Просмотр содержимого презентации
«РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ собрание для родителей»
РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Что такое речевая готовность ребёнка к школе?
Речевая готовность - один из критериев оценки общего развития ребенка, его утверждения как личности, умения себя позиционировать в обществе.
Существуют критерии готовности
к школьному обучению, которые
предъявляются к усвоению ребенком
родного языка как средства общения.
Сроки появления в речи ребёнка звуков:
- 1-2 годика - звуки: А, О, Э, П, Б, М;
- 2-3 годика - звуки: И, Ы, У, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й;
- 3-5 лет - звуки: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ;
- 5-6 лет - последними (!) усваиваются звуки : Л, Р.
Связная речь
- К 7 годам ребёнок должен уметь
- пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки из 8 – 10 предложений, сохраняя последовательность и смысл;
- составлять рассказ по сюжетной картинке;
- составлять рассказ по серии из 3 – 6 сюжетных картинок;
- отвечать на вопросы по тексту.
- При пересказе (рассказе) обращается внимание
- на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ);
- на лексику (полнота и точность использования слов);
- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).;
- на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль)
Сформированность звуковой стороны речи.
- В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам.
- Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.)
Сформированность фонематических процессов и навыки анализа и синтеза звукослогового состава слова.
- различать звуки на слух и в произношении ;
- слышать и выделять первый и последний звук в слове;
- определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
- определять количество и последовательность звуков в слове;
- называть слова с заданным звуком;
- определять количество слогов в слове, отбирать картинки с заданным количеством слогов;
- слитно произносить слово, произнесенное с паузами после каждого звука;
- уметь составлять слова из звуков и т .д.
Словарный запас
- В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия).
- Подбирать синонимы, антонимы, омонимы.
- Понимать переносное значение слов(пословицы, фразеологические обороты).
- Подбирать обобщающие понятия для группы предметов.
- Знать детёнышей животных и т.д.
- Владеть навыками словообразования образовывать прилагательные от существительных.
Сформированность грамматического строя речи:
- умение пользоваться развернутой фразовой речью;
- умение пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;
- умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе;
- согласовывать имена существительные с именами прилагательными;
- правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные;
- умение употреблять простые и сложные предлоги и т.д.
- умение работать с предложением;
- правильно строить простые предложения;
- видеть связь слов в предложениях;
- распространять предложения второстепенными и однородными членами;
- работать с деформированным предложением.
Статистика речевых нарушений у первоклассников
Причины речевых нарушений у детей
Причины популяционного детского неблагополучия
1. Изменение внешних условий и факторов жизни:
- частые ядерные испытания, экологические и технические катастрофы, применение искусственных заменителей пищи, гормональных добавок, консервантов, лекарственных препаратов;
- революционный скачек в области средств связи, кардинально изменивший электромагнитное поле Земли.
2. Развитие нынешнего ребенка протекает иначе, чем 20-25 лет назад.
Соматическая и мозговая организации поведения человека, рожденного и вскормленный естественным путем, играющего в подвижные игры, принци-пиально отличается от человека, рожденного с помощью кесарева сечения или стимуляторов, искусственно вскормленного , завернутого в памперсы, растущего в окружении «псевдособеседников и «псевдоинформации» в лице компьютерной субкультуры . Всё это приводит в онтогенезе речи (и психическом развитии) не к неспособности ребенка говорить (хотя и этот элемент также присутствует), а к не-способности к усвоению и, следовательно, использованию родного языка, как главного инструмента сознания, присвоения культурного опыта (связи времен) и общения.
Внутренние (эндогенные) причины речевых нарушений
- Заболевания матери во время беременности.
- Отягащенная наследственность.
- Аллергии матери.
- Перенесенные переливания крови.
- Токсикоз беременности, не зависимо от срока беременности.
- Иммунологическая несовместимость крови матери и плода.
- Многообразная акушерская патология.
- Курение во время беременности, употребление алкоголя.
- Состояние после лечения бесплодия, преждевременных родов.
- Короткий промежуток между двумя беременностями.
- Маленький рост будущей матери.
- Аномалии скелета.
- Беременности до достижения 18 лет или после 40 лет.
- Особые психические нагрузки.
Внешние (экзогенные) причины речевых нарушений
- Отсутствие эмоционального положительно окружения.
- Некоторые речевые нарушения могут иметь в своей основе подражание.
- Психические травмы.
- Общая физическая слабость организма, незрелость, обусловленная недоношенностью, рахит.
- Различные нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов.
"Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться".
Л.А. Венгер.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
- Создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами;
- больше общаться с ребёнком, чаще читать .
Для нормального становления речевой деятельности необходимы условия:
- определенная степень зрелости различных структур головного мозга;
- координированная работа голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции;
- развитие слуха, зрения, дыхательных навыков, эмоций;
- формирование потребностей в общении.
Метод замещающего онтогенеза
Уважаемые родители!
Если ваш ребенок имеет трудности в речевом
развитии и нуждается в специальной помощи,
не стоит надеяться на то, что он
«вырастет, и сам научиться говорить».
Устранив все недочеты
в дошкольном возрасте,
в школе ждет вас успех!
Спасибо за внимание!