СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевая готовность младшего школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников

Просмотр содержимого документа
«Речевая готовность младшего школьника»

Речевая  готовность к школе Голубева Наталья Геннадьевна учитель-логопед  МОУ СОШ №4 города Ростова

Речевая готовность к школе

Голубева Наталья Геннадьевна

учитель-логопед

МОУ СОШ №4 города Ростова

Готовность к школе - Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

Готовность к школе -

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:  Правильное произношение всех звуков Умение различать звуки речи на слух Владение навыками звукового анализа и синтеза Словарный запас Сформированность грамматического строя речи  Связную речь Речевую коммуникацию Мелкую моторику рук и психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие)

Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:

  • Правильное произношение всех звуков
  • Умение различать звуки речи на слух
  • Владение навыками звукового анализа и синтеза
  • Словарный запас
  • Сформированность грамматического строя речи
  • Связную речь
  • Речевую коммуникацию
  • Мелкую моторику рук и психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие)
 Звукопроизношение и фонематический слух:  в норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

Звукопроизношение и фонематический слух:

в норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

Владение навыками звукового анализа и синтеза: умение выделять звук на фоне слова; слышать и выделять первый и последний звук в слове; определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);  определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим; называть слова с заданным звуком; уметь составлять слова из звуков; дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».

Владение навыками звукового анализа и синтеза:

  • умение выделять звук на фоне слова;
  • слышать и выделять первый и последний звук в слове;
  • определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
  • определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;
  • называть слова с заданным звуком;
  • уметь составлять слова из звуков;
  • дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».
 Звуковой анализ и синтез фонематический слух: ИГРЫ  Цепочка слов : называйте по очереди слова на последний звук в слове  Вместе с ребенком попробуйте приготовить ужин (в названии блюд должен быть звук [С]: салат, сырники, морс, суп. По этому же принципу придумайте меню с названием блюд, где встречаются другие звуки.  Предложите убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук [Ч] – чашки, чайник, а затем со звуком [Л] – ложки, вилки, салатник и т.д.  Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [Р].  Если ребенок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы:  Кар-р-р-тофель или капусту?  Ар-р-р-буз или дыню?  Пер-р-р-сики или бананы?  Лук или огур-р-р-цы?  Помидор-р-ры или баклажаны?

Звуковой анализ и синтез фонематический слух:

ИГРЫ

  • Цепочка слов : называйте по очереди слова на последний звук в слове
  • Вместе с ребенком попробуйте приготовить ужин (в названии блюд должен быть звук [С]: салат, сырники, морс, суп. По этому же принципу придумайте меню с названием блюд, где встречаются другие звуки.
  • Предложите убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук [Ч] – чашки, чайник, а затем со звуком [Л] – ложки, вилки, салатник и т.д.
  • Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [Р].

Если ребенок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы:

Кар-р-р-тофель или капусту?

Ар-р-р-буз или дыню?

Пер-р-р-сики или бананы?

Лук или огур-р-р-цы?

Помидор-р-ры или баклажаны?

Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.

Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.

Словарный запас  К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, числительные), антонимы, синонимы, пони мать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов.

Словарный запас

К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас

В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, числительные), антонимы, синонимы, пони мать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов.

Сформированность грамматического строя речи: Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).

Сформированность грамматического строя речи:

Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).

Для развития грамматического строя и обогащения словаря можно предложить ребенку следующие задания Несколько значений одного слова

Для развития грамматического строя и обогащения словаря можно предложить ребенку следующие задания

Несколько значений одного слова

Игра «НАОБОРОТ»

Игра «НАОБОРОТ»

«Назови другим словом»

«Назови другим словом»

«Назови одним словом»

«Назови одним словом»

Связная речь  К 7 годам ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму  рассказы и сказки составлять рассказ по картинке составлять рассказ по серии картин отвечать на вопросы по тексту  При пересказе (рассказе) обращается внимание на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль), на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ), на лексику (полнота и точность использования слов), на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).

Связная речь

К 7 годам ребёнок должен уметь

  • пересказывать небольшие по объёму

рассказы и сказки

  • составлять рассказ по картинке
  • составлять рассказ по серии картин
  • отвечать на вопросы по тексту

При пересказе (рассказе) обращается внимание

  • на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль),
  • на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ),
  • на лексику (полнота и точность использования слов),
  • на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).
Речевая коммуникация Ребёнок должен быть  достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации,  легко входить в контакт  с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами  речевого этикета.

Речевая коммуникация

  • Ребёнок должен быть

достаточно активен в общении,

  • уметь слушать и понимать речь,
  • строить общение с учетом ситуации,
  • легко входить в контакт

с детьми и взрослыми,

  • ясно и последовательно выражать свои мысли,
  • пользоваться формами

речевого этикета.

Мелкая моторика рук  Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (пальчиковая гимнастика, ниткография, обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами и т.д.).

Мелкая моторика рук

Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (пальчиковая гимнастика, ниткография, обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами и т.д.).

 Увлекательными могут быть игры с соленым тестом. Поделки из него хранятся очень долго, ими даже можно играть. Рецепт приготовления прост: два стакана муки, один стакан соли, один стакан воды (ее можно подкрасить), две столовые ложки растительного масла – все смешать, чуть подогреть и получится мягкий комок. Лепите на здоровье!   Предложите ребенку сделать панно из пуговиц. Если ему трудно их пришивать, то их можно укрепить на тонком слое пластилина (как яичную скорлупу).

Увлекательными могут быть игры с соленым тестом. Поделки из него хранятся очень долго, ими даже можно играть. Рецепт приготовления прост: два стакана муки, один стакан соли, один стакан воды (ее можно подкрасить), две столовые ложки растительного масла – все смешать, чуть подогреть и получится мягкий комок. Лепите на здоровье!

Предложите ребенку сделать панно из пуговиц. Если ему трудно их пришивать, то их можно укрепить на тонком слое пластилина (как яичную скорлупу).

Все психические процессы тесно взаимосвязаны. Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к нарушению умственного развития ребёнка в целом. Развивайте у детей память, мышление, воображение, внимание.

Все психические процессы тесно взаимосвязаны. Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к нарушению умственного развития ребёнка в целом. Развивайте у детей память, мышление, воображение, внимание.

https://chudo-udo.info/  http://www.teremoc.ru/ https://chudo-udo.info/

https://chudo-udo.info/

http://www.teremoc.ru/

https://chudo-udo.info/

Пример письма с нарушением

Пример письма с нарушением

Уважаемые родители !  Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной помощи, не стоит надеяться на то, что он «вырастет, и сам научиться говорить».   Необходимо обратиться к специалистам.

Уважаемые родители !

Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной помощи, не стоит надеяться на то, что он «вырастет, и сам научиться говорить».

Необходимо обратиться к специалистам.