СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речь и мышление

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Речь и мышление»

Речь и мышление

Речь и мышление

Какие отделы мозга развиты лучше, чем у животных? С чем это связано? Почему после удаления коры у животных наступает сон? Почему животных без коры ничему нельзя научить? Какую роль играет к.б.п. у человека? Какая деятельность является основой работы мозга? Что является компонентами ВНД? Есть ли сходство ВНД животных и человека?
  • Какие отделы мозга развиты лучше, чем у животных? С чем это связано?
  • Почему после удаления коры у животных наступает сон?
  • Почему животных без коры ничему нельзя научить?
  • Какую роль играет к.б.п. у человека?
  • Какая деятельность является основой работы мозга?
  • Что является компонентами ВНД?
  • Есть ли сходство ВНД животных и человека?
Мышление – это: Высшая форма познавательной деятельности человека, позволяющая отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями. Высшая форма познавательной деятельности человека, позволяющая отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.

Мышление – это:

  • Высшая форма познавательной деятельности человека, позволяющая отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.
  • Высшая форма познавательной деятельности человека, позволяющая отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.

Функции мышления  Установление всеобщих взаимосвязей Обобщение свойств однородной группы явлений Понимание сущности конкретного явления Решение проблем и задач   Понимание –это не только раскрытие существенного в предметах и явлениях, но и постижение смысла и значения чего-либо. При этом, чем больше связей человек обнаруживает между прежним и новым опытом, тем сильнее ощущение, что это новое ему понятно. Проблемная ситуация является побудителем, как бы запуском мышления. Анализ проблемной ситуации порождает вопросы, на которые необходимо ответить. Проблемная ситуация - это конфликт между тем, что дано субъекту и тем, что он должен достигнуть.

Функции мышления

  • Установление всеобщих взаимосвязей
  • Обобщение свойств однородной группы явлений
  • Понимание сущности конкретного явления
  • Решение проблем и задач

Понимание –это не только раскрытие существенного в предметах и явлениях, но и постижение смысла и значения чего-либо. При этом, чем больше связей человек обнаруживает между прежним и новым опытом, тем сильнее ощущение, что это новое ему понятно.

Проблемная ситуация является побудителем, как бы запуском мышления. Анализ проблемной ситуации порождает вопросы, на которые необходимо ответить. Проблемная ситуация - это конфликт между тем, что дано субъекту и тем, что он должен достигнуть.

Виды мышления  Мышление неоднородно. Существуют разные его виды.  Они различаются по своему функциональному назначению, строению, используемым средствам, познавательным возможностям.  Генетическая психология выделяет три вида мышления: Наглядно-действенное Наглядно-образное Словесно-логическое.

Виды мышления

Мышление неоднородно. Существуют разные его виды.

Они различаются по своему функциональному назначению, строению, используемым средствам, познавательным возможностям.

Генетическая психология выделяет три вида мышления:

  • Наглядно-действенное
  • Наглядно-образное
  • Словесно-логическое.
Виды мышления Наглядно-действенное мышление  —  это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности , осуществляемой с реальными предметами. Первичный вид мышления, возникающий у ребенка.  Также широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

Виды мышления

  • Наглядно-действенное мышление это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности , осуществляемой с реальными предметами. Первичный вид мышления, возникающий у ребенка.

Также широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

Виды мышления Словесно-логическое мышление  - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.  При этом, решая те или иные умственные задачи, мы пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений, умозаключений.

Виды мышления

  • Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

При этом, решая те или иные умственные задачи, мы пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений, умозаключений.

Основная задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений во времени и пространстве.   Выявление связей и отношений между предметами и явлениями осуществляется посредством  преобразования и особых умственных операций.     В процессе мышления осуществляется переход от случайного к необходимому, от единичного к общему. Существенные связи с необходимостью являются общими при многообразных изменениях несущественных обстоятельств.- Обобщенность.  Проникновение в существенные связи и отношения предметного и социального мира возможно с помощью выработанных человечеством культурных средств, орудий познания – практических действий, образов и представлений, моделей, схем, символов, знаков, языка. Опора на культурные средства познания характеризует такую особенность мышления как опосредованность.

Основная задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений во времени и пространстве. Выявление связей и отношений между предметами и явлениями осуществляется посредством преобразования и особых умственных операций.

В процессе мышления осуществляется переход от случайного к необходимому, от единичного к общему. Существенные связи с необходимостью являются общими при многообразных изменениях несущественных обстоятельств.- Обобщенность.

Проникновение в существенные связи и отношения предметного и социального мира возможно с помощью выработанных человечеством культурных средств, орудий познания – практических действий, образов и представлений, моделей, схем, символов, знаков, языка. Опора на культурные средства познания характеризует такую особенность мышления как опосредованность.

Основные мыслительные операции  Анализ  – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики. Синтез – мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому. Сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Абстрагирование – отвлечение – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечения от других – несущественных.

Основные мыслительные операции

  • Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики.
  • Синтез – мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому.
  • Сравнение мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.
  • Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
  • Абстрагирование – отвлечение – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечения от других – несущественных.

Формы мышления

  • Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.
  • Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Могут быть истинными и ложными.
  • Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Могут быть индуктивными, дедуктивными и по аналогии.

Человеческое мышление – в каких бы формах оно не осуществлялось – невозможно без языка, речи.

Через понятие, выраженное в слове, М.оказывается неразрывно связанным с речью. Речь – материальная основа мышления. Мысль всегда опирается на свернутую внутреннюю речь. Эксперименты и регистрация движений артикуляционных органов показали, что ни одна сложная мысль не протекает без свернутых речевых процессов. Внутренняя речь, в отличие от внешней речи, обладает особым синтаксисом, характеризуется отрывистостью, фрагментарностью, сокращенностью. Взаимосвязь мышления и речи – одно из важнейших, принципиальных различий между психикой человека и психикой животных. Только с появлением слова возможно зафиксировать, закрепить представление или понятие о том или ином свойстве, качестве, характеристике объекта, отношениях между объектами. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем более совершенствуется словесная формулировка какой-либо мысли , тем отчетливее и понятнее она становится.

Благодаря формулированию и закреплению в слове, мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Она прочно фиксируется в речевой формулировке – устной или письменной. И это – важнейшее условие их формирования.

Этапы решения мыслительной задачи Постановка Осознание Ограничение Проблемной зоны задачи поиска ситуации Проверка Построение гипотезы гипотезы Рефлексия действий и результатов

Этапы решения мыслительной задачи

Постановка

Осознание

Ограничение

Проблемной

зоны

задачи

поиска

ситуации

Проверка

Построение

гипотезы

гипотезы

Рефлексия

действий и

результатов

Индивидуальные особенности мышления проявляются в продуктивности ума, составляющими которого являются отдельные качества мышления:

Индивидуальные особенности мышления проявляются в продуктивности ума, составляющими которого являются отдельные качества мышления:

Составляющие продуктивности ума Быстрота Самостоятельность Инициативность Широта Гибкость Глубина Критичность Сообразительность

Составляющие продуктивности ума

Быстрота

Самостоятельность

Инициативность

Широта

Гибкость

Глубина

Критичность

Сообразительность

Качества мышления: Быстрота мышления – проявляется в способности находить правильные, обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени. Самостоятельность мышления – выражается в умении увидеть новую проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачи своими силами. Творческий характер мышления наиболее ярко выражается вего самостоятельности. Гибкость мышления – проявляется в умении изменять намеченный план действий, если этот план не удовлетворяет условиям, которые обнаруживаются в ходе решения задач.

Качества мышления:

  • Быстрота мышления – проявляется в способности находить правильные, обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени.
  • Самостоятельность мышления – выражается в умении увидеть новую проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачи своими силами. Творческий характер мышления наиболее ярко выражается вего самостоятельности.
  • Гибкость мышления – проявляется в умении изменять намеченный план действий, если этот план не удовлетворяет условиям, которые обнаруживаются в ходе решения задач.
Сознание – это отражение действительности в мозге человека. Мышление – это обобщенное и опосредованное познание действительности.

Сознание – это отражение действительности в мозге человека.

Мышление – это обобщенное и опосредованное познание действительности.

Сигнальные системы Совокупность процессов в нервной системе, которые осуществляют восприятие, анализ информации и ответную реакцию организма, называют сигнальной системой.

Сигнальные системы

  • Совокупность процессов в нервной системе, которые осуществляют восприятие, анализ информации и ответную реакцию организма, называют сигнальной системой.
Сигнальные системы Первая с.с Вторая с.с. Воспринимает конкретные раздражители и является основой для образования условных рефлексов. Условным раздражителем является слово. На основе слов возникает возбуждение, воспринимаемое и перерабатываемое к.б.п. Слова являются сигналами для работы первой с.с. За это восприятие отвечают анализаторы.

Сигнальные системы

  • Первая с.с
  • Вторая с.с.

Воспринимает конкретные раздражители и является основой для образования условных рефлексов.

Условным раздражителем является слово. На основе слов возникает возбуждение, воспринимаемое и перерабатываемое к.б.п. Слова являются сигналами для работы первой с.с.

За это восприятие отвечают анализаторы.

Речь – это озвученная мысль, свойственная только человеку Основой для возникновения речи является аппарат для образования звуков – голосовой. В к.б.п. в левом полушарии три центра речи:  - слуховой (понимание)  - двигательный (произношение)  - зрительный ( понимание  письменной речи, чтение)

Речь – это озвученная мысль, свойственная только человеку

  • Основой для возникновения речи является аппарат для образования звуков – голосовой.
  • В к.б.п. в левом полушарии три центра речи:

- слуховой (понимание)

- двигательный (произношение)

- зрительный ( понимание

письменной речи, чтение)

Функции речи (слова) Условный раздражитель Основа формирования понятий Средство общения Средство мышления:  - мышления осуществляется в речевой форме,  - Мышление свойственно только человеку,  - Мышление формируется…

Функции речи (слова)

  • Условный раздражитель
  • Основа формирования понятий
  • Средство общения
  • Средство мышления:

- мышления осуществляется в речевой форме,

- Мышление свойственно только человеку,

- Мышление формируется…

Дети - «Маугли» Возникновение второй с.с. Связано с коллективным трудом: эта система - средство общения. Слова и речь в целом обеспечили человеку высшие свойства нервной системы – сознание и мышление

Дети - «Маугли»

  • Возникновение второй с.с. Связано с коллективным трудом: эта система - средство общения.
  • Слова и речь в целом обеспечили человеку высшие свойства нервной системы – сознание и мышление
Типпе Дегре – родилась в Африке и росла среди львов

Типпе Дегре – родилась в Африке и росла среди львов

Бэби-Хоспитал  Найдена в 1978 на Сьерра-Леоне в стаде обезьян

Бэби-Хоспитал Найдена в 1978 на Сьерра-Леоне в стаде обезьян

Мальчик – обезьяна из Камбоджи

Мальчик – обезьяна из Камбоджи

В отличие от животных, кора человека обладает большей способностью к восприятию закономерностей в окружающем мире.

В отличие от животных, кора человека обладает большей способностью к восприятию закономерностей в окружающем мире.

 Речь (вторая сигнальная система) – материальная основа мышления .  Функции речи: В общении:  Коммуникация – передача друг другу определённых сведений, мыслей, чувств.  Экспрессия – передача эмоционального отношения к человеку, к которому она обращена. В мышлении:  Сигнализация – через слово обозначается предмет, действие, состояние.  Обобщение – каждое слово уже обобщает и это позволяет реализоваться мышлению.

Речь (вторая сигнальная система) – материальная основа мышления . Функции речи:

  • В общении:

Коммуникация – передача друг другу определённых сведений, мыслей, чувств.

Экспрессия – передача эмоционального отношения к человеку, к которому она обращена.

  • В мышлении:

Сигнализация – через слово обозначается предмет, действие, состояние.

Обобщение – каждое слово уже обобщает и это позволяет реализоваться мышлению.

Виды речи: Внешняя  Общение между людьми при помощи разговора. Внутренняя  Направлена на себя. Носит свёрнутый, сокращённый характер. Устная   Отличается сокращённым количеством слов и простой грамматической конструкцией

Виды речи:

  • Внешняя

Общение между людьми при помощи разговора.

  • Внутренняя

Направлена на себя. Носит свёрнутый, сокращённый характер.

  • Устная

Отличается сокращённым количеством слов и простой грамматической конструкцией

Письменная  Очень чёткий замысел. Сложная смысловая программа. Аффективная  Нет замысла. Очень проста, ограниченна «Ах!», «Ну, погоди!». Диалогическая  Речь при которой активны в равной степени все её участники. Монологическая  Предъявляет высокие требования к говорящему (доклад, лекция).
  • Письменная

Очень чёткий замысел. Сложная смысловая программа.

  • Аффективная

Нет замысла. Очень проста, ограниченна «Ах!», «Ну, погоди!».

  • Диалогическая

Речь при которой активны в равной степени все её участники.

  • Монологическая

Предъявляет высокие требования к говорящему (доклад, лекция).

Интеллект Характерные черты: 1) Способность познавать окружающий мир. 2) Всеобщность (т.е. во всех видах умственной деятельности). 3) Наследуемость (преимущественно).

Интеллект

Характерные черты:

1) Способность познавать окружающий мир.

2) Всеобщность (т.е. во всех видах умственной деятельности).

3) Наследуемость (преимущественно).

IQ (англ. intelligence quotient) - коэффициент умственного развития. Ниже 70 – слабоумные (15% населения Земли) Ниже 90 – у 1/4 населения 100 – в среднем Выше 110 – у 1/4 населения 130-140 – 2% людей

IQ (англ. intelligence quotient) - коэффициент умственного развития.

Ниже 70 – слабоумные (15% населения Земли)

Ниже 90 – у 1/4 населения

100 – в среднем

Выше 110 – у 1/4 населения

130-140 – 2% людей

Альберт Эйнштейн IQ 200 Билл Гейтс IQ 160 Джордж Буш младший IQ 91 Александр Солженицын IQ 159 Владимир Путин Брюс Уиллис IQ 134 IQ 101 Оноре де Бальзак IQ 187 Пэрис Хилтон Алла Пугачева IQ 95 Сильвестр Сталлоне IQ 106 Анджелина Джоли IQ 93 IQ 118

Альберт Эйнштейн

IQ 200

Билл Гейтс

IQ 160

Джордж Буш младший

IQ 91

Александр Солженицын

IQ 159

Владимир Путин

Брюс Уиллис

IQ 134

IQ 101

Оноре де Бальзак

IQ 187

Пэрис Хилтон

Алла Пугачева

IQ 95

Сильвестр Сталлоне

IQ 106

Анджелина Джоли

IQ 93

IQ 118

Вопросы для самостоятельной работы - Объясните значение мышления для развития личности. -Ученику предложили найти обобщающее слово к двум следующим понятиям: километр – метр. Чтобы выполнить верно задание, какое мыслительное действие должен произвести ученик? - Ребенку подготовительной группы предложили решить задачу: «Мама съела 3 конфеты, а сын 2. Сколько они съели конфет?» Мальчик отказался решать задачу, мотивируя тем, что так не бывает. Объясните поведение ребенка .

Вопросы для самостоятельной работы

- Объясните значение мышления для развития личности.

-Ученику предложили найти обобщающее слово к двум следующим понятиям: километр – метр. Чтобы выполнить верно задание, какое мыслительное действие должен произвести ученик?

- Ребенку подготовительной группы предложили решить задачу: «Мама съела 3 конфеты, а сын 2. Сколько они съели конфет?» Мальчик отказался решать задачу, мотивируя тем, что так не бывает. Объясните поведение ребенка .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!