! Тридцать три раза пропел он одно и то же и не устал. Окружающие охотно послушали бы его еще раз, да император нашел, что надо заставить спеть и живого соловья. Но куда же он девался?» («Г.-Х. Андерсен «Соловей».)
6. «Давным-давно жил на свете король. Он так любил наряжаться, что тратил на наряды все свои деньги. Он устраивал парады, загородные прогулки, каждый день ходил в театры только для того, чтобы показаться в новом наряде. Король переодевался каждый час, и один наряд был у него лучше другого. Про других королей часто говорили: "Король совещается с министрами", а про этого короля только и было слышно: "Король переодевается"». (Г.-Х. Андерсен «Новый наряд короля».)
Конкурс «Творческое задание»
Этот конкурс состоит из двух разделов.
1. Сказки любят везде: в Европе и в Азии, в далекой Америке и в жаркой Африке. Подумайте и ответьте, что общего в сказках русского народа и других народов. Чем они различаются? Докажите это примерами из прочитанных сказок.
2. Сочините и расскажите сказку с хорошим концом. Используйте в ней такие сказочные выражения, как «жили-были», «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве», «летели они в дальние края, за синие моря», «стали они жить-поживать и добра наживать».
III. Рефлексия
IV. Подведение итогов
-Что на уроке показалось вам сложным? Какие задания оказались для вас простыми? Подумайте почему.