СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация модульного курса

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Реализация модульного курса»

Российская Федерация

Ханты -Мансийский автономный округ – Югра

Октябрьский район

д. Нижние Нарыкары

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Нижне – Нарыкарская средняя общеобразовательная школа»

Максимова Елена Владимировна – директор МКОУ «Нижне – Нарыкарская СОШ»

Учитель истории и обществознания

Реализация модульного принципа в проектировании основной образовательной программы основного общего образования с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей (слайд 1)



Актуальность (слайд 2).

Развитие национального образования коренных малых народов Севера остается основной задачей для развития всей системы образования округа. Приоритетная роль в решении этой задачи принадлежит и основной школе, в которой уделяется большое внимание изучению родного языка. Благодатной почвой для этого стало введение ФГОС начального общего образования. В условиях ФГОС образовательный процесс обеспечивает реализацию конституционно установленной для всех народов России государственной гарантии сохранения родного языка, создания условий для его изучения и развития. Новый стандарт дает право каждому самостоятельно заявлять о своем родном языке и получать условия для его изучения в школе. В настоящее время в округе сохранились школы, в которых изучается родной язык (коми, манси, ханты, ненецкий) и как предмет, входящий в компонент образовательного учреждения базисных учебных планов, и на факультативных занятиях, отражающих вариативность обучения. ФГОС ООО предусматривает обучение на родном языке или изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой народов многонациональной России. В примерной программе для второй ступени общего образования представлены четыре варианта примерного учебного плана:

— варианты 1, 2 — для общеобразовательных учреждений, в которых обучение ведётся на русском языке;

— вариант 3 — для общеобразовательных учреждений, в которых обучение ведётся на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России;

— вариант 4 — для общеобразовательных учреждений, в которых обучение ведётся на родном (нерусском) языке, в том числе в общеобразовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, где законодательно установлено государственное двуязычие.

Особенности МКОУ «Нижне – Нарыкарская СОШ» (слайд 3)

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Нижне – Нарыкарская средняя общеобразовательная школа» расположена в Октябрьском районе Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, на территории деревни Нижние Нарыкары сельского поселения Перегрёбное, в местах компактного проживания народов ханты и манси.

МКОУ «Нижне – Нарыкарская СОШ» имеет 85- летнюю историю. До 2006 года имела статус национальной средней школы. На 2013 - 2014 учебный год количество учащихся школы составляет 80 человек, в том числе 52 ученика – представители коренных малочисленных народов Севера, что составляет 65% от общего числа учащихся.


Нормативно-правовая база регламентирующая изучение родных языков и литературы коренных народов Севера (слайд 4)

  • Распоряжение Правительства РФ от 04.02.2009 N 132-р «О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»

  • Закон ХМАО – Югры «О родном языке»

  • Концепция устойчивого развития кореных малочисленных народов Севера ХМАО – Югры

  • Распоряжение Правительства ХМАО – Югры № 419 от 05 августа 2011 «О плане мероприятий по реализации Концепции устойчивого развития кореных малочисленных народов Севера ХМАО – Югры в 2011-2014 годах»

  • Приказы Департамента Образования и молодёжной политики ХМАО – Югры

№ 816 от 05.10.2011 «Об утверждении перечня региональных пилотных площадок этносберегающих школ для детей коренных малочисленных народов севера и детей проживающих с родителями в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера» и

№ 1216 от 26.10.2012 года «Об организации деятельности стажировочных площадок в О.У. ХМАО - Югры »


Реализация регионального компонента в МКОУ «Нижне – Нарыкарская СОШ» (слайд 5)

  • Региональные, национальные и этнокультурные особенности предлагается реализовать через сквозной модульный курс «Наш дом - Югра»

  • Модуль - часть образовательной программы или учебной дисциплины, имеющая определённую логическую и структурно-содержательную завершённость по отношению к установленным целям и результатам воспитания и обучения


Общая характеристика курса «Наш дом - Югра» (слайд 6)


Модульный курс «Югра – наш дом» на ступени основного общего образования занимает особое место и призван обеспечить сквозную надпредметную и межпредметную логику познания обучающимися своего жизненного пространства, его природной, социо - культурной специфики, формирования ценностных мировоззренческих взглядов, элементов гражданской ответственности, экологической культуры. Особую актуальность приобретает проблема приобретения знаний, воспитание уважения к истории, традициям, культуре народов, проживающих на территории родного края. Осознание процессов, происходящих в непосредственной близости, в большей степени позволяют ребенку почувствовать себя индивидуумом, личностью, активно взаимодействовать с окружающим миром, понимать его проблемы. Программа модульного курса ориентируется на поликультурный контин­гент учащихся и родителей. Поэтому на всех предметах и во внеурочной деятельности осуществляется диалог культур, реа­лизуемый через содержание программного материала, уклад школьной жизни, организацию полноценного поликультурно­го общения. Следовательно, к первостепенным концептуальным основам курса следует отнести:

  1. обоснование особого содержания этнокультурного образования, обеспечивающее личности возможность самоиндентификации как представителю той или иной этнической культуры, подготовить к вступлению в равноправный диалог с имеющимся инокультурным окружением, способствовать включению в современные мировые общецивилизационные процессы, приобщиться к наиболее универсальным знаниям, охватывающим глобальные изменения в жизни мирового сообщества;

  2. определение вариативности этнокультурной составляющей образования, которая может реализовываться в форме основных и дополнительных занятий, в урочной и внеурочной деятельности, предметных и интегрированных курсах, с использованием всего разнообразия современных образовательных технологий;

  3. признание необходимости разработок учебных планов и программ по предметам этнокультурного образования как перспективного направления достижения реального разнообразия и вариативности содержания основного общего образования.

Цель курса: обеспечить познание обучающимся своего жизненного пространства, его природной, социо - культурной специфики, формирования ценностных мировоззренческих взглядов, элементов гражданской ответственности, этнической культуры.

Особенности курса: модульный курс «Наш дом - Югра» является авторским трудом учителей МКОУ «Нижне – Нарыкарской СОШ» учитывает региональные особенности и представляет собой совокупность образовательных модульных программ, созданных на основе этнолингвистического и этнокультурологического подходов и ориентированных на формирование целостной картины истории языка и культуры.

Ожидаемый результат: — воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

проектирование курса как ресурса для установления диалога культур, толерантности и взаимопонимания в поликультурном обществе ХМАО – Югры.

Общая структура и способы реализации курса «Наш дом – Югра в БУПе» (слайд 7)

















Структура сквозного модульного курса «Наш дом- Югра» с учётом ФГОС (слайды 8, 9)

Части БУПа

Основные предметы

Название модулей

1

Инвариантная

  • Русский язык

  • Литература

  • Английский язык

  • Обществознание

  • История

  • География

  • Биология

  • Искусство

  • Физкультура

  • Технология.

  • Диалог культур

  • Диалог культур

  • Югорское наследие

  • Символика и законы ХМАО – Югры

  • Моя родина – Сибирь

  • Природно- климатические особенности родного края

  • Мир природы Югры

  • Краски и мелодии родного края

  • Национальные виды спорта

  • Промысловое хозяйство моих предков.

Вариативная

Примечание: обновление содержания образования в 2013 году спецкурсами Часть БУПа

Региональные предметы

  • Мансийский язык

  • Мансийская литература

  • Культура народов Севера

  • География ХМАО

  • Экология ХМАО

  • Национальные виды спорта и игры народов Севера

Национальное искусство

Традиционная мастерская народа манси

Основная ступень

классы

  • 5-9

  • 5-7

  • 8-9

  • 5-9



Способы отражения особенностей модульного курса «Наш дом - Югра» в ООП (слайд 10)





Интеграция –как способ реализации модульного курса «Наш дом - Югра» (слайд 11)

Интегрированный подход создаёт условия для организации образовательного процесса во всей взимосвязи, обеспечивая сквозной характер модульного курса (между учебными предметами, между учебной и внеучебной деятельностью учащихся). Интегрированное обучение также имеет важное технологическое значение в разрешении противоречия между необходимостью включения в содержание обучения учебного материала, формирующего этнокультурную компетенцию, с одной стороны, и ограниченностью учебного времени, установленного СанПиН, с другой стороны. Интегрированные курсы за счёт объединения, обобщения программного материала двух-трёх учебных предметов способствуют высвобождению учебных часов. Это позволяет использовать сэкономленное время на углубление и расширение содержания обучения через введение в учебный процесс дополнительного, образовательного материала, отражающего природно-климатическую, социально-экономическую и этнокультурную специфику региона. При внедрении ФГОС в образовательный процесс, учебный материал, направленный на формирование этнокультурной компетенции учащихся, должен способствовать развитию универсальных учебных действий.

Возможности реализации модульного курса «Наш дом - Югра» (слайд 12)

Системный подход к реализации региональных, национальных и этнокультурных особенностей через сквозной модульный курс «Наш дом - Югра» позволяет:

  1. ОУ формировать инновационную среду, способствовать сплочённости творческого коллектива, реализовать проектную деятельность;

  2. каждому участнику образовательного процесса – комфортные условия для получения качественной образовательной услуги; формирование гражданской и этнической идентичности

  3. учителю – возможности самореализации и самообразования, повышение профессиональной компетентности;

  4. в целом – это готовая образовательная среда, уклад школы для успешной реализации ФГОС ООО.

Благодарю за сотрудничество! (слайд 13)

Максимова Елена Владимировна МКОУ «Нижне – Нарыкарская СОШ»0




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!