Тема: «Реализация ФГОС на уроках математики в 5 классе»
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
анализировать свои действия;
самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
отличаться мобильностью;
быть способны к сотрудничеству;
обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Поэтому учебная деятельность строится на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
Обучение, согласно ФГОС, больше не заключается в том, что ученик получает от учителя некую информацию и осваивает ее. Сегодня ученик сам строит свое знание.
Как учителю разработать урок по-новому; сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования?
В настоящее время в образовательном процессе необходимо использование приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Всему этому ученик может и должен научиться на уроке.
Проектирование урока
Проектирование - деятельность, под которой в предельно сжатой характеристике понимается обдумывание того, что должно быть. Под проектированием урока предполагается деятельность учителя по созданию проекта урока, которая включает в себя создание плана урока, а также технологии его проведения, механизмов, позволяющих организовать деятельность учеников подчиненную цели урока.
Требования к современному уроку.
1. Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока.
2. Учитель выступает в роли организатора, а не информатора.
3. Обязательная рефлексия учащихся на уроке.
4. Высокая степень речевой активности учащихся.
Структурные элементы урока.
1. Мобилизующий этап (Метапредмет - Задача) – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
2. Целеполагание – формулирование учащимися целей урока: вспомнить – узнать – научиться.
3. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия материала. Осознание недостаточности имеющихся знаний, понимание необходимости узнать новое.
4. Коммуникация. Организация и самоорганизация учащихся. Организация обратной связи. Практикум.
5. Проверка полученных результатов. Коррекция. Взаимопроверка, взаимоконтроль.
6. Подведение итогов, рефлексия, домашнее задание.
Деятельность ученика.
выполняя предложенные учителем задания частично поискового характера, определяет тему урока;
пользуясь некоторой схемой, формулирует цели урока, создаёт установку на их реализацию;
актуализирует имеющиеся знания, применяя их в практической деятельности;
формулирует задания к упражнениям;
выполняет упражнения, комментируя и поясняя свои действия;
формулирует новое правило на основе анализа предложенного учителем материала;
анализирует свою деятельность или деятельность товарищей;
формулирует свои впечатления.
Требования к учителю.
1. Чётко и точно формулирует задания.
2. Не даёт новые знания ученикам в готовом виде.
3. Не повторяет задание 2 раза.
4. Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам.
5. Не повторяет то, что уже сказали ученики.
6. Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза.
7. Подбирает комплексные задания.
Современный урок математики, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок.
Он строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. Используя современные технологии, работая в технологии моделирования, у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т. е. развиваются у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.
Подготовка к такому уроку состоит из шести шагов:
Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.д.
Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату.
Планирование действий.Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть - коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся.
Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во-первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания.
Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.
Достижение результатов образования обеспечивается через методический аппарат учебников и учебно-методических пособий комплекта.