Реализация ФГОС
на уроках математики в 5,6 классах
Меняются времена. Меняются и требования к выпускнику школы, и требования к учителю. Учителя математики нашей гимназии работают над внедрением и реализацией ФГОС. Своей основной задачей как педагога мы ,математики считаем не только предоставить учащимся возможность усвоить все необходимые знания, но и оказать им помощь в формировании целостной личности.
В условиях реализации требований ФГОС ООО современными и актуальными становятся следующие технологии:
проектная технология,
технология проблемного обучения,
информационно-коммуникационная,
технология развития критического мышления,
игровые технологии.
На практике математики применяют следующие технологии.
Информационно - коммуникационная технология. Использование ИКТ на уроках даёт возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический, что способствует хорошему усвоению учебного материала. Экономится время урока, объём материала становится больше, урок становится зрелищным и наглядным. Но, пожалуй, главное преимущество использования ИКТ на уроках – создание положительного настроя.
Часто используют мультимедийные презентации к УМК, составленные самостоятельно или приготовленные учениками. Например, к уроку по теме «Дроби. Проценты» (творческое домашнее задание) ученики готовили презентации «Из истории возникновения. Интересные факты. Практическое применение в жизни».
При подведении учеников к подаче новых знаний, формулировании темы и целей урока презентации играют важную роль визуального восприятия. Мультимедийные презентации используют и с целью демонстрации занимательного материала (логические задачи, ребусы, кроссворды); а также при организации устной работы (развитие вычислительного навыка, проверка теоретических знаний); на этапе контроля (тестовые задания).
Грамотный подбор материала в используемых презентациях подымает интерес и создает положительный рабочий настрой на уроке. Имея доступ к сети Интернет, активно используют такие сайты как «1 сентября», «Про Школу.ру», «Сообщество взаимопомощи учителей педсовет.су», «Инфоурок», читая размещённые там материалы и используя их элементы при разработке собственных уроков.
Важно помнить! Что презентация не должна занимать весь урок, можно потерять смысл и ценность урока, темп, да и о здоровье учеников не надо забывать.
Технология «Метод проектов».
Данную технологию в своей работе применяют на уроках математики, начиная внедрять её с 5 класса. Что такое проект? Это работа, направленная на решение конкретной задачи, совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся, которая направлена на достижение общего результата.
Продумывается тема проекта, его тип, форма, варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. В итоге получаются очень продуктивные и интересные уроки. В учениках данный вид работы воспитывает ответственность и серьёзность отношения к своему труду.
Например, подготовка кроссвордов по теме, выполнение необходимых измерений и математический расчет, задачи практической направленности, составление рефератов, подготовка презентаций и выступлений перед аудиторией одноклассников. Учащиеся работают самостоятельно, в парах или группах, итогом работы становится урок, на котором учащиеся демонстрируют свои проекты.
Технология личностно - ориентированного обучения. Данная технология предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося. Это градация по сложности программного материала, доступного ученику; распределение детей по группам разных видов; индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Применяют индивидуальный подход, который предполагает работу отдельно с каждым учеником.
К примеру, организуют индивидуальную работу с учениками (консультация, карточка, работа у доски, работа по образцу, пара сильный-слабый).
Учитывая способности детей, составляют разноуровневые задания:
для уровня воспроизведения: заполнить пропуски, найти ошибку, отметить верные утверждения, работать по образцу;
для продуктивного уровня: решать задачи с уже усвоенным алгоритмом их выполнения;
Нередко используют работу в парах, которая дает возможность учащимся почувствовать себя в роли лидера, отвечающего за общий успех.
Работа в парах эффективна при взаимопроверке полученных результатов, проверке заучивания определений и правил, в процессе отработки алгоритма действия.
Например, при развитии вычислительного навыка дают задание подготовить карточку с примерами для соседа по парте. Данная форма работы способствует формированию коммуникабельности. Отрабатываются не только предметные результаты, но и личностные и метапредметные, что полностью соответствует новому стандарту.
Игровая технология. Игра - одно из эффективных средств формирования культуры поведения. У игры всегда есть определенные правила, что очень дисциплинирует. Здесь можно предложить любой соревновательный момент в виде эстафеты, творческий момент при работе с координатной плоскостью. В игровой форме учащиеся учатся высказывать собственное мнение, считаться с мнением остальных учащихся класса, объективно оценивать выступления одноклассников.
Здоровьесберегающие технологии. Большое внимание уделяют укреплению здоровья детей, безопасности жизни, нравственного и духовного благополучия. Это распределение нагрузки на уроке, смена деятельности, комфортный режим работы, психического и эмоционального состояния, позитивных нравственно-духовных ценностей. Для укрепления здоровья проводят физкультминутки, следят за правильной осанкой, за положением тетради, посадкой.
Рефлексия – необходимое условие для того, чтобы ученик и учитель понимали и оценивали образовательную деятельность, соотносили со своими целями, осознавали возникающую проблему, делали выводы и находили пути решения. Используют разнообразные формы рефлексии: самоанализ, аргументированное обсуждение, анкетирование.
Например, рефлексия в виде игры «Золотой микрофон». Цель – подвести итог урока. Сформулировать основные понятия, изученные на уроке. Учитель задает учащемуся контрольный вопрос по изученному материалу и передает ему микрофон. После ответа, учащийся также задает вопрос, но уже другому ученику. И так по цепочке. Эффективность этой игры в том, что ребенок на короткое время сам получает бразды правления в свои руки и выполняет ведущую роль.
Технология проблемного обучения. Очень важно уметь определять проблему темы или задания на уроке.
Чтобы на уроке ребенок оставался сосредоточенным, заинтересованным, ему нужно находиться в постоянном поиске решения проблемы.
Применяют данную технологию на этапе актуализации новых знаний. Ученик сталкивается с проблемой, которую не может решить, тогда приходит понимание необходимости открытия нового знания, что позволяет осознанно работать на уроке, добиваться поставленных целей, чувствовать значимость своего труда и свою ответственность.
Всегда необходимо помнить, что какой бы метод мы на уроке не применяли, главное это результат.
Каждый урок может быть открытием и для ученика, и для учителя.
Основные трудности на этапе введения ФГОС, с которыми столкнулись учителя математики на своих уроках: недостаточный опыт разработки разделов основной образовательной программы; сложившаяся за годы работы в школе устойчивая методика проведения урока. 20
Проблемы по внедрению ФГОС в части материально-технического обеспечения: недостаточное финансирование не позволяет приобрести необходимые электронные учебные пособия для эффективной организации УВП в классах в соответствии с требованиями нового ФГОС.
Тем не менее, учителя математики стараются, чтобы их уроки соответствовали всем критериям эффективности современного урока.20
2