СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация содержания экологического образования через урочную и внеурочную исследовательскую деятельность учащихся начальных классов

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

РЕАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ УРОЧНУЮ И ВНЕУРОЧНУЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Просмотр содержимого документа
«Реализация содержания экологического образования через урочную и внеурочную исследовательскую деятельность учащихся начальных классов»

Сибгатуллина Ирина Викторовна

Учитель МОУ СОШ № 5

(Стендовая защита)


РЕАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ УРОЧНУЮ И ВНЕУРОЧНУЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ


Сегодня экология, как наука и образ мышления находится в центре внимания мирового сообщества.

В нашей стране обязательность экологического образования закреплена Законом об охране окружающей среды (2002г.), национальной доктриной образования.

Экологическое образование должно начинаться с самого раннего возраста, когда дети душой чувствуют природу, тянутся к взаимодействию с ней, всё воспринимают с любовью, испытывают восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным.

Непосредственно в соприкосновении с природой у ребенка развивается наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

В настоящее время сформировалась система непрерывного экологического образования, начиная с дошкольного возраста. Экологическое образование объединяет три взаимосвязанных процесса: обучение, воспитание и развитие, направленных на становление экологической культуры личности, практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие.

Э образование = Э обучение + Э воспитание + Э развитие

Сущность экологического обучения заключается в овладении детьми определенными знаниями и убеждениями, готовности к деятельности, а также к практическим действиям, согласующимися с требованиями бережного отношения к окружающей действительности.

Второй составляющей является экологическое воспитание – способ воздействия на чувства людей, их сознание, взгляды, представления. Способствует становления нравственно – экологической позиции личности.

Третья составляющая – экологическое развитие – это становление личности человека, под влиянием окружающей природно – социальной среды, которое определяется мерой становления экологической культуры. Это процесс последовательного количественного и качественного изменения психофизических задатков в результате взаимодействия ребенка с окружающей природно – социальной средой.

Таким образом, полноценное экологическое образование может обеспечить непрерывный процесс обучения, воспитание и развитие личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде и здоровью.

Процесс формирования экологической культуры не может ограничиваться только специализированными предметами – он должен охватывать весь спектр дисциплин школьного курса.

Содержание учебных предметов начальной школы несет некоторую информацию о жизни природы, о взаимодействии человека с природой, о ее ценностных свойствах. Например, содержание предметов гуманитарно-эстетического цикла (язык, литературное чтение, синтез искусств) позволяет обогащать запас сенсорно – гармонических впечатлений младших школьников, способствует развитию его оценочных суждений. Общеизвестно, что произведения искусства также как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов служит важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно – этических чувств.

Уроки трудового обучения способствуют расширению знаний о практическом значении природных материалов в жизни человека, содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов.

Введенный в начальную школу интегрированный курс «Окружающий мир», объединяя природоведческие, экологические, географические, социальные и исторические представления, позволяет успешно решать поставленную задачу.

Также можно найти ниточку, которая соединила бы такую точную науку, как математика с экологическим воспитанием. Это задачи, как для устного счета, так и для письменной коллективной и самостоятельной работы.

Процесс формирования экологической культуры не может ограничиваться только учебными дисциплинами – он должен охватывать и внеурочную деятельность.

Осуществляя непрерывное экологическое образование в классе, ведется курс дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников «Юный эколог».

Программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

В Федеральном компоненте государственного стандарта образования описывается не только система понятий, изучаемых в начальной школе по окружающему миру, но и опыт практической деятельности, предполагающий развитие у младших школьников умения наблюдать природу, проводить простейшие измерения и опыты.

Исходя из требований ФГОС программа «Юный эколог» составлена по двум направлениям:

  • Экологическое обучение,

  • Проектная деятельность.

Особенность экологического направления состоит в том, что расширяется кругозор учащихся, пополняются знания об окружающем мире.

Особенность проектного направления состоит в том, что сегодня это наиболее эффективный путь решении задач личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, так как направлено на воспитание культуры и духовного становления учащихся через активные способы действий, оно открывает большие возможности для приобретения личностного и профессионального опыта, для стимулирования стремления и выработки умений учащихся самостоятельно добывать и использовать новые знания.

В результате у школьника будет формироваться познавательный интерес к природным процессам, он уже никогда не пройдет мимо какого-либо неблагополучия в природе, не сорвет зря цветка, не отломит веточку без необходимости, не выбросит мусор в неположенном месте, обратит внимание на красоту окружающего мира, в обыденном увидит прекрасное, что окажет положительное влияние на становление экологической культуры.

Проектная деятельность в программе делится на три части:

  • Тренинговые занятия.

  • Исследовательская практика,

  • Мониторинг.

В тренинговой части обучающиеся приобретают специальные знания и развивают умения и навыки исследовательского поиска.

Занимаясь исследовательской практикой, учащиеся проводят самостоятельные исследования и выполняют творческие работы. При этом степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

В третьей части «Мониторинг» - организуются и проводятся мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения (конференции, диспуты, ярмарки, праздники, защиты исследовательских работ, творческих проектов). Эта часть очень важна, так как ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан.

Технология организации проектной деятельности школьников, включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, направленных на самостоятельное получение учеником задуманного результата.

Учащимися нашего класса были апробированы и разработаны проекты, в которых преобладали различные виды деятельности учащихся. Например, в проектах на темы: «Экология озера Гусиное», «Редкие и исчезающие растения Бурятии» основной была информационная деятельность. В проектах «Экологическое состояние классной комнаты», «Плотность озеленения школьного участка», «Мое здоровье и увлечение компьютером» учащиеся проводили исследования, опросы, анкетирования, замеры, ставили опыты.

К практикоориентированным можно отнести проекты на темы: «Подходы к отходам», «Как живешь зеленый друг?», «Добрая зима».

Основными формами работы с детьми по экопрограмме можно назвать следующие: «Уроки доброты». «Уроки мышления», экологические тропы, коллекционирование, «Зеленый патруль», экологический тренинг.

Таким образом, выбранная система работы по экологическому образованию помогает формированию экокультуры, актуализации знаний, умений и навыков, их практическому применению, стимулирует потребность в самореализации, самовыражении в творческой, личностной и общественно значимой деятельности, реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе.













Литература:


  1. Бочкарева Н.Ф. «Система экологического образования и воспитания учащихся» Калуга, 1996г. – с. 122


  1. Виноградова Н.Ф. «Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста» М., 1996 г. – с.25-42


  1. Зверев И.Д. «Экологическое образование и воспитание: концепции и технологии» сб. науч. тр. под ред.проф. С.Н.Глазачева, Волгоград, 1996г. – с.72-84


  1. Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа. Статья «Начальная школа» - 1991г. № 5 – с.2-8


  1. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе – М., 2000г. –с .160


  1. Суравегина И.Т. Экология и мир: методическое пособие для учителя / И.Т.Суравегина, В.М.Сенкевич – М.: новая школа 1994.


5