СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевая прогулка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проведение речевого праздника для учащихся начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Речевая прогулка»

Речевая прогулка в «Лесное царство царя Грамотея»

Цель: обобщить и систематизировать полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах и предложениях.

Задачи: формирование навыков фонематического слуха и восприятия, оперативной зрительной, слуховой, моторной памяти;

совершенствование артикуляционной и мелкой моторики;

развитие самоконтроля за поведением, речью, эмоционально-волевой сферой;

воспитание культуры общения.


Оборудование: презентация ; конверт с письмом; детали ключа из золотой бумаги; листочек, цветок и тучка с заданиями; тучки с написанными на них предложениями; лепестки ромашки с картинками, атрибуты для сценок.

Ход занятия:

Л: Дорогие ребята! Я рада, что мы собрались сегодня все вместе. Предлагаю вам посмотреть на себя.

Звучит песня «Игра» с показом презентации фотографий детей.

На логопедических занятиях вы учитесь красиво и правильно говорить, поэтому ваше путешествие по Стране Правильной речи продолжается. А сегодня вас ждёт царь Грамотей, чтобы порадоваться вашим успехам и вручить ключ от своего Лесного царства.

Раздаётся тревожная музыка.

Логопеду передают конверт, в нём письмо от царя Грамотея. Логопед читает письмо:

Ой, ребята, помогайте,

Из беды всех выручайте!

Звукоешка как-то раз

В наше царство пробралась,

Ключ заветный, вот плутовка.

Утащила очень ловко.

Нужно вам её догнать,

Нужно ключик отобрать.


Входит Звукоешка.( шапочка с обгрызенными буквами)

Звукоешка: Чтобы ключик получить Вера Р..

Нужно очень умным быть.

Вам его я не отдам.

И преграды вам создам.

Посмотрю, чему вы научились. За каждое выполненное задание я вам буду давать частичку ключика. Если вы справитесь со всеми заданиями, то сможете собрать весь ключик и открыть им двери лесного царства царя Грамотея. А если задания окажутся для вас трудными, то ключик останется у меня!

Л. Ребята, сейчас мы отправимся в путь, чтобы отобрать у Звукоешки ключик и попасть в лесное царство. Путь нам предстоит непростой, Звукоешка никогда не отдаст ключик просто так. Она приготовила для нас задания, но, я думаю, мы с ними справимся.

В начале нашей прогулки, ( как и в начале каждого занятия) нам необходимо сделать …артикуляционную гимнастику. ( слайды)

Молодцы! Продолжаем наше путешествие.

По лесной дорожке

Наши ножки шагали.

Листочки под ножками

Тихо шуршали ( слайд)

Дети сидя на стульчиках, потирая ладони, произнося: «Ш-ш-ш» отрывисто, длительно.

- Мы подошли к избушке Бабки-Ёжки ( слайд).

Избушка в сказочной глуши (дети поднимают руки вверх и соединяют их над головой в виде крыши)

Стоит на курьих ножках. (Встают на одну ногу, руки на поясе).

Из сказок знают малыши (соединяют ладони на уровне груди и раскрывают их в виде книжки), Живёт в ней Бабка-Ёжка .

Наверно, очень скучно ей (руками обхватывают щёки и качают головой)

Одной в своей избушке…

. Сидит на печки, ждёт гостей ( смотрят вдаль из-под руки)

И в чай макает сушки (кончиками больших пальцев обеих рук касаются поочерёдно кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца).

Как в сказку хочется попасть

И в гости к Бабке-Ёжке… .

На ступе вволю полетать (машут руками, как крыльями),

Увидеть курьи ножки. (Руки на поясе, поочерёдно вытягивают вперёд и ставят на пятку то правую, то левую ногу).

Л:. Вот поляна перед нами ( слайд).

Что лежит тут под кустами?

Да ведь это же слова

Плачут горькими слезами

Что- то тут совсем не так,

…………………………………..

Достаёт из-под ёлки листочек с заданием. Игра «Слово заблудилось».

Сладко спит в берлоге… миска,

На столе с салатом… мишка.

В поле землю я… пасу,

На лугах коров… пашу.

На виду у детворы… крысу красят маляры.

С другом мы играли в… чашки,

Пили чай из белой… шашки

Модница надула… шубы,

Не подходят ей все… губы.

Вылезла из норки… шишка,

На неё упала… мышка.

Пожарник надел… кашку,

А Маша съела… каску.

Дети исправляют, выясняя, в каком слове звук заблудился.

Л: Все внимательными были!

Словам звуки возвратили!

За это нам Звукоешка отдает часть ключика.

Часть ключика выставляется на магнитную доску.

Л: Нам нужно двигаться дальше.

Отправляется в полёт наш огромный самолёт ( слайд). Дети расправив руки в стороны произнося звук -Л- (отрывисто, длительно).

Л: Посмотрите-ка, друзья,

Тут опять у нас беда!

Звукоешка прибежала,

Предложения сломала,

По шарикам развесила,

Словечкам там не весело.

Игра «Составь предложение».

На полу разбрасываются шарики, в которых записки со словами. Дети под музыку лопают шарики и собирают слова, которые в дальнейшем вывешиваются на доске. Затем дети составляют из слов предложения в течение 3-5 минут.


Л: Молодцы, ребята! Звукоешке ничего не остаётся, как отдать нам ещё одну часть ключика.

Дети составляют две детали ключика на магнитной доске.

Л: Трудная у нас с вами была работа. Нужно вам немножко отдохнуть. Упражнение для глазок

Л: Отдохнули мы немножко.

Но дорога далека,

Дальше двигаться пора.

Заводите вы моторы,

Впереди крутые горы ( слайд).

Дети имитируют мотор машины -Р-.

Л: Звукоешка пробегала, стихи прочитала,

По одному словечку из каждого украла.

Нужно нам словечко вернуть в стихотворение.

Игра «Закончи стихотворение».

К неизведанной планете полетим мы на… ракете .

Дождь прошел, и на луга опустилась… радуга .

Я взял муки, я взял творог,

Испёк рассыпчатый… пирог .

Чтобы было, где писать

В школе нам нужна… тетрадь .

Пусть мороз зимою злиться

Мы оденем… рукавицы .

В речке есть один чудак.

Не рыбёшка. Это… рак .

Растрепалась вдруг прическа.

Срочно нам нужна… расческа .

Вместо носа пятачок, вместо хвостика – крючок,

Голос мой визглив и звонок. Я – весёлый… поросёнок .

Л: И с этим заданием вы справились. Получайте от Звукоешки частичку ключика.

Дальше двигаться пора! Собирайся, детвора! На поезд мы сели, Колеса запели: Чух-чух-чух! . Дети имитируют поезд.

Л: Снова поляна перед нами, Как ковер, усыпана цветами! .

На одном из них заданье.

Две ромашки на опушке,

Нам собрать сегодня нужно.

Но ромашки не простые,

Лепестки все расписные.

Звукоешка не напрасно

Все запутала, смешала,

Чтоб никто не догадался,

Где какой звук заплутался ( звук -Р-, а где звук –Л-)

Игра «Логопедическая ромашка».

Дети делятся на две команды. Одна команда собирает ромашку, на лепесточках которой картинки, в названии которых слова со звуком –Р-, другая команда – слова со звуком –Л-.

Л: Вот ребята постарались,

И совсем не растерялись.

Всё исправили, собрали,

Звукоешке не отдали!

Некуда ей деваться, она отдаст нам последнюю часть заветного ключика! Теперь мы с вами можем им открыть двери в Лесное царство царя Грамотея!

Но что это, дети? Звукоешка нам вредила,

Но сейчас вдруг загрустила:

Никто в гости не зовёт.

И конфет ей не даёт.

Может, мы её простим

И с собою пригласим?

Ты нам больше не вреди,

Хорошо себя веди!

Звукоешка: Не хочу плохой я быть,

Хочу с ребятами дружить!

Чтоб доставить радость вам,

Ключик я сейчас отдам.

Звукоешка отдаёт последнюю часть ключика.

Дети добавляют недостающую часть и открывают ключиком двери в Лесное царство.

Логопед: Дорогие ребята! Весь год вы трудились, учились прислушиваться к звукам, старательно овладевали умением правильно и красиво говорить, преодолели все препятствия, которые приготовила для вас Звукоешка. И сегодня покажем, чему вы научились на занятиях.


Потерялась буква Р. МАРИНА П.

Где? В трамвае, например.

Или мы её вчера Не забрали со двора?

Уронили в гастрономе,

Не нашли за дверью в доме?

Или спрятали, проверьте,

В запечатанном конверте?

Может, милиционер

Принесет нам букву Р?

Но сказала громко Маша:

- Отыскалась буква наша!

Оказалось просто это: Рыба! Рак! Река! Ракета!


У меня не получалась в разговоре буква Р. ВЕРА Р.

Как я только не старалась –

Вместо Р звучало Л.

Наконец сообразила,

Как исправить речь свою,

Я частушку сочинила

И весь день её пою.

«Рано утром я проснулась, раза три перевернулась,

- Прекрати! Пора вставать! – Проскрипела мне кровать».

Кто захочет, тот добьётся:

Сам исправит речь свою!

Почему же брат смеётся?

Я отрично говолю!


Л: Над нашими детьми не придется смеяться. Они с легкостью справляются со сложными заданиями.

Л: А ещё ребята приготовили сценки, в которых слова содержат звуки, над которыми мы работали на занятиях. Логопед по очереди называет название сценок и участников.

Перед выступлением дети надевают маски и элементы костюмов.

«Рыжий кот и старушка-говорушка» (звуки Р и Ш).

ПОЛИНА Г., ИГОРЬ Г.

- Рыжий кот, Вернись к старушке, Одинокой-говорушке!

- Ни за что я не вернусь! Под забором я свернусь:

По утрам и вечерам в твоём доме та-ра-рам!

- Не ходи ты под забор, С кем вести мне разговор? У старушки-говорушки Рыжий кот – одна подружка!

- Я вернусь, но чур-чур-чур! – Не ругать за мур-мур-мур! У старушки-говорушки будет котик-говорушка!

«Паучок и пчела» (звуки Ч и Л).

- Кто это ночью плачет на печи?

- Это я, паучок, намочил я колпачок,

В чай упал я ночью,

Чайник для меня, как бочка.

- Я пчела, помочь готова:

Вот бечевка, вот калач,

Вот печенье, а вот мяч,

Только, паучок, не плачь!

- Мне, пчела, чуть-чуть полегче,

Не мечтал я о таком.

Ты лети ко мне на печку,

Угощу тебя чайком.

«Зайка» (звуки Л, Р, С, Ш).

- Зайка, зайка белый хвост, Где ты был?

- Косил овёс.

- Где овёс?

-Журавль склевал.

-Где журавль?

-Медведь прогнал.

- Где медведь?

- Сидит в ловушке.

- Где ловушка?

-На горушке.

- Где горушка?

-Вечерком смыло в речку ручейком.

Л: На занятиях дети не только учились красиво и правильно говорить, но и развивали внимание и память. И в заключение игра на внимание «Эхо». Повторяйте последний слог каждого слова три раза.

Собирайтесь, детвора!

Ра-ра-ра!

Начинается игра

Ра-ра-ра!

Да ладоши не жалей!

Лей-лей-лей!

Бей в ладоши веселей

Лей-лей-лей!

Сколько времени сейчас?

Час-час-час!

Сколько будет через час?

Час-час-час!

И не правда будет два!

Два-два-два!

Думай, думай, голова!

Ва-ва-ва!

Как поёт в селе петух?

Ух-ух-ух!

Да не филин, а петух?

Ух-ух-ух!

Вы уверены, что так?

Так-так-так!

А на самом деле как?

Как-как-как!

Вы хорошие всегда?

Да-да-да!

Или только иногда?

Да-да-да! Не устали отвечать?

Чать-чать-чать!

Разрешаю помолчать!

Вот и подошла к концу наша прогулка! Но ваше путешествие по Стране правильной речи продолжается. Я надеюсь, вы понимаете, как важно говорить красиво и понятно. Вам пришлось немало потрудиться, но труд никогда не бывает напрасным. Сегодня я хочу похвалить вас за успешную работу в обучении правильной речи.