РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
(Слайд 2) Основной целью обучения иностранному языку является развитие личности ученика, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности.
(Слайд 3) Указанная цель раскрывается в единстве 4-х взаимосвязанных компонентов: воспитательного, развивающего, образовательного и практического. Сегодня мы рассматриваем подробно первый компонент: воспитательный, цели которого заключаются в следующем: (Слайд 4)
В формировании у учащихся уважения и интересов к культуре и народу страны изучаемого языка;
В воспитании культуры общения;
В поддержании интереса к учению и формированию познавательной активности;
В воспитании потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.
Существует множество определений процесса воспитания с различных точек зрения. Воспитание может быть: духовное, нравственное, политическое, половое, правовое, трудовое, умственное, физическое, художественное, экологическое, экономическое, эстетическое, этическое.
(Слайд 5) Воспитание (как педагогическое явление) определяется следующим образом:
1. Целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению его субъектом собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей.
2. Целостный, сознательно организованный педагогический процесс формирования и образования личности в учебно-воспитательных учреждениях специально подготовленными людьми.
3. Целенаправленная, управляемая и открытая система воспитательного взаимодействия детей и взрослых, в котором воспитанник является участником, у которого есть возможность вносить изменения, способствующие оптимальному развитию. (Слайд 6)
4. Процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, качеств, взглядов, убеждений, способов, поведения в обществе (в этой позиции ребенок - объект педагогического воздействия).
5. Целенаправленное создание условий для освоения человеком культуры, перевода ее в личный опыт через организованное длительное воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных институтов, социальной и природной среды, с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития и самостоятельности.
(Слайд 7) Таким образом, воспитание - это целенаправленное формирование личности на основе закладывания определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира, мировоззрения и поведения как проявления отношений и мировоззрения.
На ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и общество, поэтому задача воспитателя - гармонизировать действие этих факторов.
Среди множества учебных дисциплин предмет ―иностранный язык занимает особое место. Его своеобразие заключается в том, что в ходе его изучения учащиеся формируют умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой и полезной информации.
Воспитательный потенциал дисциплины «Иностранный язык» огромен, и, «как межпредметная учебная дисциплина обладает эффективными возможностями приобщения учащихся к мировой культуре и тем самым способствует лучшему осознанию своей собственной культуры».
Большинство отечественных методистов, говорят о воспитательной специфике обучения иностранному языку, как о главной, основной функции иностранного языка, они отмечают, что «иностранный язык вносит значительный вклад в нравственное воспитание, интернациональное воспитание, воспитание любви к Родине и своим близким».
Современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ. Исходной идеей современного урока является представление о единстве обучения, воспитания и развития. В соответствии с этой идеей должен конструироваться и осуществляться каждый урок.
Замысел современного урока заключается в создании учителем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка, воспитание здоровой личности. Согласно целям и содержанию обучения иностранному языку, можно сделать вывод о том, что воспитательный компонент является одним из главных аспектов обучения иностранному языку.
(Слайд 8) Воспитание личности предполагает:
Развитие психики личности в целом, т.е. мышления, памяти, чувств, воображения;
Формирование мировоззрения, т.е. системы взглядов и убеждений;
Формирование черт характера (настойчивости, трудолюбия, целеустремленности, любознательности, настойчивости, активности);
Усвоение общепринятых норм поведения (вежливости, выдержанности, дисциплины, такта);
Развитие эстетических взглядов;
Развитие различных склонностей и способностей, нужных нашему обществу;
Развитие потребностей в дальнейшем самообразовании.
Таким образом, при обучении иностранному языку возникают безграничные воспитательные возможности, если иностранный язык используется, как средство для приобщения учащихся к духовной культуре других народов и познания действительности путём иноязычного общения, как способ самопознания и самовыражения личности в процессе общения.
(Слайд 9) Воспитательные возможности урока ИЯ заключены в трёх сторонах урока:
Во-первых, в содержании используемых материалов;
Во-вторых, в методической системе обучения;
В-третьих, в личности преподавателя и его поведении.
У иностранного языка как учебного предмета есть одна особенность: на уроках мы обучаем общению, которое по самой своей сути – личностно. Учащийся не просто рассказывает о чём-то, он высказывает своё мнение, своё отношение к предмету общения. Именно это и является тем каналом, через который в сознание учащегося проникает воспитательное воздействие.
Овладевая иностранным языком, учащиеся лучше понимают и свой родной язык. Именно занятия иностранным языком тренируют и развивают память, волю, внимание, трудолюбие; развивает познавательные интересы; расширяют кругозор; знакомит с культурой, искусством, традициями и обычаями стран изучаемого языка. Всё это, несомненно, носит воспитательный характер. Изучение иностранного языка формирует чувство солидарности, дружбы, взаимопонимания между народами, и главное: изучение иностранного языка формирует ученика как здоровую нравственную личность. Иностранный язык вносит свою лепту в воспитание социально-активной личности. Изучение иностранных языков способствует формированию взглядов на мир учащегося, на место человека в природе и в обществе, на характер отношений в сфере, в которой он живет, к самому себе и т.д. При обучении осуществляется воспитание важнейших моральных качеств в личности: патриотизм и гуманизм.
На сегодняшний день английский язык - это не просто интересная дисциплина, а важное средство для диалога культур. Постепенно английский язык становится инструментом международного общения и общечеловеческого единения. В ходе изучения иностранного языка обсуждаются темы, которые позволяют соотнести свои взгляды с нормами общественной морали.
Таким образом, коммуникативная направленность предмета, его обращенность к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа способствуют воспитанию гражданственности, патриотизма, высоких нравственных качеств личности. К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию учащегося на уроке английского языка, могут быть отнесены и коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы, а также ролевые игры. Именно с помощью этих методов происходит коллективное взаимодействие учащихся.
Особую радость учащихся вызывает общение с носителями английского языка. В среднем и старшем звене, когда происходит становление личности учащегося, формирование сознания особенно важны материалы исторической и социальной направленности. Различные формы учебной работы: игры, дебаты, сочинения, уроки-экскурсии, просмотр и обсуждение фильмов, аудирование текстов, ролевые игры также эффективны на уроках английского языка патриотической направленности.
Английский язык выступает средством, при помощи которого ребята могут рассказать миру о своей Родине, городе, селе, своем личном опыте. Изучение иноязычной культуры невозможно без сформированной национально культурной базы родного языка.
(Слайд 10) Можно выделить следующие воспитательные цели иностранного языка:
1. Формирование уважения к языку и культуре носителей языка;
2. Воспитание коммуникативно-речевого такта, коммуникабельности в общении со сверстниками и взрослыми;
3. Воспитание активности в решении коммуникативных и познавательно-поисковых задач;
4. Приобщение к самостоятельному выполнению заданий, работе со справочной литературой, зарубежными источниками информации.
Согласно целям и содержанию обучения иностранному языку, мы делаем вывод что, воспитательный аспект является одним из главных аспектов обучения иностранному языку.
(Слайд 11) Воспитание личности предполагает:
1. Развитие психики личности в целом, т.е. мышления, памяти, чувств, воображения;
2. Формирование мировоззрения, т.е. системы взглядов и убеждений;
3. Формирование черт характера (настойчивости, трудолюбия, целеустремленности, любознательности, настойчивости, активности);
4. Усвоение общепринятых норм поведения (вежливости, выдержанности, дисциплины, такта);
5. Развитие эстетических взглядов;
6. Развитие различных склонностей и способностей, нужных нашему обществу;
7. Развитие потребностей в дальнейшем самообразовании.
Таким образом, при обучении английскому языку возникают безграничные воспитательные возможности, если иностранный язык используется, как средство для приобщения обучающихся к духовной культуре других народов и познание действительности путём иноязычного общения, как способ самопознания и самовыражения личности в процессе общения. Воспитание, как известно, осуществляется в труде, обучении, общении и игре.
(Слайд 12) Таким образом, можно сделать вывод, что воспитание думающих, осознающих свою национальную идентичность, уважающих традиции и обычаи своих предков, чувствующих свою ответственность за будущее Отечества выпускников, является одной из основных задач, стоящих перед современным образованием. Особое внимание при этом, заслуживает изучение дисциплины «Иностранный язык», все наполнение которой направлено на формирование и развитие личности патриота Отечества путем сопоставления культуры родной страны и стран изучаемого языка.
Использованная литература
Пассов, Е. И. Урок иностранного языка/ Настольная книга преподавателя иностранного языка/М. Глосса. пресс Феникс. 2010.
Сергеева Е.М. Формирование патриотизма и гражданственности на уроках английского языка [Электронный ресурс] / Сергеева Е.М. – режим доступа: http://urok.1sept.ru/статьи/642084/
Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М. АРКТИ, 2003.
Пелеванюк Е.Н. Воспитание патриотизма на уроках английского языка // Эксперимент и инновации в школе . - 2015. - № 2 . - С. 17-18.
Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / под ред. А.Г. Асмолова / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. 5-е изд. М.: Просвещение, 2016.
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”